Главная страница

Учебное пособие, студентам. Введение. Советы студентам


Скачать 248.07 Kb.
НазваниеВведение. Советы студентам
Дата29.03.2022
Размер248.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУчебное пособие, студентам.docx
ТипУчебник
#424447
страница3 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Тема № 6: «ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ»

План

  1. Основные черты русской философии

  2. Философия B.C. Соловьёва

  3. Философия Н. А. Бердяева

  4. Философия А. Ф.Лосева

Основные понятия:
Соборность — единство людей на основе их любви к Богу и следование строгой нравственности.

Космизм - комплекс идей утверждающих неразрывную связь судьбы человека с освоением космоса

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что б учебниках математики рассматривается не немецкая или французская математика, а математика как явление мировой культуры..

Подобно математике, физике, кибернетике философия есть явление мировой культуры. Разумеется, это не отменяет тот факт, что всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Столь же неоспоримо, что для близкой нашему сердцу российской духовности если не во всех, то во многих отношениях смысл образующую роль играет философия отечественных авторов: Чаадаева, Хомякова. Герцена, Чернышевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосского, Лосева и многих других. Дня философских воззрений этих авторов характерен большой разброс. Тем не менее ниже мы попытаемся представить традиционную российскую философию как нечто целостное. Затем проведем конкретизацию основных черт философии, ориентирующейся на российские традиции, на примере философии В. С. Соловьева, PLA Бердяева, А Ф. Лосева. Соловьев чуть ли не единодушно признается самым выдающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Бердяев, пожалуй, наиболее известный из всех российских философов XX века, проживавших вне России. Лосев — крупнейшая философская фигура XX века внутри российского масштаба. Итак, о характерных чертах традиционной российской философии.

Доя абсолютного большинства русских философов характерен идеал, цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставляется фрагментарности, расчлененности культуры индустриального общества.

Но мир — это не просто целостность, а положительное единство (Б. Соловьев). Чаше всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опыта жизни Философия сливается с религией, прежде всего с православием.

Положительное единство понимается также как нравственность, оправдание абсолютного добра.

Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, приводит к этическому персонализму.

Нравственность в общественном контексте приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и следование строгой нравственности.

Принцип соборности кладется в основу интерпретацию политических и правовых воззрений.

Принцип цельности б российской философии применительно к проблемам теории познания конкретизируется в сочетании чувственного, рационального и возвышенно-мистического.

Часто основа познания понимается как интуиция, как постижение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим.

В вопросе об истинности отечественные философы часто стремятся соединить теоретический и нравственно-религиозньй опыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью. Космизм: идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса. По сути дела, концепция русского космизма является дальнейшей конкретизацией идеи всеединства которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федорова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в «распространении совершенства» (Циолковский) по Вселенной. Эта идея поражает своей

масштабностью, но для ее научного анализа все ещё недостает данных. Ныне часто говорят а пишут о необходимости возрождения отечественной философской традиции.

Безусловно, такого род идеи заслуживают всяческой поддержки Но возрождать отечественную философии, на новом этапе российской действительности целесообразно не иначе как с использованием достижений современной мировой философии в целом.
2. ФИЛОСОФИЯ В.С.СОЛОВЬЁВА
В философии Владимира Сергеевича Соловьева основные черты русской философии представлены особенно рельефно. Соловьев недоволен позитивизмом, отвлеченными началами рационалистов, односторонностью эмпириков. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает идеалы Богочеловечества. Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для Соловьева очевидно что на эту роль может претендовать только Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью — всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Философию Соловьева так и называют: философия положительного eceeduncjhsa.

Всякое многообразие скреплено божественным единством, мудростью Бога, Софией, София — это душа мира. Смысл бытия человека — достраивание Софии до органической целостности с абсолютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством. В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве благо {как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда следует формула Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности — благо, истина м красота — всегда образуют единство, смысл которого — любовь. Любовь — это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь — это воссоединение в Боге. Это истинная духовность. Хотя любовь но преимуществу есть платоническое чувство. Соловьев угадывал в ней женское очарование. Блестящий поэт, он описывает одно из своих мистических видений следующим образом:

Все видел я, и все одно лишь было,— Один лишь образ женской красоты...

Видимо, неслучайно философию Соловьева часто называют философией вечной женственности.

Дня Соловьева гарантами спасения человечества являются любовь и нравственность Истину добывает высоконравственный человек. Безнравственная наука служит силам разрушения, войны в том числе. То же относится и к искусству, если оно не наполнено нравственным смыслом.

Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движение к добру. Жизнь — это подвиг одухотворения. Пигмалион сотворил статую, и она ожила: так истинный человек, подобно талантливому скульптору, одухотворяет свои деяния. Соответственно жертва Христа открыла путь к спасению человечества.

