Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Исторические типы мировоззрения.

  • 3. Происхождение философии и ее предмет.

  • 4. Структура и основные функции философии.

  • Мировоззренческая

  • Методологическая

  • Логическая

  • 5. Специфика философского мышления (рефлексивность, критичность, обобщающий, творческий характер).

  • 6. Основные школы и направления древнего Востока (Др. Индия, Др. Китай)

  • 7. Основные школы, идеи и достижения античной философии доклассического периода.

  • 8. Основные идеи и учения античной философии классического периода.

  • Сократ

  • 9. Проблема человека и метод достижения истинного знания в философии Сократа.

  • 10. Система философии Платона. Учения об идеях, познании, человека и государства.

  • философия. 1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции


    Скачать 128.29 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
    Анкорфилософия
    Дата23.10.2022
    Размер128.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilasofia_shpory.docx
    ТипДокументы
    #750037
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

    Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей.

    Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности и идеалы.

    • знания - совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отношение чел. к миру

    • убеждение - сформ. на основе знаний, потребностей чел. мыслить и действовать определенным образом. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведении человека, а также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.

    • ценности - указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе.

    • идеалы – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому необходимо стремиться.

    Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.

    Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

    Таким образом мировоззрение – это не только общественная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность ценностей, убеждений, идеалов, регулятивных норм поведения и деятельности человека в его отношениях с миром и обществом.
    2. Исторические типы мировоззрения.

    Среди исторических видов мировоззрений выделяют следующие: мифологическое, религиозное, жизненно-практическое и философское. Каждый из типов мировоззрения имеет свои предпосылки и представляет собой относительно целое мировоззренческое отражение мира.

    Мифологическое - содержит в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифы - это образы, продукт человеческого творчества. Они были первой попыткой приобщить и объяснить явления природы и общества.

    Религия - это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил людей.

    Жизненно-практическое - представляет собой обыденный уровень. Оно существует в форме здравого смысла, рассудка и, как правило, сориентировано на практические вопросы. Представления людей о добре и зле, о счастье и т. д. определяют социальную ориентацию и программу действий человека.

    Философское - понимание человека с позиций разума и знаний. Философия есть теоретически сформированное мировоззрение и исторически первая форма общественного знания. Философские аргументы способствуют преобразованию сложившихся взглядов в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание, создают прочную основу для жизненных позиций.

    3. Происхождение философии и ее предмет.

    Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».
    Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай). В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории:
    начинается процесс самосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.
    В это время жили Конфуций, Лаоцзы, Моцзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Греции– это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда.

    Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.
    Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать
    ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии.

    Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Вопросы: Где? Когда? Почему? Зачем возникла философия? Проблема предмета философии – предмет философ. исторически изменялся, первоначально предмет философ. была мудрость; далее пред. философ. считали всю сумму теоретических знаний. Философские проблемы являются проблемы: «вечные проблемы», наиболее общие пытающие объяснить первоосновы, первопричины этого мира.

    4. Структура и основные функции философии.
    Структура: 1)Онтология–изучает сущность и первооснову мира как целое, как единство многообразие всех явлений. (учение о бытие–Гартман) 2)Гносеология– изучает сущность познания, формы, источники и методы. (учения опознания-Бэкон) 3)Антропология–изучает сущность чел-ка, особенности его бытия, место чел-ка в мире и предназначение (учение о действии–Маркс) 4)Аксиология–изучает сущность ценностей, их роль и место в жизни человека и культуре, обществе.(учение о ценности–Перри) Функции: Мировоззренческая: вырабатывает систему общих теоретических представлений о мире, обществе и человеке, о его отношении к самому себе, обществу и миру. Гносеологическая(познавательная):изучает условия, пути и закономерности достижения истинного знания о человеке, обществе и мире в целом. Методологическая: связана с разработкой общих принципов, правил, способов познавательной и практической деятельности человека. Аксиологическая:(ценностная) заключается в осмыслении и обосновании значимости духовных и материальных ценностей в жизни человека и общества. Логическая: состоит в осознании значения и формулировании общих законов рационального мышления. Праксиологическая: заключается в изучении общих закономерностей, потребностей, целей, способов, правил и механизмов осуществления практической деятельности. Все функции философии взаимосвязаны, и только вместе они образуют систему знания, способного активно влиять на духовное развитие общества и личности

    5. Специфика философского мышления (рефлексивность, критичность, обобщающий, творческий характер).

    Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины. Философское мышление охватывает все мироздание, вопросы происхождения мира, основные принципы и законы его существования и развития, оперирует соответствующими идеями в решении философских проблем. Философское мышление– это способ самоанализа человеком своего внутреннего мира, средство духовного развития, самоочищения и формирования идеалов. Особенность творческого характера философского мышления проявляется в способности заглядывать в далекое будущее. Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, схваченную в мысли, философия в лице своих творцов осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, ее доминирующих стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни. Философское мышление представляет собой рефлексию над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Оно функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления (обыденного, научного, политического, художественного, экономического и др. )и выступает в качестве мышления о самом мышлении. Поэтому философия содействует регулированию и осуществлению процесса познания, формированию истинного знания, становлению и развитию теории познания

    6. Основные школы и направления древнего Востока (Др. Индия, Др. Китай)

    Для древнеиндийской философии характерно представление о том, что весь мир и личность тесно взаимосвязаны. Человек должен вести аскетический образ жизни, соблюдать принцип «недеяния», заниматься самоанализом и самоуглублением. В философии Древней Индии выделялось два направления – ортодоксальное и неортодоксальное. Первое из них представляло собой философские школы, которые основывались на авторитете Вед – священной книги индусов, излагавшей смысл обрядов и верований. Второе направление представляло учение, критически относившееся к Ведам. На основе этих двух традиций сложились философские системы Древней Индии – веданта, санкхья, йога, вайшешика, миманса, джайнизм, буддизм и др. Их главными понятиями стали сансара, карма и нирвана.

    Сансара – круговорот перерождений души человека, приносящий душе страдание. Карма представляет собой сумму всех поступков и помыслов человека во всех его предыдущих перерождениях. Нирвана означает состояние покоя и умиротворения личности, переживание единства всего существующего.

    В буддизме, который с течением времени стал мировой религией, была сформирована оригинальная этическая концепция. В ее основе находилось учение о страдании, сопровождавшим человека всю жизнь. Цель буддизма заключалась в том, чтобы указать путь самосовершенствования личности, который ведет к освобождению от мирского страдания и обретению душевного покоя.

    Китайская философия не ставила своей задачей приобретение новых знаний. Ее цель заключалась в том, чтобы сберечь существующую мудрость. Обращалось внимание не на анализ вещей, а на выявление их ценностной значимости. Наиболее влиятельными философскими школами Древнего Китая были конфуцианство, даосизм и легизм. Конфуцианство было ориентировано на поиск таких этических, политических и социальных ценностей, которые способствовали бы процветанию государства. Этот идеал возможен лишь при условии поддержания традиций и нравственном совершенствовании людей. Социально-политическая проблематика получила дальнейшее развитие в легизме. В этом учении отстаивалась мысль о том, что для процветания государства нужны не столько нравственные качества людей, сколько справедливые законы и власть. Основополагающим принципом даосизма является «недеяние», сущность которого сводится к отказу от целенаправленной деятельности, чтобы приобщиться к гармонии космоса – дао.

    7. Основные школы, идеи и достижения античной философии доклассического периода.

    Милетская школа. Ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, которые уделяют внимание поиску первоосновы бытия. Представители этой школы были материалистами. Фалес рассматривал основой всего сущего воду, что все объекты возникают из воды и превращаются в воду после своего разрушения. Тем самым Фалес первым высказал мысль о материальном единстве мира, о вечном круговороте вещей и явлений. Анаксимандр в качестве первоосновы называл апейрон – некое материальное беспредельное начало, находящееся в непрерывном движении. Анаксимен также говорил об изменении всего существующего и считал, что все вещи возникают из воздуха, а затем снова в него возвращаются.

    Наряду с материализмом имели место и идеалистические тенденции. Первой идеалистической философией стал пифагореизм. Основателем этого учения был Пифагор. Пифагорейцы занимались изучением количественных свойств и закономерностей природы. По их мнению, именно число является сущностью вещей.

    учение Гераклита. Все существующее, по его мнению, переходит из одного состояния в другое, в мире нет ничего неподвижного. Одновременно Гераклит считал, что мир един, не создан никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Философ признавал познаваемость мира с помощью органов чувств. Однако логос как всеобщая закономерность природы не может быть познан путем чувственного восприятия. Истинное знание логоса достигается через мыслительную деятельность человека.

    Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс), акцентировали внимание на моменте устойчивости. Они предложили новую стратегию философского мышления, которая предполагала отказ познания мира с помощью органов чувств. По мнению Парменид, чувственному восприятию человека доступно все изменчивое, временное, а то, что является вечным и неизменным, доступно только мышлению. Вечность у элеатов тождественна истине. Подлинное бытие неподвижно, имеет форму шара и открыто чистому мышлению.

    учении атомистов. Один из представителей этого учения Демокрит признавал первичность материи и познаваемость окружающей действительности. С точки зрения Демокрита, атомы и пустота представляют собой два неразрывных первоначала, из которых образуются все чувственно воспринимаемые предметы. Демокрит признавал познаваемость мира с помощью чувственного восприятия, однако подчеркивал, что оно ограничено, поскольку не все явления можно исследовать с помощью органов чувств. В этом случае действительность можно постигать рациональным путем.

    8. Основные идеи и учения античной философии классического периода.

    5-4 столетие до н.э – классич период развития античной ф-фии.В этот период соверш поворот к гнесеологич, этической, социально-политич проблематике, а также актуальной становится проблема человечества. Сократ видел своё призвание в воспитании людей через беседы. Он разработал метод теоретич спора - обноружение противоречий в учении противника, выявление слабых мест. Платон - родоночальник объективного идеализма. Провёл резкую грань между матер и духовным. Духовное или идеальное по Платону - истинное бытие, а именно мир вечных неизменных идей, к-рые постигаются только разумом. Мир вещей всё время меняется, поэтому его можно постичь чувствами. Каждая вещь имеет свою идею, а идея - образ вещи существующ объективно. Сколько вещей столько и идей. Идея не зависит от пространства и времени, самая главная идея - благо или красота,или истина. Достоверное знание возможно только в идее (источником истинного познания явл воспоминания бессмертной души ч-ка о мире идей до вселения в тело). Аристотель - ученик Платона, но он отклонил учения Платона о идеях и сделал вывод о том, что вне чувственно воспринимаемой формы предмета не сущ. По Аристотелю основу всякого бытия сост первоматерия. Все вещи это сочетание огня, воды, воздуха и земли, любой предмет это соед материи и формы. Именно форма образует реальное бытие из первоматерии. Процесс познания нач-ся с чувственного опыта. Аристотель явл систематезатором всего античного знания. Он впервые разработал классификацию наук и создал формальную логику.


    9. Проблема человека и метод достижения истинного знания в философии Сократа.

    Сократ является основоположником классической античной философии. Классическая - значит образцовая, совершенная, завершенная, т.е. такая, которой мы должны следовать, чтобы достигнуть совершенства.

    Во-первых, Сократ определил специфику философии: философия – это мышление в наиболее общих понятиях. Во-вторых, он определил предметом философии – человека. Предметом философии, по убеждению Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная задача.

    В соответствии с предметом философии, целью философии Сократ считает научить человека быть счастливым в этой жизни. Но человек счастлив когда он не испытывает ни телесных, ни душевных мучений, которые возникают в результате ошибок, допущенных человеком. Помочь избежать ошибок, по мнению Сократа, может истинное знание.

    Истинное знание – это: 1. Знание в понятиях 2. Знание, которое является обобщенным 3. Оно не противоречит сущности вещей 4. Оно ни у кого не вызывает сомнения.

    Второй задачей философии, по Сократу, является достижение человеком свободы, содержанием которой должно быть выяснение того, что зависит от человека, и того, что не зависит от человека, и в этих границах, опираясь на истинное знание, человек и действует безошибочно и без заблуждений.

    Единственный путь достижения истинного знания – метод диалога, в ходе которого и открывается истина для участников диалога.

    10. Система философии Платона. Учения об идеях, познании, человека и государства.

    Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью.

    Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности.

    Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы.

    По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни. После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело.

    Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты.

    На представлениях о трёх частях души основана государственная философия Платона. Каждой из этих трёх частей следует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гармонии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедливость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.

    Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта