Задачи на грамотность чтения. задачи_на_грамотность_чтения. Задача Полиглот
Скачать 0.71 Mb.
|
1 балл – ученик верно указывает текст, но затрудняется в объяснении. 0 баллов – ученик неверно указывает текст. Задание 15 Деятельность: Рефлексия на форму текста, поиск информации, работа с составным текстом. 1 балл – ученик выписывает (или подчеркивает в тексте) все афористические выражения, в том числе и из правильно указанного текста, содержащегося в предыдущем задании: «тот, кто не растет, - умирает», «к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна», «рождение не терпит суеты», «реки, что человеческие судьбы, - у них много поворотов, но нет пути назад». 0 баллов – перечень афористических выражений неполный. 55 Задача «Анчар» Составитель: Ф.А. Ваганова, преподаватель литературы, гимназия «Универс» №1, г. Красноярск Общая характеристика задачи Предмет: литература. Класс: 8 и 9. Программа: программа по литературе для общеобразовательной школы. Задача построена на основе текста стихотворения А.С.Пушкина, комментария к нему и литературоведческой статьи. Она рассчитана на формирование грамотности чтения научного текста. В отечественных учебных пособиях по литературе для основной школы задания, обучающие чтению научных, научно-популярных и даже учебных текстов, встречаются крайне редко. В основном это задания, рассчитанные на работу с художественными текстами. Задача направлена на преодоление дефицитов, таких как: • поиск информации; • переход от общего содержания текста к деталям и наоборот; • реконструкция авторского замысла; • работа с научным текстом. Источник. Бонди С. Стихотворения Александра Пушкина. Кн. для учащихся – М.: Педагогика, 1986; Благой Д. «Душа в заветной лире…» – М.: Советский писатель, 1977. Рекомендации учителю Задача может быть использована на уроках литературы при знакомстве с личностью поэта, при изучении пушкинской лирики, при обучении анализу стихотворения. Время работы с задачей – 1 урок. Текст задачи Перед вами небольшой комментарий литературоведа Сергея Бонди к стихотворению А.С.Пушкина «Анчар», текст самого стихотворения и отрывок из статьи ученого- пушкиниста Дмитрия Благого «Союз волшебных звуков, чувств и дум». Прочитайте внимательно тексты и ответьте на вопросы. С. Бонди Из книги «Стихотворения Александра Пушкина» Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим. Эту власть как носитель ее (царь, князь), так и подданные, рабы, обычно считают вполне естественной и справедливой. Страшное дерево анчар, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы знают это и не подходят близко к анчару. А человек (вождь племени, «царь» или «князь», как называет его поэт) может послать к нему человека за ядовитой смолой, нужной ему для отравленных стрел! И тот послушно идет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». < … > Д. Благой Из статьи «Союз волшебных звуков, чувств и дум» В 1828 году у поэта зарождается замысел стихотворения «Анчар». По дошедшим до нас рукописям можно проследить последовательный процесс его воплощения. А.С. Пушки Анчар В пустыне чахлой и скупой, 56 Набрасывается первый стих: «В пустыне < > и глухой». Строка почти сложилась, но по структуре ее видно, что должен быть еще один эпитет, а он пока поэтом не найден. Начинаются упорные поиски: «В пустыне знойной и глухой». Не то! «В пустыне мертвой…» Опять не то! Поэт почти готов отказаться от недающегося слова: пытается перестроить строку: «В песках < > глухой». И все же ощущение необходимости искомого эпитета не оставляет его, и он снова возвращается к первоначальной конструкции: «В пустыне тощей и глухой». На этом работа над данной строкой останавливается, и Пушкин набрасывает пока еще очень предварительный текст всего стихотворения. В таком черновом виде оно на время и оставляется. Возвращается поэт к прерванной работе лишь два-три месяца спустя. И опять начинаются поиски все того же никак не дающегося эпитета первой строки. Вместо эпитета «тощей» появляется новый – «мрачной». Но и он не удовлетворяет. И наконец нужное слово находится: «В пустыне чахлой...» Возникает естественный вопрос: почему же из всех предыдущих вариантов именно оно удовлетворило Пушкина и окончательно утвердилось в самом начале стихотворения? Основная «поэтическая идея» «Анчара», как это очевидно из его завершенного текста, – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком» (радищевская формула, известная Пушкину еще с лицейских лет), то есть такого общественного устройства, при котором обесчеловеченный «владыка» посылает за ядом анчара и, значит, на неминуемую смерть не менее по- своему обесчеловеченного, «послушного» даже не «слову», а одному лишь «властному взгляду», безмолвно покорствующего раба. Гармонически слито, как тоже очевидно из окончательного текста, с этой основной «поэтической мыслью» стихотворения основное же его «звучание» – музыкальный лейтмотив, образуемый комплексом звуков, заключенных в самом названии «древа смерти» – Анчар. Слово это, по- видимому, именно Пушкиным впервые было введено в русский язык и литературу. Оно вызывает (по звуковым ассоциациям со словами «чары» «черный», «мрачный» и т. п.) представление о чем-то зловещем, ужасающем и тем самым вполне соответствует обозначаемому предмету – «древу яда». Очевидно, потому же из двух названий этого древа – принятое в ботанике upas и анчар – Пушкин выбрал последнее (в рукописи, за несколько страниц до чернового наброска стихотворения, поэт выписал их оба). И этот-то звукообраз, «мыслезвук» ведется Пушкиным, то полностыо, то частично, сквозь все стихотворение. Почему же тогда был отброшен поэтом эпитет «мрачной», содержащий в себе особенно полно указанный комплекс звуков: р — а —ч — н? Но отказ от него как раз и подтверждает, что в своей творческой работе Пушкин никогда не шел только за звуками, в ущерб остальному. Эпитет «В пустыне мрачной» имеет некоторую эмоциональную окраску. Между тем, как свидетельствуют все предшествующие варианты, поэт, в соответствии с избранным им строгим, даже суровым эпическим тоном, который придает особенную художественную выразительность повествованию о «непобедимом владыке» и «бедном рабе», искал эпитет без какой-либо эмоциональной примеси. Не менее показателен и отказ от такого, как раз отвечающего этому, эпитета, как «в пустыне мертвой» («древо смерти» мертвит все окружающее), поскольку в нем не было искомого – «анчарного» – звукового комплекса. Вместе с тем оба эти отброшенных эпитета (один «звуком», другой «смыслом»), видимо, навели художественную «мысль» и органически включенный в нее «слух» поэта на тот окончательный эпитет, в котором оказались слитыми оба элемента слова: «в пустыне чахлой». Это соответствует и мыслеобразу контекста (вокруг «древа яда» все чахнет) и звукообразу заглавия (и там и здесь громко звучит ударное ча). Необходимостью именно такого эпитета и объясняются столь настойчивые и длительные поиски его. На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит И тигр нейдет – лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями, 57 Принес – и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Задания Задание 1. В статье Д. Благого мы читаем: «основная поэтическая идея» «Анчара» – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком». Как эта же мысль выражена в статье С. Бонди? Процитируйте. Задание 2. В четвертом абзаце статьи Д. Благого мы находим определение обесчеловеченный. Объясните значение этого слова в следующих словосочетаниях: обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб. Обратитесь, если необходимо, к тексту стихотворения. Задание 3. Как объясняет Д. Благой тот факт, что из двух названий древа яда – upas и анчар – Пушкин выбрал последнее? Задание 4. Опираясь на текст, объясните, что Д.Благой называет анчарным комплексом. Задание 5. Выпишите из текста статьи Д. Благого все эпитеты, которые предшествовали эпитету чахлый, в том порядке, в каком подбирал их поэт, и объясните, почему поиск эпитета был таким тщательным. Задание 6. Как вы думаете, с какой целью написана статья Д. Благого? Выберите ответ или запишите свой. А. Автор хочет показать, как тяжел труд поэта. B. Автор хочет показать, как добивался Пушкин звукового и смыслового единства стиха. C. (другое) ________________________________________________ Задание 7. Вы прочитали только часть статьи Д. Благого, где ученый, анализируя рукописи Пушкина, рассказывает, как велся поиск эпитета чахлый. Далее в статье Д. Бла- гой объясняет, как были найдены другие эпитеты. Попробуйте сами объяснить, почему Пушкин отказался от эпитетов янтарная и благоуханная (смола) и остановился на эпитете прозрачная. 58 Задание 8. Найдите в стихотворении «Анчар» другие примеры «анчарного» лейтмотива. Выпишите их. Общий комментарий к задаче Тип задачи: аналитическая. Тип текста: научный, сплошной, составной (с включением учебного и художественного). Уровень сложности: высокий. Содержание и структура задачи: все задания в задаче взаимосвязаны, решение каждого последующего опирается на решение предыдущего задания, уровень сложности с каждым новым заданием возрастает. Сложность решения задачи в целом заключается в том, что учащимся предлагается неадаптированный литературоведческий текст, опыт работы с подобными текстами, как правило, у подростков отсутствует. Сложность решения обусловлена и тем, что учащимся требуется удерживать две авторских позиции – позицию поэта и позицию литературоведа. При решении задачи ученику постоянно требуются предметные знания и умения: при чтении текста задачи он сталкивается с литературоведческими терминами, при решении – с необходимостью работать со значением слова (поскольку задача обучающая, возможно обращение к словарям), применять навыки анализа художественного текста. Лист ответов и рекомендации к оцениванию Задание 1 Деятельность: Сопоставление текстов, поиск аналогичной по смыслу информации. 1 балл – в ответе содержится цитата из статьи С. Бонди: «Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим». 0 баллов – другие ответы. Задание 2 Деятельность: Понимание на уровне значения слова, поиск информации, интерпретация текстов. 2 балла – в ответе содержится объяснение выражений обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб: один лишен всего человеческого в результате неограниченной власти над людьми, другой обесчеловечен рабской покорностью. «Обесчеловеченность» владыки и раба в ответе подтверждается обращением к стихотворению. 1 балл – в ответе содержится объяснение выражений, но нет обращения к тексту стихотворения. 0 баллов – ответ свидетельствует о непонимании смыслов данных выражений. Задание 3 Деятельность: Поиск информации, реконструкция авторского замысла. 1 балл – в ответе содержится объяснение выбора поэта: название анчар рождает ассоциации (по звучанию) с чем-то мрачным, зловещим, бесчеловечным и т.п. Учащийся дает объяснение своими словами либо ссылается на текст статьи Д. Благого (4 абзац). 0 баллов – ответ свидетельствует о непонимании выбора поэта. Задание 4 59 Деятельность: Понимание на уровне значения слова, словосочетания, поиск информации. 1 балл – в ответе содержится следующее объяснение: «анчарный» звуковой комплекс - это комплекс звуков а-н-ч-р. 0 баллов – другой ответ. Задание 5 Деятельность: Поиск информации, реконструкция авторского замысла. 2 балла – в ответе содержится следующий ряд эпитетов: знойный, мертвый, тощий, мрачный, чахлый. Тщательность поиска объясняется стремлением поэта добиться звукового и смыслового единства текста. 1 балл – в ответе содержатся эпитеты, но нет объяснения. 0 баллов – эпитеты не выписаны или выписаны не все, не по порядку. Ответ свидетельствует о непонимании пушкинского замысла. Задание 6 Деятельность: Реконструкция объясняет, что авторского замысла. 2 балла – в собственном ответе ученика содержится понимание следующего: автор статьи хочет показать, как важно для верного понимания стихотворения анализировать его в единстве смысла и звучания. 1 балл – ответ Б. 0 баллов – другие ответы Задание 7 Деятельность: Реконструкция вопроса, реконструкция авторского замысла, перенос авторского способа действия в собственную практику. 2 балла – ученик объясняет выбор эпитета «нейтральным» значением слова (в сравнении с эпитетами янтарная, благоуханная, которые рождают ассоциации с солнечным светом, ароматом и т.д. и вызывают положительные эмоции) и его «анчарным» звучанием: проз-р-а-ч-н-ая. 1 балл – ответ неполный. Ученик объясняет выбор эпитета или значением слова, или его звучанием. 0 баллов – другой ответ. Задание 8 Деятельность: Перенос авторского способа действия в собственную практику, поиск информации. 1 балл –учащийся выписывает из стихотворения строки: Анчар, как грозный часовой, И мчится прочь уже тлетворный и др., в которых встречается сочетание звуков а-н-ч-р. 0 баллов – другие примеры, не содержащие искомого комплекса звуков. 60 Задача «Как читать “Капитанскую дочку”?» Составитель: Л.М. Долгова, учитель литературы, школа «Эврика-развитие», г. Томск Общая характеристика задачи Предмет: литература. Класс: 9. Программа: программа общеобразовательных учреждений. Задача построена на основе раздела «Литература XIX века: Творчество А.С.Пушкина» из учебника-хрестоматии «В мире русской литературы», 9 класс /Под общей ред. А. Г. Кутузова и др.. – М.: Дрофа, 2002. Задача сконструирована на основе предлагаемых программой заданий по изучению романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Текст «Пропущенной главы» лишь упоминается в заданиях учебника-хрестоматии на с. 198–199, при этом учащимся предлагается «прочитать её и попытаться решить, почему Пушкин не включил ее в окончательную редакцию романа». Мощнейшим средством, стимулирующим более глубокое понимание романа, станет сопоставительное чтение «Пропущенной главы», выполнение заданий к ней. Это сделает каждый текст более динамичным, так как тексты вступят в диалогические отношения друг с другом. У них появится общий, более широкий, чем у каждого текста в отдельности, смысл. Проблемная ситуация задачи подсказана текстом из «Литературной газеты» (А.Щуплов, 2004, №23, г.) о массовых публикациях адаптированной сокращённой классики для нужд старшеклассников и абитуриентов. Две противоположные тенденции в образовании: сокращение классических текстов и интерес к черновикам классических текстов, – стали контекстом задачи. Работу предлагается выполнять во время изучения романа «Капитанская дочка», на стадии его концептуального обсуждения. Так как объем «Пропущенной главы» достаточно велик, ее первичное чтение можно задать на дом, а выполнение заданий к главе делать в течение двух уроков. Текст «Пропущенной главы» для задачи взят из следующего источника: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. – М.; Т. 8. Кн.1. С. 375–384. Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как: • сопоставительное чтение текстов (СМИ, научных), объединённых одной тематикой или проблематикой; • работа с черновым вариантом художественного текста в сопоставлении с окончательной редакцией этого текста; • овладение разными способами чтения (подробное, выборочное, под определённую задачу); • работа с поиском и выявлением единиц информации (факты, детали, значение слов) • интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов); • выявление точек зрения на содержание текста, их аргументация, сопоставление, сравнение; • рефлексивное отношение к форме текста: поиск и вычленение в тексте примет черновика; • углубление концептуального смысла одного текста за счет соотношения с другим; • удерживание в памяти больших фрагментов текста и соединение их в общую информационно-эстетическую картину; • формулирование (реконструкцию) авторской точки зрения. 61 Текст задачи Как читать классический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» школьнику? Современные издания дают самые разные возможности, познакомимся с ними. Лето – время экзаменов, среди которых обязательно присутствует сочинение. Известно, что школьник должен знать всё. Издатели решили помочь экзаменующейся молодёжи с помощью всякого рода «образцовых» сочинений и, – что ещё более важно! – кратких изложений классики. Зачем париться, если можно прочитать всю классику в считанные часы. А то и минуты?! Одно за другим выходят уложенные в 80 – 90 страничек карманного формата «Преступление и наказание», «Война и мир», «Мастер и Маргарита». Все лирические отступления и философские размышления удаляются бестрепетной рукой. «Мастера и Маргариту» в минском издательстве «Современный писатель» изложили на 132 страницах карманного формата, «Братьям Карамазовым» досталось164 страницы! Все четыре тома «Войны и мира» уместились в 157 страниц карманного формата. Более гуманным оказалось московское издательство «Астрель»: здесь роману-эпопее отвели 193 страницы: на каждый том – по 48 страниц! Подобное расхождение произошло и с «Капитанской дочкой»: минские издатели пересказали её на 37 страницах, а московские – всего на 9! Вот что значит рыночное хозяйство! Александр Щуплов «Литературная газета», 9-15 июня 2004 г., №23. А вот авторы учебника «В мире русской литературы», 9 класс / Под ред. А. Г. Ку- тузова) предлагают для более полного понимания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» прочитать еще и черновой вариант этого произведения, так называемую «Пропущенную главу», которая печатается после основного текста романа в томе собрания сочинений. Это увеличивает объем читаемого текста почти на 9 страниц! Что теряет читатель сокращенного варианта произведения и что приобретает читатель не просто полного текста, а и с черновиком? Прочитайте текст «Пропущенной главы», ответьте на вопросы. |