Все личные и общественные коллизии разрешаются при стремлении к совершенному добру Нравственность имеет первенство над правом, политикой, экономикой. Разрушительные силы не всесильны, на пути к

Богочеловечеству можно справиться с любыми задачами, в том числе и с войнами, и с разделением церквей, и с разделением людей по нациям.

3. ФИЛОСОФИЯ Н.Б.БЕРДЯЕВА
Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного «ничто». Бог сотворил мир из ничто, следовательно. Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть ничто. Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает человеку стать добрым, но он не в состоянии контролировать ничто, принцип свободы. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек есть дух. Будучи свободным, человек творит, оправдание человека в его свободе, его творчестве, его откровении. Доя Бердяева главное — это оправдание человека, его философия ярко персоналист ична, романтична, расцвечена тысячами красок человеческого бытия. Ясно, что философ с таким мировоззрением не мог не быть противником тоталитарных режимов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение достигается не в технике, не в революциях, а в божественной духовной жизни. Бердяев считан, что в этом отношении многого можно ожидать от русском души и русской идеи.

Когда в России в 90-х годах этого столетия стали появляться одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне открыли для себя новый, во многом неведомый мир, они стали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу российского социализма, миссию России. Книги Бердяева являют его соотечественникам кладезь мудрости. Не в этом ли состоит назначение подлинного философа?
4. ФИЛОСОФИЯ А.Ф. ЛОСЕВА

Философия Лосева -это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящества и необычайной филологической учености. Его книги, научные пренаучные, похожи на романы. Вместе с тем они столь детальны, в них столько ссылок на отечественных и иностранных авторов, что не верится порой в способность одного человека совершить такую гигантскую работу. За свою шеститомную «Историю античной эстетики» Лосев заслуженно получил Государственную премию.

Когда Лосев умер в 1988 год, не дожив всего 5 лет до своего столетнего юбилея, то поистине «ослабла связь времен». Лосев как никто иной связывал нашу культуру с античной. Он без устали переводит! с греческого, ибо считал, что это один из радикальнейших путей развития отечественной философии.

Лосев соединил в своей философии четыре составляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева интересует в первую очередь пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из неподвижных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретет диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они в этом смысле являются символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, религию, искусство, философию. Ему удалось

создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.

Вопросы и задания.

  1. Какой идеал вам ближе целостный или расчлененный.

  2. Философия, какого российского автора вам нравится больше всего? Почему?

  3. Почему, как вы думаете, нас россиян, всё время тянет в космос

  4. Как бы вы охарактеризовали так называемую русскую душу?

  5. Тест.

1. Философию, какого автора называют «философией
положительного всеединства» ?

а) Н. А. Бердяева

б) Флоренского

в) ВС. Соловьёва

2. В философии главное - оправдание человека.

а) Лосева

б) Герцена

в) Бердяева

3 Кто из перечисленных философов был представителем космизма:

а) Чаадаев

б) Чернышевский

в) Циолковский

4. Космизм - это

а) комплекс идей утверждающих неразрывную связь судьбы
человека с освоением космоса

б) единство людей на основе их любви к Богу и следование
строгой нравственности.

Тема № 7: «СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ»
План

  1. Особенности идей западной философии XX века.

  2. Неопозитивизм и экзистенциализм.

  3. Герменевтика. Структурализм.


Основные понятия:
Герменевтика теория и практика истолкования текстов.

Позитивизм - направление в философии, объявляющее единственным источником истинного- действительного знания конкретные науки и отрицающие ценность всех других видов познания.

Структурализм - направление, выдвигающее в качестве задачи научного исследования выявление внутренней структуры объектов. Экзистенциализм - философия жизни.

1. ОСОБЕННОСТИ ИДЕЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
Современная западная философия отличается рядом особенностей от "классического" этапа. Если коротко охарактеризовать основные тенденции философского мышления на Западе, то это возврат к основам мистико-религиозной философии

В XX в. выдвигается целый? ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующие со старой " классической'" философской системой:

  1. Идеи изменения жизни отдельного человека.

  1. Движение от идеи свободного и разумного человека способного кардинально переделать природу, общество и себя лично.

  2. Сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура.

4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий
человеческого знания - научною и философского.

  1. НЕОПОЗИТИВИЗМ И ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ.

Неопозитивизм - это современный позитивизм, создавший себе школы США и Англии. Возник в США в 1$18 г., затем был представлен венским кружком. Преобладает классический позитивизм Канта и Дж. Милая, в основе которого лежит безусловная вера в ценность позитивной науки и ее методов. Он добавляет сюда новые тенденции, в частности интерес у логике и техни­ческому анализу проблем. Его также называют аналитической философией. Основные, представите и неопозитивизма - Кярнап, Ренхенбах, Шлик, Тарский.

Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор. Слово экзистенциализм происходит от латинского экзистенция, что значит жизнь, существование. Представителями экзистенциализма являются Ж П. Сартер, К, Ясперс, А Камю. Экзистенциалисты за исходное принимают переживания человека. Смысл жизни они видят или в бунтарском противостоянии действительности, или в уходе от нее (самоубийство, пассивность). Экзистенциализм находит себе почву среди молодежи, студенчества, художественной интеллигенции.

  1. ГЕРМЕНЕВТИКА. СТРУКТУРАЛИЗМ.


Герменевтика - это искусство теория истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Формирование герменевтики начато немецким теологом - протестантом Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтики В настоящее время герменевтика - одна из основных направлений современной философии, основы которого заложены Гадамером. Герменевтика Гадамера является методологией гуманитарных наук, Гадамер обогащает инструментарий философской герменевтики, разрабатывая, введенные Хайдегтером категории предпонимания, авторитета, предрассудка, традиции, горизонта понимания, что позволяет ему трактовать понимание и истолкование не как вне исторические процессы, а как мыслительную деятельность.

Основными представителями современной философской герменевтики являются П. Рикер, Г.Кун, А Апель.

Структурализм - это совокупность научных и философских идей, связанных с применением структурного метода, первоначально разработанного в лингвистики, а затем распространенных в других отраслях гуманитарных знании. Возникнув в 20-е г. XX века наибольшее распростране­ние получила 60-е гг. Основными представителями структурализма являются Леви - Строе, Фуко, Деррида, Лакан.

В философском плане структурализм, как идеями самих ученых -структуралистов, гак и особую идеологию структурализма, распространившейся во Франции в 60 -е. гг. XX века Философские идеи ученых структуралистов сформировались в процессе перехода некоторых разделов гуманитарного знания на теоретический уровень. Философский структурализм представляет собой определенный мировоззренческий подход к пониманию глобальных

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

  1. Перечислите основные идеи западной философии.

  2. Кто был основателем неопозитивизма и в чем его основные идеи.

  3. Перечислите основные признаки:




  • экзистенциализма;

  • герменевтики;

  • структурализма.

проблем человека и истории

Тема № 8: «ЧЕЛОВЕК, КАК ГЛАВНАЯ ФИЛОСОФСАЯ ПРОБЛЕМА»
План

  1. Возникновение человека и его качеств

  2. Природа и сущность человека

  3. Что такое «Я»

  4. Проблема человека в философии XX века

  5. Свобода и необходимость в бытии человека

  6. Смысл жизни человека

  7. Основные категории человеческого бытия




  1. Творчество. Счастье.

  2. Любовь. Труд.

  3. Вера. Смерть.


Основные понятия:
Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,

формирующихся в процессе конкретных исторических видов деятельности и общественных отношений.

Любовь - движение сердца, влекущее нас к живому существу, предмету или универсальным ценностям

Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определений информации об объекте, выраженной в идеях и образах.

Смерть - необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа -необходимый и существенный момент жизни.

Свобода - способность человека к активной деятельности в

соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе,

которой он добивается поставленных перед собой цепей.

Счастье — это состояние жизни, когда человек предполагает в нем

смысл, доволен её обшей направленностью, тем, как он исполняет своё

предназначение.

Творчество — деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей в ходе, которой создаётся новое, никогда ранее не существовавшее.

Труд целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества.

Человек - живое существо, наделенное даром мышления и речи, способный создавать орудия труда и пользоваться ими.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО КАЧЕСТВ

Человек, как свидетельствует естествознание, возник в ходе биологической эволюции. Первое человекоподобное существо появилось на Земле около 2,5 млн. лет назад Австралопитеки, питекантропы, неандертальцы кроманьонцы - таковы шаги эволюции. Кроманьонец появился около 40 тыс. лет назад и обладал объемом мозга - 12 00 - 1700 миллиметров у современного человека примерно такой же. Возникновение человека было связано с его биологическим и социальным становлением. Антропогенез характеризуется развитием мозга, прямо хождением, подвижности опорно-двигательного аппарата, органов чувств, успешным рефлексом и других биологических качеств.

Социогенез - это становление человека как общественного существа, развитие его трудовых навыков и навыков изготовления орудий, связей с другими людьми. Развитие речи абстрактного мышления. Антропогенез и социогинез, влияя, друг на друга. Среди качеств характеризующих человека и отличающих его от животных можно нарвать четыре основных: сознание, труд, речь и общение. Эти качества присущи всем людям, они являются и общими и постоянными. Человек обдает сознанием, высшей способностью отражать мир, в чувственных и логических формах. Человек обладает способностью к труду, к преобразовательной деятельности, которая является человекообразной, потому что опирается на сознание. Таким образом, все четыре константы человека, оказываются, тесно связаны друг с другом. Проблема сознания человека остается дискуссионной и до настоящего времени. Здесь существует великое множество проблем, которые поставлены, прежде всего, частными науками: сознание и психика, сознание и бессознательное...

2. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о природе человека - это вопрос о тех глубинных качествах, которые опираются на его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных " природе" Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек -существо физическое, телесное, подчиненное всем сторонам биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев.

С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Существует три основные версии сущности человека.

Версия 1 Сущность человека духовна. Эта версия характерна для всех религиозных учений. В соответствии с ней истинная самостоятельность человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над телесными требованиями, я также над любыми соблазнами материальной жизни.

Версия 2 Сущность человека - разум.

Эта версия сформировалась в Новое время. Она предполагает, что разум особая самостоятельная инстанция и человека отличается от животных именно разумом. Разум позволил человеку выделится из животного царства.

  1. Версия 3 Сущность человека - предметно - деятельная. Социокультурная Ведущая роль в утверждении этой версии сыграли работы К Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспосабливается к природе, а переделывает в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает "вторую, очеловеченную природу" - мир культуры.

  2. ЧТО ТАКОЕ "Я"

Личность есть совокупность грех ее основных составляющих:
биогенетические задатки, воздействия социальных факторов его

психосоциального ядра - Я.

А что такое Я? Это духовный мир человека, его регулятивный центр. Оно является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести. Человек есть личность не по естеству, т. те. не по своей телесности, и не просто по духу, а по высокому уровню совершенства своего уха.
Границы личности значительно шире границ не только тела человека, но и его духовного мира Границы, личности можно уподобить кругам, расходящимися на роде от какого - либо центра: ближайшие круги это погоды сознания, уходящие вдаль круги вливаются в море социума. Главным регулирующим свойством личности , ее духовным стержнем выступает мировоззрение но являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Мировоззрение - это как бы мост, связывающий личность и весь окружающей ее мир.

Одновременно с формированием мировоззрения складывается характер личности психологический стержень человека.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности проверяется на многом.

  1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА.

Наиболее значительными направлениями в философии человека в настоящее время считают психоанализ. Фрейда Ядро психоанализ составляет представление об извечной войне между в глубинах индивида бессознательными психическими силами и необходимостью соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе.

Последователи Фрейда в середине XX века пытались соединить фрейдизм, с марксизмом считая, что перестроить мир, можно опираясь на фрейдовскую психическую концепцию. Так Эрик Фром, американский психолог, представитель неофрейдизма, утверждал, что человек не разумное существо, а иррациональное животное, которое нарушило единство с природой. Для прогресса цивилизации, считает Фрамм, сначала должны произойти изменения в самой природе человека Своеобразна постановка проблемы человека у Макса Шелера Шелер пытался выявить специфические характеристики человеческого существа, позволяющего говорить об уникальном месте человека в объективном мире, в царства" природы. Для Шелера важным принципом организации человеческого бытия является " жизненный порыв", под которым он понимал не только разум, но и способность к интуитивному постижению сути вещей и явлений, включая любовь, страдания, жалость. Взаимодействие духа жизненного порыва" является конечной целью человеческого бытия становления человеческого существа

Представитель французского экзистенциализма Альберт Камю утверждал, что в этом мире человек всегда посторонний Бунт есть форма осознания себя человеком.

  1. СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА.

Бытие - существование, действительность реальность Существуют две крайние концепции свободы человека. Представители фатализма утверждают, что действия человека предопределены или богом, или природой, так как человек сам часть природы. Представители волюнтаризма утверждают, все зависит от воли человека. Еще Спиноза утверждал, что: Свобода связана с познанием необходимости тот человек, который не признает необходимости, становится рабом свои страстей и влечений. С точки зрения современной философии понятие свободы включаем в себя: познание законов природы, общества и человеческого мышления. Свобода человека сопряжена с ответственностью. Человек не имеет право уклоняться от личной ответственности за зло, которое совершается в этом мире

  1. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.


Существует множество версий смысла жизни человека. В современном экзистенциализме человек рассматривается как представленный самому себе, одинокий и неспособный реализовать истинный смысл жизни.

Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы успеха именно и составляет смысл жизни человека.

В современных христианских традициях для человека главное все более становится быть богоподобным.

Ученые, сторонники материалистических представлений полагают, что главный смысл жизни - это стремление к саморазвитию, а также к сотворению добра. В настоящее время центральной проблемой человека стала проблема смысла жизни, ее сохранение на земле. Жизнь, как смысл, становится все более значимым принципом современного человечества.
7. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.

7.1. Творчество. Счастье.

Творчество - деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе, которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это созидание нового в интересах социального прогресса. Существуют многочисленные философские концепции, пытавшиеся объяснить творчество. Одни усматривают его в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека, другие связывает с деятельностью бога, творящего мир природы и самого человека Творчество нередко отождествляют с нравственным, эстетическим совершенствованием человека, в других случаях с развитием наши к числу факторов обуславливающих творчество, относят либо социальное, либо природно-биологические условия. Творчество проявляется в различных формах; научной, художественной, производственно - технической, политической.

Счастье - в нравственно - философском смысле это состояние жизни, когда человек предполагает в нем смысл, доволен ее общей направленностью, тем, как он исполняет свое' предназначение. Счастье - есть единство осуществления благ и связанного с этим устойчивого, глубокого радостного переживания. В зависимости от того, что является для человеком смыслом жизни, его целью и путями к ней, счастье понимается по-разному.

В учении Будды оно решается через отрицание абсолютной ценности индивидуального блага. Всегда сопряженного с желаниями, неизбежно несущим страдание; добровольно отречение от всего индивидуального, что ведет к подлинному блаженству - нирване.

Классический синтез добродетельности и счастья под эгидой нравственности дает этика Аристотеля Важнейшим для него является счастье личности, которое складывается из блага внешних - почет, богатство; телесных - красота, здоровье; внутренних - интеллект Согласно христианской этике, греховность человека не позволяет ему совместить земное счастье и добродетель. К благополучному состоянию духа на земле могут приблизиться люди, которые следуют примеру Христа.

7.2. Любовь, труд.

Любовь - это движение сердца, влекущее час к живому существу предмету иди универсальной ценности, Стендаль противопоставлял ее "удару молнии " - любви недолговечной и в то же Бремя быстро исчезающей, как и возникающей.

Толстой писал, что у истоков любви лежат отказ от собственного блага. Христианские моралисты видят здесь источник высшей добродетели - " милосердии".

Одна из задач философии - выяснить, может ли любовь служить средством познания, или же это ослепление духа отличается своим принудительным характером и особенной формой урегулирования деятельности. Тем не менее, в некоторых случаях труд может соответствовать призванию индивида, его глубинным склонностям (художественный) Труд имеет место тогда когда на лицо социальная ответственность или просто настоящее творчество.
8. ВЕРА. СМЕРТЬ

Вера - вероятное мнение. Философская проблема заключается в определении ценности веры: Кант, как почти и все его последователи, видит в ней форму незнания. Якоби, наоборот, видит здесь единственный для человека способ восприятия бесконечности и отождествляет ее с чувством реальности.

В сфере религии Маркс рассматривает ее как " отчуждение" или иллюзию, которой следует остерегаться. Смерть - завершающий момент существования живого существа. Дни человека выступает как определяющий момент его мировоззрения. Идея возрождения характерна доя античной философии. С осознанием противостояния идеального и материального смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. В христианском мире отношение к смерти сближается с понятием зла и греха Преодоление смерти в философии марксизма - это растворение в жизни" рода"
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

  1. Перечислите три основные версии существования человека

  2. Назовите основные компонент личности

3. В чём сущность психоанализа

4.Фрейда.

5.Приведите различные версии, объясняющие смысл жизни человека.

6.Как рассматривается человек в современном экзестенцнонализме.

7. Как относятся к смерти в христианском мире.
8. Тест.

1 это становление человека как общественного существа,

развитие его трудовых навыков, связей с другими людьми, развитие речи.

а) антропогенез

б) согиогенез

в) игра

2. Кто из философов утверждал, что человек не разумное существо, а) иррациональное животное.

а) К. Маркс

б) Э. Фром

в) М. Шелер

3.Представители, какого философского направления
утверждали, что смыслом жизни человека является достижение
выгоды, пользы

а) экзистенционализма

б) утилитаризма

в) материализма

4 утверждали, что действия человека предопределены

богом, или природой.

а) Фаталисты

б) Волюнтаристы

Тема № 9: «ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ»

План

  1. Что такое сознание

  2. Сознание и самосознание

  3. Возможности сознания

  4. Сознание и бессознательное

  5. Маркс и Фрейд: проблема бессознательного.


Основные понятия:
Бессознательное - совокупность психических процессов, состояний не представленных в сознаний и самосознании.

Сознание - это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Самосознание - это способность человека оценить самого себя, свои мысли.

возможности, чувства, поступки и брать их под контроль.
1.ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ

Сознание - это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.В сознании человека происходит почти мгновенно с вязание в целостный образ того, что он увидел, услышал, почувствовал, пережил, подумал.

Сознание предполагает умение человека направлять свое внимание внутрь самого себя. В акте сознания человек видит мир и себя в мире, понимает, что все содержание его духовности связано с объективным миром. Человека переживает отношение с этим миром, а поэтому в акте сознания его внимание направлено одновременно и на внешний мир и внутрь себя.

Возникает вопрос, можно ли жить, не включая самосознания. Другими словами, зачем человеку сознание?

Например, оде греческий философ Платон считал, что в повседневной жизни состояние сознания не обязательно. По Платону, сознание - это воспоминание нашего пребывания в состоянии иномерности, отдохновения в Божественном. Сознание дает нам лишь отражение тех переживаний, которые мы испытывали в состоянии слияния с Богом.

Ф. Ницше неоднократно писал, что " жизнь была бы вполне возможна и без того, чтобы видеть себя как бы в зеркале" т.е. без сознания".

Известный философ Э.В, Ильенков писал, что сознание - двуликая способность человека. С одной стороны, оно чудо из чудес, благостный великий дар человеку, ибо только в сознании человек видит себя как личность.

С другой стороны, сознание - тяжелый крест, ибо только в нем дана вся боль мира. Русская религиозная философия утверждала, что сознание - это проклятый дар людям в наказание за первородное грехопадение совершенное их первородителями.


2. СОЗНАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ

Самопознание - это способность человека оценить самого себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и брать их и; Контроль, без сознания нет сознания. Как это понимать?

Сознание всегда направлено на предание смысла предмету . Поэтому сознание прежде всего устремлено внутрь личности, перестраивает и упорядочивает хаос мысли и переживаний

Самосознание есть одновременной самовоспитание, Нормальный ход духовного становления человека возможен только при том условии, если личность совершает самостоятельно работу по собственному воспитания и перевоспитания. К трудной работе сознания - самовоспитания - не все люди готовы в одинаковой степени

В актах самосознания человек создает для себя свой собственный образ. Но не следует думать, что образ всегда адекватен реальному человеку.
3. ВОЗМОЖНОСТИ СОЗНАНИЯ

Акт формирования индивидуального сознания включает в себя как бы подготовительные этапы, условия, делающие его возможным Первый этап -это выделение человеком своего тела из окружающих предметов.

Вторым этапом является выделение человеком себя самого из сообщества других людей. В возрасте трех лет ребенок перестает говорить о себе в третьем лице и начинаем ставить на место своего имени местоимение "Яи Это и есть начало становления индивидуальности человека.. Сказав с себя "Я" человек отделяет себя от других людей, заявляет о том, что с этим " Я" надо считаться, учитывать индивидуальность его тела и духа.

Вся жизнь человека - это постоянное развитие и совершенствование человеческого "Я". Структура "Я" очень сложная. В неё ВХОДЯТ:

  • психические характеристики человека:

  • гносеологические способности;

  • морально - нравственное состояние

  • Воля;

  • тело человека как пространство, в котором " обитают" все его духовные и душевные способности

Если сознание предполагает самосознание, то в содержании сознания должны входить не только мыслительно - познавательные акты, но и воля, эмоции, морально - нравственные состояния а также состояния, вызванные потребностями тела.
4.СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бессознательное - совокупность психических процессов, состояний не представленных в сознании и самосознании.

Бессознательное отличается от сознания тем, что в бессознательном отсутствует самосознание, рефлексия. Современная наука выделяет следующие особенности бессознательного:

A) Усвоение отдельным человеком повеления и привычек, эпичных для той
социальной группы, к которым он принадлежит.

Б) Наличие неосознаваемых человеком побудительные мотивов деятельности. Их появление объясняется по-разному. Например

3. Фрейд считал, что так как люди из-за социальных ограни читальных норм не могут реализовать сполна свои половые влечения, то нереализованные влечения изгоняются из сознания и образуют скрытые предрасположенности к действиям

B) Неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения. Человек
многое делает в жизни автоматически не задумываясь

Г) Неосознаваемое восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его осушения. Человек в этом случае способен переработать информацию, находящуюся за пределами его сознания. Например, экстрасенсы воспринимают невидимые для глаз световые сигналы, не слышанные для уха звуки. Сознание и бессознательное составляют единое пространство духовной жизни индивида.
5. МАРКС II ФРЕЙД: ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Бессознательное определяет сознание, является объективном по отношению к нему фактором.

Еще Спиноза понял, что проступками человека часто движут причины, не осознаваемые им, а потому утверждал, что бессознательная мотивация -основа человеческого рабства, освободиться от этого рабства можно, если идти по пути осознания скрытых источников и причин наших мыслей, поступков.

Эти идеи Спинозы воспринял и развил , Маркс Он показал, что объективными факторами, влияющими на содержание сознания человека по Марксу, индивид| повторяет " в своем сознании социальное бытие, но при этом он не осознает ни то, как формируется социальное бытие, ни то, как оно детерминирует его сознание. Человеку кажется, что его сознание свободно. В действительности бессознательное, по Марксу, имеет социальный характер, а потому его определение, является условием выхода на путь освобождения от рабства, происходит только в ходе изменения общественного устройства. Человек не может освободиться от господства бессознательного в одиночку необходимо освобождение всего общества. Маркс считал, что господство бессознательного может быть преодолено только в обществе, в котором общественные отрешения людей будут взяты под сознательным контролем самими людьми

Идея бессознательной мотивации сознания стала предметом внимания Р.Фрейда, В упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям в человеке живет великая сила -"бессознательное", или " Оно" Этой силой управляет психическая энергия сексуальных влечений.

В структуре человеческого опыта присутствуют также общественные нормы и ценности, которые Фрейд назвал "Сверх -Я", или культурой. Она выполняет репрессивные функции, ограничивая произвол человеческих инстинктов, и, прежде всего, сексуальных.

Сознание человека находится под влиянием " Оно", с другой стороны -" Сверх - я". Задача состоит в том, считал Фрейд, чтобы уравновесить действия этих бессознательных для человека и его сознания сил. Фрейд был уверен, что разум и сознательный опыт сумеют найти динамическое равновесие между " Сверх-Я" и " Оно" В противном случае человек обречен на духовное рабство.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

  1. Какие этапы включает акт формирования сознания?

  2. Что входит в структуру «Я»?

  3. Что такое бессознательное?

  4. Что такое бессознательное по Фрейду?

  5. Тест

1. Кто из философов античности утверждал, что для повседневной жизни сознание не обязательно

а) Платой

б) Аристотель

в) Пифагор

2 это особое состояние человека а котором ему

одновременно доступен и мир и он ^ -?

а) самосознание

б) сознание

в) бессознательное

  1. Кто из философов утверждал, что на содержание сознания человека влияет социальное бытие

а) 3. Фрейд

б) К. Маркс

в) Спиноза

  1. Представители, какого философского направления утверждали, что сознание - это проклятый дар

а) экзистенционалисты

б) материалисты

в) русской религиозной философии
Тема №10: «УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ»

План

  1. Процесс познания

  2. Спор сенсуалистов и рационалистов о природе познания

  3. Формы познавательной деятельности

  4. Методы научного познания

  5. Проблемы истины в философии

Основные понятия

Восприятие-образ предмета в целом, единство ощущений

Истина-это значение, соответствующее действительности, верно

отражающие действительность.

Ощущение-это отражение отдельных свойств предмета.

Познание это отражение сознанием человека действительности в

чувственных и логических формах.

Представление - это образ ранее воспринятого предмета.

Понятиеэто отражение существенных, общих свойств в предмета в

словесной форме.

Умозаключение — это связь суждений дающих новые знания.

1. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Познание - это отражением сознанием человека действительности в чувственных и логических формах

У познания две цели:

а) прямая, непосредственная - получение знаний, достижение истины б) косвенная - использование полученных знаний в практической

деятельности. Вторая цель базируется на первой Можно выделить три этапа

познания

1) Чувственное познание, где главную роль играют органы чувств
человека, Они непосредственно связывают человека с предметным миром,
дают чувственный материал для нашего логического мышления. Основными
формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и
представление Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета
(ощущение цвета, звука, веса). Восприятие образа предмета в целом,
единство ощущений (образ человека, образ дерева). Представление - это образ
ранее воспринятого предмета

2) При логическом познании доминирует абстрактное мышление
человека: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Основными формами
логического познания являются понятия, суждения и умозаключение Понятие

- это отражение существенных, общих свойств предмета в словесной форме. Суждение - это связь понятий дающих новые знания. Умозаключение - это связь суждений дающих новые знания. Например, Я человек, следовательно, я обладаю сознанием.

3) Практический этап познания, когда полученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности

2. СПОР СЕНСУАЛИСТОВ И РАЦИОНАЛИСТОВ О ПРИРОДЕ ПОЗНАНИЯ

По вопросу о роли месте и соотношении чувственного и рационального в процессе познания существуют две противоположные точки зрения -сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали, что решающую роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущение и другие формы

— созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины.

Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк так и идеалисты ( Беркли, Юм) Рационалисты опирались, прежде всего, на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины невыводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуть только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель.
3. ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существуют следующие формы познавательной деятельности

а) обыденно-практическое познание Основой данной формы познания
является опыт повседневной жизни практика людей. Полученные на этой базе
знания носят хаотический характер

б) игровое познание. В ходе игры индивид осуществляет активную
познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. В
настоящее время игра, широко используется в математике, экономике. Здесь
всё чаще применяются специальные игровые модели

в) Мифологическое познание

Его специфика б том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно - художественной " переработкой". В рамках мифологии вырабатывались определённые знания о природе, космосе, самих людях

г) Художественно - образная Форме познания

д) Философское и религиозное познание

е) научное познание
4.МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научное познание связано с производством нового знания. Любая сфера общественной жизни может развиваться, если она опирается название, на истинные знания, т.е. на науку

Система человеческого значения включает в себя четыре области знания.

  1. Естествознание - учение о природе

  2. Технознание - учение о технике

  3. Обществоведении - учение об обществе

  4. Человековедение - учение о человеке.

Наука в историческом развитии сформулировала и освоила многочисленные методы научного познания:

  1. Наблюдение - это познание объекта в его естественных условиях.

В социальных науках различаются внешнее и включенное наблюдение. В первом случае субъект находится во вне изучаемого явления, а во втором случае субъект включен в качестве элемента объекта.

  1. Анализ - познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов

  2. Синтез - познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах. Синтез как бы завершает и продолжает анализ.

4.Эксперимент - изучение объекта в искусственных условиях. Эксперимент включает в себя:

а) теоретические основания

б) экспериментальные выводы.

  1. Экстраполяция - познание предмета путем переноса знаний с одного объекта на другой, чем - то похожий на первый

  2. Моделирование - это изучение объекта не в его непосредственном виде, а на основе познания его моделей. Модель - это эвристический заменитель натуры. Необходимость обращения к моделям и моделированию обусловлена рядом обстоятельств;




  • натурального объекта еще нет действительности

  • изучение натурального объекта обходится дорого

  • изучение натуры опасно для жизни исследователя.

  1. Индукция - это выведение частных знаний общего вывода. Например, известный педагог Р.Ф. Шаталов, используя свой метод " опорных конспектов", проверял его эффективность в процессе преподавания математики, физики, химии, географии, истории, а затем сделал общий вывод: Все школьники могут учиться без двоек и троек

  2. Дедукция - это выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок. Дедукция противоположна индукции. Например, если эксперементально установлено, что все люди обладают способностью к художественной деятельности, значит, это можно сказать и о любом отдельно взятом человеке.

  3. Системный метод - изучение объекта как системы, состоящей из состава и структуры.


5. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ

Результаты познания могут быть различны. В ходе познания человек может не только получать знания, но и осознавать его границы. Сократ говорил, что чем больше человек знает, тем больше перед ним проблем, загадок, вопросов. Само полученное знание тоже раздваивается, оно может быть вероятным (гипотеза) и достоверным (теория),

Истинным (истина) и ложным (заблуждение). Истина - это знание, соответствующее действительности, верно отражающее действительность. Истина объективна по своему содержанию, то есть то, что содержится в истинном высказывании, не зависит от сознания и воли человека. Но истина субъективна по происхождению и существованию, ее с г/; даёт человек с его сознанием, она существует не в реальности, а в голове, :: сознании человека

Истина абсолютна, неизменна, потому что - :о. что отражается в истине, не зависит от человека или изменчивости обстоятельств. Но истина и относительна, так как верна лишь в определенном отношении, по отнесению к конкретным свойствам, временным и пространственным условиям. Например, "Хорошо, когда идет дождь" является абсолютной истинной, потому что всегда найдется то условие, то время, то место, когда дождь действительно является благом. Но то высказывание является и относительно истинным, потому что всегда найдется такое место, такое время, такие условия, когда дождь не является благом. Истина абстрактна, потому что она отвлекается конкретных обстоятельств, обладает общим и всеобщим характером. Иначе говоря, истина и объективна, относительна, субъективна и абстрактна и

конкретна.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что такое познание?

  2. Перечислите две цели познания?

  3. Выделите три этапа познания?

  4. Перечислите формы познавательной деятельности?

  5. Что такое истина?

  6. Тест

1. Основными формами чувственного познания являются

а) анализ, синтез, сравнение.

б) ощущение, восприятие, представление.

в) практика

2.Представители, какого направления утверждали, что * решающую

роль в процессе познания принадлежит чувствам

а) сенсуалистам

б) рационалистам

в) верно а и б

  1. Основой формы познания является опыт повседневной

жизни

а) обыденно-практической

б) игровой

в) мифологической

  1. Изучение объекта в искусственных условиях - это

а) экстраполяция

б) эксперимент

в) индукция

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта