Задачи на грамотность чтения. задачи_на_грамотность_чтения. Задача Полиглот
Скачать 0.71 Mb.
|
0 баллов – в ответе не приводятся факты или приводятся ошибочные факты. 71 Задание 10 Деятельность: Понимание общего содержания текста, подбор заглавия. Уровень сложности (грамотность чтения):3. Уровень сложности (ОУУН): 2. 2 балла – победа над бунтовщиками (разбойниками). Победа над Пугачёвым. Победа Буланина. 1 балл – другие названия. 0 баллов – отсутствие названия. Задание 11 Деятельность: рефлексия соотношения чернового и окончательного варианта художественного текста, реконструкция чужой точки зрения, привлечение дополнительной информации исторической, филологической. Уровень сложности (ОУУН): 3. Уровень сложности (грамотность чтения):3. 2 балла – за вариант С, так как он отражает верное понимание «Пропущенной главы», подтверждается мнением литературоведов. 1 балл – за вариант А, так как отношения Гринёв-Пугачёв центральные в романе. 0 баллов – за вариант В и Д, так как эти версии невозможно подтвердить фактами. Задание 12 Деятельность: Составление развернутого ответа, оформление собственной читательской и исследовательской позиции. Уровень сложности (ОУУН): 3. 2 балла – за аргументированную формулировку. 1 балл – за попытку сформулировать свою версию. 0 баллов – если к заданию не приступали. Задание 13 Деятельность: Рефлексия формы и содержания чернового и окончательного текста романа, анализ читательского опыта. Уровень сложности (ОУУН): 3. Уровень сложности (грамотность чтения):3. Выполнение задания не оценивается, но выбор вариантов А, В, E, F показывает высокий уровень читательской рефлексии. Задание 14 Деятельность: Поиск информации в тексте СМИ. Уровень сложности (грамотность чтения): 2. 2 балла – в отрывке публикации А. Щуплова в «Литературной газете» говорится о том, что существует краткое изложение «Капитанской дочки» на 37 страницах карманного формата и 9 страницах в другом издании. Следовательно, роман можно читать и в кратком пересказе. 1 балл – если приведена цитата из публикации, без ответа на вопрос задания. 0 баллов – если ответа нет. Задание15 Деятельность: Сопоставление информации из разных источников, рефлексия читательского опыта. Уровень сложности (ОУУН): 3. Уровень сложности (грамотность чтения):1. 72 2 балла – за представленное заполнение правого столбца таблицы. 0 баллов – за неправильное расположение б) и в) или хотя бы одну пустую строку в таблице. Функции литературного произве- дения Объем и полнота текста Информировать о событиях а) полный текст романа; б) пересказ (сокращенный вариант). Развлекать а) полный текст романа. Задавать душевную работу читате- лю, «вычитывать» себя, свои проблемы; а) полный текст романа. Способствовать встрече с автор- ским замыслом, историей и движением его мысли. в) полный текст романа и черновая «Пропущенная глава» в собрании сочине- ний. 73 Задача «Три похищения» Составитель: Е.В. Савула, преподаватель литературы, школа № 91, г. Санкт-Петербург Общая характеристика задачи Предмет: мировая художественная культура. Класс: 9 (гуманитарный) или 11. Программа: программа по мировой художественной культуре Ю.А.Солодовникова и Л.М.Предтеченской для основной школы, скорректированная для гуманитарного класса. Задача построена на основе научно-популярных текстов, взятых из детской энциклопедии, которые ученики довольно часто используют при написании рефератов. Но чаще всего это сводится к бездумному переписыванию статьи. Цель данной задачи – обучение началам исследования. Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как: • овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное); • поиск и выявление необходимой информации; • аргументация предложенных точек зрения; • соединение фрагментов текста в единую информационную картину; • умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием своей точки зрения. Источники: Ермильченко Н.В. Античные мифы в искусстве. Сер.: «Что есть что в искусстве». – М.; Слово/Slovo, 2001. Рекомендации учителю Задача может быть использована не только на уроках мировой художественной культуры. Ее можно использовать на уроках русского языка в 10 классе по теме «Текст. Виды переработки текста. Реферат» (программа А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой). Время работы с задачей – 2 урока, 3-й урок можно посвятить обсуждению вопросов, вызвавших наибольшие разногласия. Если же учитель ограничен во времени, то основную работу можно предложить в качестве домашнего задания, а в классе провести один урок, на котором обсудить итоги работы. Текст задачи В античной мифологии есть несколько сюжетов, связанных с похищением красавиц. Ни один из них художники и скульпторы не обошли своим вниманием, но «мода» на истории с похищениями менялась. Прочитайте три отрывка из энциклопедии и ответьте на вопросы. Как украли Персефону? Сами древние греки любили сюжет «Похищение Персефоны» (римляне звали эту богиню Прозерпиной). Они запечатлели его на вазах, монетах, рельефах, украшавших храмы. Персефона, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, - самая, пожалуй, несамостоятельная из античных богинь. Однажды она собирала на лугу цветы. Там красавицу увидел Аид, бог подземного мира, в котором пребывают тени умерших. Он захотел взять Персефону в жены, и Зевс, втайне от Деметры, согласился. И пока девушка рвала фиалки, ирисы и розы, на лугу вырос дивный цветок, какого еще не видали 5 ни смертные, ни боги. Персефона, конечно же, протянула к нему руку. Тотчас разверзлась земля, появился на золотой колеснице Аид, схватил несчастную и умчал в свои владения. Единственным свидетелем похищения был проезжавший по небу бог солнца Гелиос. 74 Девушка успела закричать, и ее услышала Деметра. Она поспешила на крик, но Персефона исчезла бесследно, и никто не мог сказать богине, где искать дочь. Только на десятый день поисков она догадалась прийти к Гелиосу, и он 10 поведал ей правду. Разгневавшись на Зевса, Деметра больше не появилась на Олимпе, а приняла вид простой смертной и долго скиталась по городам и весям. Жизнь замерла. Все цветы завяли, листья облетели с деревьев. Виноградники засохли, в садах не стало плодов, не вызревали колосья, начался голод. Но Деметре было не до того. Поскольку люди на земле голодали, они больше не воздавали почести богам. Зевс забеспокоился и стал звать Деметру на Олимп. Но она наотрез отказалась возвращаться, пока ей не вернут дочь. Аид согласился отпустить 15 Персефону к матери, но заставил ее проглотить зернышко граната, символ брака. И с тех пор красавице пришлось третью часть года проводить с ним, царствуя помимо своей воли в царстве теней. Задание 1. У древних греков богов было очень много, и у каждого была своя «сфера деятельности». Выпишите из текстов, «за что отвечали» упомянутые в них боги и богини. Деметра – _______________________________________________________________ Зевс – ___________________________________________________________________ Аид – ___________________________________________________________________ Гелиос – _________________________________________________________________ Эрот – __________________________________________________________________ Задание 2. В энциклопедии, из которой взяты эти тексты, после слов «в царстве теней» следует фраза: «В общем, судьбой девушки в мифе распоряжается кто угодно, только не она сама» («Как украли Персефону», строка 22). Можно ли сделать такой вывод? Свой ответ аргументируйте. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Кто женился на Психее? Жили-были царь с царицей, и было у них три дочери. Старшие – как все, а младшая, Психея (что в переводе с греческого значит душа) - необыкновенная красавица. Люди сравнивали ее с Афродитой, причем не в пользу последней. Богиня возненавидела Психею и решила ее погубить. Божественная красота девушки отпугивала поклонников: они не решались посвататься к такому неземному существу. Отчаявшись выдать замуж младшую дочь, царь обратился к прорицателю. И тут вмешалась Афродита: она заставила его ответить, что Психею нужно отвести в горы, приковать к 5 скале и оставить там, ибо ей суждено обручиться со смертью. Родители послушались. И красавица царевна в свадебных одеждах осталась одна на незнакомой скале. Тем временем Афродита послала к Психее своего сына Эрота (известного римлянам и под другими именами – Купидон, Амур), велев ему сделать так, чтобы ненавистная соперница полюбила какое-нибудь чудовище. Обычно Эрот брал свой золотой лук, колчан со стрелами и стрелял без промаха прямо в сердце. Тот, в кого попадала стрела, 10 бесповоротно влюблялся. Кто счастливо, а кто и безответно. Но, увидев красавицу, бог любви утратил бдительность и нечаянно поранился одной из своих стрел. И, конечно, влюбился. Он решил жениться, а Афродите пока ничего не сказал. Вместо этого Эрот обратился к Зефиру, западному ветру: попросил его перенести девушку с вершины горы в свой дворец. Дальнейшая судьба Психеи сложилась так. Она оказалась в райских кущах и, наконец, замужем, но муж ее 15 оставался невидимым. Он даже поставил условие: все будет хорошо, если она ни о чем не станет его спрашивать и не попытается его увидеть. Психея не возражала. Но вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник, поместить его в сосуд и закрыть крышкой, а ночью, когда муж заснет, осветить комнату и посмотреть, за кого же она вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука, державшая светильник, дрогнула. И на Эрота упала капля горячего масла. 20 Проснувшись от боли, он понял, что случилось, и улетел, а Психея очутилась на земле. Прежде чем снова увидеть Эрота, ей пришлось многое пережить, выполняя невыполнимые задания Афродиты. В конце концов, она не только обрела счастье в любви, но и получила от богов бессмертие, то есть сама стала богиней. Много позже, в 20 веке, миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу, что эта история – обо всех представительницах прекрасного пола. О том, как можно с честью выдержать испытания взрослой жизни и даже 25 открыть в себе бессмертную богиню. Задание 3. Размышляя над вопросом: похож ли миф о похищении Психеи на миф о похищении Персефоны? – ученики предложили следующие варианты ответов: 75 1-я группа (20% учеников) ответила «похож» и объяснили это так: и в том, и в другом мифе похищают девушек. 2-я группа (23% учеников) ответила «похож», а их основной аргумент был следующим: Они выходили замуж не по своей воле. Их судьбой вообще распоряжаются другие люди, а не они сами. 3-я группа (34% учеников) сказала «непохож», потому что в мифах разные герои, разное место действия (Персефона оказывается под землей, а Психея – в райских кущах), Персефона сразу увидела, кто ее похитил, а Психея долго не знала. 4-я группа (12% учеников) сказала «непохож», но объяснили это по-другому: Персефона сама ничего не делает (только цветочки рвет), с ней все «происходит», а Психея после похищения сама совершает какие-то действия. Какие оценки (по 5-балльной системе, принятой в школе) вы бы поставили за эти ответы? Группа Оценка Ответы 1 группы Ответы 2 группы Ответы 3 группы Ответы 4 группы Как бы вы объяснили ученикам, за что вы поставили им такие оценки? ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Где жила Европа? Европа была дочерью финикийского царя Агенора. В тот день она пошла с подругами к морю. Сначала девушки собирали на лугу цветы (совсем как в истории с Персефоной), потом стали водить хоровод. Так звонко они пели и так хороша была Европа, что Зевс-громовержец глянул с Олимпа в их сторону. И решил, что дочь Агенора вполне достойна его, самого могущественного из богов. Он задумал похитить Европу. Чтобы не испугать ее (ведь не каждый день с небес спускаются бессмертные боги) Зевс принял другое обличье. И на лугу появился удивительный бык: огромный белоснежный, с золотыми рогами и совсем ручной. Едва касаясь травы, он подошел к подругам. Они стали его гладить, украшать цветами – бык все терпел, а потом лег у ног Европы, словно приглашая покататься. Европа охотно взобралась быку на спину. Но когда подруги попытались последовать ее примеру, бык вскочил, помчался к морю, бросился в воду и поплыл. Волны расступались перед ним, и за всю дорогу Европа не замочила даже краешка одежды. А похититель привез ее за море на остров Крит. Там у Зевса и Европы родились трое сыновей, которые стали знаменитыми царями. Задание 4. Кто из богов (богинь), упоминающихся в текстах, не включен в список, приведенный в задании 1? Задание 5. В начале XX века русский художник Серов написал картину «Похищение Европы». Картина эта находится в Третьяковской галерее. Под впечатлением от картины В.Серова русский поэт начала XX века Осип Мандельштам написал такие строки: С розовой пеной усталости у мягких губ Яростно волны зеленые роет бык , Фыркает , гребли не любит - женолюб , Ноша хребту непривычна , и труд велик . Изредка выскочит дельфина колесо Да повстречается морской колючий еж , Нежные руки Европы , - берите все ! Где ты для выи желанней ярмо найдешь ? 76 Горько внимает Европа могучий плеск , Тучное море кругом закипает в ключ , Видно , страшит ее вод маслянистый блеск И соскользнуть бы хотелось с шершавых круч . О , сколько раз ей милее уключин скрип , Лоном широкая палуба , гурт овец И за высокой кормою мельканье рыб , - С нею безвесельный дальше плывет гребец ! Осип Мандельштам , 1922 Перед вами три версии одного мифа о похищении Европы: статья из энциклопедии, стихотворение О. Мандельштама и картина В.Серова. Чем схожи и чем отличаются эти версии друг от друга? ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Задание 6. Сравнивая мифы о Персефоне и Психее, четвертая группа учеников (см. задание 3) решила занести свои наблюдения в таблицу. 1 2 3 Прозерпина Сама ничего не делает, с ней все происходит. Психея После похищения сама совершает какие-то дейст- вия. A. Закончите заполнение таблицы, вписав во второй столбик, чем поведение Европы отличается от поведения двух предыдущих героинь. B. Попробуйте понаблюдать, как другие персонажи мифа ведут себя по отношению к главной героине, как реагируют на ее действия (или их отсутствие). Свои наблюдения занесите в третий столбик таблицы. Задание 7. Самым популярным в искусстве XVII века был сюжет «Похищение Персефоны», в XVIII – нач. XIX века – «Похищение Психеи», а в конце XIX – нач. XX века – «Похищение Европы». Опираясь на составленную вами таблицу, объясните, почему менялась «мода» на истории с похищением. __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Общий комментарий к задаче Тип задачи: аналитическая. Тип текста: научно-популярный, художественный; несплошной, составной. 77 Уровень сложности: высокий. Содержание и структура задачи: задача в целом формирует грамотность чтения научно-популярного текста. Задания 1 и 4 направлены на выявление в тексте точной информации. Задания 2 и 3 связаны с необходимостью аргументировать свою или чужую точку зрения. Задание 5 предполагает сопоставление текста энциклопедии со сти- хотворением и картиной. И, наконец, задания 6 и 7 учат систематизировать информацию и делать выводы. Лист ответов и рекомендации к оцениванию Задание 1 Деятельность: Выявление точной информации в тексте. 1 балл – правильно указана «сфера деятельности» не менее, чем четырех богов. 0 баллов – правильно указана «сфера деятельности» менее трех богов. Задание 2 Деятельность: Поиск информации, интерпретация, аргументация. |