Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство защищать

  • Часть первая. Диспут

  • Яко с нами Бог. Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом федор Мельников (С. Лавров)


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеЯко с нами Бог, или Диспут с атеистом федор Мельников (С. Лавров)
    АнкорЯко с нами Бог
    Дата26.01.2022
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаjako-s-nami-bog-ili-disput-s-ateistom_2130.pdf
    ТипКнига
    #342266
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом -
    Федор Мельников (С. Лавров)
    Мельников Федор Ефимович
    Оглавление
    От автора
    Искусство защищать
    Часть первая. Диспут
    Начало диспута
    Пчелы
    Дарвинизм
    О природе
    Перерыв
    Непостижимая сила
    Книга природы… кто ее Автор?
    Путь к Богу
    Целесообразность в природе
    Разумное существо — Творец
    Колебания Матюхина
    Бегство Альтшулера
    Чудесная сложность организма
    Кто создал клетку?
    Планы и законы в природе
    Новый, переубежденный Матюхин
    Часть вторая. О Боге
    О Святой Троице
    Как возник мир
    Откуда произошел человек?
    О душе
    О вере
    О смерти и бессмертии
    О Воскресении мертвых
    Часть третья. Путь ко спасению
    Вступление
    О смирении
    Об осуждении
    О любви
    О целомудрии
    О скорбях и болезнях
    О покаянии
    О доброй жизни
    О дружбе с миром
    О Молитве
    О Церкви

    О Причащении
    О посте
    О Кресте и крестном знамении
    Что же требуется, чтобы быть другом Христовым?
    "Когда я со своей супругой стал усиленно изучать духовную литературу, то среди
    многочисленного чтения попалась брошюра «Яко с нами Бог». Прежде меня привлекали
    различные учения, в том числе эзотерические (Рериха, Блаватской и проч.), но после
    прочтения этой тонкой книжицы уже не было вопроса, где Истина. Брошюра так поразила,
    что стал я выяснять, кто ее автор. На обложке значилось С.Лавров – и никакого пояснения.
    Кто он – ученый, монах, писатель?
    Пользуясь возможностями интернета, обращался в православные издательства, которые
    издавали «Яко с нами Бог», и везде получал один ответ: мы перепечатали с такого-то
    издания. Все ссылались друг на дружку. Наконец, подсказали мне, что в одной из радиобесед
    известный проповедник архим. Амвросий (Юрасов) признал свое авторство, пояснив, что
    псевдоним Лавров взял потому, что сам он из Троице-Сергиевой лавры. Казалось бы, поиски
    мои закончились... Но история возникновения этой замечательной книги оказалась куда
    интереснее, чем ожидал. В интернете случайно наткнулся на сообщение московского
    информационного агентства «Вертоградъ-Информ» «Старообрядцы обвиняют
    архимандрита Амвросия (Юрасова) в плагиате». Там же была приведена погромная, иного
    слова не подберу, статья старообрядца. Он утверждал, что на самом деле эту книгу
    написал Ф.Е.Мельников, старообрядец-полемист, а «никонианский» священник, мол, все из
    нее позаимствовал. Кто же тут прав?
    На этот вопрос ответил сам архим. Амвросий: «В сороковых годах в одном из журналов
    Московской Патриархии был напечатан небольшой рассказ о том, как в селе Покровском
    выступал лектор-атеист. Назывался рассказ «Пчелка». К нам он попал в 1978 году. Один
    профессор-астроном (ныне он настоятель собора) привез 3-4 листочка
    сфотографированного текста. Я прочитал их. Рассказ очень понравился, и я все думал: как
    бы оживить его, приблизить к современности... Этот рассказ мог стать маленькой
    отдушиной для православных христиан. Мы взяли его «скелет» за основу, нарастили его,
    внесли свои изменения. В нашем варианте атеист Матюнин превратился в Матюхина
    (иронией хотелось поддеть его, вспомнилось «тюха-матюха»), немой Трофимушка заговорил
    (для него специально сочинили диалоги), написали много текстов для Матюхина, Демьяна
    Лукича, других участников диспута. Трехстраничная зарисовка превратилась в большой
    подробный рассказ. Многое включили из святых отцов, из современных писателей и
    исследователей. Написали вторую и третью части о том, как жить по воле Божией.
    Первая книжка называлась «Как в селе Покровском похоронили атеизм». Книжку
    размножили на копировальной технике. Многие стали перепечатывать ее, кто на пишущих
    машинках, кто, как и мы, копировали... Нашлись добрые люди, издали брошюрку за границей.
    Брошюрка мигом разошлась по России... Она, подобно пчелке, разнесла свою весть о Боге по
    всей нашей огромной стране. Дело сделано, теперь можно рассказать о том, как это
    было...»
    Самое замечательное в этой истории то, что сюжет книжки не выдуман – Федор
    Евфимович Мельников (1874 – 1960), сын священника Белокриницкой старообрядческой
    иерархии, действительно проводил в советской России религиозные диспуты. Публично он
    выступал на прениях с марксистскими идеологами (против Троцкого, Луначарского,
    Бухарина), результатом которых были изданные в 1935 и 1937 годах за границей труды
    «Современное безбожие, опровергаемое им самим (марксизм и атеизм)» и «О

    безбожнических и христианских догматах (двухдневный публичный диспут с
    большевистскими миссионерами безбожия)». Будучи заочно приговоренным к расстрелу
    Томским губернским нарсудом в 1920 году, он скрывался сначала на заимках в тайге, после –
    уже в 1925 году – ему удалось перебраться сначала на Кавказ, а затем, в 1930 году, в
    Румынию, где он прожил еще 30 лет. Там, в эмиграции, он и написал рассказ «Откуда
    произошла вера в Бога?», которая легла в основу современной книги «Яко с нами Бог». Что
    бы ни говорили против некоторые старообрядцы, это замечательный пример
    сотрудничества с традиционным староверием против безверия века сего.
    От автора
    Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет,
    Вседержитель. (Откр. 1, 8)
    После возвращения из космического полета Юрий Гагарин сказал: «Я был в межпланетном пространстве и не видел Бога. Значит, Бога нет». Некоторые рядовые люди приняли это заявление за истину: современная наука якобы опровергает существование Бога. Другие, видя,
    что Гагарин не долетел даже до Луны, заключили: вряд ли он был вправе заявить, будто исследовал все космическое пространство. Ведь для того, чтобы пролететь нашу галактику со скоростью света (300000 км/с), потребовалось бы один миллион лет и полтора миллиона лет,
    чтобы достигнуть другой галактики. А таких галактик биллионы! Принять за истину наивное рассуждение покойного Гагарина могут лишь люди, умышленно отвергающие Бога.
    В противоположность им первая группа американских астронавтов, долетевших до Луны и сделавших на ней высадку, читала в орбите Луны 1-й стих Библии: «В начале Бог сотворил небо и землю», — и это чтение передавалось по телевидению во всем мире. Заключение
    Гагарина ни в коей мере не было принято ни другими астронавтами, ни, тем более, учеными.
    Так, ученый Бьерке говорит: «Современная наука не убила фундаментальные истины Библии.
    Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию».
    Среди бесчисленного множества небесных светил, планет и звезд наша Земля — крохотная,
    незаметная пылинка, и на этой пылинке живет человек: здесь произошло его грехопадение и здесь совершилось его спасение. Сам Творец мира, приняв образ человеческий, сошел на землю и жил под человеческим покровом тридцать три с половиной года; но творение восстало против своего Творца и предало Его крестной смерти.
    Что человек по сравнению с Богом? Ничто. Но и сейчас, как когда-то, он бросает дерзкий вызов Небу: в своем безумии он отрицает своего Творца и тем самым обрекает себя на вечную гибель.
    Однако вера в Бога не может исчезнуть: она жила и будет жить в народе, пока существует мир;
    она живет в сердцах таких чистых людей, как Демьян Лукич — мудрый старец, с которым ты,
    дорогой читатель, познакомишься на страницах этой книги.
    Искусство защищать
    Многим хорошо известна небольшая книжечка под названием «Яко с нами Бог», подписанная псевдонимом «С. Лавров» или другим именем. Популярность этого сочинения, которое убедительно сокрушает расхожие доводы «ученых» безбожников, направленные против
    «невежественных» верующих, огромна. Совокупный тираж ее ежегодных переизданий превышает миллион экземпляров, и спрос на книгу не сбавляется.

    Однако не все знают имя настоящего автора, подлинное название этого сочинения и — главное
    — его первоначальный неискаженный текст. Действительное заглавие этой краткой апологии христианства таково — «Откуда произошла вера в Бога. (Публичный диспут в советской
    России)». Книга была написана знаменитым старообрядческим писателем и церковным деятелем Федором Ефимовичем Мельниковым (1874–1960) еще в 1920 г. во времена большевистских гонений на Церковь Христову в сибирской «тайге», как указал сам автор.
    После опубликования в 1905 г. Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату об укреплении начал веротерпимости такие многолюдные «прения о вере» стали отличительной особенностью духовной жизни дореволюционной России. К ним проявляли устойчивый интерес представители русского образованного общества. Один из них, редактор московской газеты
    «Русское слово» Александр Панкратов писал: «Выдающийся ораторский талант Мельникова поставил его в первый ряд русских общественных деятелей». До 1917 г. на лекции и публичные собеседования старообрядческого начетчика (начетчик — начитанный человек) с религиозными противниками, проходившие, например, в Политехническом музее, трудно было достать отнюдь недешевый билет. Столь велико оказалось внимание тогдашней публики к серьезным богословским дискуссиям. Господь всегда даровал победу защитнику христианства,
    который, постоянно помнил заповедь Спасителя: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук. 12, 12–11).
    Воинствующие безбожники, терпя на диспутах поражение за поражением и видя свою немочь,
    вожделели сведения счетов. Старообрядческий епископ Иннокентий (Усов) свидетельствовал:
    «Публичные диспуты по религиозным вопросам советская власть допускала только до 1929
    года. Но и тогда талантливые апологеты христианства, выступавшие на них, рисковали своей свободой, а иногда и самой жизнью. Немало их погибло в советских тюрьмах и на каторге».
    Позже Мельников так вспоминал о той поре: «…Я был приговорен в советской России… к расстрелу за «контрреволюцию», каковой считалась религиозная деятельность… Меня не могли разыскать… в непроходимой сибирской тайге… Три раза приезжали большевистские отряды для розысков меня, и каждый раз уезжали ни с чем… С 1925 по 1930 (второй половины) я прожил на Кавказе, занимаясь там пчеловодством… Писать днем было опасно, ибо на пасеку заглядывали иногда красные власти… Я начал писать поэтому ночью, в своем походном шалаше, при тусклом свете керосиновой лампы. Но вскоре пришел ко мне ночью ближайший сосед-пчеловод и предупредил: «Опасное дело вы делаете, чоканье вашей пишущей машинки в ночной тишине очень далеко слышно и может заинтересовать проезжих,
    а проезжие могут быть красные. Тогда и вам достанется, да и нас не помилуют». Я прекратил ночную работу на машинке, стал писать днем. Писал я с большой опасливостью, чуть ли не каждую минуту выглядывая из своего шалаша: не едет ли кто к нам на пасеку, не идет ли подозрительный человек?.. Бог помог мне перебраться за границу (в Румынию) и привести сюда почти все мои сочинения, написанные на родине в опровержение безбожия…».
    Общественное признание Мельникова в те годы огромно. Он много пишет, активно издается,
    часто выступает с публичными лекциями и беседами. Его произведения переводят на европейские языки. На них откликаются в Белграде и Иерусалиме, в Париже и Варшаве, в
    Кишиневе и Афинах, в Харбине и Нью-Йорке. Оксфордский профессор Николай Зернов включает его, единственного старообрядца, в свой авторитетный биобиблиографический справочник «Русские писатели эмиграции».
    Мельников был одним из самых плодовитых древлеправославных авторов. Его перу принадлежат десятки книг и брошюр, сотни статей и выступлений в периодической печати.
    Произведения его многообразны и разножанровы: острая публицистика, источниковедческие
    исследования, исторические работы, богословские сочинения и мн. др. Издававшаяся им перед
    Второй мировой войной в Кишиневе противоатеистическая литература составила целую книжную серию «Опровержение безбожия». Близко знавший Федора Ефимовича знаменитый старообрядческий купец-меценат В. П. Рябушинский утверждал: «В основу этих писаний положены происходившие в советской России действительные события, в которых автор принимал сам участие. Дело в том, что Мельников всего 3–4 года тому назад, как бежал из
    СССР, а до того времени, он жил там и все время вел, с большой опасностью для себя,
    ожесточенную борьбу с большевистской идеологией».
    Федор Ефимович прожил долгую плодотворную жизнь. Он дожил до глубокой старости,
    находясь до последнего вздоха под открытым наблюдением румынской чрезвычайки
    «секуритатэ». Преставился ко Господу 13 (26) мая 1960 года вдали от своей родной
    Черниговской губернии, в Мануиловском старообрядческом монастыре (Румыния), где и похоронен.
    Жанр всех выпусков серии «Опровержение безбожия» традиционен для христианской апологетики — принародное собеседование, открытый диспут, живой диалог под пристальным наблюдением слушателей, следящих за ходом словесной схватки. Некоторые книги серии выдержали несколько изданий, были переведены на иностранные языки, стали практическими пособиями для многих защитников Христовой веры.
    Возвращенная ныне читателю книга «Откуда произошла вера в Бога» выдержала за рубежом четыре издания: в 1938 г. в книгопечатне преподобного Иова Почаевского во Владимировой
    (Словакия), перед войной в издательстве YMCA — press и в переводе на сербский язык, а также в 1961 г. в типографии монастыря Св. Троицы Русской зарубежной церкви в Джорданвилле
    (США). Впервые в России подлинный текст сочинения, известного русскому читателю под названием «Яко с нами Бог», был выпущен в 2000 г. издательством «Церковь»; во всех предыдущих изданиях текст был искажен добавлениями, написанными в стиле, не соответствующим яркому, самобытному языку Федора Ефимовича.
    Запоминающийся образ главного действующего лица книги «Откуда произошла вера в Бога»,
    кроткого и добросердечного деревенского мудреца Демьяна Лукича, этого «второго я» автора,
    противостоит матерым воинствующим безбожникам Альтшулеру и Матюнину.
    «Невежественный» пчеловод, как в свое время неученые апостолы-рыбаки, сумел не просто отстоять веру Христову, но и обратить в нее вероотступника Матюнина. Апостол речет:
    «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша»
    (1 Ин., 5, 4).
    Только этой победительной верой возможно истолковать чудо, преобразившее слепого безбожника в прозревшего верующего. Только заступлением Господним можно объяснить дарованное «необразованному» крестьянскому (читай — христианскому) апологету искусство защищать, что подтверждается словами Самого Бога: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лук. 21, 15).
    Книга «Откуда произошла вера в Бога» — первая из серии «Опровержение безбожия», которую предполагает выпускать издательство, чтобы предохранить читателя от «тьмы века сего» (Еф.,
    6, 12).
    А. В. Знатнов

    Часть первая. Диспут
    Пока свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12, 36)
    На праздник Рождества Христова я поехал к своим родственникам в село Покровское, и там произошло событие, которое побудило меня написать эту работу.
    Перед праздником по селу были расклеены объявления, что в помещении Дома культуры состоится лекция «Как произошла вера в Бога». В объявлениях также указывалось, что после доклада лектора общества «Знание» товарища Матюхина И. П. состоится диспут.
    Покровка испокон века слыла в области оплотом Православия. Почти в каждом доме была религиозная литература. Уже с раннего возраста дети воспитывались в православном духе:
    усваивали молитвы, ходили со старшими в церковь. А потом в школе из них выбивали, как могли, религиозный «туман».
    Подбор лектора для Покровки имел поэтому особое значение.
    Народу пришло много: врачи, учителя во главе с директором школы, школьники; молодые и пожилые, верующие и атеистически настроенные люди заполнили зал Дома культуры. Слово
    «диспут» магически притягивало людей.
    Чтобы не ударить в грязь лицом перед приезжим лектором, директор Дома культуры позаботился о соответствующем оформлении зала. В зале развесили плакаты: «Религия — это опиум для народа», «Религия — это дурман» и «Ни одного отстающего в пути».
    Подобные мероприятия проводились в Покровском редко, поэтому представлял лектора сам директор Дома культуры Альтшулер. В противоположность тучному, с холодным надменным взглядом и пискливым голосом Альтшулеру, лектор Матюхин выглядел спокойным,
    общительным: добрые глаза и приветливая улыбка располагали к себе. На вид ему было лет около сорока.
    Альтшулер представил лектора и напомнил, что после лекции состоится диспут, в котором могут принять участие все желающие. Выйдя на трибуну, Матюхин преобразился: с губ слетела улыбка, в глазах погасла доброта, лицо стало самоуверенным и решительным.
    — Как известно, — уверенно начал он, — атеистическое мировоззрение — самое передовое мировоззрение в мире…
    Альтшулер бросил в зал взгляд, который как бы говорил: «Это вам не со мной, сейчас товарищ покажет вам кузькину мать, а то, ишь, размолились тут».
    — Религиозные представления формировались в обстановке невежества, страха, бессилия человека перед природой, — продолжал внушать лектор. — Солнце, луна, планеты, звезды казались людям могучими богами, к ним они обращались с молитвами, приносили дары.
    На присутствующих обрушился поток цифр, цитат, высказываний ученых и писателей,
    отвергающих религию. Матюхин ссылался на верования народов и племен Азии, Африки,
    Австралии. Избитые факты в его устах приобретали какой-то особый смысл. Он упивался своими знаниями, ошеломлял слушателей своей ученостью. Все было направлено на то, чтобы не оставить от религии, от веры в Бога камня на камне.
    — Перед лицом современной науки наглядно видна безнадежная устарелость религиозных
    воззрений, — продолжал Матюхин. — Мы живем в век, когда человеческий разум проявляется во всей своей силе и мощи: космическое пространство сегодня превращено в гигантскую лабораторию, опытную площадку; запущены тысячи спутников Земли, межпланетные аппараты побывали на Луне, Венере, Марсе. Полеты людей в космос стали обычным явлением,
    человек уже ступил на поверхность Луны, — он сделал паузу, оглядел зал, развел руками и с издевкой заметил: — и представьте себе, никто не видел в небе Бога! Все это и многое другое опровергает религиозные догмы, содействует угасанию религиозных пережитков. Просто не хочется верить, чтобы в наш век, когда человеческий разум достиг своего апогея, религия,
    вера в таинственное, в сверхъестественное сохраняла еще власть над умами и сердцами людей.
    Матюхин обвел взглядом зал, довольного Альтшулера и, почувствовав, что выполнил поставленную задачу, убежденно закончил:
    — Религия — это старое дерево. Главные корни этого дерева мы уже подрубили, и мы уверены,
    что скоро придет время, когда религию можно будет сдать в музей, как какую-нибудь допотопную прялку.
    Альтшулер встал из-за стола и радостно захлопал. Люди, зараженные атеизмом, тоже дружно зааплодировали. Да-а, «наверху» знали, кого послать в Покровку! Верующим же было прискорбно и от самой лекции, и от того, что их односельчане успели заразиться духом безбожия.
    После доклада был объявлен перерыв. Многие подошли к Демьяну Лукичу, местному пасечнику.
    Это был старик лет шестидесяти, с небольшой рыжеватой бородкой и чистыми, спокойными глазами. Он слыл среди односельчан человеком знающим: был весьма любознательным, много читал, внимательно следил за происходящими в мире событиями. А еще он очень любил природу, по-детски умилялся ею, благоговея перед всяким созданием Божиим, будь то растение какое-нибудь или животное, птица, насекомое. Во всем он видел премудрость Творца.
    Сельчане относились к Лукичу с уважением, называли мудрым и часто обращались за советом.
    Всех он называл на «ты», и у него получалось это как-то мягко, ласково… Больше всего Лукич любил потолковать о Божественном. Говорил просто, понятно, а главное, убежденно.
    На лекцию Демьян Лукич пришел со своим внуком, десятилетним Трофимушкой.
    Очень уж мудрено говорил этот лектор, — заметил кто-то из сельчан. — Каких только народов нет на свете, и у каждого своя вера. Страсть! Что тут ему скажешь?
    — Ну как, Лукич, чувствуешь себя? — поинтересовался другой. — Найдется, о чем с ним потолковать?
    — Да уж, как Бог вразумит, — ответил тот смиренно.
    — А не пойти ли нам, Лукич, домой? — предложил самый близкий его друг. — Что связываться с безбожниками, засмеют, да и только.
    — Я так думаю: защищать веру нужно не ради безбожников, а чтобы предостеречь от соблазна верующих. А то некоторые стали колебаться… Посидим, послушаем, что они еще скажут, — и
    Демьян Лукич пошел на свое место.
    Он сидел и думал: «Какой народ нынче маловерный! Свои и те готовы бежать, боятся
    насмешек… Раньше христиане шли за Христа на мучения, на смерть, как на праздник.
    Неужели можно сомневаться в Боге?»
    Демьян Лукич не мог себе представить, чтобы разумный человек мог жить без Бога. Всех безбожников он считал обманщиками: они только притворяются, что не верят в Бога, а в душе вера у них все-таки тлеет… Разве они не обращаются в мыслях к Богу, пусть и бессознательно,
    а то и бегут в церковь в трудную минуту! А лектор этот? Наговорил много чего, а доказать ничего не доказал. Посмотрим, как он ответит на некоторые вопросы…
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта