Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 этап 2 этап 3 этап

  • Вопросы работодателя Вопросы соискателя

  • Античный риторический идеал

  • Русский риторический идеал

  • Цель говорящего Тип речи Примеры жанров

  • Тип речи Примеры жанров

  • Однородная / разнородная аудитория

  • Большая / небольшая аудитория

  • Женская / мужская аудитория

  • Рационально-логический тип.

  • Эмоционально-интуитивный тип.

  • Лирический, или художественно -образный, тип.

  • База по культуре речи онлайн курс на опенеду. база по культуре русской деловой речи. Язык и речь как явления тесно взаимосвязаны и в обыденной речи часто выступают как синонимы. Однако тождества между этими понятиями нет. Язык


    Скачать 2.85 Mb.
    НазваниеЯзык и речь как явления тесно взаимосвязаны и в обыденной речи часто выступают как синонимы. Однако тождества между этими понятиями нет. Язык
    АнкорБаза по культуре речи онлайн курс на опенеду
    Дата17.04.2022
    Размер2.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабаза по культуре русской деловой речи.docx
    ТипДокументы
    #480507
    страница27 из 44
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   44

    Контрольное задание 2

    Информация


    При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной.

     Считают, что одним из часто применяемых видов деловых бесед является собеседование при приёме на работу. Подобная беседа носит характер «приемного» интервью», основная цель которого оценить деловые качества поступающего на работу. В сущности, оно сводится к нескольким базовым вопросам и соответствующим ответам на них. Форма вопросов может варьироваться, но их содержание направлено на получение информации, которую можно сгруппировать в следующие блоки:

    • что представляет собой человек, обратившийся с заявлением о приеме на работу;

    • почему он ищет работу;

    • каковы его сильные и слабые стороны;

    • каковы его взгляды на эффективное руководство (иначе говоря, его представление о хорошем начальнике);

    • что он считает наиболее весомыми своими достижениями;

    • на какую зарплату он рассчитывает.

    В свою очередь от соискателя также ожидают вопросов. По ним судят о таких его личностных качествах, как самообладание, целеустремленность, коммуникабельность и др. Поступающим на работу рекомендуется выяснить следующее:

    • является ли рабочее место новым или вакантным;

    • почему возникла необходимость кадрового обновления;

    • причины увольнения или перехода на другую работу предшественника;

    • кто принимает решение о назначении на должность;

    • как будет выглядеть рабочий день;

    • в чем конкретно будут заключаться обязанности;

    • как и кем будет оцениваться работа;

    • каковы возможности для обучения, роста, продвижения.

     Установите последовательность этапов организации собеседования:

    1 этап

    2 этап

    3 этап

    4 этап

    начало беседы

    информирование

    аргументирование выдвигаемых положений, принятие решения

    завершение беседы

    Установите соответствие

    Вопросы работодателя

    Вопросы соискателя

    Каковы Ваши сильные и слабые стороны?

    Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность?

    Почему Вы ушли с предыдущей работы?

    На какую зарплату Вы рассчитываете?

    Почему Вы хотите работать в нашей компании?

    Если Вы получите эту работу, какими будут Ваши первые шаги?

    В чем Ваши преимущества перед другими кандидатами?

    Каковы перспективы компании?

    Какие программы обучения и подготовки предоставляются сотрудникам компании?

    Каковы мои обязанности?

    Кому непосредственно я буду подчиняться?

    Каков распорядок моего рабочего дня?

    С какими подразделениями я буду взаимодействовать?

    Какие имеются возможности для профессионального роста сотрудников компании?


    Понятие риторики


    Публичная, или ораторская, речь – открытое выступление на общественно значимую тему, адресованное достаточно большому или очень большому количеству людей. Американский ритор Пол Сопер писал: «Одних ораторов можно слушать, вторых – нельзя слушать, третьих – нельзя не слушать».

    Стать оратором, которого «нельзя не слушать», поможет риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи. Это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, а свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. Часто о риторике говорят как об ораторском искусстве. В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связывали с поэзией и сценическим мастерством.

    Одно из первых дошедших до нас определений риторики принадлежит Аристотелю, который считал, что «риторика – способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Именно такого взгляда на риторику как науку об эффективности речевого воздействия на аудиторию придерживались и другие греческие риторы и учителя риторики: Исократ, Платон, Демосфен, Гесиод, Горгий Леонтинский и др.

    В римской же традиции понимание риторики стало иным в связи с историческими и идеологическими изменениями в жизни общества. В период республиканского, демократического Рима в нем господствовали эллинистические традиции, нашедшие отражение в трактатах Цицерона.

    Во времена Римской империи риторика стала пониматься не как наука об умении говорить убедительно, а как искусство говорить красиво. Наиболее полно такое понимание риторики нашло отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана, написавшего «Двенадцать книг риторических наставлений», которые посвящены теории тропов и фигур речи и мысли. В дальнейшем на первое место в риторике выходит интерес к форме (стилю). Функция «говорить убедительно» заменяется другой функцией – «говорить красиво» (риторика – наука о прекрасной речи).

    Таким образом, риторика получила статус и науки, и искусства, который она сохранила и по сей день. Риторика как наука изучает законы и правила речевого поведения в разных жанрах и условиях коммуникации. Риторика как искусство предполагает мастерство публичного выступления, совершенствование речевых способностей человека.

    Во второй половине ХХ века после довольно длительного забвения риторика переживает подъем, возникает неориторика. Термин подчеркивает преемственность неориторики по отношению к риторике классической, античной. Античная риторика представляет целостную программу создания текста – от замысла до воплощения. Неориторика сосредоточена на самом тексте, на тех его качествах, которые позволяют слову становиться мощным инструментом воздействия на разум и чувства человека, а следовательно, становятся средством влияния на его мировоззрение и поведение. В узком смысле слова термин «неориторика» употребляется как синоним теории аргументации. В неориторике можно выделить два аспекта: риторику текста, изучающую его коммуникативные качества, и риторику межличностного общения, включающую основные принципы использования речевых средств в общении.

    Неориторика опирается на достижения многих современных наук: теории коммуникации, психолингвистики, теории текста, стилистики и др.

    Современная риторика чаще рассматривается как наука, иногда её определяют как «теорию убеждающей коммуникации». Оба подхода оправданы: человеческое мышление осуществляется в двух формах – логической и образной; им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга.

    Ораторская речь являет собой эмоционально-интеллектуальную разновидность творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует на сознание и чувства человека.

    В античности на риторику смотрели и как на часть системы знаний, и как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Риторика опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Цицерон полагал, что стать выдающимся оратором может лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком и знаниями, причём последние важнее всего, так как первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие её части, как логика и этика) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.

    Развитие эта мысль получила в работах М. В. Ломоносова. Он определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Чтобы достичь мастерства, указывает далее Ломоносов, «требуется пять средств: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторам, четвёртое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук». Под «наукой» понимается собственно риторика, а среди других наук – в первую очередь история и этика.

    Эти требования и сегодня не утратили актуальности, список необходимых оратору наук пополняется с учётом современных представлений о риторике и её месте в системе духовных ценностей, а также с учётом появления новых дисциплин.

    Риторический канон


    Представить, какие науки сегодня тесно связаны с теорией и практикой красноречия, можно, обратившись к классическому риторическому канону,выработанному в античный период. Канон – это образец, правило, положение какого-нибудь направления, учения. Риторический канон предлагает правила подготовки и произнесения публичной речи.

    Согласно ему, для осуществления публичного выступления оратору надо пройти 5 этапов.

    I этап – инве́нция(лат. – invention – изобретение) – изобретение содержания речи. На этом этапе говорящий создает общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательства.

    II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретенного в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

    III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

    IV этап – мемо́рио(лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к ее произнесению. На этом этапе оратор редактирует текст, подбирает приемы, способствующие лучшему восприятию речи слушателями, запоминает текст и репетирует.

    V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приемы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

    Классический канон, таким образом, ограничивает работу оратора над речью её произнесением. В работах современных авторов классическая модель конкретизируется и модернизируется добавлением посткоммуникативного этапа – этапа рефлексии.

    На этапе подготовки главенствующая роль принадлежит логике, её законы необходимы для разработки плана выступления, отбора материала, формулирования тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи.

    Словесное оформление выступления требует от оратора хорошей лингвистической подготовки, которая настоящую проверку проходит в момент выступления, когда неизбежна импровизация.

    Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь должна быть хорошо произнесена, а это требует знания техники речи, которая опирается на данные физиологии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи.

    При подготовке речи и во время её произнесения оратор ориентируется на определённую аудиторию, что требует знаний в области общей и социальной психологии, педагогики, методики публичного выступления.

    Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушателями, методы управления их вниманием, а также пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения с аудиторией, определяются знанием психологии, владением этикой и уровнем культуры общения оратора.

    Совершенно очевидно, что и классическая риторика, и неориторика, рассматривают ораторскую речь как сложный процесс, продукт длительного труда. И короткая речь на митинге, и выступление перед трудовым коллективом, и вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.

    Понятие риторического идеала


    Риторический идеал – это представление о том, какой должна быть идеальная речь и как должен вести себя оратор, произносящий речь. Представление это существует у каждого человека и определяется целым рядом факторов: историческим временем, национальной и социальной принадлежностью человека и т. п. Таким образом, риторический идеал исторически изменчив, национален, социален и специфичен, поскольку связан с культурой как отдельного человека, так и с культурой малых и больших социальных групп.

    Риторический идеал представляет собой гармоничное сочетание трех составляющих:

    универсальной – это каноны риторики: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, нормах речи, дикции, интонации;

    национальной, включающей национальный язык и его особенности, этнические традиции, исторические факты др.;

    специфичной, отражающей позицию отдельных лиц или каких-либо общностей людей, в результате чего формируется устойчивая система точек зрения, этическая система общения.

    Античный риторический идеал (классическая риторика) был создан Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном и основан на традициях гомеровской Греции. Античный риторический идеал ориентирован на следующие цели:

    а) служение добру и счастью людей. В этом состояла цель риторики. Счастье, по Аристотелю, заключается в благополучии, окрыленном добродетелью, уважении людей;

    б) защита истины – превыше всего. К счастью непреходящему приводит стремление к истине, поэтому защита истины является одной из важнейших основ греческого риторического идеала;

    в) идеальный оратор должен был быть личностью высокообразованной, активной, обладающей быстрыми реакциями, коммуникабельной;

    г) уважение к слушателю – неотъемлемая черта облика оратора. Необходимо всегда помнить, что речь – двусторонний процесс. «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает» (Мишель де Монтень). И хотя ведущая роль остается за говорящим, он должен не забывать о формирующей роли аудитории, о том, что цель его находится именно в аудитории, поэтому оратор должен проявлять особое уважение и внимание к слушателям.

    Русский риторический идеал сформировался на традициях русской культуры и литературы. В русской словесной традиции слову отводится чрезвычайно важная роль: оно формирует мировоззрение человека, воспитывает его душу, несет мир и единение людям. Дар слова рассматривается как награда, данная человеку свыше, но требующая от него ответственного служения людям.

    В русской словесной традиции представление о прекрасной речи связано с такими чертами, как краткость, содержательность, красота, напевность. И напротив, осуждается речь громкая и крикливая, грубая, содержащая клевету, многословная.

    Русский риторический идеал включает в себя не только представление о прекрасной речи, о талантливом исполнителе, но и представление о хорошем слушателе. Оно, в частности, нашло отражение в пословицах и поговорках: «Слово – серебро, а молчание – золото», «Мало говори – больше услышишь» и др.

    Древнерусский риторический идеал опирается на произведения литературы, прежде всего на «Слово о полку Игореве». Оратор – лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. Эмоции управляются верой, убеждениями. Язык яркий, цветистый, не лишенный оригинальности. Оратор выражает твердую позицию: он отстаивает истину.

    Задание


    Цицерон считал, что наиболее важными предметами в образовании оратора являются:

    литература

    история

    право

    философия

    М. В. Ломоносов указывал, что для достижения ораторского мастерства требуется пять средств:

    природные дарования

    наука

    подражание авторам

    упражнение в сочинении

    знание других наук

    Какой этап осуществления публичного выступления предназначен для того, чтобы говорящий подумал о порядке расположения мыслей в речи, составил план, поразмышлял о том, как начать и закончить речь?

    диспозиция 

    Типология публичных выступлений


    Публичная речь реализуется в разных сферах жизни и в разных жанрах. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

    • социально-политическое, которое представлено статьями и докладами на социально-политические и политико-экономические темы, политическими, митинговыми и агитационными речами;

    • академическое красноречие – вузовская лекция, научный доклад, научное сообщение, научный обзор;

    • судебное – речи участников судебного процесса;

    • социально-бытовое – юбилейная речь, застольная речь (тост), поминальная речь;

    • богословско-церковное – проповедь, речь на соборе.

    Данная классификация разработана в конце 70-х годов, однако развитие риторики как науки и изменения, происходящие в обществе, позволяют её расширить. Выделяют также:

    • военное красноречие (инструктивная, воодушевляющая речь, речь-приказ);

    • дипломатическое;

    • деловое (речь во время деловых переговоров, телефонные переговоры);

    •  диалогическое красноречие (спор, дискуссия, пресс-конференция, теледебаты);

    • торговое красноречие (реклама, речь на презентации).

    Классификация жанров может осуществляться и по другому основанию:

    Классификация жанров речи по цели говорящего


    Цель говорящего

    Тип речи

    Примеры жанров

    1. Сообщить, информировать

    Информирующая

    Учебная лекция, новостные программы, информация о прогнозе погоды и др.

    2. Высказать и доказать свое мнение

    Аргументирующая

    Все виды спора, теледебаты, полемика

    3. Побудить к действию

    Агитирующая

    Митинговая речь

    4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти истину

    Эвристическая
    (от греч. нахожу)
    Основанный на беседах, диалогах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска решений.

    Деловые переговоры

    5. Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного

    Эпидейктическая
    (доказательная)
    Торжественный слог, имеющий своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения – чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования.

    Публицистическое выступление на актуальную социальную или политическую тему, проповедь, воспитательная речь, обращенная к ребенку, поздравительная речь, тост и др.

    6. Доставить удовольствие самому себе и партнеру самим процессом речевого акта как таковым

    Гедонистическая
    (от.греч. наслаждение)
    Вызывающий чувство удовольствия, отвечающий эстетическим потребностям адресата тип речи.

    Дружеская беседа, разговор

    В любой реальной речи редко осуществляется только одна из указанных целей. Даже в информативном, на первый взгляд, сообщении содержится оценка говорящего, его эмоции по отношению к высказываемому.

    Задание


    Какой тип речи применяется, если цель говорящего – обсудить проблему с помощью партнера, найти истину?

    эвристическая 

    Установите соответствие между типом речи и жанром

    Тип речи

    Примеры жанров

    Информирующий

    Новостная программа

    Аргументирующий

    Теледебаты

    Агитирующий

    Митинговая речь

    Эвристический

    Деловые переговоры

    Эпидейктический

    Поздравительная речь

    Гедонистический

    Дружеская беседа


    Оратор и аудитория


    Своеобразие речи состоит в том, что она воздействует не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны, то есть формой испособом произнесения (интонацией, силой, высотой звука и так далее). Одно и то же слово нет может быть сказано колюче, категорически, нерешительно, равнодушно или повелительно. В каждом случае это действует по-разному.

    Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением?

    Дело в том, что меняется социальная роль. В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном – передаче своих мыслей и информации.

    Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей. В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время такого разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует открыто на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, не выказывает ни поддержки, ни осуждения.

    На коммуникативном этапе, этапе произнесения речи, оратор должен проявить себя и как психолог, и как педагог, и как тонкий политик, и как просто смелый человек, который не пасует перед трудностями, возникшими на его пути.

    Параметры аудитории


    Стратегия и тактика поведения оратора зависят от того, перед кем он выступает, каков состав слушателей.

    Аудиторию можно охарактеризовать по разным основаниям:

    • по возрасту;

    • по гендерному (половому) признаку;

    • по уровню образованности;

    • по профессиональному признаку;

    • по социальному уровню;

    • по убеждениям;

    • по национальному признаку.

    Остановимся на некоторых типах аудиторий, особенностях восприятия ими публичных выступлений и правилах эффективного риторического воздействия на них.

    Однородная / разнородная аудитория

    Легче всего выступать в однородной аудитории: восприятие слушателей, их реакция схожи. В разнородной аудитории ориентироваться следует на наименее подготовленных слушателей; сложный материал подавать так, чтобы он провоцировал вопрос от слушателей подготовленных и, таким образом, давал возможность достаточно полно и глубоко ответить на него; на обсуждение в таких аудиториях целесообразно выносить только один вопрос.

    Большая / небольшая аудитория

    Какая аудитория считается большой? Сегодня, когда средства массовой коммуникации позволяют общаться с многотысячной аудиторией, количество слушателей в 30 или 40 человек уже не кажется большим. Величина аудитории в данном случае определяется психологическими механизмами ответной реакции определенного количества людей. Большая аудитория – это та, в которой реакции максимально схожи. Психологи считают, что это группа более 30 человек.

    Перед большой аудиторией легче выступать, чем перед небольшой. Это объясняется следующими причинами:

    • в большой аудитории сильнее действует закон заражения, поэтому индивидуальность людей, ее составляющих, размывается – массой управлять легче, чем отдельными личностями;

    • в большой аудитории снижается средний интеллектуальный уровень, на который и следует ориентироваться;

    • большое количество людей, как правило, создает атмосферу приподнятости, вследствие чего аудитория обычно настроена не критически, что облегчает воздействие на нее.

    Выступая перед большой аудиторией, целесообразно придерживаться следующих правил:

    • говорить кратко и просто;

    • эмоциональность речи должна быть достаточно высокой;

    • материал лучше подавать индуктивным методом;

    • предлагать для обсуждения одну проблему и аргументировать одну точку зрения.

    Небольшая аудитория тоже характеризуется рядом особенностей. Индивидуальность людей в ней проявляется отчетливо, их восприятие речи оратора различно, и эти обстоятельства формируют критичный настрой слушателей. Выступая в небольшой аудитории, лучше избрать стиль общения близкий к разговорному, а форма взаимодействия со слушателями должна напоминать беседу: нужно задавать слушателям вопросы, давать им возможность высказываться. Аргументация позиции оратора должна быть подробной, хорошо проиллюстрированной.

    Женская / мужская аудитория

    Выступая перед чисто мужской или чисто женской аудиторией, надо учитывать гендерные особенности восприятия и реакции.

    У женщин преобладает конкретно-образное мышление, они предпочитают воспринимать информацию на слух, уровень эмоциональности в такой аудитории достаточно высок. Отсюда проистекают и особенности построения и произнесения речи: рекомендуется излагать материал, используя индуктивный метод, максимально использовать наглядный иллюстративный материал, приводить примеры из повседневной жизни, повысить эмоциональность речи.

    У мужчин лучше, чем у женщин, развито абстрактное мышление, их интересы обычно выходят далеко за рамки семейных и бытовых, мужчины не любят предлагаемые решения, а предпочитают решать сами. В связи с этим в мужской аудитории эффективен будет индуктивный метод изложения, рациональное построение выступления, четкие и лаконичные формулировки, иллюстративный материал предпочтителен в форме цифр, таблиц, графиков, примеры лучше приводить из истории, политики, экономики.

    Молодежная аудитория

    Охарактеризовать молодежную аудиторию довольно сложно, поскольку она сегодня весьма пестра и разнообразна, особенно в сфере интересов и пристрастий. Можно назвать наиболее общие черты, связанные с развитием мышления и психо-эмоциональной сферы молодых людей: недостаточная развитость способности к логическому мышлению, преобладание эмоционального восприятия над рациональным, высокая степень внушаемости, субъективность в оценке явлений действительности, низкий уровень внимания, недоверие к взрослым, склонность к зрелищности, яркости и т. д.

    Эффективно в такой аудитории использование таких методов риторического воздействия, как рассмотрение ограниченного числа вопросов (1–2), эмоциональное убеждение, широкое использование наглядности, диалоговая форма общения, демонстрация личностного отношения к излагаемому, новизна и оригинальность информации.

    Способы установления и поддержания контакта


    Тщательная подготовка к выступлению в значительной степени определяет, но не гарантирует его успех. Если оратор не сумеет найти подход к конкретной аудитории, заинтересовать слушателей, заставить работать их мысль, если выступление не получает эмоциональный отклик, речь вызовет отрицательную реакцию. Успех речи обеспечивается хорошим контактом оратора с аудиторией. Самое главное, о чем должен помнить оратор, что говорить надо со слушателями, а не в их присутствии.

    Необходимо настроиться на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т. д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

    Немногие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться с любой аудиторией.

    Так, видный политический деятель США XVIII века Александр Гамильтон говорил: «Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают».

    Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

    Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако неинтересно слушателю. Ему всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

    Речь, как правило, начинается с обращения к слушателям. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцыуважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

    Обращение не обязательно должно звучать в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

    Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако в зависимости от ситуации – с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции.

    Чтобы поддерживать контакт с аудиторией длительное время, важно помнить об особенностях вниманияи его видах.

    В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания человека, говорят о непроизвольном внимании.

    Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

    • человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

    • в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

    • действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастность раздражитель.

    Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.

    Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

    Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, так как они захвачены выступлением, это проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (примером являются ораторы древности, которых слушали по 5–6 часов).

    Как сохранить и поддержать внимание аудитории в течение всего выступления, чтобы, как справедливо отмечал О. Эрнст, «избежать ситуации, когда четверть слушателей занята «перевариванием» содержания выступления, а три четверти борются со сном»?

    Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению – его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

    Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт. Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать, и не слышат то, что им не нравится. Прав был римский ритор Квинтилиан, когда говорил: «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека».

    Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

    Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

    Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют выступающему заразить собравшихся своим отношением к ней.

    Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

    Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

    В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

    Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

    О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о золотом венке: «Представьте себе: стены рушатся, град падает, дома в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции!»

    Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

    Чем сложнее выступление, тем больше усилий приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

    Типы ораторов


    Подобно тому, как не сразу формируется индивидуальность стиля писателя, не сразу формируется стиль оратора. Ораторский стиль – это сложное сплетение знаний, опыта, манеры изложения, степени эмоциональности, невербальных особенностей поведения и т. д. Большинство специалистов выделяет три основных стиля:

    • строго логичный, внешне спокойный стиль;

    • эмоционально насыщенный, темпераментный стиль;

    • средний, синтетический стиль, сочетающий черты первого и второго.

    Существует и несколько иная классификация, более детальная. Согласно этой классификации, выделяются четыре индивидуально речевых типа:

    1. Рационально-логический тип. Эмоциональность этих людей внешне практически не проявляется, хотя это не означает, что она отсутствует вовсе. Ораторы этого типа больше склонны к анализу явлений, к рассуждению, к строгой аргументации. Их подготовка к любому докладу отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материала, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит внутри», но, как правило, оратор им не пользуется: его чаще заботит эмоциональная сторона речи – как сделать выступление ярким, запоминающимся. Наблюдения показывают, что обычно к этому типу принадлежат сангвиники – люди с выраженной психической активностью, быстро реагирующие на происходящие события, стремящиеся к смене впечатлений, не зацикливающиеся на неприятностях и неудачах, живые, подвижные, с выразительной мимикой и жестикуляцией.

    2. Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи. Если у них не составлен план, которому они должны следовать, то их, как правило, «заносит», мысль теряется, эффект блистательной речи сводится на нет. У слушателей остается впечатление эмоционального разговора ни о чем. Ораторы этого типа не любят работать над планом, считая, что его наличие сковывает. По психотипу это холерики – люди энергичные, способные увлекаться, склонные к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Их движения стремительны, мимика подвижна.

    3. Философский тип. Ораторы, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как одновременно и достаточно эмоциональны, и логичны. Их индивидуальность наименее четко выражена, общими же являются склонность к исследованию, осмыслению явления на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего к этой группе относятся флегматики – люди невозмутимые, с устойчивым настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

    4. Лирический, или художественно-образный, тип. Этих людей отличает глубокая эмоциональность, лиризм, острая впечатлительность, проникновенность, хотя в частных проявлениях люди этого типа могут существенно отличаться друг от друга. Хотя мыслят они более образами, чем логическими категориями, это не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Ораторы этого типа чаще принадлежат к меланхоликам – людям впечатлительным, утонченным, легко ранимым, но внешне слабо реагирующим на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенной речью.

    Как видно, данная классификация связана с темпераментом человека, характеристикой постоянной, устойчивой. Вместе с тем у каждого оратора есть собственные личностные качества, голосовые и интонационные особенности. Этот сплав устойчивого, типичного и индивидуального и создает неповторимость личности оратора.

    Восприятие оратора аудиторией


    Слушатели обычно не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Вместе с тем любая аудитория видит и запоминает личность оратора упрощенно, подводя ее под некоторые стереотипы, представления: теоретик, моралист, бюрократ, умница, весельчак и т. п. Чтобы оратора восприняли так, как он этого хочет, надо стремиться к созданию благоприятного имиджа. В связи с этим особую значимость представляют проблемы первого впечатления и преодоления волнения.

    Что необходимо знать о первом впечатлении?

    Во-первых, оно очень сильное, запоминающееся, в дальнейшем его приходится корректировать, а это требует значительных усилий. Для сравнения: первые новости всегда воспринимаются легко, с большой долей доверия, а последующим опровержениям, разъяснениям верят с трудом. Именно поэтому СМИ постоянно ведут борьбу за право первыми сообщить информацию: первый формирует мнение, второй – его меняет.

    Во-вторых, первое впечатление обычно далеко от истины. Экспериментально установлено, что 85 % качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, никак не связаны с его внешностью, например, заключение о моральных ценностях человека, его умственных способностях, а также оценочные суждения – хороший, плохой. Психологи проводили такой эксперимент: один и тот же преподаватель по-разному входил в разные аудитории, и его, соответственно, по-разному оценивали. При определении его отношения к людям ошиблись 75 % опрошенных, волевых качеств – 42 %, эмоциональных качеств – 28 %. Первое впечатление во многом зависит от возраста, жизненного и профессионального опыта слушателей, их настроения, то есть оно очень субъективно.

    В-третьих, первое впечатление очень устойчиво. Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют всего 4–6 %, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более 1 %.

    В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора. Он оценивается как со стороны его объективных ролевых характеристик (ученый, депутат, мужчина, женщина и т. д.), так и со стороны индивидуальных личностных характеристик (внешность, поведение, внутренние качества). Процентное соотношение первых характеристик ко вторым составляет 2 % к 98 %.

    В-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. Проводили такой эксперимент: одной группе испытуемых давали сначала послушать речь оратора, а потом показывали его фотографию, другой группе сначала предъявляли снимок, а потом предлагали послушать речь. И в том, и в другом случае просили дать характеристику говорящего. В первой группе описание менялось в значительно большей степени, чем во второй.

    Таким образом, стремление произвести первое благоприятное впечатление – это правильное стремление.

    Что касается проблемы преодоления волнения, необходимо знать, отчего оно проистекает, и в зависимости от причины выбирать методы борьбы с ним. Можно говорить о 3-х основных причинах волнения.

    1. Боязнь незнакомой аудитории. В этом случае рекомендуется настроить себя позитивно на контакт со слушателями. Можно найти среди них знакомые или приятные лица и вначале обращаться только к этой части аудитории (но не стоит так делать на протяжении всего выступления).

    2. Ощущение недостаточной подготовленности. Полезно в таких ситуациях иметь резервный материал, сосредоточиться на том, что вы знаете хорошо, и опустить то, что знаете недостаточно твердо.

    3. Творческая взволнованность. Это переживания по поводу того, сможете ли вы выступить хорошо, поймут ли вас слушатели. Подобное состояние придает речи искренность и естественность, поэтому и бороться не стоит.

    Задание


    По каким основаниям можно охарактеризовать аудиторию?

    по возрасту

    по гендерному признаку

    по профессиональному признаку

    по социальному уровню

    по уровню образования

    по убеждениям

    Какие индивидуально-речевые типы ораторов выделяют?

    рационально-логический

    эмоционально-интуитивный

    философский

    лирический

    Какой тип оратора представлен в описании:

    «Ораторы, относящиеся к этой группе… одновременно и достаточно эмоциональны, и логичны. Их индивидуальность наименее четко выражена, общими же являются склонность к исследованию, осмыслению явления на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию…»?

    философский 
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   44


    написать администратору сайта