Главная страница

МОДМ ПДО 2.5. Задание Определите сущность и особенности понятий качество, оценка, критерий, эффективность Представьте в виде графической схемы взаимосвязь между данными понятиями


Скачать 0.94 Mb.
НазваниеЗадание Определите сущность и особенности понятий качество, оценка, критерий, эффективность Представьте в виде графической схемы взаимосвязь между данными понятиями
Дата13.06.2022
Размер0.94 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМОДМ ПДО 2.5.docx
ТипДокументы
#589294
страница19 из 20
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

По горизонтали:

1. Здравствуйте, бабушки! - абушки!. абушки!... Акустическое явление. (ЭХО)

3. Песенка кошки. (МУР)

5. Небольшая гора на Дальнем Востоке. (СОПКА)

7. Место, куда лучше не падать. (ЯМА)

9. Лекарство от царапин и ссадин. (ЙОД)

11. Выражение благодарности. (СПАСИБО)

12. Собака по-английски. (ДОГ)

14. Чей шарф? - ... шапка? (ЧЬЯ)

16. Лиственное дерево: (ОЛЬХА)

17. Кавказское или среднеазиатское селение. (АУЛ)

18. Соединенные Штаты Америки. (США)

По вертикали:

1. Три последние буквы русского алфавита. (Э, Ю, Я)

2. Кто укусил лису, которая пришла к Айболиту? (ОСА)

3. Месяц. (МАЙ)

4. Отряд - от = (РЯД)

6. Плесень - очень трудное слово. (ПЛЕСЕНЬ).

8. Чем нельзя испортить кашу? (МАСЛО)

10….+ вода + медные трубы.(ОГОНЬ)

12. Цифра. (ДВА).

13. Мечта футболиста. (ГОЛ)

14. 60 минут. (ЧАС)

15. Бабушка с костяной ногой. (ЯГА)
У бабуси моей руки ловкие,

У бабуси моей песни долгие.

Размотает клубок с новой сказкою.

Кот пройдет возле ног с песней ласковой.

Пропоет, а потом сядет рядышком.

И следит за клубком и за бабушкой.

Ночь в окошке стоит, но не спится мне:

Льется сказка, спешит вслед за птицами.

(В. Верта)
(Звучит песня, желательно «Расскажи мне, бабушка».)
Сейчас каждой бабушке я вручаю клубок ниток.
(Ведущий раздает реквизит.)
Ваша задача с помощью внуков размотать клубок, превратив его в моток, прочитать название сказки, которое - описано на записке, находящейся внутри клубка. Внимание! Начали!

(Звучит веселая инструментальная мелодия, подобранная по усмотрению организаторов конкурса. Бабушки наматывают нитки на руки внуков. Находят в клубке записки с названиями сказок «Красная шапочка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
Сказку, название которой вы сейчас прочитали, предлагаю вам инсценировать, причем инсценировка должна быть для радио. Бабушка рассказывает сказку, а внуки озвучивают ее, т. е. изображают различные звуки: шум ветра, лай собаки, плач старушки, скрип двери и т. п. Понятно? Пока вы готовитесь к выпуску своей радиосказки, на сцене будет проходить аукцион для зрителей.
(Бабушки и внуки уходят за кулисы. Ведущий проводит аукцион.)
Разыгрывается приз!

(Ведущий показывает зрителям приз.)
Его получит тот, кто последним, пока я считаю до трех, назовет строчку из песни о платке или его родственниках
(Зрители перечисляют песни на заданную тему: «Подари мне платок...», «Синенький, скромный платочек...», «Стою на полустаночке, в цветастом полушалочке...», «Ты набрось себе, мама, на плечи оренбургский пуховый плеток...», «Темн-вишневая шаль». Победителю аукциона ведущий вручает приз.)
Я приглашаю на сцену участников конкурса.
(Бабушки и внуки выходят на сцену, занимают свои места.)
Внимание! В «эфире» - радиосказка! Сейчас вы услышите новые инсценировки старых сказок.
(Участники конкурса выполняют задание.)
Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке.

Рассказывали бабушки:

У- нас одни пятерки!

Друг друга поздравляли,

Друг другу жали руки,

Хотя экзамен сдали

Не бабушки, а внуки!

(А. Барто)
Вот такими стихами Агнии Барто мы начинаем следующее задание для внуков, которые могут пользоваться подсказкой бабушек.
(Ведущий раздает участникам конкурса бумагу и карандаши.)
Я предлагаю внукам решить задачи, придуманные Григорием Остером. «40 бабушек пришли на именины к одному дедушке. Каждая бабушка принесла в подарок по две расчески. Сколько расчесок получил от бабушек совершенно лысый именинник»?

Ответ прошу написать на листе.
(Ребята пишут ответ: 80.)
Следующая задача. «40 бабушек ехали в одном лифте и застряли между этажами. Половина бабушек стала молчать и готовиться к самому худшему. 18 бабушек из другой половины спокойно стояли и надеялись на скорое спасение. Остальные бабушки оказались нервными, они начали нажимать на все кнопки подряд, кричать: «Помогите!» и ругать правительство. Сколько нервных бабушек застряло между этажами?»
(Внуки пишут ответ: 2.)

Для наших бабушек, участниц конкурса, мы приготовили совершенно другую задачу: вспомнить поговорки и пословицы, а также фразы, упоминающие некоторые части головы. Но сначала я прошу вас выбрать билет с названием той части головы, о которой пойдет речь.
(Ведущий достает билеты со словами: «Зубы», «Нос», «Глаз», «Ухо».)
Итак, вы теперь знаете, о чем нужно вспомнить в своих пословицах, поговорках, фразах. Прошу вас назвать их по очереди.
(Бабушки перечисляют поговорки и пословицы о носе, ухе, глазах, зубах.)

НОС - Не води меня за нос. Не суй носа в чужое просо. Да такой нос для троих рос, а одному достался. Такой нос для праздника рос. За спрос бьют в нос. Любопытной Варваре в дверях нос прижали. Нос - с локоть, а ум - с коготь. Держи нос по ветру. Комар носа не подточит.
УХО - Надувать в уши. Развешивать уши. Держи ушки на макушке. Хлопать ушами. Висеть на ухе. Уши вянут. Медведь на ухо наступил. Увяз по уши. Прожужжал все уши. Навострил уши. Пропустил мимо ушей. Туговат на ухо. Уплетает так, что пищит за ушами. Не верю своим ушам. Ухо режет.
ГЛАЗ - Глаза разгорелись. Глаза разбегаются. На раскидывайте глаз. Глаза на лоб вылезли. Вырос на глазах. Строить глазки. Есть глазами. Намозолить глаза. Говорить с глазу на глаз. Смерить глазами. Сверкает глазами. С глаз долой.
ЗУБЫ - Зуб на зуб не попадает. Щелкает от голода зубами. Положить зубы на полку. Ни в зуб ногой. Орешек не по зубам. Точить зубы. Зуб за зуб. Заговаривает зубы. Скалить зубы. Держи язык за зубами.
Больше всех назвала фраз, поговорок, пословиц бабушка ... (называет имя, отчество участницы конкурса.)
Участникам конкурса было дано домашнее задание: показать семейную реликвию и рассказать о ней. Сейчас мы узнаем, что принесли для этого конкурса наши бабушки.
(Внуки и бабушки демонстрируют свои семейные реликвии, рассказывают о них.)
Закончилось конкурсное задание, которое называлось «Бабушкин ларец».
(В зрительном зале появляется почтальон Печкин.)
ПЕЧКИН.

Отворите скорей, почтальон у дверей!

Телеграммы принес я для добрых друзей!
Добрый день! Всем большой привет от всех жителей нашего Простоквашино! Почтовое отделение, где я имею честь служить, поручило мне доставить вам телеграммы, в которых не указаны отправители. Постарайтесь определить, кто их отправил. Я прочитаю текст телеграммы, а вы назовите отравителей.
(Печкин читает тексты.)
«Мальвина сбежала в чужие края, Мальвина пропала, невеста моя». (Пьерро.)

«Очень мил бывает Кролик иногда, с ним приятно сесть за столик, да – да – да». (Винни-Пух.)

«Я играю на гармошке у прохожих на виду». (Крокодил Гена.)

«Козлятушки - ребятушки, отопритеся, отворитеся...» (Коза.)

«Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко...» (Котята.)

«Встаньте, дети, встаньте в круг, жил на свете добрый жук». (Золушка.)
«Я - Цыбуля, Я - Чиполло, огородный лук, я на грядке кончил школу луковых наук». (Чиполлино.)

«Я, конечно, всех умней, дом построю из камней». (Наф-Наф.)

«Готовьте варенье и плюшки. Вылетаю». (Карлсон.)

«Я - ужас, летящий на крыльях ночи». (Черный плащ.)
(Бабушки с внуками называют отправителей.)
Благодарю вас за помощь нашему почтовому отделению связи.
(Правильно назвавшим героев детских произведении, Печкин вручает телеграммы.)
Обратите внимание, что с обратной стороны каждой телеграммы написана буква. Если их сложить вместе, то получится слово. Попробуйте его составить.
(Участники конкурса составляют слово - ТЕЛЕГРАММА.)
Назовите, пожалуйста, названия городов, которые начинаются на буквы, входящие в слово «телеграмма».
(Бабуши выполняют задание: перечисляют города. Например, Тбилиси, Ереван, Лондон, Екатеринбург, Гамбург, Рига, Арзамас, Москва, Минск, Архангельск.)
А как называют жителей названных вами городов?
(Конкурсанты отвечают «Архангелогородцы, москвичи, рижане» и т. д.)
Вы случайно не помните, как называют жителей города Осло?
(Бабушки предлагают свои варианты.)
Жители норвежской столицы! Спасибо за консультацию.
Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Вот из слова «телеграмма»

Получилось слово «мама».

Поиграйте вместе с нами

И составьте слово сами.
(Участники конкурса придумывают новые слова: телега, рама, грамм, тара и т. д.)
Вроде словечко - то простое: те-ле-грам-ма, а сколько интересного оно сейчас поведало. Побегу в Простоквашино, всем расскажу. До встречи!
(Печкин уходит со сцены.)
ВЕДУЩИЙ. Ладушки-ладушки, эх, споемте, бабушки! Ставьте ушки на макушки, зазвучат сейчас частушки! Наше следующее задание называется «'Частушки от старушки». Будет звучать задорная мелодия, конкурсантам предлагается по очереди спеть частушки. Вы готовы? Тогда начинаем!
(Звучит частушечный наигрыш, подобранный по усмотрению организаторов программы, бабушки поют частушки.)
Я прошу всех зрителей поприветствовать аплодисментами наших бабушек.
(Зрители аплодируют.)
Пришло время сообщить один секрет: среди зрителей находятся члены жюри нашего конкурса, которые оценивали выступления бабушек. Я представляю вам наше жюри.
(Ведуший называет членов жюри, в которое входят знаменитые в городе дедушки. Это могут быть артисты, художники, спортсмены, учителя. Жюри объявляет результаты конкурса. На сцене идет награждение бабушек, фоном звучит инструментальная мелодия, подобранная по усмотрению организаторов конкурса.)
Кто катает нас в коляске и рассказывает сказки?
ЗРИТЕЛИ. Бабушка!
ВЕДУЩИЙ. Кто гуляет с нами в парке, дарит лучшие подарки?
ЗРИТЕЛИ. Бабушка!
ВЕДУЩИЙ. Раньше всех всегда встает, чисто в доме уберет?
ЗРИТЕЛИ. Бабушка!
ВЕДУЩИЙ. Кто и штопает, и вяжет? Кто поможет и подскажет?
ЗРИТЕЛИ. Бабушка!
ВЕДУЩИЙ. Кто печет оладушки? Это наши...
ЗРИТЕЛИ. Бабушки!
ВЕДУЩИЙ. Закончился конкурс, прощанья черед, Бабушкам слова всегда и почет!
(Ведущий уходит со сцены, занавес закрывается. Звучит песенка о бабушке, подобранная по усмотрению организаторов конкурса.)

Сценарий обряда «ПОСИДЕЛКИ»

Встречают гостей хозяин и хозяйка.

Хозяйка: Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждем- поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин: У нас для каждой найдется и местечко и словечко.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому песенку.

Гости: Собрались мы позабавиться да потешиться! Поиграть,

пошутить, позабавиться!

Хозяйка: Смех вам да веселье!

Песня: «Уж как по мосту- мосточку» . Исполнение.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?

Гости: Гостям-то известно дело хватило места, да не тесновато – ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

Гости читают шутливые диалоги:

- Филя, есть хочешь?

-Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога, горшок сметаны, да решето калачей.

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А еще хочешь?

- Хочу!

-Вставай, Дунюшка, уже день занимается!

-Пусть занимается, у него до вечера дел много.

- Вставай, Дунюшка, петушок поет!

- Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга.

- Вставай, Дунюшка, уже солнышко восходит!

- Пусть восходит, ему далеко бежать нужно.

- Вставай Дунюшка, каша готова!

- А я уж матушка, за столом сижу!

-Сынок, дрова кончились, надо в лес ехать.

- Мне остаться дома, а ты поедешь в лес или ты поедешь в лес, а мне остаться дома?

- Понял, Ванюшка?

- Понял, бабушка.

- Что ж ты понял, Ванюшка?

- А ничего, бабушка.

- Андрейка, детка, о чем плачешь?

- Об ворота ударился головой.

- Ну-ка, скажи. Когда это случилось?

- Вчера вечером.

- Почему же ты плачешь сегодня?

- Так вчера дома никого не было.

- Фома, у тебя в избе тепло?

- На печи в шубе согреться можно.

Хозяин: А ну, ребята, не запеть ли нам старинную шутейную песню – скомарошину.

(Песня про комара « Комар шуточку шутил». Исполнение.)

Хозяйка: Хорошо поете! А теперь кто кого переговорит, перескороговорит?

Гости говорят скороговорки. Можно разбиться на команды (команда

хозяина и команда хозяйки) и устроить веселые состязания в скороговорках.

1 Гостья: Эх, топни, нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и мальенькая!

2 Гостья: Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Частушки в исполнении группы ребят

Шире круг, шире круг, Не хотела я плясать,

Дайте круг пошире. Стояла и стеснялася,

Не одна иду плясать, А гармошка заиграла –

Нас идут четыре. Я не удержалася.

А у нас во дворе, По деревне я шла

Квакали лягушки. И Ванюшу видела

А я с печки босиком, Под кустом сидел и плакал:

Думала – подружки. Курица обидела.

Я плясала в три ноги, Балалаечка – гудок,

Потеряла сапоги. Свое дело знает,

Оглянулася назад: Она в Гришиных руках,

Сапоги мои лежат. Хорошо играет.

Сидит ежик на березе - Если б не было воды,

Белая рубашка, Не было бы кружки.

На головке сапожок, Если б не было девчат,

На ноге фуражка. Кто бы пел частушки?

Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает.

1 гостья: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

2 Гостья: Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки.

Хозяйка: А вы, мастерицы, не ворчите. Работу отложите, в наш хоровод идите.

Хоровод «Со вьюном я хожу»

Гостья: Уж я золото хороню, чисто серебро хороню.

Игра «Колечко»

Хозяйка: Я для вас, ребятки, припасла загадки. (Загадывает загадки о зиме, животных, временах года.)

Гость:Эх! Без песни скучновато! Запевайте – ка, девчата!

Исполнение. Песня « А я по лугу»

Хозяйка: Гости дорогие! Не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?

Выходит гостья, говорит нараспев:

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

Жили – были дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое золотое.

Начинается инсценировка сказки О. Высоцкой «Золотое яичко».

Баба: Эй, старик проснись скорей!

Дед: Волки, что ли, у дверей?

Ты чего шумишь старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курица-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело!

Что ты, бабка, обалдела?

Баба: Да яйцо-то не простое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его!

Стук в дверь.

Баба: Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло.

Дед: Ты пойди запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба (возвратившись): В среду в город я поеду

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко я продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук

Шаль в цветочек голубую.

До краев набью сундук.

Дед: Что ты мелишь небылицы

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем!

Что ты старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба: Да уймись ты, не кричи!

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи!

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин или нет?!

Баба: Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось,

Все куда-то подевалось.

Дед: Ну, чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба: И шубенку справить можно,

И построить можно дом.

Дед: Только то, видать надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай старуха дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба: Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И варенья и соленья.

Дед и баба: Заходите без стесненья!

Стук в дверь (пришли колядовщики).

Хозяйка: Кто там? (Открывает дверь).

Колядовщики: Это мы колядовщики!(Заходят).

­­- Здравствуйте, хозяюшка!

- Здравствуйте, хозяин!

- Позволь во гореньку войти!

- Во гореньку войти да на лавочку сесть!

- На лавочку сесть да песеньку спеть!

Хозяин: Пожалуйте гости дорогие! Мы вас дожидались!

Хозяйка: Двор наш просторный, щи наши жирны.

Колядовщики поют( « Уж как шла коляда»)

Колядовщики:

-Чем вы нас хозяюшка одарите?

- Денег мешок или каши горшок?

- Кувшин молока или кусок пирога?

- Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?

- будете нас дарить – будем вас хвалить, а не будете нас дарить, будем вас

корить.

Хозяйка вносит на подносе блины, угощает всех присутствующих.

Песня: « Мы давно блинов не ели»

Масленица обряды

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

Обрядовая еда

Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями). Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть". С трапезой было связано и ритуальное гощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.

Катание

КАТАЛИСЬ всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания РЯЖЕНЫХ - "потешный мужик запрягал лошадь в корыто и ехал, распевая песни"; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Ритуальные игры

Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелёга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

Сожжение чучела зимы

СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготов-ленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях. Основные сюжеты песен на Масленицу:

"Дорогая ты наша Масленица, полюбовная наша катаница"

"Дорогая-та наша Масленица да дорогие и гостечки"

"Широкая наша Масляна, дотянися до Петрова дня"

Чистый понедельник

С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен

Проводы масленицы

Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье.

Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.

Об обряде встречи весны у русских напоминали "жаворонки", испеченные из теста в виде птички, с которыми 9 марта (день сорока мучеников по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали стишки о весне:

Кулики, жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам Весну-красну.

Нам зима надоела,

Весь хлебушек поела,

И кормок подобрала,

И скотину согнала.

23 апреля - в Егорьев день (день Св. Георгия, Юрия, покровителя скота) при первом выгоне скота проводились некоторые обрядовые действия - обереги, например, окуривание стада с целью предохранения его от порчи и болезней. Это был праздник пастухов, наиболее уважаемых людей в деревне, и самой скотины. Но в целом после масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхой

Карнавал

В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу древний священный образ божества. Сначала ее (т.е. куклу) с почестями водили по деревне, а затем, под хохот и народное веселье "убивали" разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Дикость? Ни в коем случае. И вообще никогда и ничто не стремитесь сразу огульно оговаривать и охаивать. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.

Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Кстати, вот вам еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению этот ритуал праздника почти утрачен).

"Сударыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Сударыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были, кроме всего прочего, символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Как мы уже говорили, ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

С чем связан обычай печь на масленицу блины

Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.

Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Игра "в Калашникова"

Есть два варианта. Вариант первый - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь:) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. В живот можно если договорятся. Вперед шагать тоже нельзя.

Играли не только в деревнях, но и в городах - и кадеты, и взрослые. Некоторые обходились с противником весьма вежливо, некоторые били со всей дури. Было сразу видно, умеет человек принимать удар или нет.

Следующую забаву особо представлять не надо. С каждой строны по двое - "Конь и Всадник". Думаю, еще в школе все в неё играли. Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит.

Масленица песни

Хороводные песни

Хороводные песни исполнители отчетливо разделяют на: весенний, летний и осенне-зимний циклы. Бытовало три типа хороводных построений: движение по кругу, взявшись за руки; извилистой линией - змейкой (т.н. "кривой танок") и "стенка на стенку" (Рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на свое место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содержание песни, то внутри круга разыгрывался какой-либо традиционный сюжет.

Протяжные песни

Самыми глубокими и содержательными были протяжные песни. Среди них особенно интересны исторические, рекрутские, а также, особенно любимые в народе лирические песни о безответной любви, которые научно принято называть "жестокими" романсами.

Самарская Лука, Жигулевские горы издавна были местом, где находила свое убежище так называемая "волжская вольница", а попросту говоря, разбойничьи шайки беглых людей, которые занимались грабежами и наводили страх на местное население. Может быть поэтому, среди протяжных песен так много разбойничьих, тюремных, балладных, которые сами исполнители называют "тревожными".

Наиболее известными из них по всей России являются песни "Утес Стеньки Разина" и "Свадьба" (или "Из-за острова на стрежень ...").

Кроме песен народом слагались многочисленные легенды, предания, сказки и т.д.

Встреча масленицы

Понедельник - встреча

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали.

Величальные песни

Вот одна из распространенных величальных песен в честь Масленицы:
Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ласткй красные,

Лапти частые головастые,

Портянки белые, набеленные!

О купце Калашникове

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

И приехал царь со дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажен

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

Клич кликать звонким голосом:

LОй, уж где вы, добрые молодцы?

Вы потешьте царя нашего батюшку,

Выходите-ка в широкий круг;

Кто побьет кого, того царь наградит,

кто будет побит, того бог простит!¦

М. Лермонтов

"Снегурочка" А.Н.Островского"

Думая о весне, крестьяне-берендеи пели:

Масленица - мокрохвостка!

Приезжай домой со двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна-красна,

Наша ладушка пришла!

Прощальные песни

В прощальных песнях последнего воскресенья Масленицы слышны уже минорные интонации. В них Масленица упрекается в том, что она обманула, разорила их, все поела и посадила на Великий пост. Но основное содержание этих песен легко понять из начальных слов:

Полно, зимушка, зимовать



Казахский праздник Тусау Кесу - разрезание пут

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


написать администратору сайта