Учебное пособие, студентам. Введение. Советы студентам
Скачать 248.07 Kb.
|
Тема № 3: «ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ» План Особенности развития философии в Новое время Спор сенсуалистов и рационалистов Субъективный идеализм и агностицизм Основные понятия: Сенсуализм - учение, по которому источником нашего познания выступают чувства. Рационализм - это система в основе, которое лежит разум. Субстанции - это первооснова то, что не зависит от другого и порождает другое. Идеализм - философское направление, исходящее в объяснении мира из первичности разума, сознания и вторичности материи, природы или непознаваемости мира. Агностицизм — направление в философии, отрицающие познаваемость объективного мира. Методология - учение, определяющее самые общие, исходные позиция и подходы к пониманию и изучению явлений природы, общества и самого процесса познания. 1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ. Развитие новых буржуазных отношений породило изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука нового времени, и прежде всего экспериментально - математическое естествознание. Развитие науки нового времени, как и социальные общественные преобразования, связаны с разложением феодальных общественных порядков и ослабление влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарными знаниями, то теперь она ориентируется главным образом на науку. Основными философскими направлениями в этот период были: сенсуалисты рационалисты; субъективный идеализм; агностицизм. СПОР СЕНСУАЛИСТОВ И РАЦИОНАЛИСТОВ. Сенсуализм - учение по которому источником нашего познания выступают чувства. Представителями сенсуализма были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк. Ф. Бэкон по праву считается основателем учения о решающей роли опыта, эксперимента в познании мира. Ему принадлежит знаменитое высказывание: "Знание - сила" Истинному познанию, с точки зрения Ф. Бэкона мешают присущие человеку предвзятые идеи, обусловленные тремя причинами: несовершенством органов чувств человека, привычкой к поклонению авторитетам, преклонением перед традиционными учениями. Последователь Ф. Бэкона Т. Гоббс - вошел в историю философии не только как выдающийся методолог науки, но и как автор теории государства. Т. Гоббс один из первых сделал попытку вскрыть земную, реальную основу государства рассматривая его не как божественное творения, а как продукт сознательной деятельности людей. Дж. Локк известен в истории Философии тем, что он разделил все качества материальных явлений на два вида: первичные качества (величина, фигура, движение) - это объективные существующие до сознания, независимо от сознания, характеристики предметов; вторичные качества (запах, звук, цвет) - эти качества, порожденные контактом предмета с органами чувств человека. Рационализм - это система в основе которой лежит разум. Представителями рационализма были Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Г. Лейбниц. Декарт в основании бытия выделил две самостоятельные субстанции: материальную и духовную. Они существуют параллельно, независимо друг от друга. Поэтому философия Декарта называют "дуализмом". Декарт много занимался исследованием методов познания. Он сформулированы четыре правила, которые обеспечивают истинные результаты в познании: правило очевидности, плавило разделения, правило усложнения и правило систематизации. Он высоко оценивал роль мышления в жизни человека. Ему принадлежит знаменитый тезис:" мыслю - следовательно существую". Б. Спиноза - обращает внимание на практическую линию философствования. Он пишет о соотношении разума и страстей в действиях человека, показывает, что свобода личности всегда связана с пониманием человеком необходимости Лейбниц Развивал учение о субстанции ( субстанция - это первооснова, то, что не зависит от другого и порождает другое). Основу познания считает разум. Разум включает в себя все идеи абсолютно достоверных наук. Эмпирическое познание не является истинным родом познания.. Развивал методологию объективного идеализма. 3. СУБЪЕКТИВНЫМ ИДЕАЛИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ Представителем субъективного идеализма был Джордж Беркли -английский философ. Беркли отрицал за материей право именоваться субстанцией. Подлинным бытием он считал духовное, Активная субстанция есть дух. Этот дух не есть дух отдельного человека, а всемогущий Бог. Он создает человека и природу. Посредством воли человек может воздействовать на идеи (ощущения), но не может производить их, поскольку их источником является Бог. Главный труд" Трактат о началах человеческого знания" Дэвид Юм - английский философ, экономист сформулировал основной принцип агностицизма Он утверждал, что личность есть связка, пучок следующих друг за другом различных восприятий Первичными восприятиями Юм считал ощущение, а вторичными аффекты, желания и идей. Проблемой теории познания Юма является проблема зависимости простых идей (чувственных образов, памяти) от внешних впечатлений. В основе этики Юма лежит концепция неизменности человеческой природы. Человек находится в постоянном плену ассоциации, неизбежно ошибается. В моральной сфере люди должны следовать альтруистическим требованиям " общего блага", которое он противопоставлял индивидуализму Юм был противником идеи " власти от Бога", но не разделял теорию общественного договора Он полагал, что общество возникает из семьи, а политическая власть на основе института вождей. Назовите особенность развития философии в Новое время. Перечислите представителей сенсуализма. Что такое рационализм и кто его представители. Перечислите основные идеи субъективного идеализма и агностицизма. Тест. 1 Сторонниками рационалистического направления в философии были; а) Р. Декарт и Б.Спиноза б) Дже. Локк и Т. Гоббс в) Беркли и Юм 2. Кому принадлежит это высказывание: «Знание - сила»? а) Т. Гоббсу б) Ф. Бэкону в) Р. Декарту3. Философия Нового времени главным образом ориентировалась на а) религию б) искусство в) науку. Что лежит в основе этики Юма? а) концепция неизменности человеческой природы б) две самостоятельные субстанции: материальная и духовная. в) привычка к поклонению авторитетам Философию.,... называют «дуализмом» а) Б. Спиноза б) Декарт в) Дже Локк. Тема № 4: № «НЕМЕЦКАЯ ОАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» План Особенности развития немецкой классической философии. Философия Канта и Гегеля Материализм Л.Фейербаха Марксистская философия Основные понятия: Бытие - существующий независимо от сознания объективный мир. Диалектика - искусство классификации понятий, разделение вещей на роды вида. Материализм -- учение, по которому существует лишь одна субстанция –материя. 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯНЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Конец XVIIT века и первая половина XIX века ознаменованы крупнейшими достижениями выдавшихся немецких философов: И. Канта, И. Фихте, Г.Гегеля, . Фейербаха. Им принадлежит заслуга в формировании нелестной, системной картины мира и в разработке диалектического метода его познания. При всем различии философских позиций они, прежде всего, стремились дать целостное представление об устройстве бытия о развитии низших его форм в высшие. 2. ФИЛОСОФИЯ КАНТА И ГЕГЕЛЯ. И.Кант разработал космогоническую теорию, согласно которой вселенная з состояния харса в следствии сил притяжения и отталкивания приходит в упорядочение состояние, представ ленное небесными телами, планетами. Кант разработал теорию познания. В основе познания лежит три основные познавательные способности: разум - способность к умозаключению; рассудок -способность к понятиям и суждениям; чувственность -способность к ощущениям. Стремление упорядочить жизнь людей приводит И.Канта к обоснованию знаменитого императива:" поступай гак, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом" В философии Г.Гегеля была развернута внутренняя логика движения абсолютного духа ( мирового разума) от его чистого бытия к природе А затем человеческому обществу. Г.Гегель демонстрирует действие диалектических законов в этом мировом процессе: закон единства противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания-отрицания. Если диалектика предполагает непрерывное, бесконечное развитие любого явления и мира в целом, то построение Г. Гегелем завершенной, целостной системы мира противоречило принципам диалектики. Его система является идеалистической, а методы диалектическими, и это противоречие характеризует основной недостаток Философского учения Г. Гегеля. 3. МАТЕРИАЛИЗМ Л ФЕЙЕРБАХА Материализм - учение, по которому существует лишь одна субстанция материя Фейербах рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализировал такие свойства материи, как движение, пространство время. Им разработана материалистическая теория познания с высокой оценкой роли органов чувств в познании. Обосновывая объективную ценность человека в системе мира, он подверг критике основы христианской религии и вывел следующие причины живучести религии: а) страх перед стихийными силами природы; б) страх перед трудностями и страданиями; в) стремление к счастью через решение в иллюзорном мире религии. Однако это не значит, что он был противником религии вообще. Он был противником старой религии и призывал к созданию новой религии основанной на, любви. Религии без бога, обожествление высшего человеческого потенциала. Он разработал основные принципы гуманизма. 4. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В начале 40-х годов XIX века возникает марксизм как идеология рабочего класса. Основателем марксистского учения является К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксизм включает в себя три составные части: философию, политэкономию и теорию научного социализма. В этих трех частях нашли свое отражение три вида кассовой борьбы, которые развернулись между пролетариатом и буржуазией: идеологическая, экономическая, политическая. Сущность экономического учения марксизма составляет теория прибавочной стойкости, которая раскрывает сущность эксплуатации наемного труда предпринимателями. Сущность политического учения марксизма сформулирована в теории научного социализма К.Маркс и Ф.Энгельс разработали учение о пяти основных формациях развития человеческого общества: первобытно- общинной, рабовладельческой Феодальной, капиталистической и коммунистической. В коммунистической Формации выделены две фазы: социализм и коммунизм. Социализм рассматривается как общество, основанное на. общественной собственности на отсутствии эксплуатации наемного труда, на распределении материальных благ по количеству и качеству труда, с ориентацией на всестороннее развитие личности каждого члена общества. Теоретической и методологической базой в политэкономии, и теории социализма является марксистская философия в форме диалектического и исторического материализма, прежде всего философия марксизма является материалистической, т.е. принимающей за основу всего существующего материю как объективную реальность. Далее, марксистская Философия учитывает исторический опыт развития диалектического метода и включает в себя все основные законы, принципы и категории диалектики Марксистская философия впервые материалистически истолковала не только природные явления, но и развитие человеческого общества. Основные философские идеи марксизма изложены в работах Ф. Энгельса " Диалектика природы"," Анти - Дюринг".ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ В чем особенности развития немецкой классической философии? Что такое материализм? Что нового в философии было внесено Г.Гегелем? Какие три составные части включает в себя марксизм? Тест. Что общего в развитии немецкой классической философии а) все они были материалистами б) стремились делить целостное представление об устройстве бытия в) разработали закон отрицания отрицания Кому принадлежит это высказывание: «Поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим примером»? а) Г. Гегелю б) И. Канту в) Л. Фейербаху 3. Когда возникла марксистская философия? а) в конце XIX в. б) в 40е г. XIX в . в) в начале XX в. Автором работы: «Диалектика природа» был а) Ф. Энгельс б) В.И.Ленин в) К.Маркс Кто из перечисленных философов разработал основные принципы манизма? а) К.Маркс б) Г.Гегель в) Л. ФейербахТема № 5: «ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» План 1 .Характеристика неклассической философии. Философия А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора Философия Ницше и А. Бергсона. Основные понятия: Смерть - необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа -необходимый и существенный момент жизни. Логика .- разумность, внутренняя закономерность действия, процесса. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Начиная с середины XIX века в философских исследованиях появились существенные новации, давшие основания ввести понятия неоклассическая философия. В основе возникновения неклассической философии находится интерес к тем сторонам жизни и жизнедеятельности человека, которые не выражались философскими тенденциями. В этом смысле появление неклассической философии было вполне закономерным явлением. Развитие Европы в этот период шло в целом, о восходящей линии. Природа покорялась человеку. Наука уверенно раздвигала границы познания. Все это вселяло уверенность в разумности мира и подтверждало правоту рационализма.ФИЛОСОФИЯ А. ШОПЕНГАУЭРА И С. КЬЕРКЕГОРА. Во многих отношениях НОВОМУ типу философствования положил начало немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 -1860). Взгляды изложены в его главном сочинении "Мир как воля и представление". Философия Шопенгауэра пессимистична. Жизнь - это "плесень" на одном из "шаров", (так философ называл нашу планету). Мир неразумен и бессмыслен, им управляет слепая, злая воля. Ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно, и своими страданиями. Насколько воля сильнее интеллекта - об этом можно судись по собственным поступкам: в массе своей они продиктованы не доводами разума, а инстинктом и желаниями, даже если заранее знаем, что исполнение этих желаний принесет нам больше неприятностей, чем пользы. Сильнейший инстинкт жизни - половая любовь, т.е. продолжение рода, а в действительности - воспроизводство новых поколений для мук, страданий и неминуемой гибели. Есть лишь один способ вырваться из этого круга -погасить в себе волю к жизни и ее ложным соблазнам. Датский Философ и теолог С. Кьеркегор (1813-1855) утверждал, что самые глубокие истины жизни и смерти - не прознаются логикой, а переживаются непосредственно. Философствование и есть переживание вечного в конечном существовании индивидуальной судьбы личности. Переживание - это любовь, вера, надежда тоска, страх, отчаяние - они - то и составляют мир существования человека. И это существование выше и значительнее всех общих законов и закономерностей ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ И А.РЕРГСОНА Ф. Ницше (1844 -1900) в 70-80-е гг. прошлого века выступил с радикальной программой " переоценки ценностей". Он отвергал не только христианскую мораль, но и мораль вообще Мораль и культура - писал Ницше, несовместимы. Мораль -это воздух слабого, которому нет и не должно быть места жизни, культура же должна всегда быть культурой силы, ибо только сила прекрасна. Если Шопенгауэр утверждал, что главное это воля к жизни, то Ницше утверждал,, что главное - это воля к власти которую сильный человек должен стремиться у себя максимально развивать. Французский философ Анри Бергсон в основе всего видел творческий порыв. Он считал, что научные методы недостаточны для действительного разрешения познавательных задач .Способ постижения действительности -интуиция. Интуиция выступает как род интеллектуальной симпатии, непосредственное знание Интуиция - общая основа философии и науки. От интеллекта невозможно идти к интуиции, а вот обратный путь возможен . Философия идет от интуиции к понятиям, тем: самым она вызволяет их подлинное значение. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Назовите основные признаки неклассической философии. Б чем особенности философии: а) Шопенгауэра б) Кьеркегора в) Ницше г) Бергсона Тест Кто был автором работы «мир как воля и представление» а) С. Кьеркегора б) А. Шопенгауэра в) А. Бергсон Кто из философов в основе всего видел творческий порыв а) Ф. Ницше б) А. Бергсон в) С. Кьеркегор а) Платон б) А. Бергсон в) Ф. Ницше Субстанция - это а) система в основе, которой лежит разум б) первооснова то, что не зависит от другого и поражает другое в) не видимые частицы разной величины и формы |