База по культуре речи онлайн курс на опенеду. база по культуре русской деловой речи. Язык и речь как явления тесно взаимосвязаны и в обыденной речи часто выступают как синонимы. Однако тождества между этими понятиями нет. Язык
Скачать 2.85 Mb.
|
ЗаданияВыберите из списка те требования к современному специалисту в сфере делового общения, которые названы в тексте. Умение передать информацию доступно, понятно Умение сформулировать свою мысль логично, убедительно Составить текст документа в соответствии с деловой ситуацией Расположить к себе собеседника Грамотно вести деловую переписку Выберите из списка те основные аспекты речевой культуры, которые названы в тексте. Этикетный Нормативный Коммуникативный Проанализируйте содержание текста и выберите из списка профессионально обусловленные характеристики современного специалиста. Владеть речевыми стратегиями Обладать политическим красноречием Применять образные средства языка Знать жанровые особенности деловых бумаг Соблюдать нормы литературного языка Соблюдать деловой этикет Выберите из списка характеристику нормативного аспекта речевой культуры. Соблюдение речевых норм верно Выберите из списка характеристику коммуникативного аспекта речевой культуры. Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности верно Выберите из списка характеристику этикетного аспекта речевой культуры. Умение использовать этикетные формы и средства для достижения взаимопонимания и гармонизации диалога верно Стиль – сложное, многозначное понятие, используемое многими науками. В самом широком смысле – это совокупность особенностей формы какого-либо объекта. Стиль присутствует во всех видах искусства (стиль классицизма, романтизма и т. п.), говорят также о стиле одежды, стиле жизни, стиле работы, стиле поведения и даже о стиле эпохи. Слово «стиль» происходит от греческого стилос – палочка для письма. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на коре деревьев); другой – в виде лопаточки, им, повернув стержень – «стиль», – стирали неудачно написанное. Чем чаще переворачивали стиль, тем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда выражение, которое приписывают древнегреческому поэту Горацию: «Часто перевёртывай стиль», – то есть чаще исправляй, совершенствуй написанное. В общение люди вступают с разными целями, происходит общение в разных условиях, с разными людьми. Для того, чтобы общение было успешным, необходимо принимать во внимание все эти факторы и использовать для каждого случая коммуникации подходящие, целесообразные речевые средства, то есть строить свою речь в том или ином стиле. Термин«стиль» может иметь различную трактовку. Во-первых, он может быть соотнесен с речевой манерой личности, отдельного конкретного человека, разновидностью национального языка в его индивидуально присвоенном, творчески преломлённом речевом виде. Проявляется эта речевая манера во всех сферах деятельности и при разных речевых намерениях индивида, но в первую очередь – в сфере языкового творчества. Чаще изучается индивидуальный стиль как язык писателя (язык Пушкина, стилистическая манера Толстого), но своеобразие речи характерно для каждого человека, хотя и в меньшей степени. Во-вторых,под словом «стиль» понимают разновидности средств национального языка, которые традиционно закреплены за наиболее общими сферами социальной жизни, объективно отражают в себе историю развития языка и даже социальный статус того или иного способа речевого общения, связаны с массовым составом носителей языка. То есть речь идет о закрепленных в языке объективных возможностях создавать разные типы речевой коммуникации в зависимости от условий и целей общения. Из этого определения мы видим, что оценка и классификация стилей речи может быть проведена по разным основаниям. Великий русский ученый М. В. Ломоносов, кроме своих достижений в естественных науках, занимался также упорядочением лингвистических знаний о русском языке, положил начало созданию русской научной грамматики, основ русской риторики и поэтики. Опираясь на «Теорию трёх штилей» Ломоносова, в русской речи выделяют: высокий, или книжный стиль: его отличает торжественность, значимость речи, в нем часто используются устаревшие слова, церковнославянская лексика, и сам стиль восходит к общеславянскому литературному языку средневековья – церковнославянскому языку. Этот стиль используется в художественной и публицистической речи и имеет целью эмоциональное влияние на слушающего; нейтральный стиль: он не связан с определённой сферой деятельности, целью и особенностями общения, он может использоваться в любой речевой ситуации; сниженный, или разговорный: этот стиль обслуживает прежде всего бытовое неформальное общение, им активно владеют практически все члены общества. В соответствии с этими тремя стилями каждое слово в языке имеет стилистическую маркировку: высокую (книжную), нейтральную или сниженную (разговорную). Эта маркировка не зависит от воли или желания конкретного говорящего, и ее легко определить, потому что она фиксируется в словарях. Слова с книжной или сниженной маркировкой имеют в словаре соответствующую помету книжн. или разг. Если слово не имеет такой пометы, оно имеет нейтральную стилистическую маркировку. Другая классификация стилей опирается на их роль в различных сферах социальной коммуникации, с этой точки зрения выделяются функциональные стили речи. Термин «функциональный стиль» подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Литературный язык, обслуживая все сферы коммуникации, вырабатывает наиболее целесообразные для каждого вида коммуникации языковые средства. Функциональные стили – наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания, а также целей, адресованности, содержания и условий речевого общения. Как разновидности литературного языка функциональные стили ориентированы на нормы и стандарты. Стили поддерживаются традицией. В традиционности стилей можно выделить объективную и субъективную составляющие. Объективно стиль существует, потому что общество, говорящее на данном языке, выработало такие способы общения, которые являются наиболее удобными для передачи информации данного типа. С другой стороны, человек как субъект языка требует от других соблюдения традиции, следования стилистическим нормам. С преподавателем в учебной аудитории или даже в коридоре университета студенту нельзя разговаривать так, как он разговаривает дома с родителями, а употребление в беседе с другом сдержанной официально-деловой лексики является средством выразить обиду и охлаждение дружеских чувств. Итак, наша речь в официальной обстановке (выступление на научной конференции, на деловом совещании, на учебном занятии) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, дружеская беседа, бытовые домашние диалоги). В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Функциональный стиль – это разновидность национального языка, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств и правил их употребления, которые регулярно используются в той или иной сфере человеческой деятельности. Большинство современных исследователей считают, что стили в языке выделяются на основе совокупности следующих факторов: а) целью речевого произведения, б) его темой и жанром, г) ситуацией общения или сферой функционирования, д) индивидуальностью говорящего или пишущего. Проще говоря, выбор стиля речи зависит от того, с кем, о чем и зачем человек говорит. |