База по культуре речи онлайн курс на опенеду. база по культуре русской деловой речи. Язык и речь как явления тесно взаимосвязаны и в обыденной речи часто выступают как синонимы. Однако тождества между этими понятиями нет. Язык
Скачать 2.85 Mb.
|
Этапы работы над публичным выступлениемПодготовка к ораторскому выступлениюВ современной риторике работа над подготовкой и произнесением речи в целом соответствует классическому риторическому канону. Однако он дополнен, в соответствии с неориторическим подходом, еще одним важным этапом – анализом собственного выступления. Современная неориторическая модель работы над публичной речью включает три этапа: докоммуникативный – подготовка выступления; коммуникативный,соответствующий последнему этапу классического канона – акцио, произнесению речи. На этом этапе от оратора требуется умение не только произнести речь четко, ясно, выразительно, но и умение управлять аудиторией, ее вниманием, правильно реагировать на поведение слушателей, отвечать на вопросы, если они возникнут; посткоммуникативный –это этап рефлексии. Он предполагает анализ выступления, коммуникативных удач и неудач, работу над совершенствованием материалов речи, собственного речевого поведения. Важной на этом этапе является также прогностическая деятельность: прогнозирование вопросов, которые могут быть заданы слушателями, их реакции на разные варианты ответов и т. п. Иногда у начинающих ораторов складывается представление об ораторской речи как о чистой импровизации. Это, конечно, заблуждение: выступление, которое воспринимается как спонтанное и свободное, на самом деле тщательно продумано и часто даже отрепетировано. Хорошая публичная речь – продукт длительного труда, и успех ждет только тех ораторов, которые проходят все этапы подготовки речи, анализируют ее результаты, что обеспечивает более высокий уровень следующего выступления и в конечном счете формирует ораторское мастерство. 1. Докоммуникативный этап: подготовка публичного выступления. Докоммуникативный этап является самым продолжительным в подготовке речи. В сущности, он включает в себя все части классического риторического канона, кроме последнего – акцио, произнесения речи. Прежде всего для подготовки выступления необходимо выделить время. Одного государственного деятеля спросили, сколько времени ему потребуется для подготовки следующей речи. Он ответил: «Если для произнесения речи мне отведено 10 минут, то нужна неделя. Если в моем распоряжении один час, то потребуется два дня. Если же я располагаю неограниченным временем, то могу говорить сейчас же». Формирование концепции речиТрадиционная ошибка, которую допускают начинающие ораторы, состоит в том, что они начинают подготовку к выступлению с чтения литературы, а сегодня чаще всего с чтения тех данных, которые предлагает одна из поисковых систем сети интернет. Из подходящих кусочков компонуют речь и затем зачитывают ее перед публикой. Такое выступление едва ли можно назвать эффективным. Это больше похоже на чтение вслух и вызывает большие сомнения в своей необходимости. Начинать подготовку к публичному выступлению надо не с чтения литературы, а с выработки концепции будущей речи. Вот, например, с чего предлагает начинать подготовку к публичному выступлению Д. Карнеги: «Задавайте самому себе всевозможные вопросы по данному поводу. Если, например, вам предстоит говорить о разводе, спросите себя, что является причиной развода? Каковы его экономические и социальные последствия? Как можно бороться с этим злом? Следует ли нам иметь единообразные законы о разводе? Почему? Нужны ли вообще законы о разводе? Следует ли исключить возможность развода? Или затруднить его? Или облегчить? Предположим, вам нужно высказаться о том, почему вы изучаете ораторское искусство. В этом случае следует задать себе такие вопросы. В чем мои трудности? Чего я рассчитываю достичь? Приходилось ли мне говорить публично? Когда именно? Где? Как это было? Почему я думаю, что эти занятия полезны для делового человека? Знаю ли я мужчин и женщин, которые продвигаются в коммерческой или политической сфере главным образом благодаря уверенности в себе, самообладанию, способности говорить убедительно? Знаю ли я других людей, которые, вероятно, никогда не достигнут существенных успехов из-за отсутствия этих важных качеств? Будьте искренни». Оратору необходимо осознать три важных момента будущего выступления и ответить на три вопроса: тема (о чем я буду говорить?); цель (зачем я буду говорить?); целевая аудитория (Кому я буду говорить?). Последовательность осмысления этих трех пунктов не имеет строго закрепленного порядка, начать оратор может с любого из них. Но без прохождения подготовительного этапа осмысления невозможно создать эффективную и интересную речь. Рассмотрим каждый из этих пунктов несколько подробнее. Тема. Тема должна быть актуальной, интересной, животрепещущей прежде всего для оратора. Если он не будет эмоционально увлечен предметом, темой, то речь окажет меньший эффект или совсем его не окажет. Даже в самых строгих научных или деловых докладах заинтересованность оратора слушатели чувствуют, и это активизирует их внимание, вовлекает в процесс слушания, восприятия речи. Поэтому при выборе темы важно задуматься над тем, что вас в ней трогает, задевает, что вас лично касается, почему она вам интересна. Цель. Любое высказывание – это всегда поступок, который имеет результат. Но чаще всего этот результат оказывается не контролируем нами, и мы бываем им не удовлетворены, попадая в неожиданные и нелепые ситуации. Ни в обычной речевой ситуации, ни тем более в ситуации публичного выступления не стоит пускать речь «на самотек». «Кто не знает, в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра», – говорил Сенека. Цель публичного выступления необходимо формулировать в виде ответа на вопрос: «Чего я хочу достичь?». Убедить в чем-то или развлечь, помочь сделать что-то, познакомить с чем-то, передать информацию о чем-то. Во всех этих случаях цель находится вне рамок самого выступления. Нельзя ставить цель «выступить или рассказать о…». Надо задумываться о том, зачем об этом рассказывать? Что должно измениться в результате выступления? Возможно, я хочу достичь того, чтобы аудитория изменила свое мнение по вопросу, связанному с темой моего выступления, или моя цель – обеспечить аудиторию нужной информацией, или помочь сориентироваться, сделать выбор, или просто поднять настроение, или поблагодарить. При этом важно понимать, что в речи может быть официальная цель (которая объявляется слушателям и осознается как основная), а может быть сверхцель (она не озвучивается, хотя может быть основной). Например, оратор выступает с целью информировать слушателей о вузах города, но сверхцелью его выступления может быть привлечение их в определенный вуз. Аудитория. Этот параметр неопытные ораторы редко берут во внимание. Однако от того, кто перед вами будет находиться, зависит и постановка цели, и выбор примеров, и формулировка основной мысли, и сам язык выступления. О высшем образовании с абитуриентами нужно говорить одним образом, с их родителями – другим, с преподавателями – третьим, со студентами – четвертым. Оратору важно задуматься не только о том, что ему интересно в своей теме и каких целей он достигает своей речью, но также подумать о слушателях: что им может быть интересно? К чему они могут прийти, выслушав это сообщение? Что для них будет полезно? Ответы на эти вопросы сделает выступление интересным. Оратор может тот же самый текст выступления корректировать с учетом определенной аудитории: по-другому расположить материал, подобрать другие факты, заменить начало, финал выступления и так далее. Основная мысль. Распространенная ошибка, часто встречающаяся в речи, состоит в том, что мы начинаем говорить, не дав себе четкого ответа на вопрос: что именно мы хотим сказать. А как можно понять того, кто сам не знает, что он хочет сказать? Формулировка основной мысли помогает оратору не только не сбиваться, не путаться, не волноваться, но и аудитории быстрее, легче и правильнее его понимать. По сути, основная мысль выступления и есть то содержание, которое должен получить в конце каждый слушатель, то, что останется с ним по окончании выступления. Основную мысль можно формулировать в виде утверждения. Важно, чтобы она была сформулирована максимально кратко и четко, в одной фразе. Возможно, вы не будете ее называть слушателям, но для вас самих она должна быть абсолютно ясна и понятна. Ее должно быть легко вспомнить в трудный момент. Другой вариант формулировки основной мысли – вопрос. Форма вопроса хороша тем, что она помогает самому оратору в движении его мысли. Выступление, в котором основная мысль сформулирована как вопрос, обычно бывает более динамично, проблемно, остро, актуально. Основная мысль будет находиться в кульминации вашей речи и станет главным открытием, осознанием для аудитории. Все факты, истории, рассуждения, которыми будет наполнено ваше выступление, необходимы будут только для того, чтобы преподнести должным образом основную мысль. Поэтому она должна содержать в себе нечто принципиально новое для аудитории. Это может быть нетрадиционный взгляд на известную проблему, парадоксальное переосмысление фактов, новый подход к разрешению актуального вопроса или просто новая информация. «Исследовано и доказано: интерес зарождается тогда, когда человек воспринимает изложенное сообщение как новое и важное для себя лично» (И. А. Шведов). Рассказывать спортсмену о пользе физических упражнений, например, не имеет никакого смысла. Эта мысль для них очевидна, она не сможет стать для них открытием, а значит, приведет к разочарованию или вызовет невнимательность. Но если основную мысль сформулировать иначе, добавив в нее остроты, ориентированной на эту конкретную аудиторию, то выступление приобретет смысл и актуальность. Чаще всего именно отсутствие цели приводит к тому, что оратор, начиная говорить, не имеет четкой основной мысли, что и приводит к размытости речи, отклонениям от темы, неуверенности или вообще к потери мысли – в общем, к коммуникативной неудаче. Таким образом, формулируя основную мысль, оратор должен руководствоваться следующими принципами. Основная мысль должна быть раскрыта в рамках данной речи полностью. При этом следует учитывать интересы и подготовленность аудитории к ее восприятию, с одной стороны, и время, которым располагает оратор, с другой. Слишком широко сформулированная основная мысль не дает возможности полностью ее развернуть и доказать в рамках регламентированной речи; а слишком узко сформулированная основная мысль поставит оратора в сложную ситуацию, когда ему придется постоянно возвращаться к одному и тому же положению и затягивать выступление. Основную мысль необходимо формулировать ясно, точно, четко, грамотно и недвусмысленно. Поскольку тезис чаще всего предъявляется аудитории в устной форме, необходимо учитывать, что он должен легко и полностью восприниматься на слух. Поэтому его следует формулировать как простое предложение, без осложняющих компонентов (причастные и деепричастные обороты нежелательны!). Основная мысль должна быть сформулирована интересно для аудитории, то есть не быть банальной. Основная мысль должна быть приемлемой для слушателей. Нельзя выдвигать в качестве основной мысли идею, противоречащую интересам аудитории. Необходимо найти такую формулировку, которая бы заключала в себе компромисс между идеей оратора и отношением к ней слушателей. «Спорный тезис, который может вызвать неприязнь аудитории, скорее будет принят аудиторией, если он предлагается в мягкой форме, не полемично» (Т. Г. Хазагеров). Недопустимо в формулировке основной мысли навешивание ярлыков, оскорбление человеческого достоинства («красная чума», «совковость», «делегады» и т. д.), а также любые выражения, нарушающие этикетные нормы публичного выступления. Основная мысль должна быть абсолютно понятна самому оратору. К сожалению, это бывает далеко не всегда, и с этим связаны личные риторические неудачи. Речь оратора, которая не может четко и точно сформулировать основную мысль, не будет последовательной, логичной и понятой слушателям. Тогда выступающий не сможет уверенно полемизировать с оппонентами и убедить конфликтную или инфантильную часть аудитории. Основная мысль в речи всегда одна. «Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно» (М. М. Сперанский). К сожалению, современные ораторы часто игнорируют данное риторическое положение, совершенно не заботятся о единстве речи, пытаются в одном выступлении выразить разные мысли, не связанные общей идеей, подчас противоречивые. Разумеется, такая речь не может быть признана успешной, а оратор не сможет достичь цели убедить и привлечь на свою сторону слушателей. Сформулировав основную мысль, оратор обязан от нее не отклоняться, иначе он потерпит коммуникативную неудачу. |