Главная страница
Навигация по странице:

  • Схема 1.

  • дискус. Введение глава трактовки дискурса в современной литературе


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеВведение глава трактовки дискурса в современной литературе
    Анкордискус.doc
    Дата19.04.2018
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файладискус.doc
    ТипДокументы
    #18261
    страница19 из 26
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   26

    Таким образом, мы можем сказать, что телевизионные новости, являясь частью общего политического дискурса, одновременно создают свой, особый тип политический дискурса.

    Начало исследования телевизионных новостей как части политического дискурса было связано с возросшей ролью телевидения в проведении избирательных компаний и формировании общественного мнения. Первым полномасштабным исследованием новостей в сфере их воздействия на аудиторию можно считать вышедшею в 1968 году книгу ученых М. Маккомбса и Д. Шоу «Исследование в Чэпэл Хилл». На основе большой базы эмпирических данных в данной работе была установлена взаимосвязь между наиболее частыми темами новостных выпусков и теми проблемами, которые воспринимались общественным мнением как наиболее острые и серьезные.

    Начиная с 70-х годов исследования телевизионных новостей переходят из стадии эмпирических наблюдений в стадию выдвижения концептуальных теорий и глубинных исследований. Однако почти сразу выделяется несколько направлений изучения новостей, которыми начинают заниматься представители разных научных дисциплин.

    Направления исследований:

    • Исследования воздействия новостей на зрителя, аудиторию и массовое сознание (изучения ведутся в основном в рамках психологии);

    • Теории установления приоритетности новостей (в рамках журналистики и PR);

    • Изучение механизмов манипулирования общественным мнением, используемых в новостях.

    Исследования восприятия и производства новостей в междисциплинарном плане начинается со второй половины 80-х годав. На данный момент можно выделить 2 крупнейших центра по изучению новостей:

    • Бирмингемский центр по изучению современной культуры.

    Его деятельность характеризуется сочетанием марксистского анализа деятельности СМИ и теоретических основ, разработанных М. Фуко, М. Пеше и Л. Альтюссером. Вклад ученых этого центра заключается в критике упрощенного подхода к анализу дискурса прессы, при котором роль и функции СМИ сводятся к манипулированию сознанием, искажению реальности, фальсификации новостей и т.п.

    • Университет Глазго (Великобритания).

    Учеными этого центра доказывается существование так называемого «фактора новостей», то есть «признаков событий, определяющих их публикационную ценность - newsworthiness» Чем больше выражены такие признаки у события, тем больше у него шансов на опубликование. Такой механизм препятствует репрезентативному отбору событий и способствует искажению их подлинности.
    Телевидение, как и другие средства массовой информации является связующим звеном между публикой и некоей объективной реальностью, внеположенной по отношению к нашему восприятию.232 И следует иметь в виду, что новости сообщают нам сведения об этой объективной реальности после тщательного отбора материала и решения, какое количество внимания следует уделять рассмотрению каждой конкретной темы. При этом, представляя нам адаптированную согласно политике канала и интересам аудитории картину реальности, телевидение не фальсифицирует подлинные события. Оно лишь односторонне их истолковывает, избирательно акцентируя внимание на тех или иных аспектах реальности. Т.е. можно сказать, что новости представляют нам не реальность, а ее репрезентацию, как бы ее «отражение в кривом зеркале», в котором часть фактов оказывается преувеличена, а часть становиться просто не видна.

    В чем же причина подобного искажения реальности в новостных программах? Не стоит считать, что это исключительно попытки навязать зрителю идеологически «причесанную» картину действительности. Дело в том, что основная функция новостей – помочь аудитории осмыслить сообщение о том или ином событии. Поэтому, чтобы сохранить соответствие критериям объективности и непредвзятости, новостным программам приходиться подавать информацию таким образом, чтобы она легко воспринималась большинством телезрителей, и могла быть быстро «декодирована» ими. Для этого новостям приходиться учитывать всю совокупность тех стереотипов, мнений, оценок, которые уже существуют в их аудитории. Ведь, по выражению Т. ван Дейка «реально не то, что произошло в действительности, а то, что дискурсивно привычно».

    Т.о. первой особенностью политического дискурса телевизионных новостей является необходимость с одной стороны освещать реально произошедшие события, а сдругой - четко вписывать эти события в уже существующую в массовом сознании систему идей и ценностей. Главным результатом этой особенности становиться то, что дискурс телевизионных новостей представляет не объективную реальность, а лишь ее репрезентацию, адаптированную согласно политике канала и требованиям аудитории.

    Каким же образом происходит отбор фактов для его освещения в телевизионном дискурсе? На самом деле, основой для новостей является даже не реальность, а событие. По мнению В. Руднева, событием следует назвать лишь такое проишествие, которое стало объектом внимания как минимум двух свидетелей – тех, кто может удостоверить произошедшее как действительно случившееся. Событие имело место, если развернулось на глазах у очевидцев и тем самым выступило в качестве спектакля для зрителей, которые если не присутстуют, то хотя бы подразумеваются в наличии.

    Однако, чтобы стать новостью, событие должно обладать еще целым рядом признаков. К. Джеймисон и К. Кэмпбэлл выделяют 5 признаков события, достойного освещения в новостях:

    1. Персонифицированное – случилось с реальными людьми;

    2. Драматичное, содержащее яркое событие, либо спор или конфликт;

    3. Актуальное и конкретное, а не теоретическое или абстрактное;

    4. Новое или отступающее от нормы;

    5. Связано с темами постоянного интереса новостных масс-медиа.

    Чем больше у события данных признаков, тем больше у него шансов стать новостью.

    Т.о. второй особенностью политического дискурса телевизионных новостей является то, что предметом риторики медиа-дискурса могут стать не все события реальности, а лишь те, которые соответствуют определенным требованиям.

    Следующей стадией конструирования политического дискурса в масс-медиа является определенная «подгонка» произошедших событий под специфику жанра телевизионных новостей. С. Холл называет данный процесс «кодированием». Основная цель кодирования в масс-медиа - придать сообщению форму, которая будет соответствовать задачам телевизионного вещания и одновременно будет понятна аудитории. 233 Здесь также нужно иметь ввиду, что закодирование сообщение должно отвечать и таким прагматичным задачам телевизионных каналов, как сжатые сроки эфирного времени и привлечение и удержание аудитории (пресловутый «рейтинг»).

    В процессе кодирования сообщение подвергается следующим изменениям:

    1. Кодируется в форме устоявшихся содержательных жанров;

    2. Вставляется в определенные смысловые рамки, соответствующие политике канала и интересам аудитории;

    3. Сокращается смысловое многообразие сообщения, т.е. ему придается определенная интерпритация, направленная на четко определенное восприятие сообщения аудиторией;

    4. Сообщение становиться более компактным;

    5. Сообщению придается подчеркнутая окраска социальной значимости;

    6. Сообщение делается «интересным» для публики, т.е. в него добавляется элемент драматичности, яркости, зрелищности.

    Только сообщение, жестко подогнанное и кодированное под особенности телевизионного вещания будет выпущено в эфир новостей, т.е. станет частью политического дискурса. Это третья особенность политического дискурса телевизионных новостей.

    Следующая отличительная черта политического дискурса, создаваемого телевизионными новостями состоит в особенностях его структуры и подачи. Американский ученый Г. Шиллер выдвигает теорию о существовании двух тенденций в дискурсе телевизионных новостей:

    • дробление информации (фрагментация);

    • высокая скорость передачи информации.

    Шиллер отмечает, что информация в новостях подается людям не в качестве единой, цельной картины мира, а как бы кусочками. Поэтому у человека возникает мозаичное представление об окружающей реальности, когда причинно-следственные отношения между “фрагментами” действительности оказываются нарушенными. Такую отрывочность знаний, по мнению Шиллера, легко эксплуатировать, так как выделение определенного объекта и, допустим, его изменение не вызывает изменений в оценке мира вообще. Высокая скорость и интенсивность, с которой подается информация в новостях направлена прежде всего на снижение критической оценки этих данных у человека.

    Полный механизм формирования политического дискурса телевизионных новостей, с учетом всех его особенностей приведен на схеме 1.
    Схема 1.

    Механизм формирорванияо дискурса телевизионных новостей.

    телевизионные новости


    как

    дискурс







    особенности подачи







    «кодирование»







    событие







    реальность
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   26


    написать администратору сайта