Главная страница

философия. История философии (очн) (1). Значение термина философия


Скачать 6.65 Mb.
НазваниеЗначение термина философия
Анкорфилософия
Дата12.04.2022
Размер6.65 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаИстория философии (очн) (1).ppt
ТипДокументы
#468132
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Философия Уильяма Оккама


Нет никаких общих сущностей, значит, нет и никаких необходимых связей, вытекающих из них. Познавать можно только единичные предметы. Но не «что» они есть по сущности, а «как» они ведут себя в конкретных условиях.
Нет необходимого, логически вытекающего из сущностей, знания. Все гипотезы равноправны и должны контролироваться в опыте и эксперименте.
«Бритва Оккама»: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», «Сущности не следует умножать без необходимости» -данный принцип способствовал развитию эмпирических методов познания и росту научного знания.

Значение философии Средневековья:


именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры;
религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества;
мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии;
философия Средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
XIV-XVI вв.


Основные направления:
Гуманистическая философия (Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Пико дела Мирандола, Пьетро Помпонацци, Мишель Монтень)
Натурфилософия (Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно)
Политическая философия (Николо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла)


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Природа божественна, она – носительница гармонического разумного начала, а Человек – её самое совершенное проявление
Человек есть Личность – самоценная, свободная, универсальная и творчески активная, не зависимая от сословной иерархии
Любовь и Благо – основа человеческих отношений


ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА (лат. humanus – «человеческий») :


Рафаэль «Портрет Балдасаре Кастильоне»


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


«Тогда решил бог, что человек будет творением неопределенного образа, и поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному усмотрению, согласно своей воли и решению. Образ прочих творений заключен в рамки установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, создашь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я помещаю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире».


ПИКО делла МИРАНДОЛА
«Речь о достоинстве человека» (1486)


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


«Пантеизм» означает «всебожие». Христианский бог здесь утрачивает свой трансцендентный, личный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.
Например, идея совпадения бога как «бесконечного максимума» и природы как «ограниченного максимума» у Н.Кузанского.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Николай Кузанский:
понятие «развёртывания» для характеристики процесса перехода от Бога к миру как постепенный процесс развертывания из Бога того, что содержится в нем в свёрнутом виде. Например: линия – развертывание точки, время – развертывание мгновения, мир – развертывание собственной сущности, свернутой в Боге.
У Кузанского впервые встречается термин «эволюция» ≡ «развёртывание».


Однако, Бог, развертывая себя в мире, никогда не исчерпывает до конца свою сущность. Таким образом, развертывание – бесконечный, а не временный процесс. Нет единовременного творения из ничего!
Отсюда важнейший вывод: мир безграничен, а значит – безгранично познание! → Земля не является центром Вселенной, ибо у Вселенной вообще нет центра, она безгранична.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Николай Кузанский:
Человек есть микрокосмос (минимум), подобный божественному макрокосмосу (максимуму): природа человека «стягивает в себе всю Вселенную; это полнота совершенства».
Поэтому личность божественна и универсальна, т.е. бесконечна в своих возможностях.


Рафаэль
«Автопортрет в образе Христа»


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473—1543): преодолевает геоцентризм Птолемея.
Птолемей — известный александрийский астроном, живший во 2 веке. У него в центре мира находится неподвижная Земля. Вокруг нее движутся Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн (других планет в то время не знали). Геоцентрическая система оставалась общепризнанной до начала XVII в.
Систему мира Коперника стали называть гелиоцентрической, чем подчеркивалось центральное положение Солнца в ней.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Вселенная едина, безгранична и неподвижна
Центра Вселенной не существует
Во Вселенной существуют бесчисленные миры, они конечны
Строение Вселенной однородно → это материя
Материя состоит из атомовабсолютных материальных минимумов, которые обладают внутренним движением и определяют всё в мире
Сама материя – активное, творческое начало, преисполненная жизненных сил, материя сама в себе содержит все формы; материя – «богиня», подобная богу, а не тождественная с ним (радикальный натуралистический пантеизм )
Гипотеза о существовании других планет Солнечной системы
Возможно существование жизни и разума в других мирах


ДЖОРДАНО БРУНО:


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ:
Переход от феодализма к капитализму и ранние буржуазные революции
Развитие математики и экспериментального естествознания (гидростатики, механики, оптики и др.)


НАУКОЦЕНТРИЗМ философии Нового времени:
В Средние века философия выступала в союзе с богословием
В эпоху Возрождения – с искусством
В Новое время философия опирается на науку → главными вопросами становятся вопросы познания и метода (гносеология и методология)


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Нового времени:


ЭМПИРИЗМ:
признаёт опыт единственным источником достоверного научного знания. Ориентируется на естественные науки. Противостоит рационализму и мистицизму.


РАЦИОНАЛИЗМ:
признаёт разум (логическое рассуждение) основным источником познания и критерием его истинности. Ориентируется на математические науки.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII век): Англия, Франция, Германия, Россия


Задачи Просвещения:
Социально-политические и экономические: борьба против феодализма, а именно против абсолютизма, против феодального права и морали, против сословных привилегий, против крепостничества, против провинциальной раздробленности, против зависимости государства от церкви
Идеологические: выработка программы преобразования общества на разумных основаниях, принципах свободы, равенства, братства и её осуществление
Антирелигиозные: борьба против религии и влияния Церкви.
Философские: борьба против схоластики и ее догматизма.
Научные: пропаганда и популяризация передовых естественнонаучных идей.
Педагогические: воспитание и образование правителей и народа, развитие личности. Необходимые условия для развития личности ― равенство, свобода, братство.
КОНЕЧНАЯ задача просветителей → Утверждение и укрепление идеи безграничных возможностей человеческого разума. Преобразование общества на началах разума и справедливости.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Два пути переустройства общества:


Исторический оптимизм эпохи Просвещения → вера в возможность изменить человека и общественную жизнь к лучшему по законам разума.
Утопизм Просвещения → Ориентир – «естественное, природное» состояние человека (без частной собственности, социального неравенства, угнетения, общественных пороков).


2) «руссоизм» ― революция и установление республиканского демократического правления


1) «вольтерианство» ― путь постепенных реформ, не затрагивающих монархии, создание «просвещенной монархии»


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ:
концепция человека
Естественные склонности человека – чувство самосохранения, стремление к удовольствию и избегание страданий, индивидуализм, доброта. Все люди равны по своей природе (поэтому человек выходит абстрактным, метафизическим).
Ко злу и несправедливости приводит искажение и ущемление природного начала в человеке.
Человек – сложная одушевленная машина. Разум – тоже механическое явление. Это результат совершающихся в человеческом механизме движений.
Фатализм, отрицание случайности и свободы воли: ни одно решение воли, ни один поступок не может произойти без какого-либо мотива, побуждения, обусловленного, в свою очередь, состоянием организма человека. Воля – такой же необходимый результат побуждений, как боль – результат удара.


Ж.О. де Ламетри


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Метафизический и механистический материализм во взглядах на природу + жесткий детерминизм (нет ничего случайного)
Идеализм во взглядах на историю и общество → только с помощью просвещенного разума возможно преобразование мира


ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ: онтология и гносеология


ДЕИЗМ – отвергается идея личного Бога, не признается отождествление Бога и Природы (пантеизм), Бог определяется только как перводвигатель, отвергается возможность вмешательства Бога в процессы природы, дела людей и ход истории. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.


СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ


Основные черты:
Превращение проблемы человека в центральную проблему философствования.
Претензия на надпартийность и на снятие противоположности идеализма и материализма.
Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их взаимопонимания.
Меняется категориальный аппарат философии. Вместо привычных метафизических категорий появляются совершенно новые понятия, отражающие самоощущения субъекта и уникальные ситуации.
Плюралистичность, выражающаяся в возникновении и трансформации многочисленных полемизирующих друг с другом направлений и школ, имеющих свою проблематику, методы и способы мышления, свой понятийный аппарат и т. д.
Противоречивость отношения к науке: «сциентизм» (позитивизм, структурализм и др.) и «антисциентизм» («философия жизни», экзистенциализм, философия психоанализа и др.)
Утрата социально-исторического оптимизма.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: позитивизм (от лат. Positivus – положительный) – сциентистски ориентированное направление в философии XIX – первой половины ХХ вв. и утверждающее допустимость только «положительного», а не спекулятивного знания.


Познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации.
Вся прежняя, традиционная философия как догматическая и метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука – сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки.
Примат науки: нам известно лишь то, что сообщают науки. Наука есть средство познания и преобразования мира.


Особенности классического позитивизма (Огюст Конт):

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта