Главная страница
Навигация по странице:

  • О дружбе с миром

  • Яко с нами Бог. Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом федор Мельников (С. Лавров)


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеЯко с нами Бог, или Диспут с атеистом федор Мельников (С. Лавров)
    АнкорЯко с нами Бог
    Дата26.01.2022
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаjako-s-nami-bog-ili-disput-s-ateistom_2130.pdf
    ТипКнига
    #342266
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    О доброй жизни
    Мы, люди, живем на земле, как на ладони. «Где бы ни был человек, там есть и Бог», — говорит
    Антоний Великий. Все наши дела, слова и мысли известны и Небу и аду, и Богу и дьяволу.
    Когда мы каемся в грехах и стараемся исправить свою жизнь, ведем борьбу со страстями и пороками, терпеливо переносим болезни, скорби и поношения, не ропщем, а за все благодарим
    Бога, тогда все небо радуется о нашем спасении, «Нет ничего прекраснее и любезнее доброй души! — восклицает Иоанн Златоуст. — Она украшает всего человека». Когда же мы ругаемся,
    обижаемся, злимся, ведем развратную жизнь и не хотим каяться, тогда весь ад радуется о нашей погибели.
    Ничто не проходит бесследно. Добрые дела человека идут впереди его: на мытарствах, в день
    Страшного Суда они его оправдают, и он получит от Господа награду. Также и все злые дела,
    грязная жизнь, даже каждое праздное слово, пустое, не исчезают, а записываются злыми духами, которые разносят их по мытарствам.
    У одной барыни был слуга Иван, очень добрый человек: он принимал нищих, кормил их, поил,
    одевал, обувал — то есть жил не для себя, а для ближнего, исполнял заповедь Христову. И все время молился за свою хозяйку-барыню, которая полностью отличалась от него: была очень жестокая, жадная, жила только для себя. И вот, молитвами Ивана, Господь вразумил барыню видением. Ангел привел ее в обители рая и показал дворец неизреченной красоты. «Для кого он приготовлен?» — спросила барыня. «Для твоего слуги Ивана», — ответил Ангел. «Ну, если для Ивана такой дворец, то какой будет для меня!» — подумала барыня, и тут же, в ответ на ее мысли, ей показали маленькую ветхую лачугу вне рая. «Это — мне?! — возмутилась она. — Я
    же знатная дама, а он простой слуга. Какая несправедливость!» И ей ответили: «Знаешь,
    почему у Ивана такой дворец? Потому что он Пересылает сюда очень много строительного материала, вот для него и есть из чего строить, а от тебя строительный материал не поступает…» После этого видения барыня, обдумав свою жизнь, пошла в церковь, покаялась и стала во всем подражать своему слуге: принимать нищих, кормить их, одевать, надеясь, что и она не будет лишена рая.
    Ангел Божий говорил Пахомию Великому: «Кто через свою худую жизнь сделался мертвым для
    Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, ни пройти не можем».
    Ни блудники, ни воры, ни пьяницы, ни клеветники Царства Божия не наследуют. Ведь в обителях рая нет водки, нет табака…
    Двое пьяниц пили до самой ночи, а потом пошли к реке, где была привязана их лодка; хотели переправиться на другой берег. Сели в лодку, стали грести. Гребли, гребли, а берега все нет.
    Старались так до рассвета и тут увидели, что забыли отвязать лодку: гребли, а с места не сдвинулись!
    Так и все люди, которые находятся во власти страстей и пороков: они, как слепые, топчутся на одном месте и никогда не увидят света истины. Чтобы стяжать добродетели, надо на первое место поставить не плоть, создавая ей блага, а душу. А то есть на свете люди, подобные жене
    миллионера, мирового банкира Д. П. Моргана. Лежа на смертном одре, эта дама приказала слугам принести ее любимое платье: хотела еще раз взглянуть на него. Когда платье принесли,
    умирающая судорожно схватила его, прижала к себе и тут же скончалась. Забрать у нее платье не удалось, пришлось отрезать ножницами. Вот что несчастная унесла с собой в тот мир: кусок тряпки и бездну нераскаянных грехов!
    А мы, христиане, уходя из этого мира, должны взять с собой не бездну грехов, не кусок тряпки,
    а множество добрых дел и очищенную душу.
    В Греции была война с турками. Воин Николай шел на место сражения и по дороге остановился переночевать в гостинице. Ночью дочь хозяина гостиницы, обуреваемая плотской страстью, стала искушать его. Он же рассуждал так: «Ведь я иду на войну и могу погибнуть в битве, и, если я совершу этот смертный грех, как предстану пред Богом в нечистоте, какой ответ дам Ему?». И он не открыл дверь; заснул и увидел сон: идет битва между греками и турками, то одолевает одна сторона, то другая; жестокая битва, и все поле усеяно трупами, и среди них — только одно пустое место. И слышит голос: «Ты тоже должен был погибнуть, как все эти воины, но за то, что ты сегодня ночью не послушался дьявола, одолел его, не согласился на грех — ради этого ты останешься жив».
    На следующее утро Николай отправился в путь, пришел на место сражения, и все было точно так, как он видел во сне: шла жестокая битва, поле было усеяно убитыми воинами, и только он один поднялся среди них невредимым, и когда увидел пустое место, вспомнил сон и отблагодарил Бога… Так, если человек хранит себя от греха ради Господа, если ведет непримиримую борьбу с дьяволом, если он, как доблестный воин Христов, мужественно шагает по правому спасительному пути, то Господь обязательно поможет ему, сохранит его на всяком месте, на всех дорогах.
    Итак, мы ни на минуту не должны забывать, что очи Господни постоянно на нас взирают, и что
    Господь знает все сокровенные тайны нашего сердца. «Стоит Господь и рассматривает твой ум,
    помышления и движения мыслей, смотрит, как ищешь Его, от всей ли души» (преподобный
    Макарий Великий).
    Поэтому, всегда находясь в Его присутствии, мы должны строго проверять себя, свои поступки,
    мысли и чувства, и делать это не как рабы, страшащиеся наказания, а как любящие дети,
    боящиеся оскорбить и обидеть своего отца.
    О дружбе с миром
    «Дружба с миром — вражда против Бога», — говорит апостол Иаков (Иак. 4,4).
    «Какую пользу принес мне мир? — вопрошает Симеон Новый Богослов. — И что приобретают ныне те, которые находятся в миру?»
    Вот стоит дерево, и две мыши грызут его, подтачивают потихоньку ствол… А внизу озеро без дна, и там крокодил открыл свою страшную пасть, а на дереве - человек, и дьявол искушает его, показывает то одно яблоко, то другое, и человек прельщается, вкушает от яблока, и забывает о том, что внизу озеро и там смерть, и что она совсем рядом, а мыши все грызут и грызут ствол.
    Мыши — это день и ночь, дерево — жизнь мирская, а озеро с крокодилами — адская бездна.
    Дьявол день и ночь искушает нас земными благами. Не слушайте его, не поддавайтесь ему…

    Представьте себе, что вы едете в поезде. Сидите в купе, заняты беседой со спутником и поглядываете рассеянно в окно, а там, за окном, мелькают леса, поля, реки, города, и все мимо, мимо, мимо… Так и мы должны жить, постоянно беседуя с Богом, и пусть проходит мимо нас образ мира сего, пусть не отвлекает нас от этой беседы.
    Путь, по которому идет мир, не знающий Бога, — широкий; множество людей идут этим путем.
    Дьявол выставил здесь свои ловушки, расстелил свои сети: богатство, развлечения,
    удовольствия — и люди не замечают, что идут к гибели, что, хотя они еще живы, душа у них мертва…
    Вера в Бога — душа народа, и, когда вера в народе гаснет, он превращается в смердящий труп,
    который быстро разлагается и истлевает. «Когда умирает близкий любимый нам человек, мы скорбим и плачем, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — а когда умирает наша душа, оттого,
    что мы идем широким путем, мы смеемся».
    Но и мы, верующие, тоже должны жить в мире: далеко не все могут выйти из него, став монашествующими. Как же избежать его греховной скверны, как не поддаться его прелести,
    устоять против его соблазнов? Надо жить в нем, как рыба в море: она не осаливается, не пропитывается солью; так и мы, живя в мире, должны не пропитываться его грязью, пороками и страстями.
    Взять хотя бы бич современного человека — телевизор. Многие верующие спрашивают,
    грешно ли смотреть его? Объясним на примере. Святителя Иоанна Новгородского искушал бес: забрался к нему в умывальник. Святитель же никогда ни к чему не прикасался, не осенив крестным знамением: он перекрестил умывальник и связал беса силой Божией. Бес же, боясь наказания от своего начальника, стал умолять святителя, чтобы отпустил его, обещая за это все, что тот потребует. Святитель согласился: «Хорошо, отпущу тебя, но чтобы сегодня же ночью ты отвез меня в святой град Иерусалим: мне надо отслужить молебен и поклониться
    Гробу Господню». Бес принял образ крылатого коня, и святитель Иоанн за ночь слетал на нем в Иерусалим и вернулся обратно.
    Значит, для доброго дела можно использовать не только телевизор, но и беса! Если бы по телевидению показывали и учили, как познать Бога, как любить ближних, рассказывали бы о чистоте и нравственности, о трезвенности, то есть воспитывали бы душу для спасения и вечной жизни, тогда телевизор смотреть можно было бы. Но поскольку мы всего этого не наблюдаем,
    а напротив, видим войны, убийства, безнравственность да лекции по атеизму, то, конечно, для души здесь не может быть никакой пользы.
    Итак, не любите того, что в мире! К этому призывает нас Господь, этому учат нас святые отцы.
    «Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цвет и благоухание, там собираются пчелы, так и туда,
    где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа
    Святого и освящает уста и душу и дом наш, и призывается и приходит Христос», — говорит святой Иоанн Златоуст.
    Господь обещает нам новую жизнь, вечную радость. Ради этих вечных благ откажемся от благ временных, распнем себя миру и будем вести с ним непримиримую борьбу.
    В этой борьбе мы должны быть твердыми, верными Богу до самой смерти. Бог каждого призывает на спасительный путь, но Он ревнив и не терпит, когда человек изменяет Ему и начинает служить миру.
    Вот поучительная история. В одной обители был послушник, он пел в монашеском хоре. Голос
    у него был изумительный, самый лучший в хоре, и народ всегда наслаждался его пением. И вот однажды в обитель приехал профессор консерватории и, услышав, как поет этот послушник,
    стал уговаривать его бросить монастырь и идти в консерваторию. Приехал и во второй раз, и в третий, всячески соблазнял его: тебя будут засыпать цветами, на руках носить… И соблазнил:
    послушник оставил монастырь.
    Прошло несколько лет, и вот однажды духовник обители проходил по двору и у ворот увидел нищего с перевязанным носом; он протягивал руку. Духовник дал ему монету и хотел идти дальше, но нищий остановил его: «Батюшка, вы меня не узнаете? Я ведь тот певчий, помните,
    пел здесь…» — «Помню, помню… Да что же это с тобою?» — «Ох, батюшка, страшная беда приключилась…» И он рассказал, как ушел в мир, пел и слава была у него: цветами засыпали,
    на руках носили… А потом сошелся с нечистыми людьми, заразился дурной болезнью: выело горло и нос. «И никому я не стал нужен, выбросили, как собаку…» — «Да, — сказал духовник, — Господь ревнив. Он дал тебе дар, чтобы ты служил Ему, прославлял Его, а ты Ему изменил, захотел славы себе, а не Богу. Покайся!»
    Идти за Христом надо так: все оставить, ничего не бояться, ничего не жалеть; так апостол
    Петр бросил свои сети, так бедная вдова отдала последние две лепты; и все праведные люди,
    распявшие себя миру, не имели никакого богатства, кроме одного неизмеримого богатства —
    благодати Духа Святого. Земные блага, как крючками, цепко держат нас, притягивают к земле и не пускают к Богу; когда же мы на первое место поставим спасение своей души, тогда и все остальное приложится нам.
    Главное здесь — это наше произволение, наша решимость идти за Христом. Видя это, Господь
    Сам посылает нам благодать, а когда человек познает, что такое благодать Христова, он забывает о всех житейских заботах, всю суетную жизнь этого мира, забывает все земное,
    временное, чтобы наследовать жизнь вечную. Спасение совершается тогда, когда наша свободная воля встречается с волей Божией. Воля Божия такова, чтоб каждый человек спасся,
    а то, что мы делаем против воли Божией, обязательно ведет к погибели. Поэтому мы должны полностью, без остатка предать себя воле Божией и во всех случаях жизни, всегда и всюду повторять себе: «Господи, да будет Твоя святая воля, не как я хочу, а как Ты, ибо я прах и пепел».
    О Молитве
    Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». Мы должны непрестанно молиться
    — призывать Бога, чтобы Он дал нам силы на борьбу с грехом.
    Молитва — это беседа с Богом, она надежная наша спутница в обители рая. Вот такую молитву надо приобрести и хранить ее в своем сердце. А для этого надо просить Бога, чтобы Он дал ее.
    Силы человек черпает и в чтении Слова Божия. Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Господь беседует с нами, открывает Свою волю, как нам жить и спасаться. Православный христианин обязательно должен читать Святое Евангелие,
    ибо оно дает человеку просвещение ума, души и сердца. «Душа от Писания разумевает, что есть добро и что есть зло», — говорит преподобный Серафим Саровский.
    Когда мы читаем светскую книгу, то душа невольно воспринимает дух того человека, который воплотил в книге свои страсти. Начитавшись таких книг, мы и сами становимся страстными,
    больными душой; ум наш помрачается, теряет чистоту и целостность. А когда мы читаем
    Святое Евангелие, со страниц потоком льется благодать, и душа наша воспринимает дух
    Христов, а Христос — идеал совершенства, идеал смирения, Он приведет нас к вечной жизни, к
    вечной радости.
    Говорят, что те, кто читает Библию, сходят с ума. Да, так оно и есть, только надо понять это правильно: человек, читая Библию, усваивает дух Христов и сходит со светского ума на духовный, то есть начинает нормально, правильно мыслить.
    Обязательно читайте Евангелие! Нет его — достаньте. Достаньте и молитвослов и молитесь:
    читайте, с благоговением стоя перед иконами, утренние и вечерние молитвы. Приучите себя:
    не прочту вечерних молитв — не лягу спать; не прочту утренних — не буду есть.
    Непрестанно, не торопясь, с покаянным чувством надо читать молитву Иисусову: «Господи
    Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня) грешнаго». Когда мы читаем ее, освящается воздух и тело, и злые духи боятся приблизится к нам: нас окружает как бы огненное кольцо,
    через которое они не могут переступить.
    Эта краткая молитва, удобная и спасительная, предохраняет человека от греховной порчи, от колдунов и чародеев. «Всем христианам должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа», — пишет святитель
    Игнатий Брянчанинов.
    Вот пример, говорящий о силе Иисусовой молитвы. Однажды шел скорый поезд. Вдруг машинист видит: далеко впереди стоит монах и машет рукой — остановись! Машинист остановил поезд. Оказалось, что шпалы разобраны, еще немного, и случилась бы авария. Пути починили, и тогда вспомнили о монахе: где же он? Решили, что вошел в поезд; пошли по вагонам. И вот видят, в одном вагоне сидит монах и перебирает четки: «Господи Иисусе
    Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «Это ты поезд остановил?» — спрашивают его.
    «Нет, что вы!» — «А кто же?» — «Не знаю». И пассажиры подтвердили, что он никуда не выходил, все время сидел в вагоне. Что же произошло? По молитвам монаха Господь послал
    Ангела в его образе, и он предотвратил несчастье.
    Очень полезно и спасительно читать также молитву «Богородице Дево, радуйся, Благодатная
    Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко
    Спаса родила еси душ наших». По преданию святых отцов VIII-го века, тот, кто со вниманием,
    не торопясь, читает по сто пятьдесят раз в день эту молитву, находится под особым покровом
    Матери Божией.
    Когда мы обращаемся к Богу в молитве, и Он не сразу исполняет наши прошения, это означает: либо они для нас не полезны, либо Он, как любящий Отец, хочет, чтобы мы подольше с Ним были. Господь любит нас, и Ему радостно, когда Его чада с Ним беседуют. Ведь если бы
    Он сразу исполнил наши просьбы, мы бы тут же забыли о Нем.
    В нашу обязанность входит непрестанно молиться и трудиться.
    Рыбак перевозил на лодке одного «вольнодумца». Отплыли от берега. Пассажир торопит рыбака: «Быстрее, опаздываю на работу!» И тут увидел, что на одном весле написано
    «Молись», а на другом — «Трудись». «Зачем это?» — спросил он. «Для памяти, — ответил рыбак, — чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». — «Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — «вольнодумец» махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно!» — «Не нужно?» — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «Молись»,
    а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. «Вот видишь, какой труд без молитвы? На одном месте крутимся, никакого движения вперед!»

    Так и в житейском море: чтобы переправиться на тот берег, в вечную блаженную жизнь,
    нужны два «весла»: молитва и труд.
    Мы должны молиться друг за друга: взявшись за руки, помогая друг другу, поддерживая, идти по спасительному пути. Преподобный Серафим Саровский, который проводил на земле святую жизнь, достиг такого духовного совершенства, что мог силою своей молитвы освобождать души из ада. Однажды к нему пришла женщина и стала рыдать: «Батюшка дорогой, помолись за моего сына, он умер без покаяния». Преподобный, считая себя грешником, отказывался, но мать все-таки упросила его, и во время молитвы он отрывался от пола, поднимался в воздух и духом входил в ад; и душу умершего юноши вырвал прямо из рук бесов, из пасти ада.
    Умершим молитва живых особенно нужна. Покойника ни в коем случае нельзя поминать водкой и вином: не в водке нуждается он, а в молитве. Усопшие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые сорок дней, когда она проходит мытарства и совершается частный суд над ней. Поэтому, когда кто-то из наших близких отойдет в тот мир, надо во всех храмах, сколько это возможно, заказать сорокоуст —
    поминовение на сорок дней; каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу.
    Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу из ада. Церковь не молится только за самоубийц: самоубийство — это страшный, смертный грех, хула против Духа Святаго,
    трусость и малодушие. Церковное правило говорит: «Молиться можно только за тех самоубийц,
    которые покончили с собой в невменяемом состоянии, то есть бессознательно».
    Если же человек, даже и психически больной, покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя.
    В одном из писем святогорца Серафима есть такой рассказ. Афонский монах поведал ему, что его заставило приехать на Святую Гору. «Когда я жил в России, — рассказывал он, — в Бога я верил, но в церковь ходил редко и посты соблюдал не всегда; в основном жил нерадиво. Но было угодно Господу, чтобы явился Ангел и повел меня куда-то темными смрадными тоннелями; до слуха доносились стоны, вопли, крики людей. С каждым шагом они становились все громче. И вот мы вышли на открытое место, где стояли огромные огненные печи, из них и неслись эти крики и стоны. Огонь вихрем вился вокруг печей.
    Вдруг Ангел бросился в одну из них и вытащил человека, закованного в цепи. Он весь, с головы до ног, был черным. Ангел прикоснулся к нему, к его раскаленным оковам, и цепи тотчас упали с рук и ног. А когда прикоснулся к телу, вся гарь, словно шелуха, слетела с него. Ангел надел на тело человека белые одежды, и лицо его просияло небесной радостью.
    Я спросил, отчего произошла с ним такая перемена, и Ангел сказал: «Этот человек ходил в церковь два-три раза в год, посты соблюдал, но не постоянно, только первую и последнюю неделю, креста не носил, утренние и вечерние молитвы не читал, перед и после еды тоже не молился, выпивал, курил, занимался блудом, а на исповеди грехи не открывал, утаивал,
    отделываясь общими словами, причащался в осуждение и умер без покаяния. И вот получил по делам своим! Но родственники у него чисто православного духа: после его смерти они усиленно молились, подавали каждый день на Литургию, на панихиду, читали Псалтирь о упокоении его души, давали милостыню, и по молитвам Церкви Господь послал меня освободить эту душу из ада. Так знай, — обратился Ангел ко мне, что и твое место здесь, в этих печах, если не изменишь свою жизнь». Вот что поведал афонский монах святогорцу Серафиму.
    Мы, живущие на земле, должны не забывать этот пример. Многие из нас находятся на таком
    же пути, на каком был тот монах, и чтобы нам не попасть туда, где находятся нераскаянные грешники, — исправимся, пока есть время. Ведь за нас некому будет помолиться.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта