Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница12 из 135
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   135

17.СОЖИТЕЛЬ «НАЛОЖНИЦЫ ИЗ ГЕВЫ» РАЗГНЕВАЛСЯ НА НЕЕ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ОНА НЕ ВЫБРИЛА ВОЛОСЫ НА ЛОБКЕ



Ужасная библейская история «наложницы из Гевы (Гива)» начинается с того, что некая женщина оставила своего сожи­теля и вернулась к родным: «И ушла (ватизна) наложница от него, и пошла от него в дом отца своего в Бейт Лехем, что в Иудее, и была там полных четыре месяца» (Судьи 19,2).

Слова ватизна23 означают буквально, что наложница в чем-то про­винилась. Мудрецы обсуждали вопрос о том, в чем именно заключа­лось ее прегрешение. Один из них, рабби Эвьятар, сказал, что налож­ница подала сожителю тарелку с едой, в которую попала муха, тот разгневался, она испугалась и убежала к родителям. Другой мудрец, рабби Йоханан, утверждал, что сожитель нашел не муху, а волос.

Через какое-то время рабби Эвьятар встретился с пророком Элией (Ильей) и спросил его, чем занимается всевышний в эти дни? Пророк ответил: он занят проблемой «наложницы из Гива», то есть вопросом о том, что стало причиной гнева ее сожителя и соответ­ственно ее бегства. В ходе обсуждения проблемы всевышний проци­тировал мнения мудрецов — рабби Эвьятара (муха!) и рабби Йоха­нана (волос!).

Рабби Эвьятар спросил у Элии: неужели и у всевышнего есть сомнения? Ведь, по идее, он знает правду — отчего в таком случае он не установил однозначно, как именно провинилась наложница перед своим сожителем? Элия ответил: обе версии, предложенные мудре­цами, справедливы: сожитель обнаружил и муху, и волос. Вначале он нашел муху в тарелке с едой, но не слишком разгневался, затем он нашел волос, сильно разгневался и так ее напугал, что она бежала к родителям. Выходит, что утверждения обоих мудрецов верны. Про­рок сформулировал последнее утверждение так: «И то, и то — слова живого Бога».

Мудрецы обсуждали и вопрос о том, почему в первый раз сожитель не разгневался, а во второй разгневался. Поначалу, когда в тарелке обнаружилась муха, он сохранил спокойствие, ибо это упущение не могло привести к серьезным последствиям. Однако во второй раз речь шла об опасном упущении, которое могло стать причиной его бесплодия — он убедился, что наложница не обрила лобок; там оста­лись волосы, которые могли во время секса затянуться вокруг его полового органа и вызвать бесплодие.

[Как многие другие талмудические дискуссии, этот спор представ­лен в Талмуде не только в изложенной выше, но и в альтернативной версии. Появление альтернативных версий талмудических дискус­сий связано с тем, что Талмуд в течение столетий разрабатывался и сохранялся в устной форме, что приводило к многочисленным искажениям и дублированию текстов. Альтернативные версии в Тал­муде обычно начинаются со слов «Некоторые говорят».]

«Некоторые говорят», что муха оказалась в тарелке сожителя вообще не по вине наложницы. Она попала в тарелку, уже когда та была у сожителя в руках, поэтому он и не разгневался. Затем он обна­ружил в тарелке еще и волос (в этом варианте речь не идет о волосе с лобка наложницы). Поскольку волос попал в тарелку по вине наложницы, сожитель разгневался, и наложница от страха убежала к родителям.
Вавилонский Талмуд,

трактат Гитин 6б

18.АМНОН ВОЗНЕНАВИДЕЛ ТАМАР ОТТОГО, ЧТО ОНА ЗАТЯНУЛА ВОЛОС НА ЛОБКЕ ВОКРУГ ЕГО ЧЛЕНА, СДЕЛАВ ЕГО БЕСПЛОДНЫМ



Библия рассказывает, что сын царя Давида Амнон страстно любил свою сестру Тамар и изо всех сил старался переспать с ней. В конце концов он ее изнасиловал. Вот что произошло после этого: «И возненавидел ее Амнон чрезвычайной ненавистью, так что нена­висть, которой он возненавидел ее, была сильнее любви, которой он любил ее» (Шмуэль II 13,15).

Мудрецы спросили: почему Амнон возненавидел Тамар после того, как изнасиловал ее? Им ответили: во время изнасилования волос на ее лобке затянулся вокруг его члена, из-за чего Амнон стал бес­плоден. Мудрецы спросили: в чем, в таком случае, виновата Тамар? Им ответили (пользуясь тем, что тексты талмудических дискуссий не записывались и потому мудрецы могли изменять их в зависимо­сти от обстоятельств): следует говорить не «затянулся», а «был затя­нут ею»; стало быть, Тамар сознательно оскопила Амнона.

Мудрецы возразили: еврейские женщины сбривали волосы на лобке; откуда, в таком случае, взялся волос, затянутый Тамар на члене Амнона? Им ответили: Тамар не была настоящей еврейкой, дочерью еврейских матери и отца. Евреем был только ее отец (царь Давид). Ее матерью была пленная нееврейка. Давид влюбился в нее во время войны и силой взял ее в наложницы. А нееврейки не имели обычая выбривать волосы на лобке.
Вавилонский Талмуд,

трактат Сангедрин 21а

19.ЗАПРЕЩАЕТСЯ СДЕРЖИВАТЬ МОЧЕИСПУСКАНИЕ ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ БЕСПЛОДНЫМ

Мудрецы предостерегали от чрезмерного сдерживания моче­испускания, опасаясь, что из-за этого у человека раздуется живот. Они постановили, что лучше помочиться публично, нежели сдерживать мочеиспускание. Талмуд рассказывает страшную исто­рию о том, что некий человек сдерживал мочеиспускание, и его живот раздулся.

Даже выдающиеся мудрецы следовали этому установлению. Так Шмуэль в середине публичной лекции почувствовал позыв к моче­испусканию; он попросил, чтобы его заслонили от публики просты­ней, и тут же помочился.

Когда он встретился со своим отцом, который также был выдаю­щимся мудрецом, отец сказал ему: я дам тебе денег, если ты высту­пишь с публичной лекцией и объяснишь народу, что разрешается мочиться публично, — а то как бы люди не подумали (после твоей истории с простыней), что мочиться можно только в укрытии.

Другой мудрец, рав Аши, однажды шел по мосту и почувствовал позыв к мочеиспусканию; он помочился прямо на мосту. Ему сказали: к мосту подходит твоя теща, сейчас она увидит тебя мочащимся! Он ответил: если понадобится, я помочусь ей в ухо — лишь бы избежать опасности!

Мудрецы спросили: откуда известно, что у упомянутого в Талмуде человека живот распух из-за того, что он сдерживал мочеиспуска­ние? Быть может, это произошло из-за того, что с водой он проглотил пиявку?

Им ответили: этот человек долгое время удерживался от моче­испускания и впоследствии не мог испускать мочу обычным обра­зом — она не текла струей, а выходила каплями. Следовательно, его живот раздулся из-за того, что он удерживался от мочеиспускания.

Мудрецы считали, что сдерживание мочеиспускания может сде­лать мужчину бесплодным. Согласно их анатомическим представ­лениям, в половом органе мужчины имеются два канала: один — для вывода мочи, другой — для вывода семени. Они отделены друг от друга тончайшей перегородкой. Сдерживание мочеиспускания может привести к тому, что в перегородке образуется отверстие, и мужчина станет бесплодным.

Мудрец по имени Реш Лакиш выводил это из следующего стиха Торы: «Благословен будешь ты больше всех народов; не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной, ни у скота твоего» (Второзаконие 7,14). В каком случае, спрашивает Реш Лакиш, «не будет у тебя бес­плодного»? Если ты станешь мочиться как скот — не испытывая стыда, публично.

Кроме того, мудрецы предостерегали против мочеиспускания в глиняный сосуд, а также на твердом склоне в Вавилоне из опасе­ния, что моча дойдет оттуда до иерусалимского источника Эйтам. Почему именно до этого источника? Потому, что в него окунался первосвященник перед тем, как войти в Святая святых Иерусалим­ского храма в Йом Кипур.
Вавилонский Талмуд,

трактат Бехорот 44б

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   135


написать администратору сайта