Главная страница
Навигация по странице:

  • Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах.

  • Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании. Проблема универсалий

  • Универсалии находятся в самих вещах. Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.

  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ НОМИНАЛИЗМ

  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ РЕАЛИЗМ (

  • Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм

  • Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).

  • Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

  • Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

  • Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

  • философия. История философии (очн) (1). Значение термина философия


    Скачать 6.65 Mb.
    НазваниеЗначение термина философия
    Анкорфилософия
    Дата12.04.2022
    Размер6.65 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаИстория философии (очн) (1).ppt
    ТипДокументы
    #468132
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Проблема универсалий


    Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).


    Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах.


    Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных.


    Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

    Проблема универсалий


    Универсалии образуют высший уровень бытия.


    Универсалии находятся в самих вещах.


    Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.


    Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам.


    Платон


    Аристотель


    ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


    НОМИНАЛИЗМ (Росцелин, Абеляр):
    общие понятия – только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования общих признаков (например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех). Таким образом, универсалии существуют не до, а после вещей.


    Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.


    ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ


    РЕАЛИЗМ (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский): доказывает, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, не зависимо от отдельных вещей и человека.


    Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. Универсалии существуют до вещей и представляют собой мысли и идеи Бога. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей. Таким образом, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Познать общее - значит познать всё.

    Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм


    Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.


    Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).


    Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.


    Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.


    Концептуализм (лат. conceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.


    Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

    Проблема универсалий Аргументация концептуалистов


    Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует.


    [Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может.


    Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

    Уильям Оккам (ок. 1300–1350 гг.)


    Философия не может быть «служанкой богословия», она не может с точностью доказать существования Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность. Все доказательства лишь вероятностны. Бог требует только веры.
    Богословие опирается лишь на Писание, а предмет философии не зависит от богословия.
    Теория двух истин — истины философии и богословия отличаются друг от друга в силу различия и предметов познания (земной мир и вечная жизнь) и методов (вера и разум) познания.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта