|
история философии. 1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
1.Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии. Возникновение философии вызвано четырьмя причинами: социальными, экономическими, классовыми и гносеологическими. Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.
Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.
Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.
Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.
Философия зародилась в очагах цивилизации: Древней Индии; Древнем Китае; Древней Греции; Древнем Риме.
Родоначальниками философии принято считать: Лао-цзы (Китай); Кун-цзы (Китай); Шакьямуни (Индия); Заратустра (Персия); Иеремия (Палестина); Аввакум (Палестина); Даниил (Палестина); Фалес (Древняя Греция); Анаксимен (Древняя Греция); Анаксимандр (Древняя Греция).
Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.
Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:
— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;
— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.
Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.
Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.
В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.
С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.
Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.
Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.
Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).
4. Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики.Измен-ся ли мир, или он статичен? Второй по знач-ю крупный вопр. фил-ии – о движении и развитии. (18-19 вв.) В завис-ти от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отриц-е развития. Диалектика (опред. взгляд на мир, в соответ-и с кот. мир предст-ся вечно изменяющимся, вечно движущимся). 1) Мир – единое связанное целое, все предметы, явления взаимод-ют, обуславливают друг друга. 2) Мир развив-ся. Сущ-ют качественно разнородные формы движ-я материи (физ., хим., био., соц.) 3) Развитие – превращ-е количествен. измен-й в качественные. Скачкообразный переход от низшего к высшему, поступат. движ-ие, спираль. (хар-р и направ-е). 4) Материи свойственно самодвиж-е (причина развития). Источник – внутрен. противоречия. Единство и борьба противоположностей.
Метафизика( опред. взгляд на мир, в соответ-и с кот. мир неизменен, статичен). 1) мир – изолированные, несвязанные предметы, не взаимод-ют (Линней, Кювье – био. виды неизменны); 2) развитие есть только механическое измен-е. Она главная, к ней сводятся другие; 3) развитие – постепенное количествен. увелич-е/уменьш-е предметов. По кругу, нет нового. Нет измен-й в сущ-ти (Коперник о солнечной системе, Ньютон – во Вселенной ничего не меняется => нет вопроса о возникн-и мира); 4) Материя косноинертна, ее естествен. состояние – неподвижность. Причина – внешний толчок.
Историч. формы диалектики: 1)Античная: стихийная; целостное восприятие природы (созерцание), постоянство измен-й и движ-я всего существующего. Термин вводят Сократ и Платон (человек, его мышление);2)Милетская школа (Фалес и др.) Есть первооснова (вода, «беспредельное», воздух). Идея всеобщей взаимосвязи.
Гераклит, «О природе»1) учение о всеобщей изменчивости природы;2) огонь (изменение в чистом виде)3) единство и борьба противопол-тей (источник измен-й).
Все течет, все измен-ся, нельзя войти в одну реку. Преувелич-е изменчивости – релятивизм (нельзя и одного раза войти в реку). Преуменьш-е – догматизм. Диалектика классич. немец. фил-и (Кант, Фихте, Гегель). Примен-е диал-ки в области знания, формулировка общих законов и разработка систем категорий, взаимосвязь друг с другом.
Гегель (объект. идеалист):1) абсолют. логич. идея – сверхчелов. мысль, самостоятельно существующая в мире и порождающая природу и чел-ка;2) диал-ка. Три закона диалектики. Этапы развития логической идеи:
1. Логика (до простр-ва и времени, создает сеть философ. категорий)- учение о бытии (кол-во, качество и мера);- учение о сущности; - учение о понятии (механизм, химизм, органицизм). Чистое бытие – ничто, лишено всякого содерж-я. Борьба бытия и заложенного в нем небытия дает становление. 2. Природа. 3. Дух – находит адекватную форму для своего самопозн-я, чел-ка, чел-к появл-ся закономерно. - субъективный (антропология, феноменология, психология)-объективный (права, морали, политики)- абсолютный (искусство, религия, философия). Диал-ка требует, чтобы развитие было бесконечным, иначе дух остан-ся (гегелевская фил-я, конституцион. монархия).
Материалистическ. диал-ка (Маркс, Энгельс +совр.); Научная материалистич. диалектика: Крупные открытия 19 века:- Клеточная теория Шванна и Шлейдена (единство растений и животных по происхожд-ю);- Майер – закон сохран-я и превращ-я энергии (превращ-е в разные формы; единство природы в целом, самодвиж-е материи)- «Происхожд-е видов» Ч. Дарвина: нет статичных видов. Генетическая общ-ть. Чел-к – вершина эволюции.- Менделеев, периодическ. система. Взаимосвязь всех элементов, единое целое.- Тьер и Тьерри, открытие классов. системы и классов. борьбы. Маркс и Энгельс: научная интеграция диал-ки. Рассматрив-ся как теория развития чел-ка, природы и челов. мышления.
Историч. формы метафизики: 1) Античность.Элейская школа.Ксенофан: у каждого народа есть боги, но границы на небе и на земле не одинаковы. Приписывают черты людей богам; считал, что есть единый бестелесный непознаваемый бог.Перменид: сущ-ет единое неподвижное бытие (мир), а небытия нет. Мир един, не разложим, нет пустоты и нет движ-я. Любое движ-е – иллюзия, в бытии по мнению, а не в бытии по истине. Проблема познаваемости. Онтология учения о мире и гносеология учения о позн-и мира. Бытие по мнению искажает действит-ть.Зенон: в истинном мире движ-я нет. Движ-е противоречиво, а противоречия в действит-и быть не может, поэтому только в воображ-я2) Метафизика Нов. врем. (17-18 вв.)Рассматр-ет факты без их взаимосвязи. Опирается на естествознание.
9. Классическая немецкая философия: И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах. Немецкая классическая философия завершает классическую философию Нового времени. Одной из главных задач нкф является преодоление противоречий философии XVII—XVIII веков (выразились в противостоянии рационализма и эмпиризма, преувеличении роли естествознания и избыточном оптимизме Просвещения). Характерно возрождение интереса к истории, искусству, мифологии, критика естественнонаучной ориентации философии. Все это обусловлено интересом к поставленной пo-новому проблеме человека. На смену индивидуальному идеалу свободной личности Возрождения немецкая классическая философия поставила коллективный идеал свободного человечества. Религиозной основой немецкой классической философии является протестантизм.
В нкф были представлены три ведущих философских направления:• объективный идеализм (Кант, Гегель);• субъективный идеализм (Фихте);• материализм (Фейербах). НКФ повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особое внимание уделила проблеме развития; взглянула на историю как целостный процесс. Предпосылки формирования: экономическая и политическая отсталость, слабость буржуазии, ее черта – двойственность (хотела господствовать, но боялась революции и была бессильна), которая отразилась в философии (маркс: нкф - немецкая теориия французской революции).
Кант. Все творчество можно разделить на два больших периода:• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); интерес к проблемам бытия, естествознания и природы• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). интерес сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.1) Мир конечен — мир бесконечен.2) Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого.3) В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность.4) Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.
Гегель. один из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, представитель немецкого классического идеализма. Труды "Феноменология духа"; "Наука логики"; "Философия права". Онтология: отождествление бытия и мышления. В результате выводит понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Еще одно ключ понятие - отчуждение. Диалектика — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Суть: -все содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); - данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии, но едины по своей сути и взаимодействуют; - единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире и развития. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: -существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; в результате взаимодействия их получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется.
Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Философия Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: -полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;-попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;-большой интерес к социально-политическим вопросам;- не признает единства философии и религии;- убеждение в познаваемости окружающего мира.
отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:- единственно существующими реальностями являются природа и человек;- человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; он должен стать главным интересом философии;-идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;-природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций; тесно увязывает проблему Бога с антропологией.-Бога как самостоятельной реальности нет; Бог — порождение сознания человека;-религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; ее распространение стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; ее корни — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;- Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; (отчужденная сущность человека)-Бог не творец, а творение человека, его разума.тся тезис все более и более высокого уровня.
12. Сущность и основные этапы развития философии марксизма. Под историческими условиями возникновения марксистской философии принято понимать совокупность социально-экономических, политических и естественно-научных факторов европейской цивилизации середины XIX века.
В период с 30-х до конца 40-х годов 19в. формировалась философия марксизма, которая ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества. Предпосылками возникновения марксисткой философии были: 1)Промышленная революция в Европе. 2)Появление пролетариата. 3)Идеи классической немецкой философии. 4)Открытия в области естественных наук. Философия марксизма традиционно подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. Характерными чертами являются: 1)Диалектический метод рассм. в непрерывной связи с материалистическим принципом. 2)Историч. процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный. 3)Философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека. 4)Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития. Философским новаторством Маркса и Энгельса стало материалистическое понимание истории.
В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении явлений действительности исходили из всего многообразия законов. Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира. *Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Из всей массы общественных отношений Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что дало возможность обнаружить повторяемость в историческом развитии различных народов и обобщить сходные общественные порядки разных стран в одно основное понятие «общественно-экономическая формация» Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения отчуждения и несвободы людей. Маркс и Энгельс выделили законы диалектики, т.е. такие законы которые лежат в основе развития природы, общества и человеческого мышления. Все меняется в действительности, но только не законы диалектики. Жизнь поправила утопии марксистов. В 20 веке социокультурная обстановка изменилась. Две мировые войны, атомная угроза человечеству, жестокий опыт тоталитарных режимов, экологический кризис – все это поставило под сомнение абсолютную разумность человека, рациональность его действий, внесло новые мотивы в философские раздумья о сущности бытия и природе человека. Само собой разумеется, что философские знания о мире, человеке и его отношения к миру меняются от одной исторической эпохи к другой.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАРКСИЗМА: 1. 40-е годы 19 века - 80-е годы 19 века. Этап Маркса-Энгельса. Формулирование основных идей.2. Развитие марксизма в России - Ленин.Преобразование идей, в том числе в политическом плане с "привязкой" к России. Революцию делают рабочие и крестьяне.3. Советский марксизм.Философия подавлена идеологией4. Западный марксизм (Франкфуртская школа - Фромм, Маркузе, Хабермас).5. Французский экзистенциализм 20го века (Камю, Бовуар).
16.Эволюция представлений о материи в философии и естествознании. Современное философское учение о материи, ее видах и формах.Можно выделить несколько этапов, характеризующих становление материи в естествознании и материалистической философии. Первый этап. Античная философия. Вопрос о первооснове мироздания решался древнегреческой философией. Здесь то, чему соответствовало понятие материи, выступало в форме конкретного, единичного тела или природной стихии: у Фалеса это была вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – некое неопределенно-материальное начало апейрон; Гераклит был убежден и практически показывал, что "мир, единый из всего не создан никем из богов и некем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно (мерами) угасающим". Несмотря на всю наивность представления о сущности мира и его единой основе, оно, пройдя средние века и Новое время, сохранилось до настоящего времени. В частности, идеи Фалеса о воде как о мировом первоначале легли в основу газовой теории английского физика ХVII в. Р. Бойля. В начале ХIХ в., развивая идею первоначала английский врач У. Праут, выдвинул гипотезу, согласно которой, все химические элементы образованы путем "конденсации" из водорода. То же произошло с идеей Анаксимена о воздухе как первоначале мира ХIХ в. – закон "идеального газа" Р. Бойля-Э. Мариотта; ХХ в. – молекулярная физика и физическая химия). В этот же период возникла идея о существовании особой группы первоначал: вода, воздух, огонь и земля. Эта идея была обобщена в учении о четырех "корнях" мироздания, а немного позже – в идее Аристотеля о четырех способных к взаимным превращениям стихий. С возникновением органической химии в ХIХ в. произошла перекличка с данными идеями, так как выяснилось, что практически безграничное число органических веществ возникает в результате различных сочетаний четырех химических элементов: углерода, водорода, кислорода и азота. Таким образом, и до настоящего времени развиваются идеи древних, у которых понятие материи не выходило за рамки единичного, чего-то конкретно ощущаемого. Кульминацией древних идей является атомистическая теория Левкиппа, Демокрита и Эпикура – о бескачественных атомах, различающихся лишь по величине, форме, положению, весу. Это уже была попытка найти нечто всеобщее в вещах, независимо от их единичных и особенных признаков, то есть это была попытка составить представление о материальном мире в абстрактной, натурфилософской форме. Этим был как бы в зародыше намечен весь последующий ход развития понятия материи в естествознании и в материалистической философии, начиная с ХVII в. и вплоть до наших дней.Второй этап. Новое время (ХVII-ХVIII вв.) На общем фоне распада философии как единой науки, все ускоряющегося процесса дифференциации наук и развернувшейся в ХVII-ХVIII вв. борьбы между материализмом и идеализмом формировалось понятие материи как философское понятие. При этом оно вобрало аналитические признаки, установленные естествознанием, механикой и химией. Демокритовская теория дополнилась научными данными, согласно которым материя понималась в Новое время как то, что имеет массу покоя, а в целом материя отождествлялась с веществом (Г. Галилей, И. Ньютон). Таким образом, и на первом, и на втором этапе материя понималась, во-первых, как какое-то особое начало в виде материала, из которого образуются все тела; во-вторых, это особое начало может существовать отдельно от конкретных вещей, тел (подобно груде кирпичей, из которых может быть выстроено нечто конкретное, то есть здание). Это представление естествоиспытателей о материи целиком было воспринято философией. Материалисты ХVII – первой половины ХIХ вв., явные сторонники механицизма, отождествляли ее с веществом, а следовательно, в теоретико-познавательном плане оставляли понятие материи на уровне того особенного, что было присуще материальным объектам как определенным данностям и не поднимались до обнаружения всеобщего, универсального признака в них. Возникновение в середине ХIХ в. диалектического материализма можно считать и особым этапом в становлении понятия "материя", в учении о материальном единстве мира. Ф. Энгельс подвел под понятие "материя" общий фундамент в виде материалистического решения основного вопроса философии, которое состоит, во-первых, в признании того, что материя, природа – первичное, а сознание, дух – вторичное, и, во-вторых, – в утвердительном ответе на вторую сторону этого вопроса. Отсюда вытекает и самое понятие материи, существенными признаками которого и являются те, что содержатся в обоих этих ответах. Материя же есть всеобщее, "есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие... Третий этап. В конце ХIХ в. в естествознании произошли крупнейшие открытия, вошедшие в историю науки под общим названием "новейшая революция в естествознании". Непосредственно она выросла на открытиях Менделеева и Столетова, Герца и Попова. 1895 г. – открытие лучей Рентгена, лучей огромной проникающей силы. Этим открытием было опровергнуто свойство непроницаемости, считавшееся абсолютным свойством материи. 1896 г. – открытие естественной радиоактивности (Х-лучи) А. Беккерелем. Стало ясно, что свойство неделимости, считавшееся также абсолютным свойством материи, является относительным. Исследуя явление радиоактивности и структуру "Х-лучей", английский физик Дж. Томсон в 1897 г. открыл электрон – мельчайшую частицу отрицательного электричества с массой в 1840 раз меньше массы атома водорода. Электрон – особый вид материи. При этом математически было рассчитано, что с увеличением скорости масса его увеличивается. Таким образом, механика Ньютона теряла свой абсолютный смысл. Она подрывалась не только ранее названными открытиями и обнаружением новых физических свойств материи. Смешение философского понятия материи с физическими представлениями о ее строении и свойствах и господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновению материи. Создавшаяся в науке ситуация привела, с одной стороны, к кризису в самой науке и особенно в физике, с другой, к появлению новой разновидности идеализма, вошедшего в историю философии как "физический" идеализм.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи :1)физическая;2)химическая;3)механическая;4)биологическая;5)социальная.
Универсальными свойствами материи являются: несотворимость и неуничтожимость,вечность существования во времени и бесконечность в пространстве.материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие, детерминированность всех явлений, причинность (зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий), отражение ( проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий). Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления.
Универсальные законы существования и развития материи: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
24. Сознание- продукт развития материи. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. Сознание как высшая форма отражения.Мир качественно многообразен, возникает вопрос о единстве многообразия. Элейская школа считала, что бытие едино и неделимо. Субъективные идеалисты: мир един, т.к. является продуктом человеческого разума. Объективные идеалисты: мир един, т.к. является порождением 1 идеи или богом. Дюринг: мир един: т.к. он единственный, т.к. он существует, т.к. мысль о мире едина, то и мир един. XIX век Энгельс: единство мира состоит не в бытии, а в его материальности.
Раскрытие:
1.субстанциальное единство мира (мир проявление одной субстанции в разных формах);
2.атрибутивное единство мира (все формы материи обладают одними атрибутами);
3.структурное единство (вся вселенная состоит из одних и тех же частиц, а их концентрация разная);
4.процессуальное единство (через единый закономерный мировой процесс формы материи - это результат развития одной субстанции).
Материальное единство мира выражается в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе. Мир -есть вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя, единый закономерный мировой процесс, все формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих фундаментальных форм материи. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Закон единого мирового процесса - закон, определяющий необходимую, а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека. Законности развития:
1) Развитие - возникновение высшего из низшего;
2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы (фундамента);
3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи;
4) включённое в состав высшего низшее подчинено высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы;
5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи.
Отражение - свойство материи, объектов и систем, которые проявляются в специфическом воспроизведении признаков воздействия объекта путем изменения собственных свойств, структуры и функций - способность тел воспроизводить особенности других тел. Чем сложнее форма материи, тем сложнее отражение.
A) Отражение на уровне физической формы материи.
Пр.: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде. Характеристики отражения: носит материальный характер (гистерезисный характер, результативный). Физические объекты не обладают индивидуальностью, при отражении не передается индивидуальность. Б) Отражение на уровне химической формы материи.
Проявляется индивидуальность взаимодействующих объектов.
Комплиментарность (передача биологического кода) соединяются в строго определенном порядке.
B) Отражение на уровне биологической формы материи.
Появляется оценка воздействия позитивное, негативное.
Раздражимость (реакция на горячее, цветы поворачивают листья к солнцу)
Чувственность (ощущение, восприятие и представление). Г) Отражение на уровне социальной формы материи.
Человек - самый сложный субстрат.
Сознание - высшая форма отражения, эта форма идеальна, универсальна, то есть может отразить любые предметы и явления. Сознание - свойство высоко организованной материи, заключающееся в идеальном отражении действительности. С. носит отраженный характер - является высшей формой отражения действительности.
Сознание имеет относительный характер, т.к. сознание - отражение предмета, следовательно, у них есть общее содержание. Отражение сознанием окружающего мира носит творческий характер, (зависит от потребностей) именно на это сознание направляет свое внимание. Т.о. отражение носит избирательный характер (Смотрит на мир глазами, а видит мозгами.).
От опыта и знания зависит то, как человек отражает среду. Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы? Свойство опережающего отражения, то есть возможность продумывать, предвидеть будущее. Продукт сознания - идеальные образы. Противопоставление сознания и материи. В антологическом аспекте:
В гносеологическом аспекте:
Абсолютный образ предмета идеален и вторичен по отношению к материи. Сознание отражает все свойства и признаки предмета, которые значимы для человека.
27. Принцип развития. Низшее и высшее, прогресс и регресс.
II ур-нь – Конкретн. всеобщ. диал-ка: в отлич. от абстрактной описыв. развитие общего и в сжатом обобщен. виде все многообразие особенного. Эта диалектич. теория имеет стыковый хар-р (на стыке фил-и и частн. наук). Сквозная идея - идея единого закономер. миров. процесса, т.е. идея последоват. закономер. смены основн. форм материи. Наметки данной концепции у Гегеля, затем у Энгельса. При анализе данных ф. материи можно выделить ряд диалектич. закономер-ей.
Закономер-ти развития:
1) разв-е есть возникн-е высшего из низшего (разв-е выступ. как послед-ть осн. ступеней (ф, х, б, с.).
2) разв-е есть не только смена одного другим. Возникая на основе низшего, высшее не устран. низшего полностью (оно было бы тогда лишено своей опоры и разв-е означ. бы утрату ранее накоплен. содерж-я), а включ. в себя низшее и сохраняет его в измен. виде, в кач-ве своей основы, фундамента.
3) в состав высшей ф. материи вкл-ся только часть, причем ничтожно малая, низшей ф. материи. Преобладающ. масса предшествующ. ф. материи сохран-ся, образуя природн. среду, в кот. сущ-ет новая, высшая ф. материи.
4) включен. в состав высшей ф. материи низшая ф. материи подчинена высшей, не имеет полностью самост-го знач-я, хотя и сохраняет свою общую природу и законы (П: для удовлет-я био. потреб-тей чел-к соверш. деят-ть)..
5) кажд. ф. материи вкл. в себя предшествующие ф. материи, образующие в составе высшего целого систему ур-ней. Однако высшее не сводится к включенным в его состав низшим ур-ням и вкл. также собственно высшее, т. е. специфич. высш. ур-нь. Кажд. ф. материи имеет интегратив. структ. Кажд. ур-нь в сист. какой-либо ф. материи играет интегрирующ. роль.
Разв-е предст. в виде конуса, т. к. самая малая часть низшего вкл. в высшее, а оставш. невключен. низшее (среда) мож. развив-ся только с помощьючел-ка.
| |
|
|