Главная страница
Навигация по странице:

  • Модуль

  • Знакомство с особенностями стилистической системы

  • Особенности

  • Занятие 7 Знакомство с особенностями модальной окраски и способами выражения оценки в научном тексте


    Скачать 96.48 Kb.
    НазваниеЗанятие 7 Знакомство с особенностями модальной окраски и способами выражения оценки в научном тексте
    Дата14.03.2023
    Размер96.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипЗанятие
    #988099
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Особенности научного стиля прошлого
    Уже в XVIII в. и ранее мы находим зародыши тех направлений мышления, из которых впоследствии развилась величественная картина современного языкознания. Тогда это были лишь узкие и мелкие ручейки, которые расширяясь и углубляясь, сливались в громадный океан знания. Первоначально малые обороты спирали развития увеличивались, делая все большие круги и ускоряя свое движение.

    Подай сегодня Бодуэн де Куртене подобную статью в редакцию научного журнала, еѐ отклонили бы прежде всего из-за несоответствия нормам научного стиля. Научный стиль стал более строгим, если угодно — более скучным, а требования к нему стали более жесткими. Поэтому, как бы нам порой ни хотелось ориентироваться в каких-то языковых аспектах на научные сочинения прошлого, от этого желания придѐтся отказаться.

    Каково место научного стиля в системе стилей русского литературного языка?

    Со школьной скамьи мы помним, что русский литературный язык делится на пять стилей или, говоря научным языком, функциональных разновидностей. Строго говоря, это очень упрощенный и не во всем точный взгляд на членение литературного языка, но для наших целей достаточно и его.

    Традиционно выделяемые стили литературного языка:

    • научный стиль;

    • официально-деловой стиль;

    • публицистический стиль;

    • разговорный стиль (разговорная речь);

    • художественный стиль (художественная речь);

    Надо сказать, что эти пять разновидностей не равнозначны по своему статусу. Опорными точками системы являются три разновидности: научная речь, разговорная речь и художественная речь. Именно эти разновидности отражают три принципиально разных типа мышления, три типа отношения к действительности и три типа функционирования слова. Остальные разновидности носят во многом производный характер. Можно было бы сказать, что каждая из этих разновидностей речи реализует одну из основных функций речи: разговорная речь реализует функцию общения, художественная речь воздействия, а научный стиль ориентирован на функцию сообщения. Точно так же каждая из этих трех разновидностей ориентирована на один из трех функциональных компонентов: разговорная речь ориентирована на эмоцию, художественная речь — на образ, а научная речь — на понятие.

    Таким образом, главная цель научной речи — сообщить информацию, опираясь на рациональное начало.

    Следующий момент, который следует принять во внимание. Стили делятся на открытые и закрытые. Научный стиль вместо с официально-деловым относятся к закрытым стилям, в отличие от прочих, которые являются открытыми. Закрытые стили являются относительно замкнутыми, они противятся проникновению иностилевых элементов и экспрессивного начала. Закрытые стили отличаются однородностью своего состава, и в то же время они необщедоступны. Читать и научные книги, и деловые документы непросто, неподготовленному читателю эти тексты непонятны и скучны. Открытые стили, то есть публицистический, разговорный и художественный, легко принимают элементы других стилей, в том числе и закрытых. Поэтому они разнородны по своему языковому составу и при этом общедоступны. Поэтому иностилевые элементы по- разному оцениваются в разных стилях. В открытых стилях их появление предсказуемо и допустимо, а в закрытых наоборот. Так, в разговорной речи вполне может в определенных условиях появиться научная лексика, а вот появление разговорных слов в строго научной речи практически всегда недопустимо.

    Важно также помнить, что любой стиль не представляет собой абсолютного единства.

    Во-первых, любой стиль, и научный в том числе, имеет устную и письменную разновидности, которые существенно отличаются по целому ряду параметров. Научный стиль преимущественно письменный, однако существуют и устные формы научной речи, например доклад, публичная научная дискуссия. Обо особенностях устной научной речи мы будем говорить в нашем курсе в свое время.

    Во-вторых, любой стиль подразделяется на подстили, а те, в свою очередь, на еще более частные типовые разновидности — речевые жанры. Так, научный стиль может быть разделен на два больших подстиля: это, с одной стороны, собственно научный подстиль, а с другой — научно-популярный. Предмет нашего курса, естественно, собственно научный стиль, где стилевые нормы носят весьма жесткий характер. Но и собственно научный подстиль не одинаков в произведениях различных речевых жанров, относящихся к нему. Примерами речевых жанров могут служить: научная статья, курсовая или дипломная работа, диссертация, автореферат диссертации, монография, учебник, энциклопедическая статья, аннотация к статье и т. д.

    Очень важно, усваивая общие нормы научного стиля, сразу же учиться их применять в рамках того или иного речевого жанра. То, что свойственно одному жанру, часто не может быть использовано в другом. В частности, важно понимать различие

    между жанром квалификационных и неквалификационных сочинений. Типичная ошибка начинающих исследователей состоит в том, что они полагают, что способы и композиция изложения, к которым они прибегали в своих курсовых, дипломных, диссертационных сочинениях может быть без изменений перенесено в тексты других жанров, например в доклад или статью. Между тем это не так, Например, если во введении к квалификационному сочинению обязательно надо указать цель, задачи, метод работы, то в докладе или статье это делать в той же форме совершенно необязательно, а иногда даже и излишне. Однако это правило сплошь и рядом нарушается, и часто, например, во вступлениик своему докладу, начинающий исследователь берется монотонно перечислять цели и задачи работы, чем с самого начала нагоняет на слушателей тоску, поскольку они сразу чувствуют, что им просто зачитывают кусок из курсовой или дипломной работы.

    Итак, нормы построения речевого жанра не менее важны, чем общие нормы стиля.

    Этому постулату важно следовать неукоснительно.

    Модуль 1

    Научный стиль речи

    Занятие 1.1

    Знакомство с целью и содержанием данного модуля.

    Знакомство с особенностями стилистической системы современного русского литературного языка

    Здравствуйте, дорогие друзья!

    Итак, наш курс посвящен различным видам письменной научной речи и их особенностям. При этом есть и то, что объединяет все эти разновидности — научный стиль. Первый из десяти модулей нашего курса рассказывает именно о нем.

    При усвоении сведений этого модуля вы познакомитесь с тем,

    • каковы главные особенности научного стиля в строении текста, в лексике и грамматике;

    • как они связаны с законами научного познания. Мы расскажем,

    • как можно и как нельзя выражать оценку в научном тексте;

    • как проявлять свою индивидуальность;

    • и чего следует опасаться автору научного сочинения.

    Прежде всего мы должны уяснить, что будем говорить о современном научном стиле. Почему это важно? Русская наука по исторически меркам довольно молода: она рождается только в XVIII веке, и рождается она в некотором роде без своего языка. На протяжении и XVIII, и XIX века, да и XX частично, происходит формирование этого языка, вырабатываются нормы научного стиля. Поэтому даже научные работы столетней давности, не говоря уже о более раннем времени, могут заметно отличаться по языку от современных.

    С точки зрения читательского интереса они часто отличаются в лучшую сторону, потому что допускают яркие метафоры и сравнения, свободную композицию, фрагменты, которые мы сейчас бы назвали публицистическими.

    Приведу пример из научной статьи выдающегося лингвиста рубежа XIX–XX веков Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ, который в1901 г. писал, например, так:

    Особенности научного стиля прошлого
    Уже в XVIII в. и ранее мы находим зародыши тех направлений мышления, из которых впоследствии развилась величественная картина современного языкознания. Тогда это были лишь узкие и мелкие ручейки, которые расширяясь и углубляясь, сливались в громадный океан знания. Первоначально малые обороты спирали развития увеличивались, делая все большие круги и ускоряя свое движение.

    Подай сегодня Бодуэн де Куртене подобную статью в редакцию научного журнала, еѐ отклонили бы прежде всего из-за несоответствия нормам научного стиля. Научный стиль стал более строгим, если угодно — более скучным, а требования к нему стали более жесткими. Поэтому, как бы нам порой ни хотелось ориентироваться в каких-то языковых аспектах на научные сочинения прошлого, от этого желания придѐтся отказаться.

    Каково место научного стиля в системе стилей русского литературного языка?

    Со школьной скамьи мы помним, что русский литературный язык делится на пять стилей или, говоря научным языком, функциональных разновидностей. Строго говоря, это очень упрощенный и не во всем точный взгляд на членение литературного языка, но для наших целей достаточно и его.

    Традиционно выделяемые стили литературного языка:

    • научный стиль;

    • официально-деловой стиль;

    • публицистический стиль;

    • разговорный стиль (разговорная речь);

    • художественный стиль (художественная речь);

    Надо сказать, что эти пять разновидностей не равнозначны по своему статусу. Опорными точками системы являются три разновидности: научная речь, разговорная речь и художественная речь. Именно эти разновидности отражают три принципиально разных типа мышления, три типа отношения к действительности и три типа функционирования слова. Остальные разновидности носят во многом производный характер. Можно было бы сказать, что каждая из этих разновидностей речи реализует одну из основных функций речи: разговорная речь реализует функцию общения, художественная речь воздействия, а научный стиль ориентирован на функцию сообщения. Точно так же каждая из этих трех разновидностей ориентирована на один из трех функциональных компонентов: разговорная речь ориентирована на эмоцию, художественная речь — на образ, а научная речь — на понятие.

    Таким образом, главная цель научной речи — сообщить информацию, опираясь на рациональное начало.

    Следующий момент, который следует принять во внимание. Стили делятся на открытые и закрытые. Научный стиль вместо с официально-деловым относятся к закрытым стилям, в отличие от прочих, которые являются открытыми. Закрытые стили являются относительно замкнутыми, они противятся проникновению иностилевых элементов и экспрессивного начала. Закрытые стили отличаются однородностью своего состава, и в то же время они необщедоступны. Читать и научные книги, и деловые документы непросто, неподготовленному читателю эти тексты непонятны и скучны. Открытые стили, то есть публицистический, разговорный и художественный, легко принимают элементы других стилей, в том числе и закрытых. Поэтому они разнородны по своему языковому составу и при этом общедоступны. Поэтому иностилевые элементы по- разному оцениваются в разных стилях. В открытых стилях их появление предсказуемо и допустимо, а в закрытых наоборот. Так, в разговорной речи вполне может в определенных условиях появиться научная лексика, а вот появление разговорных слов в строго научной речи практически всегда недопустимо.

    Важно также помнить, что любой стиль не представляет собой абсолютного единства.

    Во-первых, любой стиль, и научный в том числе, имеет устную и письменную разновидности, которые существенно отличаются по целому ряду параметров. Научный стиль преимущественно письменный, однако существуют и устные формы научной речи, например доклад, публичная научная дискуссия. Обо особенностях устной научной речи мы будем говорить в нашем курсе в свое время.

    Во-вторых, любой стиль подразделяется на подстили, а те, в свою очередь, на еще более частные типовые разновидности — речевые жанры. Так, научный стиль может быть разделен на два больших подстиля: это, с одной стороны, собственно научный подстиль, а с другой — научно-популярный. Предмет нашего курса, естественно, собственно научный стиль, где стилевые нормы носят весьма жесткий характер. Но и собственно научный подстиль не одинаков в произведениях различных речевых жанров, относящихся к нему. Примерами речевых жанров могут служить: научная статья, курсовая или дипломная работа, диссертация, автореферат диссертации, монография, учебник, энциклопедическая статья, аннотация к статье и т. д.

    Очень важно, усваивая общие нормы научного стиля, сразу же учиться их применять в рамках того или иного речевого жанра. То, что свойственно одному жанру, часто не может быть использовано в другом. В частности, важно понимать различие

    между жанром квалификационных и неквалификационных сочинений. Типичная ошибка начинающих исследователей состоит в том, что они полагают, что способы и композиция изложения, к которым они прибегали в своих курсовых, дипломных, диссертационных сочинениях может быть без изменений перенесено в тексты других жанров, например в доклад или статью. Между тем это не так, Например, если во введении к квалификационному сочинению обязательно надо указать цель, задачи, метод работы, то в докладе или статье это делать в той же форме совершенно необязательно, а иногда даже и излишне. Однако это правило сплошь и рядом нарушается, и часто, например, во вступлениик своему докладу, начинающий исследователь берется монотонно перечислять цели и задачи работы, чем с самого начала нагоняет на слушателей тоску, поскольку они сразу чувствуют, что им просто зачитывают кусок из курсовой или дипломной работы.

    Итак, нормы построения речевого жанра не менее важны, чем общие нормы стиля.

    Этому постулату важно следовать неукоснительно.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта