Главная страница

философия. История философии (очн) (1). Значение термина философия


Скачать 6.65 Mb.
НазваниеЗначение термина философия
Анкорфилософия
Дата12.04.2022
Размер6.65 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаИстория философии (очн) (1).ppt
ТипДокументы
#468132
страница1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ФИЛОСОФИЯ: историко-культурный аспект

Значение термина «философия»


Философия
(греч.)


Phileo - люблю


Sophia - мудрость


Любовь к мудрости


+


Мудрость


Умение видеть мир проблематичным
Понять смысл собственного существования
Понять смысл существования человеческого общества
Понять смысл исторических и культурных событий


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Сформировались первые научно-философские системы
Обозначилась противоположность материализма и идеализма
Развитие антропоцентризма - человек становится центральной проблемой философии
Источник европейского рационализма
Сформировался категориальный аппарат философии


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ― совокупность философских учений, развивающихся в Древней Греции и в Древнем Риме с 7 века до н.э. до 5 века.


ЗНАЧЕНИЕ античной философии как источника западного типа мышления, западной философии:


Онтологические проблемы решались в рамках космоцентризма:
картина мира, в которой центральное место занимает космос как материальный, сферически замкнутый, разумно организованный, гармоничный, одушевленный, божественный, внутренне изменчивый, прекрасный абсолют, познаваемый человеком.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


С другой стороны, формируется и антропоцентризм → человек становится «мерой всех вещей» (Протагор):


Человек является частью космоса, его проявлением. Поэтому он также обладает абсолютными космическими качествами, может быть совершенен физически и духовно.


Например, красота человека рациональна, разумна. Античные художники и скульпторы никогда не изображали смеха: человек, который не владеет собой (человек вне разума, вне воли), не мог считаться красивым.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ АНТИЧНОСТИ:


Милетская школа (7-6 вв. до н.э.) ― наивная материалистическая философия:
Стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики
Первыми стали исходить не из богов, а из природы как самодостаточной в своем существовании
Принцип сохранения – «из ничего не возникает нечто»
Искали архэ, т.е. первооснову, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Анаксимен: архэ – воздух, который в процессе разрежения и сгущения образует все вещества: воду, землю, камни, огонь. Воздух – это дыхание (πνεῦμα), обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.


Фалес: архэ - вода как самая «бесформенная» материя, стихия. Она же – опора суши. Вся природа одушевлена и живая, а всё живое питается влагой и состоит из нее. Из этого единого источника всё рождается постоянно. 


Анаксимандр: архэ - апейрон (беспредельное или неопределённое) - первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью (даже «водой»!), «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс:
строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании


Бытие (материя) вечно, сплошно, неподвижно, едино и неделимо
Пустота отождествляется с небытием, так что пустоты нет
Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»)
Бытие постигается разумом, а не чувствами, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину
Мнение представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство бытия.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Зенон - основатель диалектики как способа мышления, основанного на противоречиях:


Он впервые поставил перед наукой вопросы, которые являются важнейшими методологическими вопросами и по сей день:
как следует мыслить континуум - дискретным или непрерывным? состоящим из неделимых единиц или же делимым до бесконечности?
соответствуют ли формы мышления действительности, представление - реальности?
возможно ли в логически непротиворечивой форме (в понятиях) выразить эмпирический факт движения и многообразия вещей?


Апория «Дихотомия [деление надвое]»:
«Тело А никогда не достигнет точки В. Движение невозможно, т.к. прежде, чем дойти до конца какого-либо отрезка, надо пройти его половину, а прежде, чем дойти до конца половины, необходимо пройти четверть отрезка и т.д. до бесконечности. Движение не может ни начаться, ни закончиться».


Вывод: истинное бытие (сущность, необходимость, причина) и его чувственное восприятие не совпадают. Первое можно только мыслить. Мысль и восприятие не совпадают.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Огонь как наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий (архэ)
Логос как закон, поддерживающий мировой порядок, как единство противоположностей, как системообразующая связь
Взаимосвязь всего со всем
Вечный круговорот
Взаимопревращения
Противоположности (всё состоит из противоположностей)
Движение, изменчивость всего («panta rei», «нельзя дважды войти в одну реку»)
Борьба как источник рождения и изменения
Душа как «самообогащающийся логос» и в то же время материальна (имеет огненную природу: сухая – влажная)
Познание: чувственное восприятие и разум (логос) как критерий истины


ГЕРАКЛИТ Эфесский или Тёмный ― сочетание наивного материализма и диалектических идей:


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


СОФИСТЫ (мудрствующие) – платные преподаватели красноречия и философы в 5-4 вв.до н.э. (Протагор, Гиппий)


Человек считается мерой всех вещей: критическое отношение ко всему, необходимость проверки всякого утверждения. Любое знание должно быть обосновано, доказано человеком. Субъект – критерий истины.
Объективное, истинное познание недостижимо (агностицизм и познавательный релятивизм).Использовали в своих доказательствах софизмы.
Софизм – умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизм основан на преднамеренном нарушении правил логики (подмена посылок и понятий, тавтотолии, игра словами). Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Нравственный релятивизм: моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом.


Пример софизма: «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добро, тем лучше. Значит, лекарство нужно принимать как можно больше».


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


Сократ (ок. 469 г. до н. э - 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.


Любимое изречение Сократа «Познай самого себя» (написано на стенах храма Аполлона в Дельфах)
«Я знаю, что ничего не знаю»
Сократический метод – диалектика, искусство спора:
дать различные определения одному понятию с разных сторон. Так и рождается истина (майевтика – «повивальное искусство»):


Начинать надо с сомнения. При этом собеседники критически анализируют те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным.
Посредством выявления различных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого – его сущность, отделить объективное от субъективного.
Диалог как средство достижения истины: истина достигается сообща.
Здесь используется индуктивный метод доказательства


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


ПЛАТОН – основоположник объективного идеализма. Написал более 20 Диалогов, главным действующим лицом в них, как правило, является Сократ, обычно выражающий мысли самого автора.


Онтология Платона:
Существует два мира –
мир идей и мир вещей:


Беспредельный Покоящийся
Неизменный
Истинный
Совершенный
Организующий


Вторичный
Телесный
Временный
Изменяющийся
Чувственно воспринимаемый
Неистинный
Несовершенный


Материя бесформенна, пассивна, бескачественна (материал).
Материю Платон отождествляет с пространством, в котором заключена возможность любых форм.
Вещи причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют. Каждой идее соответствует множество конкретных вещей – их слабых копий. Мир идей – активное, формирующее начало. Идеи воздействуют на материю и образуют все вещи – формы.


ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


АРИСТОТЕЛЬ – первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.
Ученик Платона, критик его учения об идеях как самостоятельных сущностях.


В противоположность Платону Аристотель утверждает, что сущность заключена в самих вещах, что не существует всеобщего наряду и отдельно от единичного. В противном случае, замечает Аристотель, «должно будет существовать какое-то небо помимо чувственного неба, а также и солнце и луна, и одинаковым образом все остальные небесные тела. Но как же возможно отнестись с доверием к подобным утверждениям?». У Аристотеля идея (форма — по его терминологии) и вещь неразрывны.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта