Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

  • 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

  • Тема №12: «ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ» План

  • 1.СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИИ

  • Тема №13: «ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА» План

  • Тема №14: «ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ» План

  • ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ

  • ЗАПАД

  • Учебное пособие, студентам. Введение. Советы студентам


    Скачать 248.07 Kb.
    НазваниеВведение. Советы студентам
    Дата29.03.2022
    Размер248.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУчебное пособие, студентам.docx
    ТипУчебник
    #424447
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Тема №11«ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА»

    План.

    1. Понятие науки

    2. Возникновение науки и её основные этапы

    3. Основные закономерности развития науки


    Основные понятия
    Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижения истины и открытие объективны и законов на основе обобщения реальных факторов.

    1. ПОНЯТИЕ НАУКИ.

    Наука - это Форма духовной деятельности людей, направленная н£ производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективны* законов на основе обобщения реальных фактов

    Основная задача науки - выявление объективных законов действительности. Цель - постижение истины.

    По предмету и методу можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе - общество знание, о познании, мышление (логика, гносеология) Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробном) членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин.Могут быть и другие категории для классификации науки. Науку можно подразделить на фундаментальную и прикладную. Вместе с тем границе между отдельными науками и научными дисциплинами условна и подвижна. Тем более что все чаше происходит соединение научных знаний в форме так называемых « стыковых дисциплин» физическая химия, геохимия.

    Каждая научная дисциплина включает в себя 4 необходимы> компонента:

    а) Субъект науки, ученый

    б) Объект, т.е., что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

    в) Система методов и приемов

    г) Свой собственный язык - естественный или искусственный (знаки
    символы, математические уравнения).

    1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.


    Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте, Вавилоне, Китае - в том числе в Древней Греции. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы науки, но не сама наука как целостная система

    знаний, которая возникает только в Новое время в процессе отпочкования науки от традиционной философии.

    В конце XVI - начале ХУЛ в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических отношений в ряде стран Европы. С середы ХУЛ в. буржуазная революция развернулась в Англии. Эта революция дала мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания. Развитие нового -буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношений, оно сильно меняло сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений является наука, и, прежде всего, экспериментально - математическое естество знание

    Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период практически отождествляется. В это время возрастает интерес не только к чисто научным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам Периодизация истории науки может быть произведена по разным основаниям (критериям) |

    Наука в своем развитии проходит три основных этапа: классический, неклассический, пост классический

    Классическая наука (XW - XIXbb.) Здесь господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе.

    Неклассический период (первая половина XX в). Учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта.

    Пост классическая стадия. Характерной чертой пост классической стадии развитии науки является глобальный эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и расширяющий развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой и живой материей.

    3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

    К общим закономерностям развития науки относятся следующие:

    1. Движущей силой развития науки является многообразия системы
    противоречий: между теорией и практикой фактами и концепциями, истиной
    и заблуждениями, абсолютной и относительной истинами .

    2. История науки по своему внутреннему механизму есть единство
    периодов постепенного накопления знаний в относительно спокойные
    эпохи и периодов « крутой - ломки» ее фундаментальных законов и
    принципов.

    1. Преемственность науки.

    2. Диалектическое взаимодействие двух противоположенных процессов - дифференциации и интеграции. На одном этапе развития науки преобладав! дифференциация, на других интеграция, что характерно для современное науки.

    3. Применение методов одних наук в других

    4. Углубление процессов математизации и компьютеризации науки.

    5. Усиление процессов теоретизации и диалектизации современной науки.

    8. Все более тесное взаимодействие естественных, социальных
    технических наук.

    9. Наука развивается в геометрической прогрессии, в среднем удваиваете?
    за определенный отрезок времени.

    10. Свобода критики, возможность беспрепятственного обсуждения спорных
    и неясных вопросов науки.ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

    1. Какие знания являются научными?

    2. Какие 4 необходимых компонента включает каждая наука?

    3. Назовите основные этапы развития науки?

    4. как соотносятся теория и практика?

    5. Тест




    1. Что является целью науки

    а) выявление объективных законов действительности

    б) постижение истины

    1. С какого времени начинается классический период науки

    а) с XVI в.

    б) с XVII в.

    в) с XX в.

    1. Характерной чертой стадии является глобальный эволюционизм

    а) классической

    б) неклассической

    в) постклассическойТема №12: «ФИЛОСОФИЯ ИРЕЛИГИЯ»

    План

    1. Сущностные характеристики религии

    2. Буддизм

    3. Христианство

    4. Ислам

    Основные понятия
    Религия-сфера духовной жизни общества, группы , индивида, способ практически духовного освоения мира и область духовного производства.

    1.СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИИ
    Религия - это сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически духовного освоения мира и область духовного производства, качестве таковой она представляет собой:
    «проявление сущности общества;

    «необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности;

    « способ существования и преодоления человеческого само отчуждения; « отражение действительности; общественную подсистему; « феномен культуры.

    Религия - не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития.

    Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависит от бытия людей, от материального производства. Именно материальное производство создает прибавочный продукт, который используется в духовной области, в том числе и религии. Но материальные отношения лишь, в конечном счете, лишь опосредованно детерминируют возникновение, существование и воспроизводство религии. Непосредственное воздействие на нее оказывают различные области духовной сферы - политика, государство, мораль, искусство, философия, паука. В то же время она не является пассивным продуктом общества: она живет «своей» жизнью, обладает способностью само воспроизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности. В мировом религиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которой появление и существование религии связывается, прежде всего, с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности, господства -подчинения, иначе говоря, с той областью человеческого существования, которая недоступна управлению, распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается и другая позиций: религия коренится в свободе человека, в его стремлении к высшему, к Абсолюту, в насущной потребности человека трансцендироваться, выходить за свои пределы, созидать себя и пере воссоздавать. Выбор точки зрения каждый выбирает для себя самостоятельно и свободно, поскольку все аргументы в данной области вторичны.

    Одни считают, что в религии воспроизводится превращение собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается перемещение действительных отношений, «принятие одного за другое», происходит удвоение мира. «Другой», отличный от действительного, мир населяется самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью. Другие

    указывают, что именно в религии находят выражение, подлинные духовные свойства человека, определяя всю иерархию его природа, ценностей, мотивов, идеалов. Например, несомненно, что освоение мира в религии не сводится к отображению отношений отчуждения, которые вполне объективны. Религия, гак или иначе, выступает в качестве способа их преодоления. Религия смягчает последствия отчуждения посредством перераспределения общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщенных индивидов в общине. Но к этому ее функции не сводятся.

    Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место.

    Религиозное сознание может доминировать, пронизывая общественное, групповое и индивидуальное сознание. Религиозная деятельность в этом случае составляет непременное звено общей социальной деятельности, а институты общества соединяют в себе власть религиозную и светскую. Светское сознание может сосуществовать с религиозным. Может испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него. Религиозная деятельность в этих условиях постепенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к определенным обстоятельствам и месту жизни (личная, традиционная и т.д).

    Религиозное сознание может занимать второстепенное место в общественном сознании. Доминируют идеи других систем. Религиозная деятельность и отношения являются Частным видом деятельности и отношений. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам, и почти не пересекаются.

    В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных странах позиции религии, функции и поле их действия меняются. Деятельностным проявлением религии остается только культ, а в некоторых деноминация -только внутренняя духовная жизнь.

    К мировым религиям, которые пришли на смену национально-государственным религиям (индуизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм и др.) относятся буддизм, христианство и ислам.
    БУДДИЗМ Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в

    середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережим там расцвет, закрепился

    в культуре народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центрально!

    Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей буддизма в мире

    насчитывается более 700 млн. человек.

    Буддизм возник в условиях распада родовой организации градационных связей, как протест против брахманизма, кастового деления общества. За легендарной фигурой основателя буддизма скрывается реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный член племен! Шакья - царевич Снддхартха Гаутама после беспечной и счастливо! молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни. Пришедшее Гаугпме озарение позволило ему стать Буддой («буддха»- просветленный) Именно Будде Шакьямуни (мудрецу из племени шакьев) удалось доступно убедительно выразить ожидание общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь нашел и описал Будда.

    Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и мировоззренческими принципами. Их размышления включали: принцип перерождения (сансара), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и осуществив свой личный «праведный» путь.

    В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования.

    Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает «Типитака» (или «Трипитака» -три корзины). По буддизму жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций нематериальных частиц - дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие того или иного человека, животного, растения, камня. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образу ют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Достижение этого возможно лишь при ведении добродетельной жизни, при «правильном поведении» и «правильном знании».

    «Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. «Правильное знание» подразумевает глубокое внутреннее содержание, открываемое в медитации. «Правильное поведение» и «правильное знание» позволяют человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.
    ХРИСТИАНСТВО Христианство возникло в Палестине в I в. н.э. и получи - побыстрее распространение в малоазийских провинциях Римской империи и в самом Риме, что было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античные порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство бесперспективности. Усилился антагонизм по только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами 11 подданными провинций, между римской знатью и обогатившимися вольноотпущенниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превратилось в мощное идейное течение.

    Христианство, прежде всего, провозгласило равенство всех людей. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки, призвало к переустройству мира. Оно, наконец, дало людям надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

    Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к местным традициям. Одним из самых крупных разделении христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма Католицизм - самое крупное направление в христианстве. Он преимущественно распространён в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе (Испания, Франция, Италия. Португалия. Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), в Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также западных областей Украины и Беларуси.

    Православие представлено в настоящее время рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская. Александрийская Аптпохийская (Сирия. Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая). Польская, Румынская Чехословацкая, Американская.

    Широкое распространение православие получило на Руси. Егс проникновение в Киевскую Русь началось с середины IX в., по официально оно стало государственной религией в 988 г.' Православие было такой религией, которая могла служить интересам утверждения феодализма развитию торговых и культурных связей с Византией. Все древнеславянские боги были скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не имели никакого значения для других племен. Нужна были объединяющая идеи единого Бога. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных причин, в первую очередь, необходимостью контактов с Византией, от влияния которое Русь освобождалась очень медленно.

    Только в XVI в. после падения Византии на Р\ избирается патриарх С этого времени церковь стала автокефальной, дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII, патриархом Никоном. Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное крестное знамение вместо двуперстного и др.), Никон преследовал цел» доказать особую роль русской православной церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими церквами. Реформы поддержал царь Алексей Михайлович. Однако усиление церковной иерархии вызвало протест со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства Началось брожение внутри церкви, приведшее в расколу.

    Петр I ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с обер-прокурором, назначаемы* императорским указом. Царь стал главой церкви. Синод присягал ему на

    верность. Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью подданных.

    Новый этап во взаимоотношениях между церковью и государством начинается после падения самодержавия. Восстанавливается патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом избирается московский митрополит Тихон (Беллавин). В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия на общество, невмешательству в политические вопросы. Однако после опубликования Советским правительством декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви» у него и части высшего духовенства начинается конфронтация с государством, которая сгладилась в основном к началу Великой Отечественной войны В настоящее время церковь стоит на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируя его на повышение нравственного и духовного потенциала человека.

    Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религии представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин. Основные из них: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления. Кроме того, имеются догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о божьей благодати. Все эти догматы церковь объявляет, безусловно, истинными и неизменными. Они не могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столько разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.

    Важное значение православие уделяет обрядам, символам и праздникам. Помимо самого торжественного из них, посвященного воскресению Иисуса Христа, — Пасхи — православная церковь торжественно отмечает двунадесятые и великие праздники, церковные и юбилейные памятные даты.
    ИСЛАМ Ислам (в переводе с арабского покорность») является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 28 странах ислам признан государственной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Палестина, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

    Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества, созданием арабской государственности. Эту задачу и осуществило религиозно-политическое, движение под знаменем ислама.

    На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство и обрядовые пережитки старо арабских культов. Само

    возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророк Мухамеда, который в 610 г. выступил с проповедью монотеистическое религии, названной им исламом. Ислам быстро распространился по все* территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства. Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением завоевательных войн, подчинением господству арабов народов Среднего и Ближнего Востока, части Индии, Закавказья, Средней Азии. Через Турцию ислам проник в страны Балканского полуострова. Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной): книге - Коране. Содержание Корана состоит из проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения. Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательные для всех мусульман: > вера в Аллаха. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един;

    - вера в ангелов и демонов

    -вера и святость Корана

    -вера в пророков и посланничество Мухаммеда

    -в» вера в рай и ад

    -вера в божественное предопределение

    - вера в бессмертие души. Ислам опирается на пять «столпов веры».

    -Первая обязанность - исповедание веры («Нет божества, кроме Аллаха, а Мухам мед - посланник Аллаха»).

    - Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (намаз»),

    - Третьей ритуальной обязанностью мусульманина являете? соблюдение поста («ураза») в месяц рамазан.

    -Четвертой обязанностью мусульманина является закат обязательная у плата налога, взимание которого предписано в Коране.

    -Пятой обязанностью каждого мусульманина являете* паломничество в Мекку (Хаджис).'Основные направления ислама: сунниз\ и шиизм.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Что такое религия?

    2. Какую роль религия играет в системе культуры?

    3. Какие ранние формы религии вы знаете?

    4. Какую роль в истории развития человечества играют мировые
    религии?

    1. Какова роль русской православной церкви в развитии России?

    2. Какие праздники русской церкви вы знаете?

    3. В чем влияние религии на нравственное и психологическое здоровье человека?Тема №13: «ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА»

    4. План

    1. Цивилизация и культура

    2. Что такое красота

    3. Искусство

    4. Как искали красоту

    1. Основные понятия



    2. Культура - система исторически развивающихся на биологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни.

    3. Искусство —умение выразить себя в каком либо материале по признакам эстетических ценностей.

    4. Цивилизация - высокоразвитое в культурном отношении общества, основанное на государственно - правовом регулирование.

    5. 1.ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИКУЛЬТУРА

    6. Цивилизация и культура — слова латинского происхождения. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Культурный — воспитанный, образованный, развитой, почитаемый. Уже в происхождении слов «культура» и «цивилизация» видно определенное различие. Цивилизация — это человечество во всем его богатстве. Культура — это достижения цивилизации, самое совершенное в ней — триумф человеческого. Шум оркестра — это еще не культура, хотя уже цивилизация. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем Чайковского и Бетховена, читаем Пушкина, созерцаем иконы Рублева, наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первоклассной техникой. Культура — это мастерство, высочайшая квалификация, в ней показывает себя автор — мастер. Его творение предназначено другим. Культура требует общения, вне общения она умирает.

    7. В общении реализуется общезначимость культуры. Но здесь есть свои неожиданности. Как наиболее совершенное достижение цивилизации культура не доступна всем в равной степени. Культура обладает общезначимостью лишь для круга людей, которые ее понимают, она не универсальна Чем выше уровень культуры, тем меньше удельный вес членов общества, понимающего ее. Всякая цивилизация гордится своей культурой, но испытывает трудности в том, чтобы сделать своим фундаментом верхние этажи культуры, которые недоступны широким народным массам. Последним доступна массовая культура, культура нижних и средних этажей, обедненная по сравнению с высокой культурой, ценностными ориентирами.

    8. Культура — это всегда творчество, деятельность, ценностное отношение к себе и другим по законам красоты, истины и добра. Эта великая троица ценностей заслуживает детального рассмотрения. Ближайшим предметом нашего интереса является красота как ценность. Воплощением красоты является искусство.



    9. 2. ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?

    10. Мир человека включает красоту, интуитивна это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (самое красивое). Соответственно мало кто приветствует некрасивое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некрасивое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты недостаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии.

    11. Интересно, что вплоть до середины ХУЛ века философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья. Возрождения считали самостоятельными разделами философии логику и этику, но не эстетику. Почему? Греческое «эстетикос» означает относящееся к чувству». Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоминанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточно многочисленные эстетические термины).

    12. Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор вокруг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от философской позиции по разному понимается природа эстетического. Материалисты видят красоту самих предметах, а значит, искусство как воплощение красоты должно был реалистическим. Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников raicoi точки зрения называют субъективными идеалистами}.

    13. Современные философы преодолели противопоставление субъект; объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, направленное н; возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По пути речь идет не о любом чувстве-ценности, а о тех из них, которые признают экспертами достаточно совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства г достигшее необходимой степени совершенств.

    14. Человек признает эстетическим не безобразное и низменное, а красивое, прекрасное,

    15. возвышенное. Вот почему если артист выступает перед нами неудачно, т« мы говорим: «Это не искусство». С другой стороны, наблюдая за умелым] действиями, мастера часто говорят: «Это уже искусство».

    16. Красота, равно как и все эстетические ценности, органично связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мысли признаются очень част (какая красивая мысль, теория!), но лишь потому, что они вызывают жизни определенные чувства (эмоции)

    17. 3.ИСКУССТВО

    18. Искусство есть умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Датский философ С. Къеркегор да образную характеристику поэту: его губы устроены так, что даже сто превращается в прекрасную музыку. Причастными к выражению красот! могут быть звук, свет, цвет, вещество, движение, ритм, тело человеке слово, мысль. Видов искусства, как известно, мно? о архитектура скульптура, литература, театр, музыка, балет, кино, ц фк, прикладное декоративное искусство. Всякий раз носителем тфчооты является нечт материальное, например звуки, которые извлек :.этся из инструменго музыкантами. Но ценность искусства зависит не только о соответствующих материальных носителей, но прежде всего о философских воззрений деятеля искусства

    19. Ценности искусства имеют самое непосредственное отношение технике. Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видит сходство и различие между произведением искусства и техническим изделиями. Греческое «технэ» означает искусство, мастерство. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, но цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусств состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного предназначение технического изделия состоит в его полезности дл человека Нельзя исключить того, что в некоторых случаях технического изделие является произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда Вместе с тем всякое техническое изделие не выпадает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования, в том числе предметов техники. Для дизайнера техника — это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает, что хотя выразительные возможности техники не всегда позволяют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом отношении именно они являются идеалом техники.

    20. Философия открывает доступ к пониманию эстетических достоинств мира, техники в том числе.

    21. 4. КАК ИСКАЛИ КРАСОТУ

    22. История эстетики представляет собой полный драматизма восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного, которое мы, следуя философской традиции, называем красотой (в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и возвышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы прокомментируем ниже, таков: понимать красоты, определяется используемой философией, меняется философия, меняется и представление о красоте. Красота есть эстетическая интерпретация.

    23. * Для эстетики античности характерен подчеркнутый космизм, но это — принцип всей античной философии. Воплощение красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколько оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо подражать природе. Искусство не выделено из других видов деятельности, не случайно одним и чем же словом «технэ» обозначали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемняющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, красивее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику, слушатели получают удовольствие, что равносильно очищению души.

    24. • Для эстетики средневековья характерен принцип абсолютной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть символ, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех искусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой. Цель искусства — приближение человека к Богу.

    25. - В эстетике Нового времени внимание переносится на субъект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провозглашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на философию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма достигает расцвета классицизм с его требованием гармонической ясности и благородства стиля, четкой логическое организованности, простоты и строгости форм, верности природе 101ассицизм проникнут пафосом политической свободы, национальное независимости, социальной справедливости, идеями социального \ естественного равенства людей. Представителями классицизма в искусств* считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт и Бетховен, Фонвизин Державин, Казаков (архитектор здания Московского университета) Выступившие против формализма и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романтики (Гюго, Лермонтов. Вагнер и др. стремились к раскрепощению многообразных способностей личности. Е философском отношении они оставались в рамках философии Новой Бремени. Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусстве романа.

    26. В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вместе с ней (иногда позже) в искусстве.

    27. В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведения искусства оно выступает символом таинственной сущности, которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпретация.

    28. В феноменологии «сдвиге осуществляется в сторону эстетического смысла субъект наделяет произведение искусства, смыслом, выработанным во многом им самим.

    29. Аналитики «сдвигаются» в сторону языка они анализируют так называемые

    30. эмотивные (эмоциональные) суждения и в них видят суть искусства

    31. В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что

    32. соответствует рассеиванию, реконструкции текста . При такой

    33. интерпретации реализм считается разновидностью устаревшей

    34. понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно само трудноопределимо.

    35. Что касается России, то здесь в эстетике длительное врем: господствовал так называемый социалистический реализм — перевод н эстетический язык философии исторического материализма Материализм; ставится в соответствие реализм, а историческому материализму — социалистический реализм. В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиром.

    36. Итак смысл различных эстетических направлений определяется и, философией, многообразию философий соответствует многообразие эстетик.

    37. Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических концепций. Тег не менее взглядом охвачено обширное поле эстетики. Для философии это очень важно, ибо она по определению не должна замыкаться в узки горизонты. Философию можно сравнить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рассмотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто выполняют науки и искусства).



    38. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Что такое культура и чем она отличается от цивилизации?

    2. Что вы считаете красивым? Почему?

    3. Какое искусство нравится вам более других и почему?

    4. Сравните два разных философских представления о смысле красоты.

    5. Тест



    1. Искусство это -

    1. а) художественное осознание и эстетическое основание мира.

    2. б) добывание и осмысление знаний

    3. в) деятельность общества социальных групп, классов, отдельной
      личностей в ходе, которой создаётся новое, никогда ранее не
      существовавшее.

    1. В искусстве надо подражать природе. Так утверждали
      философы

    1. а) античности

    2. б) средневековья

    3. в) верно а и б

    1. Какое направление в искусстве длительное время господствовало в России?

    1. а) классицизм

    2. б) социалистический реализм

    3. в) верно а и б









    4. Тема №14: «ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ»



    5. План

    6. 1 .Что было, что будет?

    1. Критика концепции линейного развития общества.

    2. Единство и многообразия истории.

    3. Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?



    1. Основные понятия



    2. История - наука о развитии общества

    3. Общество это особая неприродная реальность, включающая деятельное^ людей ее результаты и складывающиеся между ними отношения.

    4. 1. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?

    5. Философия истории интересуется направленностью исторического процесса Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека Круговое движение — это геометрический образ вечности (кольцо не имеет ни начала, ни конца) и временности (человек всегда находится где-то», в данном «теперь). Согласно крупнейшим античным философам, во взаимоотношениях вечности - и времени приоритет принадлежит вечности. Время, по Плато' ну, есть образ вечности. Античная философия истории — это философия вечного становления, вечного возвращения, периодических мировых пожаров (Гераклит), душепереселения и душевоплощения (Платон). Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие - это узловые пункты истории, временности, мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вериться в вечность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда когда человечество станет

    6. - Богочеловечеством.

    7. Философия Нового времени вырабатывает рациональные объяснения хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса

    8. " (Ф. Бэкон, Р. Декарт), поступательного, от менее совершенного к более совершенному, движения общества Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами.

    9. Маркс считал, что последовательный прогресс общества от
      первобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистического
      и коммунистического общества обеспечивается развитием

    10. производительных сил. Рассмотренные концепции истории можно изобразить следующим образом.

    11. 2. КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

    12. В паши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника становится совершеннее, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояние общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе. Современна история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и. рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие Короче,

    13. многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической лини (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатств истории.

    1. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ



    1. Вплоть до конца XIX века довольно популярной была концепция единства истории. Многим казалось, что любое общество живет по те самым правилам и законам, что другое. Благодаря исследованиям Данилевского, О. Шпенглера, А Тонной,. Сорокина была развита концепция локальных обществ (иногда говорят о культурных организма, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называй западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизации.



    2. Анализ хода истории показывает, что он не противоречит формуле « единство, и многообразие». Единство и многообразие не противоречат друг к другу. При всем многообразии современных обществ контакты между ними становятся все более многосторонними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация.



    1. ЗАПАД И ВОСТОК. КТО МЫ? КЕМ БУДЕМ?



    1. Часто подчеркивают, что судьба России — это путь с Запада на Воете и с Востока на Запад. Кто мы, россияне,— европейцы, азиаты, евразийцы?

    2. Для дальнейшего определимся более точно с терминами «Запад» «Восток». В данном случае термины «Запад» и «Восток» взяты не : географии, а из философии истории. Истоки Запада видят в античности, выходе на мировую арену Рима, в усвоении частью народов Европы римского умонастроения. Для Запада характерны рационализм, христианская традиция (в основном протестантизм и католицизм), просветительств представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Для Востока же характерны мистика, интуитивизм, буддистская и исламская религиозные традиции, приоритет коллективного перед индивидуалистическим, общинность.

    3. Что же касается России, то в ней, как известно, есть все: здесь легко обнаружить как западные, так и восточные корни. А это означает, что Росс; должна способствовать диалогу Запад — Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, органично сочетающиеся идеалами гуманизма, бережного отношения к природе, свободно! справедливого и безопасного мира, практичности.

    4. Каковы, те главные принципы, которые укажут дорогу россиянам* Окончательного ответа на этот вопрос нельзя дать. Здесь нет другого пути кроме полноценного философствования. На наш взгляд, не Запад или Восток, а именно глубоко осмысленное социальное творчество должно быть ориентиром будущего россиян. Не плыть по воле волн, но и hi попугайничать, а зорко вглядываясь в достижения западных, восточных северных и южных соседей, осмысленно творить свою собственную историю.







    5. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ



    6. 1. Как были выработаны линейная концепция развития общества?

    7. 2. Каковы характерные особенности нелинейной концепции развития
      общества?

    8. 3. Покажите на примерах единство и многообразие истории

    9. 4. Как вы считаете, западные или восточные черты характер доминируют в
      вашем характере?

    10. 5. Тест.

    1. Древние греки везде видели

    1. а) прогресс

    2. б) круговорот

    3. в) регресс.

    1. В философии какого времени разум признается источником прогресса?

    1. а) Нового времени

    2. б) средних веков

    3. в) Античности

    1. Представители, какой философии утверждали, что история имеет конечный пункт.

    1. а) Христианская философия

    2. б) Философия Нового времени

    3. в) Философия Новейшего времени.

    1. Кто из перечисленных философов был сторонником концепции локальных обществ?

    1. а) Н.А. Данилевский

    2. б) Гераклит

    3. в) П. Сорокин

    4. г) верно а и б.





    5. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта