философия. История философии (очн) (1). Значение термина философия
Скачать 6.65 Mb.
|
Основные положения философии Августина БлаженногоУтверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением. Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки. Выделяет два источника знания: опыт и веру. Утверждал, что вера и знание взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь». ФИЛОСОФСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ АВГУСТИНА: - анализ проблемы времени, - суждения о свободе воли, - концепция эволюции человечестваПрошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде. В Боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим. Наличие у человека свободной воли объясняет существованием зла в мире. Воля Бога направляет человека к добру. В соответствии с шестью днями творения Августин выделяет ШЕСТЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Проблема теодицеиТеодицея (греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) – букв., «оправдание Бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом тёмных сторон бытия. Лейбниц Августин Проблема теодицеиЕсли Бог всеблаг и всемогущ, почему в мире столько зла? или может уничтожить зло, но не желает этого – или желает уничтожить зло, но не может (не в силах) – тогда Он не всеблаг; тогда Он не всемогущ. Выходит, что Бог Поскольку как то, так и другое противоречит понятию Бога, приходится отрицать либо бытие Бога, либо реальность зла. Варианты теодицеиЗло не есть что-то самостоятельное, а представляет собой просто отсутствие (недостаток) блага. Так называемые «недостатки» способствуют высшему благу, мнение же о реальности зла есть следствие абсолютизации частной точки зрения. Добро, творимое свободно, выше добра, творимого по необходимости, зло же есть результат злоупотребления человеком свободной волей. Никакого зла на самом деле нет. Сотворённый Богом мир есть лучший из возможных. Почему же Бог допускает недостаток блага? Зачем же Бог сотворил мир, если творение не может быть совершенным? ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ СХОЛАСТИКА («школьная философия») - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Задача схоластики: показать, что теология – это наука. Представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, Дунс Скот и Уильям Оккам Схоласты подразделяли знание на два вида Характерные черты Схоластика В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и исканий становились не суть идеи Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок. Название “схоластика”- от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы; схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви; для схоластики характерно восприятие Библии как жестко нормативного текста, абсолютной истины. сверхъестественное, даваемое в откровении (т.е. то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии); естественное, отыскиваемое человеческим разумом (т.е. то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога) ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/1226 — 1274): стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры В произведении “Сумма теологии” приводятся доказательства существования Бога Например, доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. = Именно Бог (как “неподвижный двигатель”) и оказывается первопричиной всего движения. |