Главная страница
Навигация по странице:

  • Во вступлении

  • Структура выступления

  • Основные методы

  • База по культуре речи онлайн курс на опенеду. база по культуре русской деловой речи. Язык и речь как явления тесно взаимосвязаны и в обыденной речи часто выступают как синонимы. Однако тождества между этими понятиями нет. Язык


    Скачать 2.85 Mb.
    НазваниеЯзык и речь как явления тесно взаимосвязаны и в обыденной речи часто выступают как синонимы. Однако тождества между этими понятиями нет. Язык
    АнкорБаза по культуре речи онлайн курс на опенеду
    Дата17.04.2022
    Размер2.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабаза по культуре русской деловой речи.docx
    ТипДокументы
    #480507
    страница31 из 44
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   44

    Информационная речь


    Информационная речь – один из видов устных высказываний, её коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. К особенностям информационной речи можно отнести следующие: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу, пробуждение любознательности, актуальность для данной аудитории, новизна.

    При подготовке информационной речи следует особое внимание уделить композиции выступления. Наиболее распространённой структурой устного выступления со времён античности считается трёхчастная, включающая в себя вступление, основную часть и заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к выступлению. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, многочисленными экспериментами доказано, что лучше всего запоминается то, что сказано в начале или конце сообщения, в психологии это называется «законом края».

    Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Вступление должно настроить слушателей на восприятие темы, поэтому оно может быть ярким, эмоциональным, запоминающимся. В практике выдающихся ораторов есть немало примеров интересных вступлений. Так, А. Ф. Кони предлагает начать лекцию о законе всемирного тяготения следующим образом:

    В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке.

    Затем, говорит Кони, надо сказать несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, назвать его имя – Исаак Ньютон. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль «пивной кружки» – привлечение внимания. Безусловно, чтобы вступление было ярким и запоминающимся, надо много читать, готовиться, хорошо разбираться в материале. Каждая тема требует своего особого начала, кроме того, необходимо учитывать состав аудитории, степень её подготовленности.

    Удачное начало – половина успеха. Вступление преследует важные цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности. Поэтому введение должно выполнять три задачи:

    1. заинтересовать слушателей;

    2. подготовить их к восприятию информации;

    3. наладить контакт с аудиторией.

    Эти задачи являются равноценными и должны быть обязательно решены.

    Существует много вариантов зачина. В зависимости от аудитории, условий выступления, стиля и содержания можно одну и ту же речь начинать иначе, по-новому. Варианты вступлений могут быть разнообразны:

    • можно просто начать с сообщения темы и основных вопросов, которые будут освещены в выступлении;

    • можно идти от места и времени, то есть от необходимости именно сегодня, сейчас поднимать данный вопрос;

    • можно начать с интересного факта, события. Жизненный материал, волнующие факты служат «мостиком» к основному содержанию и бесспорно захватывают внимание слушателей;

    • Можно сразу приступать к основной теме – «брать быка за рога» («Доколе, Катилина, ты будешь испытывать наше терпение?», «Долго ли еще будем мы равнодушно взирать на...?»);

    • можно начать с выражения отношения к собравшимся: так, академик Е. 3. Тарле, несмотря на болезнь, приехал на выступление и начал так: «Меня попросили выступить перед военнослужащими, и я не мог отказаться, приехал. Ведь вы кровью своей делаете историю, а нам, ученым-историкам, приходится только описывать»;

    • можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения («Заговори, чтобы я тебя увидел», «Слово есть поступок», «Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, нежели язык»...);

    • можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи, например: «Вы пришли в школу живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: «Не поздно ли мы спохватились? А будет ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20–30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений»;

    • можно заранее продумать форму обращения к аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально-равнодушно брошенное: «Здравствуйте», – будет оценено вашими слушателями. Обращение – важное средство привлечения внимания и создания благоприятной обстановки общения: «Товарищи!», «Друзья!», «Уважаемые слушатели!», «Уважаемые коллеги!», «Дорогие ветераны!», «Милые женщины!»... – все зависит от того, к кому обращено это приветствие.

    Заключение также должно решить три задачи:

    1. подвести итог;

    2. закрепить эффект (предложить слушателям варианты действия);

    3. поднять настроение слушателей.

    Необходимо продумать, какими именно словами закончить выступление – с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи. В качестве концовки или делается вывод из сказанного, или повторяется главная мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические строки, или меткое, острое, наполненное юмором...

    В момент заключения речи не давайте слушателям возможности расслабиться, «остыть». Концовка – это сильный, сконцентрированный на главном акт речевого действия. Убедительное, яркое заключение оставляет хорошее впечатление о речи, и, напротив, неудачное может погубить неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают извиняться перед слушателями, например, за то, что речь недостаточно подготовлена ввиду нехватки времени, что слушатели напрасно потратили время. Этого делать нельзя. Плохо также заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления или общеизвестным, расхожим выражением. А. Ф. Кони считал, что конец речи должен закруглить её, связать с началом. Он приводит пример заключения речи, посвящённой М. В. Ломоносову:

    Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Всё это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя.

    Однако хорошо продуманное вступление и заключение не обеспечивают успеха выступления в целом. Важно не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является основная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимому выводу. Композиция этой части речи отражает логику развития темы. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждения оратора, запоминать услышанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Выполнить эту задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, этого требует ещё один принцип построения публичной речи – принцип экономии.

    Структура выступления зависит прежде всего от метода изложения материала, избранного оратором. Эти методы выработаны риторической практикой, описаны в различных пособиях, активно используются современными ораторами.

    Основные методы изложения материала:

    • индуктивный – изложение от частного к общему: рассмотрев частный случай, выступающий подводит слушателей к обобщению и выводам;

    • дедуктивный – изложение от общего к частному: в начале речи выдвигаются положения, которые потом разъясняются на конкретных примерах;

    • концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой в выступлении: от общего рассмотрения центрального вопроса выступающий переходит к его углублённому анализу;

    • ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим; рассмотрев какую-то проблему, оратор больше не возвращается к ней;

    • исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые происходили с предметом, лицом, явлением с течением времени;

    • метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно проводится параллель между тем, что хорошо известно слушателям, и новым.

    • спиральный переход от общего изложения вопроса к повторному, более детальному;

    • логический – системно-структурный подход к явлению без обращения к его истории;

    • анализ проблемы – комбинированный, сочетающий в себе несколько методов изложения материала.

    Композиция – это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты. Можно составить и тезисы по плану. Тезисы – это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть главный, основной, в котором заключена проблема (ответ на поставленный вопрос). Главный тезис – это кульминация выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.

    Человек, выступающий впервые, может пользоваться конспектом или полным текстом (но полный текст не читается, а служит лишь опорой, своеобразной партитурой). Постепенно, по мере накопления опыта, оратор переходит к конспекту, затем к плану, и, наконец, наступает время, когда в живом процессе общения с аудиторией эти подручные материалы становятся ненужными.

    В главной части выступления всесторонне раскрывается тема и идея. Осуществляется логический переход от одной мысли к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фактами. Так как главная часть продолжительна по времени, то полезно ее разбивать на части (разделы). Такое деление облегчает слушателям восприятие и усвоение материала.

    Переход от одной части к другой можно осуществлять с помощью таких слов и выражений: «Следовательно», «Итак», «Значит», «В дополнение можно отметить», «С одной стороны – с другой стороны», «Перейдем к следующему разделу»... Эти «переходные» слова как бы подытоживают сказанное и направляют внимание на продолжение речи. Конец раздела (части) можно отде­лить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.

    Начинать создание текста следует с центрального, главного раздела. Затем пишутся второстепенные разделы и – введение и заключение.

    Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед выступающим, от состава слушателей.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   44


    написать администратору сайта