Главная страница
Навигация по странице:

  • Нерациональные Рациональные Свидетельство Священного Писания Чудеса (коллективный мистический опыт)

  • Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога

  • Космологическое доказательство Телеологическое доказательство Каузальный вариант

  • Модальный вариант Космологическое доказательство Каузальный вариант

  • Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний – причина конечного.

  • Поскольку это очевидным образом ложно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

  • Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

  • Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.

  • Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.

  • Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.

  • Фома Аквинский. «Сумма теологии». Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства

  • Бертран Рассел. «Почему я не христианин». ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ

  • философия. История философии (очн) (1). Значение термина философия


    Скачать 6.65 Mb.
    НазваниеЗначение термина философия
    Анкорфилософия
    Дата12.04.2022
    Размер6.65 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаИстория философии (очн) (1).ppt
    ТипДокументы
    #468132
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога


    Нерациональные


    Рациональные


    Свидетельство Священного Писания


    Чудеса (коллективный мистический опыт)


    Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и т.п.)


    Онтологическое


    Космологическое


    Телеологическое

    Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога


    Онтологическое доказательство


    Бог как абсолютно совершенная сущность


    Космологическое доказательство


    Телеологическое доказательство


    Каузальный вариант


    Бог как первопричина (причина всех причин)


    Бог как безусловно необходимая сущность


    Бог как разумный устроитель мира


    Модальный вариант

    Космологическое доказательство Каузальный вариант


    … Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной.


    Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний – причина конечного.


    Поскольку это очевидным образом ложно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.


    Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Если в ряду производящих причин не станет начального члена, не станет также конечного и среднего.


    Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина, а с нею – и промежуточные, и конечное следствие.


    Фома Аквинский. «Сумма теологии».


    Если всё должно иметь причину, то должен иметь причину и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.


    Бертран Рассел. «Почему я не христианин».


    По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон – на черепахе; когда же индуса спрашивали: «А на чём же держится черепаха?» – тот отвечал: «Давайте поговорим о чём-нибудь другом».


    Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

    Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство


    Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.


    Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу.


    Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.


    Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.


    Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.


    Фома Аквинский. «Сумма теологии».

    Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства


    Неужели вы думаете, что если бы вас наделили всемогуществом и всеведением да ещё дали бы в придачу миллионы лет, чтобы совершенствовать созданный вами мир, то вы не смогли бы создать ничего лучшего, чем ку-клукс-клан и фашисты?


    Бертран Рассел. «Почему я не христианин».


    ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


    В средневековой философии остро стоял спор о соотношении духа и материи, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами.
    Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий: являются ли общие понятия вторичными, т.е. продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно?


    дерево


    дерево


    дерево


    дерево


    дерево


    или
    самостоятельно?

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта