Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания

  • Задание 2.

  • ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

  • Общий комментарий к задаче

  • Лист ответов и рекомендации к оцениванию

  • 1 балл

  • 0 баллов

  • 2 балла

  • Задачи на грамотность чтения. задачи_на_грамотность_чтения. Задача Полиглот


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеЗадача Полиглот
    АнкорЗадачи на грамотность чтения
    Дата13.04.2022
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлазадачи_на_грамотность_чтения.pdf
    ТипЗадача
    #469288
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Источники: Wolfgang Borchert. Das Gesamtwerk. Rowohlt, 1993 (Перевод
    А.С.Бубмана).
    Рекомендации учителю
    Рассказ можно читать на уроке домашнего чтения по немецкому языку в 9–10 классе
    (2 ч). В начале работы над рассказом необходимо использовать традиционные формы,
    такие как снятие лексико-грамматических трудностей; составление плана по ключевым словам или фразам; вычленение темы, проблемы и т.д. Учитель должен обращать внимание на формирование следующих умений:
    • давать ответ в свободной форме;
    • находить точную информацию и на ее основе делать обоснованные выводы и заключения;
    • использовать разные способы чтения;
    • выделять скрытую информацию из вопроса к поставленной задаче;
    • на основе прочитанного (услышанного) создавать собственные тексты.
    Текст задачи
    Уже издали они заметили, как он подходит к ним: он сразу бросался в глаза. У него было лицо пожилого человека,
    но по его походке можно было определить, что ему едва исполнилось двадцать. Человек со старческим лицом присел к ним на скамейку и показал им то, что держал в руке.
    «Это были наши кухонные часы», – сказал он и оглядел всех по очереди, всех, кто сидел под солнечными лучами на скамейке. «Да, да, мне удалось их найти. Только они и остались». Он держал перед собой круглые тарелкообразные
    5
    кухонные часы и пальцами обводил голубые цифры.
    «Теперь они не имеют никакой цены», – говорил он извиняющимся тоном. – «Я это понимаю. И они не особенно красивы. Они выглядят как тарелка, покрытая белым лаком. Но я нахожу, что голубые цифры выглядят довольно симпатично. Конечно, стрелки сделаны из простой жести. И к тому же они совершенно не ходят. Нет. Совершенно очевидно, что их внутренности повреждены. Но они выглядят как прежде. Хотя и не ходят».
    10
    Он осторожно провел кончиком пальца по краю тарелкообразных часов и тихо добавил: «Только они у меня остались».
    Те, кто сидел под солнечными лучами на скамейке, не осмеливались посмотреть в его сторону. Один мужчина уставился на свои ботинки, а женщина смотрела в сторону детской коляски. Затем кто-то спросил:

    37
    – «Вы, вероятно, все потеряли?»
    15
    – «Да, да», – ответил он радостно, – «подумайте только, именно все. Только они и остались». И он высоко поднял часы над головой, как будто другие их увидели впервые.
    – «Но они ведь уже не ходят», – заметила женщина.
    – «Нет, нет, конечно, нет. Они испорчены, я знаю это наверняка. Но внешне они выглядят как и прежде: белые с голубым». И он вновь показал им свои часы.
    20
    – «И что самое примечательное», – продолжал он взволнованно, – «этого я вам еще вообще не рассказывал. Дело в том, что самое замечательное еще впереди: подумайте только, они остановились в половине третьего. Именно в половине третьего. Вы только подумайте!»
    – «Тогда в половине третьего ваш дом и накрыло», – сказал мужчина, важно выпятив нижнюю губу. – «Об этом я уже не первый раз слышу. Когда бомба устремляется вниз, часы сразу останавливаются. Это происходит от давления».
    25
    Он посмотрел на свои часы и задумчиво покачал головой. «Нет, дорогой господин, вовсе нет, вот тут Вы ошибаетесь. Дело совсем не в бомбе. Не нужно все время говорить о бомбах. Нет. В половине третьего произошло нечто другое, этого Вы еще не знаете. В этом-то и весь фокус, что они остановились в половине третьего. Не в четверть пятого и не в семь. Дело в том, что именно в половине третьего я всегда приходил домой. Я имею в виду, ночью. Почти всегда в половине третьего. В этом и заключается весь фокус».
    30
    Он вновь посмотрел на сидящих, но они опустили глаза. Он не нашел их. Тогда он кивнул своим часам. «В это время я всегда испытывал чувство голода, не так ли? И тогда я сразу шел на кухню. И почти всегда была половина третьего. И тогда появлялась моя мама. И, как бы тихо я не старался открыть дверь, она всегда слышала меня. И когда я,
    не зажигая света, пытался на кухне найти что-нибудь поесть, тотчас зажигался свет И она появлялась в своей шерстяной кофте и красном шарфе. Босиком. Всегда босиком. А наша кухня была покрыта кафелем. Она жмурилась от яркого света,
    35
    так как она уже спала. Ведь была ночь!
    «Опять так поздно», – говорила она. Больше она ничего не говорила, только «опять так поздно». Затем она разогревала ужин и смотрела, как я ем. И потирала нога об ногу, так как кафельные плитки были такие холодные. Она никогда не надевала ночью туфли. И она все время сидела со мной, пока я ел.
    Затем я слышал, как она убирала тарелки, когда в своей комнате я гасил свет. Это повторялось каждую ночь. И
    40
    чаще всего в половине третьего. Это было так естественно. Она всегда так поступала. И она никогда больше ничего не говорила, лишь «опять так поздно». Но она это говорила каждый раз. И я думал, что это никогда не прекратится. Это было так естественно. Это было так всегда».
    На мгновенье на скамейке воцарилась тишина. Затем он тихо сказал: «А теперь?». Он посмотрел на сидящих. Но они спрятали глаза. И тогда он обратился к часам, глядя в их голубовато-белое лицо: «Теперь, теперь я знаю, что это был
    45
    рай. Это был настоящий рай». На скамейке было совсем тихо. Затем женщина спросила: «А Ваша семья?»
    Он смущенно ей улыбнулся в ответ. «Ах, Вы имеете в виду моих родителей? Да, их тоже уже нет. Ничего больше нет. Представьте себе, ничего больше нет». Смущенно улыбаясь, он глядел то на одних, то на других. Но они отводили глаза.
    Он вновь поднял часы над головой и засмеялся. Смеясь он повторял: «Только они. Только они остались. И самое
    50
    удивительное, что они остановились в половине третьего».
    Потом он замолчал. У него было старческое лицо. И мужчина, сидящий рядом с ним, смотрел на свои ботинки. Но он не видел их. Он все время думал о слове «рай».
    Вольфганг Борхерт, 1946г
    .
    Задания
    Задание 1. Какое впечатление герой рассказа производит на окружающих?
    A. Это был молодой человек с лучезарной улыбкой.
    B. Он выглядел старше, хотя держался молодцом.
    C. У него было лицо пожилого человека, но по его походке можно было определить, что ему едва исполнилось 20.
    D. Уже в 20 лет он выглядел как старик, и только глаза говорили о его молодости.
    Задание 2. Прочитайте разговор двух читателей:
    Первый: Я полагала, что молодой человек «со старческим лицом» не совсем здоров.
    Второй: О чем вы говорите, если вы внимательно прочитали рассказ, то его речь и поведение совершенно адекватны описываемой ситуации.
    Найдите цитаты и факты из рассказа, подтверждающие обе точки зрения.

    38
    Первый читатель:_________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    Второй читатель:_________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    Задание 3. Просмотрите часть текста, которая начинается со слов «И что самое примечательное…» (строки 25–63). Обратите внимание на то, что герой много раз повторяет слова «в половине третьего». Почему автор «заставляет» героя повторять эти слова?
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    Задание 4. В рассказе несколько раз говорится о том, что собеседники молодого человека с часами не смотрят на него (строки: 16 – «не осмеливались посмотреть в его
    сторону»; 37 – «опустили глаза»; 54 – «спрятали глаза»; 58 – «отводили глаза»). Как вы думаете, почему?
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    Задание 5. Когда и где могли произойти события, описанные в рассказе? Выберите правильный(-ые), с вашей точки зрения, ответ(-ы) и обоснуйте свой выбор.
    A. Весна 1996 года, Чечня.
    B. Осень 2003 года, Ирак.
    C. Лето 1944 года, Германия.
    D. Август 2001 год, США.
    E. Эта история могла произойти в любой стране, где идет война.
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    Задание 6. Почему слово «рай» появляется в финале рассказа?
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    Задание 7. Актуален ли рассказ в наши дни? Обоснуйте ответ.
    ______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________

    Общий комментарий к задаче
    Тип задачи: интерпретационная.
    Тип текста: художественный.
    Уровень сложности: высокий.
    Структура задачи: Задача предоставляет возможность через разные детали текста выйти на понимание общего смысла. Первые два задания представляют собой работу с собственно содержательным (фактологическим) уровнем текста. Задания 3, 4, 6 можно рассматривать как «входы» в текст (от содержательного уровня к смысловому), похожие по способу, но разные по конкретному материалу (текст насыщен символикой, и каждый такой «вход» позволяет понять текст глубже.
    Лист ответов и рекомендации к оцениванию
    Задание 1
    Деятельность: Поиск информации.
    Уровень сложности: 1.
    Требуется найти в тексте рассказа фрагмент, полностью совпадающий с одним из предложенных вариантов ответа. Само задание достаточно просто для выполнения, но с его помощью акцентируется внимание на существенной для понимания смысла текста детали – несоответствии во внешности героя (лицо пожилого человека – походка молодого)
    1 балл – ответ С.
    0 баллов – другие ответы.
    Задание 2
    Деятельность: Поиск оснований для разных точек зрения.
    Уровень сложности: 3.
    Задание 3
    Деятельность:Интерпретация, реконструкция замысла автора.
    Уровень сложности: 3.
    2 балла – любая попытка интерпретации. Например, это время, которое разделило
    жизнь героя на две части; возможна ссылка на слово «рай»; «половина третьего» -- это
    граница, с одной стороны, а с другой – напоминание о прежней жизни; застывшая,
    остановившаяся прежняя жизнь и т.п.
    1 балл – поиск ответа на содержательном, сюжетном уровне рассказа. Например,
    потому что в «половине третьего» герой приходил домой, потому что в это время в его
    дом попала бомба, потому что много событий в его жизни связано с этим временем и т.п.
    0 баллов – простая констатация. Например, часы показывают это время.
    Задание 4
    Деятельность: Интерпретация, реконструкция замысла автора.
    Уровень сложности: 3.
    2 балла – любая попытка интерпретации. Например, не смотрят, то есть они не
    понимают друг друга, их разговор только внешний; они – по ту сторону границы, они
    смотрят на обычные вещи (каждый – на свое): мужчина – на ботинки, женщина – в
    сторону детской коляски, у них есть жизнь, есть будущее, у него – все в прошлом и т.п.
    1 балл – объяснение поступков действующих лиц в рамках описанной ситуации, так же, как если бы это была история из жизни, а не художественный текст. Например, потому

    40
    что трудно разговаривать с больным человеком, трудно разговаривать с человеком,
    пережившим такое горе; потому что он странный и т.п.
    0 баллов – неаргументированный ответ, неразвернутый, констатирующий. Например,
    они не хотят смотреть на него.
    Задание 5
    Деятельность: Поиск конкретной информации (фактов), интерпретация.
    Уровень сложности: 2.
    2 балла – ответ С и Е. (Выбор двух ответов свидетельствует о понимании того, что художественный текст не просто описывает произошедшую с кем-то историю).
    1 балл – один ответ: С или Е. Выбор одного ответа свидетельствует о том, что учащийся либо не обращает внимания на конкретные факты (дату написания рассказа,
    фамилию писателя), либо не удерживает общий смысл рассказа.
    0 баллов – любой другой ответ. Свидетельствует о невнимании к конкретным фактам.
    Задание 6
    Деятельность: Интерпретация, реконструкция замысла автора.
    Уровень сложности: 3.
    2 балла – любая попытка интерпретации. Например, мы не замечаем многих вещей,
    которые кажутся нам обычными; только когда герой потерял свою привычную жизнь, он
    понял, как много она значила для него и т.п.
    1 балл – объяснение поступков действующих лиц в рамках описанной ситуации,
    например, потому что рассказ молодого человека взволновал мужчину, потому что
    мужчина сочувствует ему и т.п.
    0 баллов – констатирующий ответ. Например, потому что молодой человек произнес
    это слово и т.п.
    Задание 7
    Деятельность: Рефлексия.
    Уровень сложности: 3.
    Задание предполагает обращение к заданию 5.
    2 балла – актуальность обосновывается связью между внутренним миром человека и событиями, которые приводят к изменению внутреннего мира. Например, говорится о личной трагедии человека, независимо от того, в какой стране, в какое время, в результате каких событий она произошла; актуален, потому что до сих пор существует зло и люди
    страдают; в качестве примера могут приводиться современные локальные войны.
    1 балл – варианты частичных ответов могут появиться в результате апробации.
    0 баллов – нет, не актуален, потому что это про войну, которая была давно. То есть в ответе существует привязка к конкретным событиям.
    DlE KÜCHENUHR
    Sie sahen ihn schon von weitem auf sich zukommen, denn er fiel auf. Er hatte ein ganz altes Gesicht, aber wie er ging, daran sah man, daß er-erst zwanzig war. Er setzte sich mit seinem alten Gesicht zu ihnen auf die Bank. Und dann zeigte er ihnen, was er in der Hand trag.
    Das war unsere Küchenuhr, sagte^er und sah sie alle der Reihe .nach an, die auf der Bank in der Sonne saßen.
    Ja, ich habe sie noch gefunden. Sie ist übriggeblieben.
    Er hielt eine runde tellerweiße Küchenuhr vor sich hin und tupfte mit dem Finger die blaugemalten Zahlen ab. Sie hat weiter keinen Wert, meinte er entschuldigend, das weiß ich auch. Und sie ist auch nicht so besonders schön. Sie ist nur

    41
    wie ein Teller, so mit weißem Lack. Aber die blauen Zahlen sehen doch ganz hübsch aus, finde ich. Die Zeiger sind natürlich nur aus Blech. Und nun gehen sie auch nicht mehr. Nein. Innerlich ist sie kaputt, das steht fest. Aber sie sieht noch aus wie immer. Auch wenn sie jetzt nicht mehr geht.
    Er machte mit der Fingerspitze einen vorsichtigen Kreis auf dem Rand der Telleruhr entlang. Und er sagte leise: Und sie ist übriggeblieben.
    Die auf der Bank in der Sonne saßen, sahen ihn nicht an. Einer sah auf seine Schuhe und die Frau sah in ihren
    Kinderwagen. Dann sagte jemand: Sie haben wohl alles verloren?
    Ja, ja, sagte er freudig, denken Sie, aber auch alles! Nur sie hier, sie ist übrig. Und er hob die Uhr wieder hoch, als ob die anderen sie noch nicht kannten. Aber sie geht doch nicht mehr, sagte die Frau. Nein, nein, das nicht. Kaputt ist sie,
    das weiß ich wohl. Aber sonst ist sie doch noch ganz wie immer: weiß und blau. Und wieder zeigte er ihnen seine
    Uhr. Und was das Schönste ist, fuhr er aufgeregt fort, das habe ich Ihnen ja noch überhaupt nicht erzählt. Das Schönste kommt nämlich noch: Denken Sie mal, sie ist um halb drei stehengeblieben. Ausgerechnet um halb drei,
    denken Sie mal!
    Dann wurde Ihr Haus sicher um halb drei getroffen, sagte der
    Mann und schob wichtig die Unterlippe vor. Das habe ich schon oft gehört. Wenn die Bombe runtergeht, bleiben die Uhren stehen. Das kommt von dem Druck.
    Er sah seine Uhr an und schüttelte überlegen den Kopf. Nein, lieber Herr, nein, da irren Sie sich. Das hat mit den Bomben nichts zu tun. Sie müssen nicht immer von den Bomben reden. Nein. Um halb drei war ganz etwas anderes,
    das wissen Sie nur nicht. Das ist nämlich der Witz, daß sie gerade um halb drei stehengeblieben ist. Und nicht um viertel nach vier oder um sieben. Um halb drei kam ich nämlich immer nach Hause. Nachts, meine ich. Fast immer um halb drei.
    Das ist ja gerade der Witz.
    Er sah die anderen an, aber die hatten ihre Augen von ihm weggenommen. Er fand sie nicht. Da nickte er seiner Uhr zu: Dann i hatte ich natürlich Hunger, nicht wahr? Und ich ging immer j gleich in die Küche. Da war es dann fast immer halb drei. Und ; dann, dann kam nämlich meine Mutter. Ich konnte noch so leise :; die Tür aufmachen, sie hat mich immer gehört. Und wenn ich " in der dunklen Küche etwas zu essen suchte, ging plötzlich das , Licht an. Dann stand sie da in ihrer Wolljacke und mit einem " roten Schal um. Und barfuß. Immer barfuß.
    Und dabei war un-• sere Küche gekachelt. Und sie machte ihre Augen ganz klein, weil ihr das Licht so hell war. Denn sie hatte ja schon geschlafen. Es war ja Nacht.
    So spät wieder, sagte sie dann. Mehr sagte sie nie. Nur: So spät wieder. Und dann machte sie mir das Abendbrot warm und sah zu, wie ich aß. Dabei scheuerte sie immer die Füße aneinander, weil die Kacheln so kalt waren. Schuhe zog sie nachts nie an. Und sie saß so lange bei mir, bis ich satt war. Und dann hörte ich sie noch die Teller wegsetzen, wenn ich in meinem Zimmer schon das Licht ausgemacht hatte. Jede Nacht war es so. Und meistens immer um halb drei. Das war ganz selbstverständlich, fand ich, daß sie mir nachts um halb drei in der Küche das Essen machte. Ich fand das ganz selbstverständlich. Sie tat das ja immer. Und sie hat nie mehr gesagt als: So spät wieder. Aber das sagte sie jedesmal,
    und—ick xiachte^das__könnte_nie aufhören. Es war mir so selbstverständlich. Das alles war doch immer so gewesen. Einen
    Atemzug lang war es ganz still auf der Bank. Dann sagte er leise: Und jetzt? Er sah die anderen an. Aber er fand sie nicht.
    Da sagte er der Uhr leise ins weißblaue runde Gesicht: Jetzt, jetzt weiß ich, daß es das Paradies war. Das richtige Paradies. Auf der Bank war es ganz still. Dann fragte die Frau: Und Ihre Familie?
    Er lächelte sie verlegen an: Ach, Sie meinen meine Eltern? Ja, die sind auch mit weg. Alles ist weg. Alles, stellen
    Sie sich vor. Alles weg.
    Er lächelte verlegen von einem zum anderen. Aber sie sahen ihn nicht an. Da hob er wieder die Uhr hoch und er lachte. Er lachte: Nur sie hier. Sie ist übrig. Und das Schönste ist ja, daß sie ausgerechnet um halb drei stehengeblieben ist. Ausgerechnet um halb drei. Dann sagte er nichts mehr. Aber er hatte ein ganz altes Gesicht. Und der Mann, der neben ihm saß, sah auf seine Schuhe. Aber er sah seine Schuhe nicht. Er dachte immerzu an das Wort Paradies.

    42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта