Западноевропейского средневековья
Скачать 4.48 Mb.
|
Глава V ЖЕНЩИНА И ТРУД § 1. Женский труд в деревне В этой главе речь пойдет об экономической деятельности женщин различных социальных слоев в истории средневековой Европы. На протяжении всей долгой истории средневековья основные трудовые обязанности женщины-крестьянки сохранялись практически неизменными. Крестьянка вместе с мужем трудилась как на господском, так и на своем поле: сеяла, жала, косила, сушила и транспортировала сено, выполняла многие другие сельскохозяйственные работы. Вероятно, нельзя сказать, что она разделяла с мужем нелегкий полевой труд в полной мере — самые тяжелые работы возлагались на мужчин. К мужским занятиям относились прежде всего пахотные работы; когда мужчина шел за плугом, то женщина, если она принимала участие в пахоте, могла вести тягловое животное. Такое разделение сельскохозяй- ственного труда на "мужские" и "женские" занятия существовало во время сенокоса, в период уборки урожая. Например, при сенокосе делом мужчин было косить или жать, а обязанностью женщин — сгребать сено или собирать колосья, сметать их в стога и связывать в снопы (Габдрахманов, с. 188, 190). Женщины, главным образом незамужние, батрачили — особенно во времена войн, когда наиболее остро ощущался недостаток мужской рабочей силы. Средняя зарплата батрачки была обычно ниже, чем у мужчины, например, во Франции в XIV веке женщина получала лишь около 70 % от суммы оплаты труда мужчин (Shaher, Глава V 92 p. 243). Иногда, правда, нужда в рабочих руках была особенно велика (после чумы, например, женщины не только убирали урожай, но и мостили камнем дорогу); тогда женщины получали заработную плату наравне с мужчинами. Полевые работы составляли лишь часть трудовых обязанностей крестьянки. Помимо этого она ухаживала за домашним скотом, работала в своем огороде, содержала дом. Крестьянка не только стирала, готовила, шила, кормила и воспитывала детей, но и выполняла работы, связанные с особенностями сельской жизни, например, собирала дрова для домашнего очага и поддерживала в нем огонь, относила зерно на мельницу и т.д. (Labarge, p. 157). Жители деревни, за исключением зажиточных, не покупали одежду в городе; на женские руки возлагались все стадии ее изготовления. То, что текстильные ремесла были производством женским, доказывает структура оброка, выплачиваемого мужчинами и женщинами. Типично женскими оброками являлись поставки пряжи, кусков полотна, рубах (мужскими — поставки железа, дров, дранки, пиломатериалов и др.) (Габдрахманов, с. 189). Постепенное вовлечение деревни в товарно- денежные отношения проявлялось также в том, что и многие продукты деревенского ремесла изготовлялись не только для потребления, но и на продажу. Женскими ремеслами в деревне, кроме изготовления одежды, считались производства мыла, хлеба, сыра и масла; женщины часто делали и пиво. Однако все эти производства были для крестьянки лишь вспомогательным занятием, основным же ее трудом оставалась работа в поле и дома. Женщина и труд 93 § 2. Женское ремесло и средневековый цех Появление и развитие городов серьезно изменило общую структуру женского труда; женщины вовлекались в ремесленное производство, в котором оставили заметный след. Интерес для нас представляет прежде всего вопрос о том, насколько широкой была сфера приложения женского труда и какова была степень вовлечения женщин в цеховое ремесло. Сословный статус горожанок, будь то жены богатых купцов, королевских чиновников, мелких торговцев, ремесленников или женщины, которые самостоятельно занимались производством товаров или услуг, был одинаков: все они относились к третьему сословию. Однако экономическое положение, образ жизни и специфика занятий женщин различных слоев городского населения различались существенно. Богатые горожанки по этим показателям приближались к аристократкам. Их экономическая деятельность, как правило, заключалась в управлении домашним хозяйством и поместьем. Основная же масса женского населения городов была вынуждена сочетать домашний труд и непосредственное производство товаров и услуг. В наибольшей степени это справедливо в отношении одиноких женщин (вдов и незамужних), которых в средневековой Европе было много в силу социально- демографических причин. Если для знатных девушек и богатых горожанок в ситуации нехватки женихов альтернативой несостоявшемуся замужеству был монастырь, то бедным горожанкам приходилось работать. Нужда заставляла и замужних женщин искать дополнительный доход к заработку супруга; причем их трудовая активность часто поддерживалась и даже инициировалась мужьями. Иногда, правда, женщины шли работать не из-за недостатка средств. Так, англичанка Маргарита Кемпе (1373—1440), впоследствии ставшая известным английским мистиком, в один из периодов своей Глава V 94 интереснейшей жизни была едва ли не лучшим пивоваром в городе. Она говорила, что работала затем, чтобы никто не мог сравниться с ней в элегантности одежды (Shaher, p. 195); имея 14 детей, она скучала и искала занятия вне дома. Женщины занимались ремеслом в различных регионах Англии, Германии, Испании, Италии, но самая большая степень участия женщин в городской экономике приходилась на Францию. По Парижской налоговой переписи 1292 года среди всех облагавшихся налогом доля женщин составляла 15,4% (включая ремесленниц и вдов чиновников и купцов); по переписи 1313 года — 11,6 % (Herlihy, 1990, p. 135). В числе официально дозволенных для женщин ремесел по королевскому декрету 1364 года были различные стадии производства шерсти, шелка и льна (традиционные женские занятия начиная с раннего средневековья), пивоварение, выпечка хлеба, некоторые торговые виды деятельности, проституция. В действительности же сфера женского труда была значительно шире. В той же переписи 1292 года упоминались 172 профессии, которыми владели женщины (мужских профессий было, для сравнения, 325); в 1313 году эти цифры составляли соответственно 130 и 276 (Herlihy, 1990, p. 143). О структуре женской трудовой занятости позволяют судить такие цифры: 197 женщин работали в качестве прислуги, 50 занимались торговлей вразнос, 46 были портными, 38 — прачками, 20 занимались работами по шелку, 13 были цирюльницами, 12 — нянями. Данные переписи 1313 года показывают похожую картину (Herlihy, 1990, p. 146). Перечислим еще несколько наиболее распространенных среди женщин средневекового города занятий: изготовление свечей, обуви, одежды, галантерейных (например, шляпок, перчаток) и скорняжных товаров, скобяных изделий (иголок, булавок, ножниц и ножей), продуктов питания. Они держали постоялые дворы, таверны, были Женщина и труд 95 ювелирами, менялами, уличными торговцами, мойщиками, привратниками, банщиками, акушерками, врачами, мельниками, иллюстраторами книг, переплетчиками и позолотчиками, жонглерами, музыкантами и акробатами. Сохранились упоминания даже о женщинах-кузнецах и каменщиках (Labarge, p. 151—152; Shaher, p. 191—192; Herlihy, 1990, p. 143). * * * В средневековом обществе, как известно, каждый человек жестко контролировался соответствующей корпорацией. Сфера труда не была исключением. Одной из основных средневековых корпораций, регламентировавших эту сторону жизни, был цех. Цехи бурно развиваются в средневековой Европе с XIII века. Для нас важно выделить те цехи, в которых трудились и мужчины, и женщины; те, в которых работали преимущественно последние; и те, куда доступ им был закрыт. Согласно Парижской налоговой переписи 1292 года, 6 цехов из 120 во французской столице конца XIII века были чисто женскими; к их числу относились прежде всего цехи с традиционными женскими ремеслами — например, прядение и шелкопрядение, златоткачество, производство изящных сумок, накидок для головы (Shaher, p. 191). (Не случайно в словаре латинского языка парижского учителя XIII века Гарланда, с помощью которого ученики могли учить латинские слова из бытовой сферы, среди предметов, ассоциируемых с женщиной, названы иголка, ножницы, веретено, наперсток; Herlihy, 1990, p. 94—95.) Организация таких гильдий не отличалась от устройства мужских цехов. Приведем в пример статут цеха шелкопрядения и шелкоткачества (Париж, XIII век), в котором устанавливались обычные для всей цеховой организации ремесла нормы: 1) мастером цеха женщина может стать только в том случае, если она уже практикует один год и один день после окончания своего ученичества; 2) женщина-мастер не может брать более Глава V 96 двух учеников одновременно, и лишь один из них может быть ее родственником; 3) ни женщина-мастер, ни простая работница не может работать ночью и в праздники; 4) женщина-мастер должна тщательно следить за качеством продукции; если же оно не отвечает стандартам, то продукцию следует сжечь (Women’s Lives, p. 194—195). Женщина могла стать и членом такого ремесленного цеха, который не являлся специфически женским. Подобных, "смешанных", цехов было большинство; во французской столице конца XIII века женщины допускались в 80 из 120 цехов (Shaher, p. 191). Примером таких цехов являлись ткацкие. Уставы смешанных цехов обращаются к представителям обоих полов: так, устав цеха банщиков призывает держателей бань — и мужчин, и женщин — соблюдать определенные правила и не зазывать в бани до вечера, не пускать в бани прокаженных, проституток и т.д. (Women’s Lives, p. 197). Для женщины существовало несколько путей в полноправные члены цеха. Во-первых, это несколько лет ученичества. В Парижском статуте 1407 года устанавливалось, что отец обязан снабдить деньгами свою дочь: если он богат и знатен, то для того, чтобы выдать ее замуж или отдать в монастырь; если это простой горожанин — чтобы выдать замуж или отдать в обучение ремеслу. Во-вторых, это замужество. Вышедшая замуж за ремесленника девушка обычно обучалась ремеслу и помогала мужу вместе с детьми; некоторые цеховые предписания не только допускали, но даже требовали этого (Women’s Lives, p. 196). Впрочем, чаще женщина помогала мужу, не будучи членом цеха. Стать таковым она могла, лишь овдовев; в этом случае вдова наследовала привилегии мастера, в том числе и право обучать учеников. Когда же она выходила замуж вторично, то сохраняла свое положение в цехе только в том случае, если ее новый муж был членом этого же цеха Женщина и труд 97 (см., напр., Устав гильдии сукновальщиков о правах вдов; Women’s Lives, p. 196). В целом, работа женщины в рамках цехового ремесла была правилом во всей Франции. В Тулузе, например, в XIII веке женщины были активны в 5 цехах. Работали женщины в цехах и в Испании — в Барселоне в первой половине XIV века они могли быть полноправными членами многих цехов, и в том числе имели право обучать учеников. Для остальной же Европы более характерна работа средневековой горожанки вне цеха. Так, в Англии в руках женщины сосредотачивались традиционно женские ремесла (прядение, златоткачество и некоторые другие), но свидетельств о ее членстве в каком-либо цехе сохранилось гораздо меньше. В итальянских городах женщина работала в цехе, не будучи его полноправным членом; например, во Флоренции женщины в производстве льна были неполноправными членами гильдии. В Болонье их принимали лишь в цехи чесальщиц и прядильщиц (Herlihy, 1990, p. 95—96). То, что женское ремесло не всегда имело цеховую организацию, может быть объяснено двумя основными причинами: во-первых, оно могло быть у женщины лишь побочным, не основным занятием; во-вторых, цеховую организацию женского ремесла ограничивали городские власти. Например, женщинам категорически запрещалось работать с гобеленами, что мотивировалось вредом для организма женщины, особенно беременной (Shaher, p. 197). Однако реальная причина такой политики была, видимо, в другом — женщины создавали ненужную в условиях корпоративного средневекового общества конкуренцию мужчинам. Так, власти Бристоля обвинили работающих женщин в том, что многие мужчины не могут найти средства к существованию. И в цехах, и вне их женщины работали за меньшее вознаграждение (например, в XIV веке в Англии их зарплата составляла от 68 до 75 % от мужской), что Глава V 98 снижало цену рабочей силы. Мужчины, часто не будучи в состоянии найти работу, проявляли недовольство и требовали наложить ограничения на ремесленный труд женщин (Shaher, p. 198—199). Ремесленники в цехе старались не допускать в свои ряды женщин; в одних гильдиях им вообще запрещалось работать, в других нельзя было работать за заработную плату, в третьих — нельзя было работать замужним, в четвертых, напротив, — незамужним и так далее. Процесс ограничения доступа женщины в цехи начался еще до Черной смерти, в XIV веке, и усилился в следующем столетии, причем это была общеевропейская тенденция. Запреты касались прежде всего наиболее престижной и высокооплачиваемой работы. В Париже к 1450 году пять женских гильдий были реорганизованы и превращены в преимущественно мужские корпорации. И если по переписи 1313 года женщины составляли 7,7 % от всех глав домохозяйств с занятиями, облагавши- мися налогами, то в XV веке их число сократилось до 2,8 %. В Генте в 1374 году было ограничено участие в производстве жен валяльщиков сукна; в Бристоле в 1461 году коммунальное правительство запретило ткачам нанимать жен и дочерей (Herlihy, 1990, p. 176—180). Теперь женщина, овдовев, могла лишь завершить начатую мужем работу — брать учеников, закупать новое сырье ей уже запрещалось; ее прошение о разрешении продолжить дело мужа рассматривалось и решалось в индивидуальном порядке в зависимости от ее возраста, количества иждивенцев, репутации, качества продукции и других обстоятельств (Wiesner, p. 7). * * * Медицина — еще одна сфера профессиональной деятельности женщин, на которой нельзя не остановиться особо. Медицинские знания включались в образование знатной женщины: ее обычно учили лечить те травмы, с которыми муж мог прийти с войны или охоты Женщина и труд 99 (например, она умела обработать и перевязать рану, наложить шину на сломанную кость) (Labarge, p. 170). До XII века центрами врачевания были монастыри, поэтому все монахини также обладали необходимыми для оказания помощи медицинскими навыками. Примером может служить Хильдегарда Бингенская, которая в стенах монастыря занималась врачеванием. В деревне уходом за больными и врачеванием занимались знахарки, "мудрые женщины", в мастерстве которых соединились древнее знание лекарственных трав и растений, практический опыт и элементы магии. Не удивительно, что их нередко обвиняли в колдовстве, а загадочные смерти приписывали ворожбе. С ростом городов и университетов центр врачевания и ухода за больными перемещается из монастыря в город, и медицина становится по преимуществу светским занятием. Стать врачом женщине было очень трудно, поскольку она не могла учиться в университете и получить диплом, дававший право на частную практику. Однако случаи, когда городские власти все же давали женщинам лицензии, были не столь уж редкими. Первыми упоминаемыми женщинами-врачами были Гельвидия (свидетельство от 1136 года) и Лауретта (Labarge, p. 174). Всего сохранились свидетельства о 121 женщине-медике во Франции, среди них были врачи, няни, акушерки (Labarge, p. 181). Женщины-лекари чаще учились своему ремеслу на практике, работая с отцом или мужем. В этот период врачевание рассматривалось как ремесло — подобно всякому другому, организованному в цеха. Некоторые из таких женщин знали латынь и расширяли свои познания за счет медицинских трактатов. Есть свидетельства, что в медицинской школе Салерно учились врачебному искусству несколько женщин. Возможно, среди последних была знаменитая Тротула из Салерно (между сер. XI и началом XIII в.). Ей приписывается медицинский трактат, от которого ведут историю Глава V 100 средневекового акушерства, "О болезнях женщин до и после деторождения и в период вынашивания"; о его популярности говорит тот факт, что только во второй половине XVI века он выдержал 11 изданий. О том, что женщинам принадлежала заметная роль в средневековой медицине, свидетельствует и то, что факультет медицины Парижского университета неоднократно обвинял женщин в незаконном врачевании. В 1271 году он настоял на обязательном лицензировании деятельности врачей и проверке их знаний на экзаменах. Однако врачи с лицензиями не могли справиться с работой и удовлетворить спрос на соответствующие услуги (Herlihy, 1990, p. 114), и парижские городские власти продолжали выдавать лицензии женщинам. Поскольку официально женщине было запрещено заниматься медициной, то каждая обосновывала право врачевать своим реальным умением, а не дипломом и правами. (Wiesner, p. 9—10). После 1200 года во Франции из 7647 известных практиковавших врачей женщин насчитывалось 121 (1,6 %); треть из них были акушерки и няни, занимавшиеся уходом за больными (Herlihy, 1990, p. 113). Последнее объясняется тем, что дипломированные доктора-мужчины лишь исследовали пациента и назначали ему лечение; уход же за больным, а также, во избежание всевозможных скандалов, родовспоможение они предоставляли другим — женщинам-врачам, акушеркам и цирюльницам. Так, по налоговой переписи 1292 г. в Париже насчитывалось 2 женщины-цирюльницы, 2 повитухи, 5 женщин, которые занимались одновременно врачебной практикой и уходом за больными (Labarge, p. 175). Стать акушеркой можно было, лишь выдержав соответствующий экзамен, проводившийся назначенным городскими властями врачом. Акушерок даже освобождали от налогов и назначали пенсию в знак особого уважения к их профессии. Возможно, некоторые из акушерок были знакомы с трудами по гинекологии, поскольку эти работы были написаны, как правило, не Женщина и труд 101 на латыни, а на родном языке и адресованы не докторам, а занимавшимся этой практикой грамотным женщинам. В своей практике повитухи часто прибегали к магии (используя, например, особые пояса или камни) — не случайно они, как и знахарки, нередко обвинялись в колдовстве (Labarge, p. 179—181). Таким образом, сфера ухода за больными и акушерская помощь были практически сферой женского труда. * * * Торговля телом являлась для женщин одним из дозволенных и широко распространенных занятий. Даже города с населением в 500—1000 жителей имели свои публичные дома (Блох, c. 471). В городах побольше этим промыслом занимались многие. Например, в XV веке в Дижоне, столице графства Бургундия с населением около 10 000 человек, имелось более сотни проституток, большая часть из которых работала в публичных домах и в общественных банях (Labarge, p. 199). Отношение к проституции в средние века не было однозначным. С одной стороны, она, разумеется, осуждалась в христианстве как тяжкий грех. Более того, в силу специфики средневекового отношения к сексуальной сфере, к женской природе вообще негодование, традиционно направляемое обществом против жриц любви, распространялось на многих других женщин. К III веку получил широкое распространение взгляд, согласно которому проститутками считались все женщины, которые вступали в интимные отношения, не имея цели зачать ребенка (Cleugh, p. 132). C другой стороны, церковь видела в грешницах-проститутках потенциальных святых; она неоднократно канонизировала бывших проституток, обращенных в истинную веру, подчеркивая величие подвига женщин, осознавших бездну своего падения и сумевших стать на путь истинный; среди таких женщин — святые Мария Магдалина, Мария Египетская, Пелагея. Образы Глава V 102 бывших проституток, ставших святыми, и слова Писания "Кто сам без греха..." заставляли общество быть более благожелательным к падшей женщине. Не случайно появляется взгляд на проституцию как на ремесло, которое при определенных условиях следует оправдать. Автор одного трактата XIII века указывает, что публичные женщины трудятся как купцы; только продают они не товар, а свое тело — поэтому по стандартам мирской справедливости они не грешат, получая плату. Вот если проститутка получает удовольствие от своего труда, тогда и она сама, и прибыль ее бесстыдны (Shaher, p. 209). Первоначально проституция была локализована при дворах, усадьбах аристократов, а с XIII века оформляется, как и прочие ремесла — по цеховому образцу. Она регулировалась уставами и статутами; нередко жрицы любви имели своих покровителей-святых. Такие цеха существовали в виде института публичных домов уже в XII веке в Италии, Франции, Германии, а со следующего века также в Англии и Испании. Замаскированными борделями были бани, а зачастую и цирюльни. Продолжала существовать и так называемая "вольная", внецеховая проституция, которая подвергалась постоянным гонениям со стороны властей. Центрами проституции были крупные города, в которых скапливалось большое количество неженатых или надолго оторванных от дома мужчин: морские и речные гавани, где было множество торгового люда, купцов, прибывших издалека и часто надолго; места паломничества, куда стекались пилигримы (например, Рим); университетские центры, поскольку студентам было запрещено жениться в период обучения, — не случайно университетское начальство вело постоянную борьбу с проститутками, периодически изгоняя их из домов и приютов, расположенных рядом со студенческими бурсами. Так, в Кельне в 1392 году студентам и магистрам было запрещено "шататься по Женщина и труд 103 ночам", "предаваться разврату" и часто посещать кабаки. Управляющий бурсой должен был следить, чтобы студент не выходил из нее ночью без разрешения магистра (Блох, c. 475). Часто посещали "веселые дома" подмастерья, также лишенные возможности заводить семью на период своего ученичества; услуги же проституток стоили недорого. Наконец, постоянными клиентами борделей являлись лица духовного звания, и то, что церковь вела постоянную борьбу с визитами священнослужителей в публичные дома, говорит о том, что подобная практика не была редкостью (Блох, c. 474). Проститутки искали клиентов в трактирах, харчевнях, банях, цирюльнях. Девиц легкого поведения было множество на праздниках, куда их часто приглашала городская администрация для увеселения публики (Фукс, c. 399). Они обычно сопровождали армию в военных походах. Когда Карл Смелый в 1474—1475 годах осаждал Нейс, в его армии находилось несколько сот публичных женщин (Блох, c. 486). В городах ремесло проституток существовало под строгим контролем и надзором со стороны администрации. Бордели являлись собственностью города или князя, которые сдавали их в аренду и часто предоставляли своим публичным домам привилегии. Частные бордели были исключением, они становились объектом преследования со стороны властей. Такая регуляция имела несколько причин. Во-первых, проституция приносила постоянный доход городской казне. Например, парижские проститутки в конце XIV века облагались налогом в 58 су в год, маркитантки, следующие за армией, — 28 су в неделю; заработок служанки, для сравнения, в это время составлял 30 су в год (Labarge, p. 198). Доход от домов терпимости, сданных городом в аренду, поступал не только в городскую, но и в княжескую казну или в церковную кассу (Фукс, с. 393). Глава V 104 Во-вторых, власть не могла не держать это ремесло под жестким контролем, поскольку проституция часто шла рука об руку с преступностью. Городской совет часто проводил проверки в борделях. За нарушение норм цехового устава (например, если в бордель привели женатого мужчину) хозяйку публичного дома или саму проститутку наказывали денежным штрафом, кнутом, клеймением, отрезанием носа, выставлением у позорного столба (Блох, с. 531—532). Чтобы этот контроль был эффективным, городской совет предписывал "жрицам любви" жить компактно, в одном месте, часто под стенами города (в Лондоне, например, место проживания проституток было локализовано "по ту сторону Темзы") (Women’s Lives, p. 212—213). Во многих городах (Страсбург, Париж, Гамбург, Неаполь) существовали целые "веселые" улицы и кварталы (Блох, c. 500). В 1311 году консул Венеции настаивал, чтобы проституток не было рядом с курией и с резиденцией прелатов (Labarge, p. 199). Власти обязывали проституток носить особый знак, чтобы отличить их от лиц других профессий (что, кстати, вызывало постоянные протесты со стороны публичных женщин). В Авиньоне XIV века, например, это была красная тесьма или лента на плече (Labarge, p. 200), в Берне и Цюрихе — красная шапочка, в Аугсбурге — зеленая вуаль, в Вене — желтый шарф на плече (Блох, с. 534). Права и обязанности проституток регулировались специальными статутами. Среди обязанностей была своевременная и точная уплата налогов в городскую казну и всех выплат владельцу заведения. Публичным женщинам запрещалось иметь любовника, принуждать клиентов, приводить их в свои спальни во время церковной службы или заседаний парламента (Labarge, p. 200—201). Вместе с тем статуты отразили и заботу средневекового общества о падших женщинах: об их здоровье, о покое в доме, отдыхе, честном вознаграждении, о возможности возврата к праведной Женщина и труд 105 жизни после уплаты хозяину соответствующих выплат (Блох, с. 506—507). Правила включали санитарные предосторожности. Кстати, и церковь, осуждая проституток за грех, постоянно провозглашала, что нельзя препятствовать им посещать службу по воскресеньям или по праздникам (Shaher, p. 208); во многих дидактических произведениях церковных авторов утверждалось, что проститутки имеют право сохранить свои деньги, нажитые неправедным трудом. Прием в публичный дом регулировался статутами, обращенными к его содержателю или содержательнице. Так, запрещалось брать замужних, больных, беременных, несовершеннолетних, а также одиноких женщин без их желания (Labarge, p. 201). Предпочтение следовало отдавать иногородним и одиноким девушкам. Основная причина обращения к такому виду ремесла была традиционной — бедность; не случайно, среди проституток преобладали cлужанки и бедные вдовы, оставшиеся с маленькими детьми. В поисках дополнительного источника существования проституцией занимались и замужние женщины. Нередко женщин подталкивало к проституции и мужское насилие (Labarge, p. 202). В редких случаях в бордель отдавали своих дочерей и жен за долги (Блох, с. 506). В XIV веке к этому промыслу пришлось прибегнуть тем женщинам, которые были вынуждены покинуть совершенно обедневшие дома бегинок (Блох, c. 473). Жизненный путь публичных женщин был разным. Одни после тридцати лет выходили замуж с приданым, заработанным своим ремеслом. Другие продолжали дело, нередко становясь хозяйками борделей. Третьи осуждались за различные преступления — в условиях определенных ограничений проституток в правах их было легче обвинить в воровстве, убийстве, колдовстве, притом что сами они не имели права обвинять других в совершении преступления; лишенные защиты закона, Глава V 106 они чаще других становились жертвами насильников и убийц. * * * Еще одна социально незащищенная и очень многочисленная группа — это домашняя прислуга. Служанками работали, как правило, горожанки из беднейших слоев и выходцы из деревни, которые предпочитали такую работу наемному труду в сельской местности (Shaher, p. 204). Оплата труда прислуги была ниже, чем работающего горожанина (настолько ниже, что служанки даже освобождались от налогов), но выше, чем сельскохозяйственного рабочего, и деревенская девушка могла за несколько лет работы служанкой скопить себе на приданое и выйти затем замуж. Например, в 1350 году во Франции максимальные заработки служанок в доме были 30 су в год, тех, кто ухаживал за животными, — 50 су, кормилицы — 50 су, и если она держала дитя у себя — 100 су (Shaher, p. 204). Многие юные девушки могли наниматься в служанки даже не за денежное вознаграждение, а под гарантию господина выдать их замуж после определенного срока работы. Нередко девочки начинали работать в господском доме уже с 8-9 лет (Goodish, p. 122). Избыток дешевой прислуги на рынке труда объясняет тот факт, что служанок могли содержать в домах все слои городского населения: и представители городской верхушки, у которых счет прислуге велся на десятки, и небогатые подмастерья (Shaher, p. 204). Каковы были обязанности служанки в доме? В состоятельных домах, где было множество прислуги, обязанности ее обычно делились: там были горничные, служанки на кухне, во дворе, служанки, занимающиеся сельскохозяйственным трудом — работой в саду или в поле и ухаживающие за домашним скотом. В одном из трактатов XII века описываются некоторые обязанности молочницы: "Служанка-молочница... не должна пускать никого из посторонних на ферму. Ее обязанность — доить корову, Женщина и труд 107 делать сыр и масло, заботиться о птице и держать отчет перед управляющим имением... Если же у нее останется еще свободное время, тогда она может веять зерно, поддерживать огонь, а также делать другие подобные работы" (Women’s Lives, p. 182). Статус служанки в доме был низок. Она оказывалась практически беззащитной перед лицом хозяев — ее могли необоснованно обвинить в воровстве, она часто становилась объектом сексуальных домогательств хозяина (Goodish, p. 118). * * * Можно с уверенностью заключить, что сфера приложения женского труда была весьма широка; средневековые женщины работали рука об руку с мужчинами в большинстве производств. Вместе с тем, безусловно, существовали серьезные ограничения на труд женщин и степень вовлечения их в процесс производства различалась в зависимости от периода и региона. |