Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Основной мировоззренческий вопрос и специфика его решения философскими направлениями.

  • Основной вопрос философии

  • Решение основного вопроса философии.

  • 3.Исторические типы и формы мировоззрения.Специфика мировоззрения военного врача.

  • Мифологическое мировоззрение

  • Фс. 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины


    Скачать 316.76 Kb.
    Название1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины
    Дата04.02.2023
    Размер316.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФс.docx
    ТипДокументы
    #919286
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    1.Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.

    Слово Ф.впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор.Гегель:Ф.-одна из прекрасных наук.Маркс:Каждая истинная Ф.-есть духовная квинтэссенция своего времени.Бердяев: Ф.есть наука о духе,однако наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом существовании. Термин Ф.появился в кон 6в. и в переводе с гр. означает любовь в мудрости.Ф.-это специфический тип мышления, философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, добре и зле, истине и лжи, о смысле и цели человеч. истории, поэтому Ф. м.б.определена как форма размышлений о начале бытия, культура способности мыслить.

    Объект фил. знания -все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, динамичностью.

    Предметв качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления.

    Структура.В состав философии входят: теоретическая философия (систематическая философия); социальная философия; этика; эстетика; логика; история философии.

    Основными частями теоретической философии выступают:онтология — учение о бытии;гносеология — учение о познании;диалектика — учение о развитии;аксиология (теория ценностей);герменевтика (теория понимания и толкования знаний).

    Функции философии:

    Мировоззренческая(системность и доказательность, сформулированность и теоретичность проблем, их вечность, Вернадский считал что по философским проблемам никогда не м.б сказано последнего слова.мировоззр.стремится вывести человека из сферы

    Методологическая(способность на основе принципов, законов, категорий разрабатывать подходы, методы познания, раскрывать философскую значимость достижения науки).

    Гносеологическая (раскрытие сущности познават. процесса, его механизма, подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.).

    Аксиологическая /Ценностная(разъяснение природы ценностей, формирование представления людей о сущности подлинных ценностей как отражении отношения между человеком и объектом его воздействия)

    Критическая (основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.)

    Логическая (проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления.)

    Прогностическая (базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия).

    Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.

    Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

    Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

    Философия и медицина

    -раскрытие взаимовлияния Ф. и теориимедицины в духовной культуре общества.

    -рассмотрение мировоззрения-методологич.взгляда многих ученых-естесвоиспытателей врачей.

    -показ значения Ф. морали для обоснования врачебной этики

    -рассмотрение роли Ф. в анализе и содержании обще-мед.патологий.

    -анализ Ф.-их проблем медицины и методологического значения современных концепций, претендующих на роль методологии медицины.

    Философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая — знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента.Все базовые теории современной медицины так или иначе связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем.Так, современные философские исследования(ф. антропология, ф. сознания, социальная ф.) лежат в основе:

    - медицинской теории адаптивногореагирования (медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с приспособлением человека к общественной жизни), теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),теории нормальной саморегуляции и теории общей патологии.

    Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения,

    реабилитации и т.д.,выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

    Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания; на первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода. Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы). Врач, не владеющий диалектическим методом, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме иправильно поставить диагноз и назначить лечение.

    Системный подходособенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. Углубляясь в изучение сложных взаимосвязанных систем человеческого организма, современный врач обязан руководствоваться основными положениями теории систем, разрабатываемой в философии естественно научном знании с сер. 19 века. Так, феномен болезни философия медицины призывает рассматривать как структурно-функциональный системный процесс.

    Системно-функциональный подход в медицине позволяет исследовать детали, части, процессы индивидуального организма, рассматривать функции его систем, и не забывать о целостности, изучая человека не как механический конгломерат, а как живую систему, органично вписанную в природно-социальную реальность;руководствуясь системным методом, врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики.Так же можно сказать и о проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной сущности болезни.

    В ХХ веке создается синергетика-комплексное междисциплинарное направление, изучает открытые, устойчивые системы, закономерности, примером которых может служить человек. Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, где лечение обретает образ открытия самого себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.Любое патологическое изменение органа, ткани и т.д. служит источником возмущения не только этого органа, но и других, при этом возникает нарушение привычных связей систем и органов человеческого тела и формирование новых патологических связей, развитие которых трудно предсказать и, соответственно, предугадать формы прогрессирования заболевания. Характерный пример идей синергетики в медицине - исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами (они представляют собой открытые, т.е.взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой системы). Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма. Исследования показали, что биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды.

    Т аким образом, синергетика становится способом не только познания, но и в частном случае – понимания и лечения человека как психосоматического существа. Синергетика тесно связана с диалектикой и теорией систем. К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в оргагнизме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая

    медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы.

    Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в конце концов вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…»
    2.Основной мировоззренческий вопрос и специфика его решения философскими направлениями.

    Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем; понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально- политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе. Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос об их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее - «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек производен от него, является его частью, его проявлением.При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и т.п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека. Нередко эти два полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека(Л. Фейербах, К. Маркс и др.).

    Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни (во имя чего он живет). Далее, поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни.Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы.

    Хотя мифологическое, религиозное и философское мировоззрение отличаются друг от друга, в умах отдельных людей они могут сочетаться самым разным образом. Практика показывает, что существуют своеобразные «пограничные зоны» между различными видами мировоззрений, где они могут вступать в контакт друг с другом. В частности, имеется тесная связь между некоторыми философскими концепциями и религией.

    Основной вопрос философии

    Мировоззренческая проблема человек-мир в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Эта проблема существует в различных формулировках: как отношение духа к природе; мышления к бытию; отношения души и тела; «Я» и «не-Я»; в виде вопроса – создан ли мир духовным началом или существует вечно и т. д. Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим существованием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии (например, Ф. Шеллинг, Ф. Энгельс) получила название основного вопроса философии. Основной вопрос философии - вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной.

    Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, во-первых, имеется в виду так называемое онтологическое (генетическое) отношение. Существуют бытие и сознание. Как они относятся друг к другу: что из них является основным и что – производным, что является причиной и что следствием, что является первичным и что – вторичным? Но основной вопрос философии не сводится только к онтологическому отношению. В вопросе об отношении мышления к бытию заключается и другое, так называемое гносеологическое отношение. Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?Таким образом, у основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости.Вопрос об отношении мышления к бытию называется основным потому, что с него начинается формирование философского мировоззрения, от него зависит решение других философских проблем. Тот или иной ответ на это вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ.

    Решение основного вопроса философии.

    При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два больших лагеря –идеалистов и материалистов. Те, которые утверждали, что субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, материального бытия и породили его, составили идеалистов. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в лагерь материалистов. Идеалисты не ставят вопроса о возникновении сознания, духа, а материалисты – о возникновении материи. О первичности говорится не в том смысле, что «возникло» сначала (из чего?), а в смысле первичности одного по отношению к другому. В строгом, философском смысле идеализм и материализм различаются различным пониманием онтологического отношения между мышлением и бытием. При решении первой стороны основного вопроса философии, необходимо уточнить, как понимается бытие, действительность, внешний мир. Имеются три варианта.1)Бытие, внешний мир, вещи и т. д. – реальность, существующая независимо от нашего сознания, первичное по отношению к нему – материализм. 2)Внешний мир, вещи и т. д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности – субъективный идеализм.3) Внешний мир, веши и т. д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог) – объективный идеализм.

    Материализм и идеализм – это монистические философские учения. Но кроме монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Декарта (1596–1650), который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями.В связи со второй стороной вопроса о познаваемости мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов отвечают на этот вопрос утвердительно. Но есть группа философов, которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальных границах человеческого познания. Эта философская позиция получила название «агностицизм».
    3.Исторические типы и формы мировоззрения.Специфика мировоззрения военного врача.

    Формы мировоззрений – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.Мировоззрение человека формируется двумя путями. Оно может складываться стихийно-индивидуально. Каждый человек на основе своего личного жизненного опыта, а также на основе преданий и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений может сформировать для себя какое-то мировоззрение. С другой стороны, профессионалы-идеологи целенаправленно создают в систематизированном виде то или иное мировоззрение и стараются внедрить это мировоззрение в умы людей.

    В историческом плане можно выделить три основные формы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.

    Термин «миф» означает «народное предание, сказание». Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

    • происхождение Вселенной, Земли и человека;

    • объяснение природных явлений;

    • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

    • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

    Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.

    Черты мифа: очеловечивание природы (антропоморфизм);отражение социальных черт (социоморфизм);отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);противоречивость и алогичность;однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

    Вторая форма мировоззрения – религиозное.Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир и от которых зависит существование человека и мира.При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (вера) форма восприятия окружающей действительности.В религиозном мировоззрении осуществляется разделение знания и веры. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религия апеллирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство. Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта