философия. История философии (очн) (1). Значение термина философия
Скачать 6.65 Mb.
|
Материя и форма – причины всех вещейФорма — сущность предмета Причина - Ум-перводвигатель (Бог) – создатель формы разнообразных вещей из материи Высшей целью является Благо Бронза – материя, цилиндр – форма Серебро – материя, цилиндр – форма Бронза – материя, куб – форма Серебро – материя, куб – форма Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия (термин используется с конца XIX века). Глина – материя, параллелепипед – форма, кирпич – сущность. Кирпич – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность. Кирпич (параллелепипед) – форма для глины, но материя для дома. Кирпич(и) – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность. Дом(а) – материя, город (вид) – форма, (единичный) город – сущность. ЗнаниеЗнание общего заложено в разумной душе потенциально Разумная душа – это мышление, ум Знание общего присутствует в душе как возможность, которая может быть актуализирована, как посредством чувственных восприятий, так и активностью самого разума Этика – человеческие качестваДобродетель — внутренний склад души, представляющий собой меру, между двумя крайностями: избытком и недостатком «Способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность» ДобродетелиДобродетели ума (разумные) : мудрость, сообразительность, рассудительность Добродетели характера – нравственные: мужество — (отвага –трусость щедрость – (мотовство – скупость) правдивость —(хвастовство – притворство) стыдливость —(бесстыдство – робость) Эпикурейцы Этика эвдемонизмаЭвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье. Эпикур 341-271 Гермарх IV-III в. Метродор 330-277 Тит Лукреций Кар (ок. 99-55) ЭПИКУРУчение о человеке душа – особый вид материи, и она смертна; человек должен стремиться к счастью в земной жизни; счастье человека – в удовольствии, т.е. отсутствии страданий Этика эпикурейцев Страхи и их преодолениеСтрахи – причины несчастий Страх перед богами Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют. Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Страх смерти Этика эпикурейцев Классификация желанийЖелания бывают Естественные Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи Необходимые Вздорные Не необходимые Стоики Автаркия разумаЗенон из Кития (336-264) Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204) Луций Анней Сенека (4-65 н.э.) Марк Аврелий (121-180) Автаркия (греч., αύτάρκια) – самодовление, самодостаточность. Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, ( а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна. Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах. Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека. Стоицизм Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение. Стоики ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости. От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания. |