Яко с нами Бог. Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом федор Мельников (С. Лавров)
Скачать 1.06 Mb.
|
Часть вторая. О Боге О Святой Троице Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Ин. 5, 24) Бог — чистейший Дух. Бога никто никогда не видел, на Него даже Ангелы не смеют взирать, и нельзя Бога понимать так, будто это дедушка с бородой сидит на облаках и управляет миром. В такого языческого бога мы не верим. Мы верим в Бога, Который живет в свете неприступном… Нельзя понимать Его и как воздух, разлитый в природе. Бог — особое Существо, Которое с природой не смешивается. Бог вечен, бессмертен. Не было человека, земли, всей вселенной, а Бог был. Для Него нет времени, ни прошедшего, ни будущего, для Него всегда настоящее; тысяча лет для Него как один день, и один день как тысяча лет. Бог — это богатство, полнота жизни, любовь. Вся красота, все могущество, вся сила, то есть все добро — в одном Боге. Бог сотворил человека, чтобы он, Его творение, участвовал в Его благости, вместе с Ним ликовал и блаженствовал. Когда еще не было мира, вселенной, человека, в разуме Бога все это было, и Бог заранее знал, кто свою свободную волю направит к добру и кто ко злу. Свобода — это великий Божественный дар человеку. И эту свободу мы потеряли через грех непослушания. Апостол Павел говорит: «Познай истину, и она сделает тебя свободным». А истина у нас одна. Ею является Бог. Бог един, но в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Это великая тайна Божества. Ограниченным человеческим умом постигнуть ее невозможно. Бог Отец вечно рождает Сына, а Дух Святой исходит от Отца. Слова «рождение» и «исхождение» Богу неприсущи, но наш человеческий язык так скуден, что точнее мы сказать не можем. Чтобы хоть немного понять сущность Троицы, можно привести приблизительное сравнение. Возьмем солнце. Оно имеет диск, круг — это как бы обозначает безначального Бога Отца, от диска на землю нисходит свет — это обозначает Сына, а тепло — благодать Духа Святаго. Другой пример. Разум человека как бы обозначает Бога Отца, ум постоянно рождает слово — Сына, дыхание — благодать Духа Святаго. Бог создал мир, и творение свидетельствует о Его Троичности. Человек, к примеру, состоит из духа, души и тела; каждый палец руки — из трех суставов, и сама рука из трех частей, так же и нога. Огонь — это свет, тепло и дым; вода может быть в обычном виде, замерзшем и паре. И многое другое. И все это наглядно свидетельствует о Триедином Боге. Как возник мир У атеистов фанатическая вера, во всем мире не найдешь ей подобной, такой вере можно даже позавидовать. Они верят, что из какой-то пылинки возник весь этот удивительный, прекрасный, разнообразный, разумный мир, который удивляет и восхищает умы человеческие. В одном учебном заведении доктор астрономических наук читал лекцию о возникновении Земли. Поставил на доске точку мелом и сказал: «Вот, товарищи, это Земля, которая появилась много миллионов лет назад. С каждым тысячелетием она росла, развивалась, — он начертил на доске большой круг. — На этой Земле мы и живем». Сорок пять минут он говорил о том, как Земля развивалась, какие природные явления: вулканы, подземные взрывы, землетрясения — происходят на ней, и в заключение сказал: «А в Библии написано, что мир создан Богом». Он кончил лекцию: «Вопросы есть?» Тут поднялся один студент: «Вы нам долго рассказывали о возникновении Земли, о всяких природных явлениях, а потом сказали, что Бог не мог создать ее. А я хочу вас спросить: «Кто поставил мелом точку на доске?» — «Как, кто? Я», — ответил лектор. — «А кто поставил точку Земли во вселенной?» Лектор стал отговариваться философскими терминами. Спас его раздавшийся в это время звонок. Многим представляется, что научные достижения последнего времени так велики, что недалек тот час, когда все будет объяснено наукой. На самом же деле наука так же беспомощна перед множеством неразгаданных тайн мироздания, как и раньше. Один французский ученый-атеист на вопрос, откуда происходит атмосфера, ответил честно: «Не знаем и знать никогда не будем!» Но даже если наука и будет в состоянии объять видимый мир, сфера невидимого останется для нее закрытой. Разумный человек не может согласиться с учением о том, что вселенная возникла сама собой в результате «случайного стечения обстоятельств», благодаря «слепому случаю». Допустить, что вселенная, представляющая собой гигантский механизм поразительной точности, появилась сама собой — это значит, верить уже не в чудо, которого так боятся ученые, а в абсурд. После многих лет научных изысканий подлинные ученые подтверждают слова, которые сказаны в Библии о сотворении мира. Знаменитый астроном Гершель сказал: «Все научные открытия допущены, вероятно, с одной целью, а именно: подтвердить то Божественное откровение, которое дано нам в Библии». Всего один факт: в Библии сказано, что Бог не только создал все из ничего, но что «по множеству могущества и великой силе, у Него ничто не выбывает» (Ис. 40, 26). Ученые подтверждают эту истину: со дня создания вселенной в ней ничего не прибавилось и не убавилось… Разнообразие и красота растительного царства, мира животных, птиц, насекомых, их удивительное устройство и способности, все то, что обычно называют «чудом природы», на самом деле является чудом Божиим. Все бесчисленные чудеса в мире природы, «и в поле каждая былинка, и в небе каждая звезда» свидетельствуют о Творце, о Его всемогуществе и премудрости. Жизнь — это неразгаданная тайна. Академик В. П. Доброхвалов говорит: «Подлинная наука давно установила тот непреложный факт, что материя сама по себе мертва, пассивна и породить жизнь не может». А вот слова великого ученого Л. Пастера: «Жизнь возникла из жизни, но никак не из мертвой материи». Ученые-материалисты, ссылаясь на бесконечно удаленное от нас прошлое, говорят, что жизнь началась с простейшего живого организма, но при этом они всячески избегают прямого ответа на вопрос: кто дал жизнь этой первой живой клетке? Никаких признаков самопроизвольного зарождения жизни до сих пор установить не удалось, и никакая наука не может перешагнуть барьер, поставленный Творцом между мертвой и живой природой. Если бы нашелся хотя бы один мудрец, который доказал, что жизнь возникла сама собой, отпал бы вопрос о Боге как Творце, и материалисты отпраздновали бы победу. Но этого не было и никогда не будет. Проблема возникновения жизни остается неразрешенной и сегодня, несмотря на все научные достижения и открытия. Точно также не под силу науке одолеть барьера между родами растений и животных, ибо так Бог сотворил их: «по роду своему» (Быт. 1). В истории естествознания не было ни одного случая, чтобы один род превращался в другой, высший; в природе нет даже намека на ту «непрерывность эволюционной цепи», которую пытаются отстаивать материалисты. Откуда произошел человек? Теория происхождения человека от обезьяны потерпела крах. При раскопках были найдены часть черепа и кости какого-то неизвестного существа, на основании чего была сделана модель «питекантропа» — древнего человека, схожего с обезьяной. На самом же деле было так: взяли человеческий череп, приставили к нему челюсть обезьяны, приделали скелет и выдали это за какого-то «первого человека». Подобные модели выставлялись в музеях, но поверить, глядя на них, что человек произошел от обезьяны, могут только дети младшего возраста. Близость крови человека и обезьяны, сходство в весе мозга еще ничего не доказывают. По физическому строению человек немного схож с некоторыми животными, но во всех других отношениях он отличается от них коренным образом. Человек обладает разумом и бессмертной душой, чего Бог не дал ни одному животному. У человека есть речь, а животные — твари бессловесные, и ни один дрессировщик не научит их говорить. Известно, правда, что однажды ослица заговорила человеческим голосом, но заставить ее мог только Бог, Творец всяческой твари. Все животные достигают на земле предела своего умственного развития, и только человеку свойственно стремиться к совершенству и никогда не удовлетворяться достигнутым. Поистине странно, и даже страшно, что достигший таких вершин знания человек на вопрос, откуда он произошел, отвечает, не краснея: «От обезьяны»! Процесс зарождения и развития у всех людей один и тот же, и, казалось бы, все люди должны быть одинаковыми. Но нет! Каждый человек имеет свои отличия, свою индивидуальность. Сколько людей в мире, и у всех разные лица, характеры, даже отпечатки пальцев у всех разные… Это ли не чудо из чудес? Человек — это сложнейший организм, он изучает себя и до конца не может изучить и восхищается премудростью Того, Кто его создал. До конца человек не может проникнуть в тайну своей природы, а тем более в тайну своего Создателя. Человек проходит три стадии в своем развитии. Первая — в утробе матери, где он формируется и принимает образ человека. Вторая — на земле, где он продолжает формироваться не только физически, но, главное, духовно. Потому что на земле происходит подготовка к переходу из временной жизни в небесную вечную жизнь, которая является третьей стадией. Так будущая бабочка проходит три стадии своего развития, начиная с простой незаметной личинки, червячка, и кончая красивой взрослой особью. О душе Если, как говорят материалисты, природа сама так разумно устроила этот мир, то зачем тогда она придумала смерть? Зачем умирают люди? Зачем уничтожается красота? Получается, что нет в мире смысла и цели, нет смысла и в жизни человека. Но надо правильно понимать: Бог создал человека для вечности, и вся его земная жизнь — только подготовка к вечности. Человек — это «временная протяженность» в мире. Бог создал человека из праха земли и вдунул в лицо его дыхание жизни — душу живую, разумную. Возьмем зажженную свечу. Этой свечой мы можем зажечь другую, третью и так далее — получится море зажженных свечей. Первые люди — прародители всего рода человеческого. Бог создал первого человека с разумной душой, и люди, зарождаясь в утробе матери, душу свою принимают от родителей. Когда курица высиживает яйцо, цыпленку в нем тепло и приятно, он даже не знает о том, что вокруг его скорлупы — другой, огромный мир. Но пройдут три недели, цыпленок освобождается от скорлупы, и перед ним открывается этот мир, новой формы жизнь. Так и душа в теле — как цыпленок в скорлупе. Когда человек умирает, она освобождается из этой скорлупы, и перед ней сразу открывается неизвестный, таинственный мир. Атеисты, не веря в будущую жизнь, напоминают двух близнецов, как бы рассуждающих в утробе матери. Один говорит: вот родимся скоро, новая жизнь начнется… А другой возражает: брат, что ты говоришь глупости, ведь это смерть для нас! Только представь себе, ведь единственный источник питания у нас отнимут, пуповину перережут. Что станем делать? И потом, нет никакой новой жизни. Откуда ты о ней знаешь? Ведь сюда никто не возвращался… Возьмем тело. Основные его части: голова, туловище, руки, ноги. Но в этом теле человека есть душа. Материалисты, как известно, считают, что души у человека вообще нет. Все душевные качества — чувства, воображение, волю — они считают рефлексами, действующими в результате внешних воздействий на наш мозг. По их рассуждению, чувствующий — радующийся или страдающий — человек является всего-навсего автоматом, пассивно реагирующим на случайные толчки из внешнего мира. Материалисты не признают души, потому что не видят ее: «Не вижу — не верю!» Но они не видят и электрического тока, магнитных и радиоактивных волн, не видят бесконечных галактик, далеких звезд и мельчайших атомов, но верят, что все это существует. Они хотят увидеть Бога «простым глазом», но ведь глаза, этот сложный аппарат, позволяют увидеть лишь ничтожно малую часть даже физического мира. Ученые изобрели электронный микроскоп, увеличивающий предметы в сто тысяч раз, и обнаружили удивительный мир микроорганизмов: в маленькой капле воды их находится до нескольких тысяч. Изобрели и уникальный телескоп, благодаря которому глазам открылась огромная звездная панорама: до двух миллиардов звезд вместо шести тысяч, видимых простым глазом. Но все это невероятно мало по сравнению с тем, что находится за пределами нашего восприятия. Так может ли человек увидеть Бога, если он не может видеть Его владения! Это мы говорим о физическом, видимом мире. Но есть еще мир невидимый, духовный; даже материалисты не отрицают, что существует радость, печаль, любовь. Что же это, как не свойства души? И можно ли их увидеть, пощупать, подержать в руках? Три профессора рассуждали между собой. Один говорил: «Я не верю, что есть душа. Сколько ни вскрывал человека, души не видел. И пришел к выводу, что ее в человеке нет». А другой возразил: «Если рассуждать подобным образом, что же получается? Сколько я вскрывал черепную коробку, рылся в мозгу, а ума так и не обнаружил. Не значит же это, что его нет!» Третий же сказал: «А я сколько оперировал на сердце, разрезал его на части, а любви не нашел… Так и с душой. Если вы ее не видели, это не означает, что ее нет!» Простой пример. Человек поработал в поле, входит и говорит: «Как я запылился», — и стряхивает с одежды пыль. Здесь под «я» подразумевается одежда. Приходит с работы, падает на диван и говорит: «Как я устал». Здесь же под «я» он подразумевает тело. Но когда послушал хорошую музыку или что-то приятное произошло: поступил в институт, встретил дорогого человека, то говорит: «Как я счастлив, как я рад!» Здесь уже «я» означает не одежду, не плоть, а душу внутреннего человека, и дороже в нас внутренний человек, нежели внешний. Если мы сделали кому-то что-то доброе, хорошее, у нас радуется не тело, а душа. Видя красоту в мире, в природе, разного рода краски, цвета в прекрасных сочетаниях, мы воспринимаем их не материально, а духовно. И нам необходимо на первое место поставить не плоть, создавая ей всяческие блага, а душу. Когда мы создадим блага для души: веру в Бога и жизнь по Его заповедям, любовь к ближним, тогда душа найдет мир и покой. А если этот порядок нарушен, человек теряет цель и смысл жизни. Василий Великий говорит: «Человеку отдай все блага мира, ему будет мало». Душа ненасытна, то есть Бог так мудро создал душу человеческую, что она нигде не найдет покоя, но насытится в одном только Боге. Душа бессмертна. Человека можно сравнить с книгой: тело его — бумага, обложка, оформленные красиво и удобно, а душа — идеи, заключенные в этой книге. Если бросить книгу в огонь, сгорит бумага, а не мысли, на ней записанные. Если нет души, откуда тогда в человеке такие изумительные способности? Умственная способность — дар мыслить, рассуждать, сопоставлять, умозаключать и так далее. Речь — устная и письменная. Воля — возможность выбора, на чем зиждется вся свобода человека. Совесть — «верховный трибунал», беспрерывно заседающий в тайниках нашей души, глас Божий, который слышат даже те, кто отрицает Бога. Интуиция — предчувствие, сверхчувство. Воображение — почти сверхъестественная способность воспроизводить в уме разные образы, предметы, события, отдаленные по расстоянию и времени. Память — способность переживать, запечатлевать и вспоминать прошлое. «Как телесных членов много, — говорит об этом преподобный Макарий Великий, — и все называется одним человеком, так и у души много членов: ум, совесть, воля, помыслы осуждающие и оправдывающие; но душа одна, и это внутренний человек». В одной из брошюр говорилось о том, что если разобрать тело человека на химические элементы, то стоимость его можно будет определить в шесть миллионов долларов. Чтобы из этих же химических элементов, условно говоря, собрать человеческое тело, потребуется уже шесть биллионов долларов. А чтобы оживить это тело, заставить его дышать, двигаться, чувствовать, мыслить — всего мира будет мало. Потому и говорит Господь, что душа человека дороже всего мира: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26). О вере Макарий Великий говорит, что путь к познанию Бога — доброта души. «Душа по природе своей христианка», — сказал Тертуллиан. Один из ученых древности пишет: «Бог есть высшее Начало и Благость. Он превыше всякой природы. К Нему все стремится так естественно, как растение поворачивается к солнцу, чтобы жить». К Богу можно прийти разными путями. Сколько людей — столько и путей в Царство Божие: каждого Господь ведет ко спасению. Бога можно познать через изучение природы, Его творения, мы об этом говорили в первой части. Бога познают и через явные чудеса, которые случаются в жизни даже неверующих людей, — такие чудеса, после которых человек переносит скорби и даже идет за веру на смерть. Вот несколько примеров. В одной обители, в 1958 году, 8-го октября, в половине шестого утра, сторож вышел из гостиницы и увидел над собором во весь рост Божию Матерь, Которая держала в Своих руках покров. Он упал на колени и стал молиться, потом вбежал в гостиницу и позвал остальных. Около семидесяти человек стояли на коленях и просили Божию Матерь о помощи и заступлении. Она пребывала так минут пятнадцать, потом стала невидима, свет же на этом месте оставался до рассвета. Другой пример. У Клавдии, жительницы Кемерова, бывшей актрисы, в течение двух лет болели ноги. Она не могла ходить, никакое лечение не помогало. Добрые люди посоветовали обратиться за помощью к Божией Матери. Она приняла совет с глубокой верой и поехала в святую обитель, где три месяца жила под открытым небом, моля Божию Матерь об исцелении. Однажды, после сильного дождя, Клавдия проползла по собору, оставляя после себя мокрый след, к чудотворной иконе Божией Матери, где Ей читали акафист. Приложилась с верой к иконе, отползла в сторону и вдруг почувствовала в ногах силу, так что смогла встать и передвигаться. А вскоре стала совершенно здоровой. Пример третий. Бригада электромонтеров пришла в недействующий собор провести электропроводку. Бригадир начертил полосу на стене, где должны были проложить кабель. Эта линия проходила по фреске с изображением Спасителя, касаясь Его голеней. Одному рабочему поручили пробить в этом месте стену, но он, имея страх Божий, отказался. Отказались и второй, и третий, а четвертый, горделивого духа, дерзнул; смеясь над остальными, взял зубило, молоток и стал пробивать стену, а когда дошел до ног Спасителя, посмотрел на Его лик с усмешкой: «Ничего, сейчас отходишься!» Пробил ноги, закончил работу и снова посмеялся над товарищами: «А вы боялись! Если б Бог был, Он бы меня наказал». На другой день, пробудившись утром от сна, этот смельчак хотел было встать, но почувствовал резкую боль в ногах. Он сразу вспомнил вчерашний вечер и дерзкий свой поступок и сказал сам себе: «Отходился!» Несмотря на все старания врачей, болезнь прогрессировала, ноги стали гнить, развилась гангрена. Неоднократно делали операцию, но гордый дух его все не смирялся — пока не понял, что приближается конец. Пришло смирение, пришло и покаянное чувство. Позвали священника, больной покаялся, причастился, и душа его, по милости Божией, отошла с миром в вечность. «Бог есть, и мы не можем в этом сомневаться, и нам не нужно этого доказывать… Бог обитает в нашей совести, в сознании всего человечества, в окружающей нас вселенной. Отрицать Бога под сводом звездного неба, у гроба покинувших нас дорогих людей, при казни христианского мученика способен только жалкий и преступный человек», — говорит итальянский государственный деятель Д. Мадзини. Вера в Бога — не легенда, не миф. Это истина, непреложная и необходимая для каждого человека. Если бы религия была легендой, она не могла бы дойти до наших дней, сохранив себя в чистоте, а давно затерялась бы в веках. Можно ли говорить о личностях, которых не существует? Конечно, нет! Если бы не было Бога, и разговоров бы о Нем не было, если бы не было рая и ада, ангелов добрых и злых, жизни вечной — никто бы не говорил об этом. Есть свет, но есть также и тьма. Есть добро, но тут же рядом и зло. Есть в мире истина и ложь, радость и горе и так далее. Не должны ли мы прийти к логическому заключению, что противоположности, подобные тем, что мы наблюдаем в мире видимом, должны быть и в мире духовном? Если есть начало плотское, значит, есть и начало духовное; первое — видимое, второе — невидимое. Если есть духовная смерть, то должна быть и духовная жизнь. Если есть греховность, то должна быть и святость. Если есть временное, то должно быть и вечное. Если есть тление, то должно быть и нетление. Если есть жизнь земная, то должна быть и жизнь загробная. Один человек проезжал по берегу Азовского моря. На берегу сидело много рыбаков, они с азартом ловили рыбу. Ему пришла в голову мысль: «Если бы в море не было рыбы, никто бы там не сидел и не ловил ее». Если бы не было Бога, никто бы к Нему не обращался, никто бы не молился Ему. Если в колодце нет воды, никто туда не ходит, его заколачивают, и тропинка к нему зарастает травой. Если бы в Церкви не было благодати, никто бы не ходил туда, все храмы закрыли бы, и тропинки к ним заросли бы язычеством. Если бы не было Бога, отрицание Его не считалось бы атеистами таким великим геройством. Атеизм не только отрицает Бога — он ведет с Ним непримиримую войну и в этой войне проявляет куда больше фанатизма, чем самые преданные Богу люди. По существу, борьба эта происходит между Богом и сатаной, а сердца людей являются здесь только полем сражения. Мы видим, что ученый мир, основатели науки преклонялись перед Творцом вселенной, но вот какой-то безумец сказал, что Бога нет, и масса людей в ослеплении подхватила эту мысль. Почему? Да потому, что Бог запрещает Своим законом совершать грехи, а человеку нравится, хочется грешить. В одной книге описан такой эпизод. Однажды собрались люди, вышли в поле и сделали вызов Богу. «Если Ты, Бог, есть, — сказали они, — то почему в мире царит такая жестокость, почему столько войн, убийств, насилий, грабежей?» Бог спросил: «А вам это нравится?» — «Нет, конечно!» — «Зачем же вы тогда воюете, насилуете, грабите? Разве это Я заставляю вас?» Многие спрашивают: «Почему Бог, если Он всемогущ, не делает так, чтобы на земле не было зла, почему не заставит людей быть добрыми, жить в мире и любви?» Представьте себе, что вы гипнотизер и решили заставить детей своих слушаться и любить вас. Вы приводите их в сомнамбулическое состояние, когда они не способны ни к какому выбору, и приказываете: «Сидите здесь, пока я не вернусь!» — «Ешьте!» — «Перестаньте есть!» — «Пожелайте мне спокойной ночи!» Дети, как во сне, повинуются вам, и вот бесчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему лицу… Понравилось бы вам такое послушание, порадовала бы вас такая любовь? Вряд ли. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле любили и почитали вас; желая им только добра, вы, однако, хотите, чтобы у них была свобода выбора. Вот таких людей желает иметь и Бог: Он дал нам, Своему созданию, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом. Но человек, возлюбив грех и зло, не хочет отказаться от своей порочной жизни, стремится освободиться от обличающего голоса совести, не хочет идти от тьмы к свету, «чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3, 20). Отрицание Бога основано у человека не на разуме, а исходит из сердца лукавого и порочного, враждебного Богу: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 1). Вот почему доказательства бытия Божия, основанные только на разуме, недостаточны. «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов. 11, 7). Одним только разумом нельзя познать Бога: тут должны участвовать сердце, воля, чувства. Грешным, порочным людям хочется, чтобы Бога не было, и они стараются внушить себе и другим, что Его действительно нет. Но от такого внушения Бог не перестанет существовать. Может ли слепой утверждать, что в мире нет цвета, а глухой — что нет музыки? Атеисты — те же слепцы, они не могут видеть Бога, Он для них не существует. Какой-нибудь безумец может спуститься в подвал и там проповедовать, что солнца вообще нет на свете. И правда, для тех, кто сидит в подвале, его нет; так же нет Бога для тех, кто находится во тьме богоотрицания, во тьме зла. Мало того, эти безумные проповедники приятны им, ибо, как говорит апостол Павел, «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы их слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3–4). Но как солнце несомненно существует для всех, кто чувствует его свет и тепло, так и человек, чье сердце чувствует Бога, не может сомневаться в Его существовании. Один человек сказал: «Если бы собрались тысячи людей и привели множество доводов, опровергающих существование Бога, то я бы все равно не поверил, потому что Бог есть в моем сердце». Когда человек совершает грех, он теряет ту энергию, ту силу, которую получает при рождении от Бога. Так постепенно он доходит до такого состояния, что становится пустым, ему неинтересно жить, хотя всего у него с избытком. Материализм возвеличивает плотскую низменную природу человека и полностью отрицает жизнь духовную. Люди в наше время, особенно молодежь, как раком, поражены неверием, скептицизмом; душа у них равнодушна ко всему неземному, а земным они пресыщаются. И мы видим, что многие молодые люди, имея достаток во всем: в пище, одежде, в зрелищах — все удовольствия им доступны — теряют интерес к жизни и кончают с собой: вешаются, травятся, бросаются под поезд. Вот к чему приводит атеистическое воспитание! Атеисты — это секта безбожников. Заметим, кстати, что на земном шаре в наши дни неверующих всего 8 %. У атеистов тоже есть вера, но только «с черного хода»: они верят, что Бога нет. Они верят в материю, признают ее источником всего существующего, иначе говоря, считают ее богом. Раньше язычники тоже поклонялись материи, но в ее раздельности: небесным светилам, деревьям, камням; теперь материалисты обожествляют ее в целом. Для них это оказалось очень удобным: безличную материю не нужно любить, она не требует нашего сердца, не ищет нашей воли, не призывает к добру, к чистой, свободной от зла жизни. Бог дал людям нравственный закон, повелевает жить по Его заповедям, обличает зло и проповедует добро; материя же никого не ограничивает во зле, не указывает на смысл жизни, не объясняет человеку, кто он и к чему должен стремиться. Это-то и нужно грешникам, не желающим выйти из тьмы греха и лжи к свету истины: ведь материя не запрещает грешить! Как заметил один из героев Достоевского: «Если нет Бога, то человеку все позволительно». Атеисты отняли у человека Бога, а взамен дали идола. Они напоминают осла, который бежит вперед, потому что впереди него на палке висит мешок с сеном. Разница в том, что ослу, когда он добежит до цели, дадут сена, а здесь — бесконечный бег многих поколений, да и сена-то, собственно говоря, нет, только разговоры о нем… То, что основывалось тысячелетиями, хотят за один день перевернуть, уничтожить. Суета сует, томление духа! Человек должен помнить, что голова его — не помойная яма, не мусорный ящик, куда можно сваливать все подряд. Надо, чтобы мысли были чистые, желания — добрые, надо иметь любовь к Богу и ближним. И никогда не забывать, что человек создан для вечности, что душа бессмертна. О смерти и бессмертии Жизнь наша невероятно коротка: не успела ладья отплыть от берега, уже должна причалить к противоположному. Если «дней наших семьдесят лет» — хотя очень многие не доживают до этого возраста — то из них 23 года проводится во сне, 10 лет безрассудного детства и 10 лет на учение. Остается всего 27 лет самостоятельной, сознательной жизни, но и эти немногие годы мы проводим впустую — так, словно смерти никогда не будет. Но она неизбежно приходит и попирает все, чему мы поклонялись в этом мире — красоту, талант, богатство, власть. Она всех уравнивает. Человек рождается и умирает с пустыми руками: «как вышел нагим из утробы матери своей, таким и отходит» (Еккл. 5, 14). Каждый год смерть уносит с лица земли около 60 миллионов человеческих жизней. Не успеет секундная стрелка обежать круг циферблата, как около 100 человек оставляют этот мир. Ежегодно в землю кладется полтора миллиона тонн человеческого мяса, костей, крови, чтобы они, как ненужные отбросы, разложились они на первоначальные элементы. Так неужели это все, что остается от человека — разумного, мыслящего существа?! Человек за время своей жизни получает колоссальные знания. Для чего? Если Бог, Существо бессмертное, не передал бессмертия Своей твари, созданной по Его подобию, то зачем Ему было тогда вообще создавать человека? Зачем нужно было одаривать его способностями, талантами, мудростью? Может ли отец, взрастивший сына, воспитавший его, давший ему образование, делать это для того, чтобы, в конце концов, похоронить свое чадо? Нет, человеческая душа бессмертна, никогда не умирает, она вечно молодая. Почему не умирает? Потому что она не материальна, а духовна. Все, что человек приобрел за время своей духовной жизни, пойдет с ним в тот мир; это его багаж, приобретенный жизненным опытом. Гроб — дверь в будущую вечную жизнь: тело хоронят, зарывают в землю, и оно рассыпается в прах; душа же не умирает, она живет вечно. Человек создан Богом не для того, чтобы быть навозом для будущих поколений, а для вечной радости, для вечного блаженства. Душе естественно верить в невидимое, она не чувствует себя на земле дома, она тоскует по небесной отчизне. Человек, живущий без Бога, пытается это вечное стремление к загробной жизни перенести на жизнь земную, продлить ее: он верит, что наука поможет ему одержать победу над физической смертью. Но если бы человек рождался в этот мир для того, чтобы наслаждаться им, вкушать его радости, если бы только в этом была цель жизни — то он и не умирал бы. О Воскресении мертвых «Бог создал два мира, один настоящий, другой — будущий, один чувственный, другой духовный, один на опыте, другой в надеждах, один для нас — поприще, другой — место награды, одному быть в борьбе, в труде и подвиге, другому — венцы, награды и воздаяния, один сделал морем, другой — пристанью» (святитель Иоанн Златоуст). Придет такое время, когда будет Страшный Суд. Все люди от первого и до последнего человека оживут, и вся эта священная могила восстанет, и будет «вечная весна, новая жизнь». Как будет происходить воскресение мертвых? Это тайна, которая полностью не может быть нам открыта, лишь немногое известно из священных книг. «Так говорит Господь Бог костям сим, — пророчествует Иезекииль, — вот Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37, 5–6, 10). По откровению, данному святому Иоанну Богослову, воскрешение тел предварит звук труб ангельских и голос Самого Господа, грядущего с неба (Ин. 5, 28). От этого гласа Господня, подобного которому не было в мире от его создания и который отзовется во всей вселенной, земля восколеблется, падут надгробные памятники, откроются могилы, сухие кости облекутся плотью, составленной из тех же частей, на которые она разложилась. Что было съедено червями и зверями, птицами и рыбами, что было испепелено огнем, превратилось в воздух и землю — все это будет возвращено, так что ни на один волос не будет недостатка в настоящем теле. Тела соединятся со своими душами, то есть души из рая и ада войдут в свои тела, и выйдут из могил как бы после глубокого, продолжительного сна. Представьте себе такую картину. Батальон после сражения расположился на ночлег на опушке леса. Ночью выпал снег, и при лунном свете эта опушка казалась кладбищем, а каждый спящий солдат — могильным бугорком. Но утром дали сигнал подъема, и каждый солдат — могильный бугорок — зашевелился, приподнялся; началась жизнь, и все кладбище восстало. Это только приблизительно может изобразить будущее воскресение мертвых в день Страшного Суда. Видим мы и в природе: осенью жизнь замирает, затихает, но придет весна, дохнет теплом, и все пробудится, оживет, и те растения, которые сохранили в себе жизнь, будут цвести и благоухать. Так наступит время, и все человечество оживет, люди воскреснут в одно мгновение, люди всех времен и поколений: воскреснут добрые и злые, а те, кто останется жив, изменятся. Если человек на земле жил с Богом, верил в Него, молился, то в нем сохранилась благодать Духа Святого, и в день Воскресения он оживет для жизни в Боге. «В воскресение тела христиан прославятся и просветятся по мере благочестия души», — говорит преподобный Макарий Великий. А тот человек, который духовно был мертв и неспособен любить Бога и ближних, делать добро и молиться и умер без покаяния, — он не воскреснет для вечной жизни, но оживет для вечного мучения, для геенского огня. Повестка на Страшный Суд дается человеку, как только он рождается, и вся земная жизнь — лишь подготовка к ответу, который в день Страшного Суда придется дать каждому из нас. Поэтому надо почаще ходить на кладбище — наш будущий городок — и готовить себя, свою душу к переходу в другой мир. Главное, надо знать вот что: у человека, который был верен Богу до смерти, любил Его, исполнял Его заповеди, любил ближних, тело будет чистым, и душа свободно войдет в него. Человек воскреснет светлым, святым, будет сиять, как солнце. А у того человека, который не любил Бога, людей, нарушал святые заповеди и умер без покаяния, тело будет страшное, черное, от него будет исходить смрад, и душа устрашится, побоится войти в это тело, не захочет, но сила Божия заставит. «Тела частью тлеют и гниют и у святых, но восстают, какими они посеяны, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов. — Тела грешных восстают, какими они посеяны на земле: грязевидными, зловонными, плевелами зла, совершенно мрачными, как со-делавшие дела тьмы и бывшие орудиями всевозможного зла лукавого сеятеля». Как Бог из небытия привел в бытие весь мир, так Ему ничего не стоит всех воскресить. Ученого Ньютона как-то спросили, как Бог может оживить все человечество, когда тела истлели, рассыпались в прах, перемешались с землей. Ньютон сделал такой опыт: взял землю, насыпал в нее треть мелкой металлической пыли и перемешал. Как отделить землю от металла? Он взял магнит, отделил металл и сказал: «Если нам, людям, легко это сделать, то Богу, Который из небытия в бытие привел весь мир, нет никаких затруднений воскресить людей». И вот человек станет бессмертным: в это время у него откроются такие способности памяти, что он будет помнить все свои грехи, которые он совершал делом, словом, мыслью — все это откроется в последний день. Мало того, человек будет знать, сколько людей в мире, от первого до последнего, кого как зовут, даже год рождения и все дела каждого, все слова, мысли — грешники увидят свои дела, как в зеркале, и придут в ужас. Люди скажут: «Горы, покройте нас!», — но смерти никогда не будет. Каждого человека обличит совесть, и каждому Бог воздаст по делам его: праведнику вечное блаженство, а грешнику вечное мучение, в зависимости от того, как человек прожил жизнь свою на земле. Если человек здесь любил наслаждаться, упивался вином, блудил, ненавидел, то есть совершал все грехи и умер без покаяния, то в раю ему нет места, потому что в Царство Небесное ничто нечистое не войдет. Что посеешь, то и пожнешь: посеешь пшеницу — пожнешь небесную радость; посеешь полынь — пожнешь вечную горечь. Жил на земле с Богом — будешь с Богом и на небе; жил здесь с сатаной — будешь с ним мучиться в аду. Человек попал в ад; пройдут миллионы лет страданий, но это только начало, а конца никогда не будет. Если взять огромную гору мелкого песка и каждый год отбрасывать по одной песчинке, в конце концов, когда-то наступит конец, но адским мукам — никогда. Если взять большую хрустальную гору, от земли до неба, и ласточка будет прилетать туда раз в год, чтобы почистить свой клювик, то когда-нибудь она сотрет эту гору; адские же муки никогда не кончатся. Вот мы кратко сказали о Боге, о душе, о цели и смысле жизни. Пусть эта беседа не будет для нас бесплодной! Пусть семя, которое попало в нашу душу, принесет плод сторицей, ибо настанет время, когда каждому Господь воздаст по делам его. И мы должны постоянно готовить себя к переходу в иной мир, готовить свои души, чтобы они были чистые, святые, чтобы не остался в душе ни один грех, который помешал бы нам войти в обители рая, куда мы и призваны Господом. |