философия. История философии (очн) (1). Значение термина философия
Скачать 6.65 Mb.
|
Анри БергсонДлительность и интуиция
Анри Бергсон
Феноменология (Эдмунд Гуссерль)Феноменология обращает наше внимание на «человеческий фактор» как ключ к тому, что реально существует. Феноменологическая установка — это убеждение, что мы никогда не доберемся до реальности, если будем объяснять жизнь и людей — ее конкретных носителей, объективно (как объект-вещь, наряду с другими вещами или телами), извне, естественнонаучными и традиционно-психологическими средствами. Цель феноменологии — описание того, как мы изучаем опыт в терминах «сущностей». Девиз феноменологии как метода — назад к вещам! Феномен - что само себя обнаруживает, предмет, непосредственно явленный сознанию Феномен — это идеальная сущность, идеальный смысл, обладающий непосредственной достоверностью, неопровержимой данностью, стабильной очевидностью. Феноменология работает не с вещами, а с их смысловыми эквивалентами, содержательно-познавательными сущностями. Главная цель феноменологии заключается в том, чтобы построить философию как строгую науку и раскрыть «жизненный мир», т.е. мир повседневной жизнедеятельности, как основу всякого познания Сознание является основным предметом философии Нужно стремиться выделить «чистое», т.е. допредметное, досимволичное сознание и определить его особенности. Чтобы обнаружить «чистое сознание» необходим особый метод - метод феноменологической редукции ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ Метод феноменологической редукции. Чтобы обнаружить «чистое сознание» необходим особый метод - метод феноменологической редукции. Воздержание, отстранение от внешнего мира Гуссерль называет «эпохе». Трансцендентально-феноменологическая редукция. Это процедура дальнейшего очищения сознания от культурно-исторических и философских истолкований самого сознания. Здесь «в скобки» заключаются все суждения, относящиеся к «естественной установке» (естественная установка – это переживания человека, которые находятся в его сознании). ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Л.Шестов, Н.Бердяев и др.) – философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий (субъективизм, иррационализм, антисциентизм, скептицизм и пессимизм). Основная проблема экзистенциализма – проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие экзистенциальные переживания, как страх, тревога, вина, забота, «тошнота», скука, ужас, одиночество, абсурдность, надежда и т.п. Они всегда уникальны. В этих своих переживаниях личность всегда одинока. М.Хайдеггер ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ Бытие (Sein) – бытие как таковое, которое недоступно и неподвластно человеку: постичь сам факт существования мира невозможно. Единственная, доступная человеку характеристика бытия – его текучесть, время. Тут-бытие (Dasein) – бытие конкретного человека в мире, присутствие человека в бытии, его «заброшенность» в бытие. Это бытие, наделенное сознанием (человек как «просвет бытия» у Хайдеггера), через которое "говорит" само бытие (Sein). Dasein, разъясняет Хайдеггер, состоит в том, что оно – единственное бытие, которое способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще. Dasein объективируемо (это принадлежность к определённому народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, ситуативность их проявления) и может «наблюдаться» со стороны. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Экзистенция (лат. «существование») – это непосредственно переживаемое человеком свое собственное существование (Dasein), его собственное необъективируемое Я, которое не познается ни научными, ни даже философскими средствами. "Экзистенция,- пишет К.Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, она есть источник моего мышления и действия ". Главные характеристики экзистенции – конечность, открытость и свобода. К.Ясперс ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ Сущность и существование человека в экзистенциализме могут не совпадать! Существование может предшествовать сущности! «Человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя». Поэтому возможно подлинное и неподлинное бытие человека. Неподлинное бытие – Dasein, не тождественное своей экзистенции, потеря своего Я, индивидуальности, обезличивание человека. Человек «растворяется» в массе. Его жизнь подвластна моде, стандарту, толпе, анонимна. Такое состояние М.Хайдеггер определяет как man. Причину man экзистенциалисты видят в условиях современной жизни (машинное производство, урбанизация, массовая культура, мода, средства массой информации и т.п.) Подлинное бытие – Dasein, тождественное своей экзистенции, своему Я. Пограничная ситуация – момент глубочайшего потрясения (страх, страдание, борьба, смерть и др.), в который человек прозревает экзистенцию как корень своего существа. «Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался только риск решения, которое не гарантирует успеха». Тогда человек оказывается перед свободным выбором – как дальше жить. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Ж.П.Сартр Понятие свободы Быть свободным, считал Хайдеггер, значит не поступать и не думать так, как «поступают и думают все», значит выбирать себя, найти свое Я. Свобода – это тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. В этом смысле свобода есть проклятие, но она также и единственный источник человеческого величия, считал Сартр. Быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы, так как человек должен всегда идти против течения, быть обреченным на нонконформизм. Можно отказаться от выбора, но тогда человек становится таким, «как все», он перестает быть личностью. Свобода – это осуществление своего «проекта», своей единственной судьбы. Подлинная свобода, или, как говорят экзистенциалисты, «свобода для» начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности. В обществе же может быть лишь «свобода от» (экономическая или иная). Общество только ограничивает личность, ибо общение индивидов снижает каждого до уровня «среднего человека», лишает его «подлинного существования» и лишь подчеркивает острое одиночество человека. Общественное бытие, по мнению Хайдеггера, является препятствием для «подлинного существования»; «всеобщая суета удушает индивида». ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: СТРУКТУРАЛИЗМ (К.Леви-Строс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Лакан и др. ) – конкретно-научное направление в гуманитарном знании, связанное с применением так называемого структурного метода. Возник в начале ХХ в. в ряде гуманитарных дисциплин (лингвистика, литературоведение, психология и др.), которые переходили преимущественно от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. Основу этого перехода составило использование элементов формализации и математизации в гуманитарном знании. Свою главную задачу структурализм видит в выявлении структуры, «скелета», основы изучаемого объекта. Структура – внутреннее устройство объекта, совокупность постоянных отношений между элементами объекта, которые сохраняются в процессе его изменения и развития. При этом объектом структурирования является знаковая система – универсальный язык культуры (науки, искусства, религии, мифологии и др.) Структурный анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчинены человеческое мышление и деятельность. Но при этом абстрактная, антигуманная (формальная) структура вообще противопоставляется (выявляется безотносительно) человеку и истории. Исходное положение структурализма - наличие у человека универсальных ментальных структур. Структура - схема движения мысли, укорененная в подсознательных пластах психики человека, организующая и упорядочивающая жизнедеятельность человека и общества. Структурная антропология: Клод Леви-Стросс (1908-2009) 1. Методы структурной лингвистики нужно перенести в область исследования социума и культуры. 2. Ту или иную культуру нужно рассмотреть как знаковую систему, связь между элементами которой (социальными институтами, людьми, ценностями, героями) определяется бессознательными структурами, выраженными в мифах. 3. Структуры функционируют на основе принципа бинарных оппозиций. Левая часть оппозиции маркируется как положительная, правая – как отрицательная жизнь - смерть счастье - несчастье правый - левый хорошее - дурное «Моей целью является не показать, как человек мыслит мифами, но как мифы работают в головах людей, которые даже не подозревают об этом» 4. Человек осознавая наличие противоречий как в своей жизни, так и в обществе, бессознательно стремиться их преодолеть, „стереть“ различие. Например, между жизнью и смертью. «Мифическое мышление развивается из осознания некоторых противоположностей и стремится к их последующему преодолению, медиации» (К.Леви-Стросс) Таким образом, миф – это поле действия бессознательных логических операций, направленных на разрешение противоречий. Медиатор - промежуточное звено, посредник между крайними звеньями бинарной оппозиции Жизнь Смерть Война Земледелие Охота Травоядные Плотоядные Падальщики (ворон, шакал) Почему первобытные племена могли считать своим тотемом таких бесполезных животных как ворон или шакал? Постструктурализм и постмодернизм Постструктурализм выступил теоретическим основанием постмодернистских концепций культуры, общества, человека. Постмодерн – отрезок исторического времени, хронологически начинающийся с периода подрыва основ индустриального строя и простирающийся в будущее ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ — общее название ряда подходов в философии и социо-гуманитарном познании 70—80-х гг., связанных с критикой СТРУКТУРАЛИЗМА. Перенос внимания со структуры на изучение всего «неструктурного» (история, динамика, случайность, аффекты, желание, телесность, власть, свобода,тексты) ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА (Ж.Бодрийяр, Ф.Гваттари, Ж.Делёз, Ж.Деррида, Ф.Джеймисон, П.Клоссовски, Ю.Кристева, Ж.-Ф.Лиотар, и др. ) – направление, сознательно дистанцирующееся от классической и неклассической (модернистской) философии и осмысливающее состояние современной культуры, сформированной в условиях информационного общества. Основные принципы философии постмодернизма: Плюралистичность: постулируется «множественность порядков» без всякой иерархии и связи. Любая теория, парадигма, идея, интерпретация возможна и допустима. Релятивизм: познавательная ценность каждой из них в равной степени относительна. Эклектичность, цитатность и фрагментарность: любые смыслы, истины, формы используются в виде цитат и фрагментов, эклектично. Отказ от поиска новых смыслов в истории, культуре, познании. Субстанциализация языка, который объявляется универсальным феноменом культуры |