Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос второй: Принципы диалектики Вопрос третий: Система законов диалектики в медико-биологическом исследовании

  • 1.1. Вклад философии и современных наук в развитие диалектики 1.1.1. Историко-философская справка

  • 2) Уточнение диалектики Гегеля.

  • Капитал »: К.Маркс

  • 3) Участие современных наук в развитии диалектики (диамата) 1) ряд точных и естественных наук превратили три закона диалектики в

  • 1.1.2.Историко-научная справка

  • Существует несколько гипотез о происхождении жизни

  • «Черные курильщики» океана

  • философия. филос ЛЕКЦИЯ 3. Введение Вопрос первый Диалектикоматериалистическая парадигма познания


    Скачать 94.3 Kb.
    НазваниеВведение Вопрос первый Диалектикоматериалистическая парадигма познания
    Анкорфилософия
    Дата12.01.2023
    Размер94.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилос ЛЕКЦИЯ 3.docx
    ТипДокументы
    #884111
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    «Диалектический материализм, как логика и методология научного познания»

    Введение

    Вопрос первый: Диалектико-материалистическая парадигма познания

    1.1. Вклад философии и современных наук диалектики

    1.1.1Историко-философская справка

    1.1.2. Историко-научная справка

    1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания

    1.2.1. Диалектико-материалистические основы научного анализа

    1.2.2. Квалификация диалектики в классической и учебной литературе

    Вопрос второй: Принципы диалектики

    Вопрос третий: Система законов диалектики в медико-биологическом исследовании

    Вопрос четвертый: Система категорий в медико-биологическом исследовании

    Выводы

    Литература
    Введение

    В данной лекции необходимо знать следующие моменты:

    -  сформировать целостное представление о диалектическом материализме, знать его определение, запомнить отношение к нему учёных;

    -  обязательно  запомнить вклад Гегеля и К. Маркса в развитие диалектического материализма. Иметь представление об основных работах К. Маркса;

    -  необходимо понять, что диалектический материализм - это теоретическое отражение механизма функционирования мироздания, материального мира. Надо запомнить слова В.И. Ленина:  «учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

    - необходимо понять, что диалектический материализм – это не «кабинетная выдумка», а вершина в эволюции человеческого разума. В 2000г. К.Маркс был удостоен звания ООН и ЮНЕСКО «Человек тысячелетия» за выведение диалектики Гегеля до высочайшего научного уровня.

    -  необходимо пробовать применять диалектическую логику к медицинскому исследованию.

    Вопрос первый. Диалектико-материалистическая парадигма познания

    В этом вопросе мы должны в общих чертах ознакомиться с двумя аспектами: 1) историей вопроса и 2) общим представлением о диалектике.

     1.1. Вклад философии и современных наук в развитие диалектики

    1.1.1. Историко-философская справка

     Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса).

    1) Диалектика Гегеля

     А)  - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов:

    =  всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.);

    =  это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие»)

    NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля.

    - Гегель обратил внимание на одну особенность феномена противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез»)

    = смысл этой схемы следующий:

    тезис

    (исходный момент)




    антитезис

    (отрицание тезиса, переход в противоположность)




    синтез

    (отрицание предыдущего отрицания)

     

    NB: эта схема получила название «Триады Гегеля»

    = в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания отрицания»);

     - I и III законы указывали на развитие

    = это развитие Гегель проследил на движении понятий:

    Например:

     «бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового       «отрицание» (антитезис)            также отвержение           «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение.

    Здесь надо видеть развитие:

    = процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне);

    = продолжается до получения синтеза;

    = количественные изменения переходят в качественные.

    NBв этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его  движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные).

    Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так:

     - закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»);

    - закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»);

    - закон эволюции («Закон отрицания отрицания»).

    Таковы три закона диалектики Гегеля)

    б) Логика Гегеля:

    - эти три закона диалектики Гегель вывел исключительно с помощью разума (без всяких экспериментов);

    - поэтому Гегель сказал, что логика – это система «чистого разума»;

    - эта логика охватывает и пронизывает весь мир и совпадает с божественным;

    - из этого Гегель делает вывод: все законы – это «мысли Бога».

    в) в логике мышления Гегель призывал выявлять:

                - сущность явлений;

                - конкретные истины;

                - тенденции и закономерности;

                - возникающие противоречия.

    г) Анализируя логику и диалектику Гегеля, К. Маркс впоследствии сделает вывод, что представления Гегеля о диалектике:

                - рациональные;

                - ограниченные;

                - идеалистические.

    д) Кроме законов диалектики, Гегель сформулировал формы существования живой материи и выразил их в системе категорий диалектики.

                - явление и сущность

                - форма и содержание

                - движение и развитие (изменение)

                - причина и следствие (условия)

                - пространство и время

                - возможность и действительность

                - необходимость (индивидуальное, отдельное, специфическое, особенное)

                - целое и часть.

    е) Гегель структурировал всю живую материю:

                - природа (т.е. естественный мир – физический мир, химический, биологический миры);

                - человек (общество);

                - мышление (сознание);

    NB: из этого Гегель сделал вывод, о том, что живая материя – это  объективная реальность (естественный мир) и субъективный мир (психика, идеальное,т.е. нематериальное – мысли, смыслы, идеи и т.п.).

    Все это составило в наукесистему высших психических функций.

    В дальнейшем диалектика Гегеля развивалась на научном уровне.

    2) Уточнение диалектики Гегеля.

    В философии сложилась ситуация, когда надо было исправлять неточности в диалектике Гегеля.

    Это сделали К.Маркс и Ф.Энгельс, они:

                - систематизировали идеи Гегеля

                - обобщили его воззрения

                - очистили диалектику от идеалистических примесей

                - переосмыслили достижения естествознания

                - исследовали (проанализировали) действие законов.

    К.Маркс, Ф.Энгельс проделав эту работу, создали «материалистическую диалектику», которую развивали в ряде работ:

    «Тезисы о Фейербахе»: «философы лишь разным образом объясняли мир, а все дело состояло в том, чтобы его преобразовать».

    NB: Ф.Энгельс: поддержал эту мысль и напомнил о триаде Гегеля: все превращается в свою противоположность, т.е. достойно гибели все, что существует!!!

    - «Нищета философии»: К.Маркс:

    - отклонил абсолютизирование логики и сведение явлений к ее категориям;

    - обратил (выделил) реальные противоречия;

    - проанализировал категории политэкономики (которые преходящие, как и общественные отношения);

    - из гегелевской диалектики взял прежде всего ее язык!!!

    - «Диалектика природы»: Ф. Энгельс:

    - Природа и общество – взаимосвязанное целое;

     - они подвижны, развиваются, переходят из одного состояния в другое;

    - материя несотворима, первична, а сознание – это специфическая функция мозга, способного отражать объективную реальность;

    - «Капитал»: К.Маркс:

    - всемирную историю переосмыслил под углом зрения законов диалектики;

    - социально-политические, культурные процессы, идеи и представления обусловлены производством, жизнью, бытием;

    - производственные отношения определяющие, чем производит деятельность;

    - если производственные отношения отстают от развития производительных сил – вызревают условия для социальной революции и смены формаций – это витки прогресса;

    - люди признавались способными познавать социальные законы, тормозить их или ускорять, творчески преобразовывать.

    - Ф.Энгельс: диалектика – это наиболее общие законы всякого движения и развития: природы, общества и мышления, учение о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причины и следствия постоянно меняются местами.

    3) Участие современных наук в развитии диалектики (диамата)

    1) ряд точных и естественных наук превратили три закона диалектики в фундаментальную теорию развития живой материи, мироздания:

    - информатика-теория общей патологии-кибернетика-психология (психофизиология) - генетика- медицина- синергетика- социально-гуманитарные науки

    - микроэлектроника

    - квантовая физика

    - экология

     - физиология

    2) современные науки развивают в диамате:

    - новую методологию научного познания материи;

    - диалектические механизмы самоорганизации материи;

    - новую научную картину мира (НКМ), новое мировоззрение;

    - кибернетика и синергетика вскрыли механизмы самоорганизации материи и ее ноосферы (Абд.7).

    1.1.2.Историко-научная справка

    Первейшим направлением современной науки является вопрос о происхождении жизни на Земле. Разные ученые выдвигали и разные концепции:

    а) некоторые пояснения сложившейся ситуации:

    - «происхождение жизни» - одна из наиболее сложных научных проблем современного естествознания;

    - живая природа (по сравнению с неживой) – это настолько высокий качественный уровень организации материи, что появление жизни во Вселенной – это не только загадка, но и тайна для науки.

    NB: вопрос о происхождении жизни наукой рассматривается только относительно земных форм живой материи (т.к. науке ничего не известно о внеземных формах живой природы).

    б) наша задача – за всеми концепциями увидеть диалектику становления жизни на Земле через механизмы самовоспроизводства. В дальнейшем эти диалектические механизмы мы рассмотрим более подробно.

    Существует несколько гипотез о происхождении жизни  («креационизм», «абиогенез», «биогенез», «биохимическая эволюция»):

    - креационизм (лат.creatio – созидание) – это религиозная версия: Бог сотворил мир за 6 дней;

    - абиогенез (греч. а – не; bios – жизнь; genos – происхождение); по этой гипотезе живое может спонтанно и самопроизвольно возникать из неживого в течение незначительного времени.

    Пример: Гипотезы абиогенеза придерживался Аристотель: он полагал, что определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм, так как «какой-либо существенной границы между неживой и живой природой не существует»;

    Возникнув в эпоху Древнего мира, гипотеза абиогенеза была актуальна и позже – в период Возрождения и Нового времени (Ян Гельмонт).

    - биогенез: итальянский биолог и врач Франческо Реди (XVIIв) усомнился в возможности самопроизвольного возникновения жизни из неживого вещества (сделал ряд экспериментов). Он сделал вывод, что жизнь возникает только из предшествующей жизни. В 1765 году другой итальянский ученый Ладзаро Спалланцани в своих экспериментах подтвердил идеи биогенеза. В XIX веке французский ученый Луи Пастер в эксперименте доказал (Пастеризацией) концепцию биогенеза и опроверг идею абиогенеза.

    - «биохимическая эволюция» - это гипотеза А.И.Опарина; ее суть: жизнь на Земле – результат длительного, прогрессивного (восходящего) развития материи от низших и простых форм к более высоким и сложным. Жизнь возникла из неживого вещества (в миллионы лет).

    В 1950-х годах С.Миллер и Г.Юри экспериментально смоделировал условия, которые могли существовать у поверхности молодой планеты Земля – смесь метана, угарного газа и молекулярного водорода, многочисленные электрические заряды, ультрафиолет и др. В опыте Миллера – Юри было получено из этой смеси больше 20 аминокислот, сахара, липиды и предшественники нуклеиновой кислот.

    Современные эксперименты более сложные. В 2015 году кембриджский профессор Дж.Сазерленд показал возможность образования всех базовых «молекул жизни», компонентов ДНР, РНК и белков из весьма простого набора исходных компонентов.

    Гипотезу абиогенного происхождения жизни из «органического бульона» Миллера – Юри в 1924 году выдвинул советский биохимик А.Опарин. Его вклад был весомый. В наше время его имя носит награда, вручаемая международным научным обществом – медаль Опарина.

    Теория химической эволюции описывает диалектический природный процесс превращения простых органических веществ в довольно сложные химические системы – предшественницы жизни (под влиянием внешних факторов, механизмов селекции и самоорганизации). Современная кибернетика и синергетика (нобелевская премия) являются дальнейшим развитием диалектики, которую они пополнили такими понятиями, как: самоорганизация живой материи, ее саморегуляция и самовоспроизводство.

    «Черные курильщики» океана: основная идея – жизнь зародилась в океане. Эта гипотеза в науке проверяется.

    «Мир РНК»: здесь также показана диалектическая эволюция. В соответствии с принципами диалектического материализма жизнь – это «единство и борьба» двух начал: изменяющейся и передающейся по наследству информации (с одной стороны) и биохимических, структурных функций – с другой. Одно без другого невозможно.

    Главный в диалектике вопрос: с чего жизнь началась – с информации и нуклеиновых кислот или с функций и белков? Как ответ на данный вопрос в 60-80 годы ХХ века формировалась гипотеза «мира РНК».

    РНК – макромолекулы, в хранении и передаче информации не столь эффективные, как ДНК, а в выполнении ферментативных функций – не столь впечатляющие, как белки. Зато молекулы РНК способны и на то, и на другое, и до сих пор они служат передаточным звеном в информационном обмене клетки, и катализируют целый ряд реакций в ней. Белки неспособны реплицироваться без информации ДНК, а ДНК неспособна на это без белковых «умений». РНК не может быть полностью автономной: она способна катализировать «собственное «размножение» - и для начала этого достаточно.

    Исследования в рамках гипотезы «мира РНК» показали, что эти макромолекулы способны и к полноценной химической эволюции. Взять хотя бы наглядный пример, продемонстрированный калифорнийскими биофизиками во главе с Лесли Оргелом (Lesley Orgel): если в раствор способной к саморепликации РНК добавить бромистый этидий, служащий для этой системы ядом, блокирующим синтез РНК, то понемногу, со сменой поколений макромолекул, в смеси появляются РНК, устойчивые даже к очень высоким концентрациям токсина. Примерно так, эволюционируя, первые молекулы РНК могли найти способ синтезировать первые инструменты – белки, а затем – в комплексе с ними – «открыть» для себя и двойную спираль ДНК, идеальный носитель наследственной информации.

    - Протоклетки.

    Однако простой репликации для «нормальный жизни» недостаточно: любая жизни – это, прежде всего, пространственно изолированный участок среды, разделяющий процессы обмена, облегчающий течение одних реакций и позволяющий исключать другие. Иначе говоря, жизнь – это клетка, ограниченная полупроницаемой мембраной, состоящей из липидов. И «протоклетки» должны были появляться уже на самых ранних этапах существования жизни на Земле – первую гипотезу об их происхождении высказал хорошо знакомый нам Александр Опарин. В его представлении «протомембранами» могли служить капельки гидрофобных липидов, напоминающие желтые капли масла, плавающего в воде.

    В целом идеи ученого принимаются и современной наукой, занимался этой темой и Джек Шостак, получивший за свои работы Медаль Опарина. Вместе с Катаржиной Адамалой (Katarzyna Adamala) он сумел создать своего рода модель «протоклетки», аналог мембраны которой состоял не из современных липидов, а из еще более простых органических молекул, жирных кислот, которые вполне могли накапливаться в местах возникновения первых протоорганизмов. Шостаку и Адамале удалось даже «оживить» свои структуры, добавив в среду ионы магния (стимулирующие работу РНК-полимераз) и лимонную кислоту (стабилизирующую структуру жировых мембран).

    В итоге у них получилась совершенно простая, но в чем-то живая система; во всяком случае это была нормальная протоклетка, которая содержала защищенную мембраной среду для размножения РНК. С этого момента можно закрыть последнюю главу предыстории жизни – и начать первые главы ее истории. Впрочем, это уже совсем другая тема, так что мы расскажем лишь об одной, но чрезвычайно важной концепции, связанной с первыми шагами эволюции жизни и возникновением громадного разнообразия организмов.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта