тгп. 1. Государство и право Древнего Египта
Скачать 421.41 Kb.
|
Тема 1. Государство и право Древнего Египта Вопросы темы: Вопрос 1. Понятие восточной деспотии. Вопрос 2. Особенности государственности Древнего Египта. Вопрос 3. Социальная структура общества. Вопрос 4. Организация государственной власти. Вопрос 5. Право Древнего Египта. Цели изучения темы: · определение сути восточной деспотии; · познание сущности государственного строя Древнего Египта; · определение особенностей социальной структуры древнеегипетского общества; · познание специфики правового регулирования Древнего Египта. Задачи изучения темы: · анализ этапов развития государственности Древнего Египта; · анализ особенностей государственного управления Древнего Египта; · анализ особенностей правового регулирования в Древнем Египте. Успешно изучив тему, Вы: получите представление о: · сути Восточной деспотии; · организации государственной власти Древнего Египта; · праве древнего Египта; будете знать: · Содержание понятия “восточная деспотия”; · Этапы государственности Древнего Египта; · Как осуществлялось правовое регулирование в Древнем Египте; · Какова была социальная структура древнеегипетского общества. В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях: Восточная деспотия – (от греч. despotéia — неограниченная власть), форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина. Классическими Д. были государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Египет, Индия, Иран, Китай и др.), где основные полномочия по распоряжению землёй как главным средством производства были сосредоточены в руках центральной государственной власти. Ирригационная теория происхождения государства – выдвинута К. Виттфогелем в наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах регионов с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах. Фараон – современное название царей в Древнем Египте. Греческое слово «греч. Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה) Паро; оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом». Обычным же наименованием египетских царей было выражение «повелитель Тростника и Пчелы», то есть соответственно Верхнего и Нижнего Египта, либо просто «повелитель обеих земель». Осирис – (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Маат - египетская богиня правды и справедливости, дочь Ра, изображается с завязанными глазами и с страусовым пером на голове; отожествляется с Фемидой. Вопрос 1. Понятие восточной деспотии. Восточная деспотия характеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, вана, халифа, императора). Глава государства в такой форме правления обладал как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повеления главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного, медлительного бюрократического аппарата. Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным, он был “рабом порядка”, религии, традиций. Восточная деспотия — следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач — создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но она же и тормозила раскрепощение личности, подчас деформировала общественные цели (строительство пирамид фараонов в Египте, Великой китайской стены). Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Природные условия здесь были благоприятными (теплый субтропический климат, плодородные почвы), однако хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия земледельческих общин. Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота. Восточная деспотия характеризуется следующими типичными признаками. Во-первых, полномочия правителя в такой форме правления не ограничены. Он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных. Во-вторых, светская власть и церковная объединялись в одном лице. Личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась. В-третьих, власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом. В-четвертых, человек был рабом «порядка», веры, традиции. Господствующий класс древневосточных государств состоял из крупных чиновников, военачальников, а также жрецов официальных культов. Основные же производственные функции выполняли классы мелких товаропроизводителей (крестьян, ремесленников), а также рабов и близких к ним по положению подневольных работников. Рабство на Востоке не было всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти неприменялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей. Своеобразие государственного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой - общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах коллектива, к которому он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти, В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Почти одновременно в различных регионах Древнего Востока возникли высокоразвитые правовые культуры е более совершенным, чем при родовом строе уровнем развития правовой системы. Вопрос 2. Особенности государственности Древнего Египта. Одним из наиболее ранних государств, в котором достаточно полно представлены черты такого исторического явления, как восточная деспотия является Древний Египет. Египет стоит у истоков мировой цивилизации. Здесь раньше, чем где бы то ни было сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это точно произошло, достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до Р.Х. государство в Египте существовало. Название “Египет” (страна Бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего Царства) этой стране дали греки, однако сами жители традиционно называли её Кемет (“Черная земля” – после ежегодного разлива Хапи – Нила, вода оставляла после себя черный слой плодородного ила). На рубеже IV-IIIтыс. до Р.Х. возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего Царства - XXXI—XXIX вв. до Р.Х. – они объединяются. Исходя из этого, особенностью хронологии древнеегипетской истории является выделение нескольких этапов, называемый в научной литературе Царствами. В истории Древнего Египта выделяют следующие этапы развития: · Раннее царство (XXXI—XXIX вв. до Р.Х.); · Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до Р. Х.); · Среднее царство (XXII—XVII вв. до Р. Х.); · Новое царство (XVI—XI вв. до Р. Х.); · Позднее царство (XI-IV вв. до Р.Х. Последним и решающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским. Вопрос 3. Социальная структура общества. В конце существования Древнего царства светская аристократия добивается почти полной независимости. В период Среднего царства она сохраняет и упрочивает привилегии. Во время Нового Царства ее положение меняется к худшему. Оставаясь господствующим классом, светская аристократия должна была примириться с деспотическим господством фараона и его правительства с одной стороны, выдвижением жречества - с другой. Огромное влияние на общество оказывало жречество, оно непосредственно вмешивалось в судебные дела и управление. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных богатств. Жреческие звания становятся наследственными. Основной общественной ячейкой в Древнем Египте являлась сельская община. В общем пользовании общины были свободные земли, включая нераспаханную целину, луга, леса. Зачастую община обрабатывала часть земли сообща, отдавая полученный урожай в качестве платы налога, для создания запасов. Управление общиной осуществляется общим собранием, советом, старейшиной. Сельская община здесь сохранилась и после того, как возникло государство. Это объясняется тем, что земледелие в Египте было возможным только как орошаемое. Создание, содержание в порядке ирригационных сооружений требовало коллективных усилий. Основную массу населения составляли зависимые и подневольные люди. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или египтяне, доведенные до рабского состояния, «слуги царя», выполнявшие различные виды работ. Они владели небольшим имуществом и получали скудное пропитание. Вопрос 4. Организация государственной власти. Во главе государства стоял верховный правитель – фараон. Он обладал всей полнотой власти, воплощал в себе мощь египетского государства и наделялся пышным титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта. Для управления государством был создан обширный бюрократический аппарат. Реальное исполнение государственных дел возлагалось на писцов. Они выполняли административные поручения, руководили общественными работами, ведали делопроизводством, собирали налоги, раздавали продукты и т.д. За службу они получали зерно, земельные владения и даже рабов. Повседневное руководство бюрократическим аппаратом осуществлялось джати. Сначала он был жрецом города (резиденции фараона), начальником царского дворца, а со временем в его руках сосредоточиваются нити управления царским хозяйством. Уже в Древнем царстве джати, который обычно был близким родственником фараона, фактически осуществлял управление страной. Джати считался "казначеем богов" и "начальником всех работ и поручений", был верховным судьей, ему докладывали "о крепостях Юга и Севера". Он должен был знать "обо всем выходящем из царского дома... ему докладывали о себе наместники, затем он идет к царю на совет". Помимо джати, источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея. Затем идет «начальник работ», обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с названными должностными лицами стоит сановник, управляющий комплектованием и снабжением армии. Под непосредственным контролем джати в период нового царства находились главы специализированных домов: управляющий «домом оружия», руководивший военным ведомством, управляющий «домом царских сокровищ», управляющие «белыми домами» - ведомства по сбору и распределению продуктов, изделий ремесла и т.д. Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона. Номенклатура должностей была разнообразной: начальники пограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии, судьи различных рангов и др. Из жизнеописания одного из чиновника периода Древнего царства узнаем, что его карьера началась с носителя царских сандалий, затем он стал начальником склада, а в конце жизни он — предводитель войска и начальник управления Верхнего Египта. Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли со времени Древнего царства профессиональные части. Для военных действий за пределами страны набирали ополченцев. В период Нового царства почти вся армия становится профессиональной, ее отборные войска комплектовались из иностранцев. Местное управление было сосредоточено в руках монарха и его чиновников. Таким образом, в государственном управлении устанавливались, меняли свои названия самые различные должности и титулы. Подчас одно лицо наделялось никак не связанными друг с другом обязанностями (как было сказано выше, носитель царских сандалий был вместе с тем и главнокомандующим армии). Однако со времени Древнего царства достаточно четко выделялись три направления государственной деятельности: · финансовое ведомство по сбору налогов; · ведомство публичных работ, осуществлявшее, в частности, строительство ирригационных сооружений; · военное ведомство. Вопрос 5. Право Древнего Египта. Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат. Её символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу - душе умершего). Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов. Письменные источники, которые сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках, слишком скудны и фрагментарны. Пока с уверенностью можно сказать лишь одно: египетское право не было примитивным. Для общественных отношений той эпохи оно характеризовалось довольно высоким уровнем юридической техники. Египтяне успели создать большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уголовного и процессуального права. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера. Существовало несколько видов договоров — договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды, поклажи, товарищества. Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Женщина в подавляющем большинстве случаем обладала теми же правами, что и мужчина. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж, и жена. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат — сестру, однако в «разумных пределах» и если случались увечья, то за них следовало наказание. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа была сожжена». Уголовная часть египетского права отличалась поразительной мягкостью и только лишь в весьма ограниченной степени выраженным принципом мести: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, принципом, который сплошь и рядом доминировал на Древнем Востоке. Право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: · государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; · религиозные — убийство священных животных, чародейство; · против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; · против собственности — кража, обмеривание, обвешивание; · преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Правовые нормы той эпохи оправдывались существованием тогда общим принципом: обвинение и контробвинение должны быть равноценны. Имело место характерное для многих правовых систем стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу которой был положен принцип равноценности и которая выражалась в форме требования справедливости и законности в определении юридической ответственности. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения - шести палат. Все судебные дела решались коллегиально. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Судопроизводство носило письменный характер. В древних египетских правовых источниках имеются четко выраженные формулировки, например, принципа тщательной проверки соответствия взаимно предъявленных исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. Из этого могли бы сделать вывод о том, что каждый член египетского общества, выполняя требуемые от него законом предписания, обретал соответствующее, мотивируемое принципом равноценности (эквивалентности) право, согласно которому он мог рассчитывать на получение того, что причиталось ему в соответствии с существовавшими тогда нормами правовой системы. Именно в древнеегипетском праве впервые был сформулирован принцип справедливости, который впоследствии сыграл значительную роль в истории права. Для изучения темы: Прочитайте: 1. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран. М., МФПА, 2010. 2. Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. М., Норма, 2007. 3. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1. 4. История государства и права зарубежных стран / под ред. К. И. Батыра. М., 2004. 5. Черниловский 3. М. История рабовладельческого государства и права (с приложением источников). М., 1959. 6. Жидков О. А. История государства и права стран Древнего Востока. М., 1963. 7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1, 2. М. Любое издание. 8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. 3. М. Черниловского. М., 1996. 9. Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права. XVI-X вв. М., 1960. Для поиска необходимых нормативно-правовых актов используйте следующие сайты: 1. |