билеты гп. Билеты. Билет 21 104
Скачать 312.99 Kb.
|
Билет 1 4 Билет 2 8 Билет 3 12 Билет 4 18 Билет 5 25 Билет 6 28 Билет 7 33 Билет 8 39 Билет 9 44 Билет 10 49 Билет 11 54 Билет 12 61 Билет 13 66 Билет 14 72 Билет 15 77 Билет 16 82 Билет 17 86 Билет 18 92 Билет 19 94 Билет 20 99 Билет 21 104 В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития. 104 Кумулятивизм (от лат. cumula — увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции. 104 Количественный процесс расширения объема научных знаний. Частично это верно, т.к. сейчас объем больше, чем раньше. Но эта концепция далеко от реальной картины роста научного знания. История науки – процесс борьбы идей, конфронтации нового и старого знания, преодоления заблуждений, отказа от привычных представлений. Эта модель не учитывает наличие заблуждений. Связь старого и нового знания не столь проста и очевидна, новое знание принципиально отличается от старого и обладает большими объяснительными способностями и вытесняет старое. Фактически старая и новая теории не только несоизмеримы, но и несовместимы. Кумулятивизм не учитывает системность научных знаний, предполагающую перестройку всего объема знаний при крупных научных открытиях. 104 Его видными представителями выступали британский философ-позитивист Герберт Спенсер, австрийский ученый Эрнст Мах, французские ученые Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем. 104 Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию. 104 Антикумулятивизм (Т.Кун, П. Фейерабенд, Я. Хакинг) (- тезис о «несоизмеримости теорий», предложенный Т.Куном, П. Фейерабендом) полагает, что будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности. 104 Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии. 104 Имре Лакатос: Основным понятием данной концепции выступает научно-исследовательская программа, под которой понимается серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. 104 Пол Фейерабенд («методологический анархизм»): Вводится принцип пролиферации (размножения), согласно которому, исследователи должны постоянно изобретать теории и концепции, предлагающие новую точку зрения на факты. При этом новые теории, по мнению П. Фейерабенда, несоизмеримы со старыми: они конкурируют, и через их взаимную критику осуществляется развитие науки. 105 Томас Кун: Центральным понятием является парадигма – совокупность теорий и связанных с ними методов, представляющие собой общепризнанные научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения. В соответствии с этим наука в своем историческом развитии проходит три стадии: допарадигмальную, парадигмальную (нормальная наука) и экстраординарную (стадия научной революции). 105 У истоков рефлексии над развитием науки находились две противоположные логико-концептуальные схемы ее объяснения: кумулятивная и антикумулятивная. Кумулятивная модель основана на представлении о процессе познания как о постоянно пополняющемся и непрерывно приближающемся к универсальному и абстрактному идеалу истины. Этот идеал в свою очередь понимается как логически взаимосвязанная, непротиворечивая система, как совокупность, накопление всех знаний. Развитие кумулятивной модели приводит к пониманию того, что непосредственным объектом развития науки становится не природа как таковая, а слой опосредствований, созданный предшествующей наукой. Новые проблемы возникают из решения старых, и науке незачем прорываться в иное смысловое пространство, а нужно лишь уточнять, детализировать, совершенствовать. 105 Антикумулятивная модель развития науки предполагает революционную смену норм, канонов, стандартов, полную смену систем знаний. Действительно, если понятия старой дисциплинарной системы строго взаимосвязаны, дискредитация одного неизбежно ведет к разрушению всей системы в целом. Это уязвимый момент кумулятивизма, от которого принципом несоизмеримости теории, идеей научных революций пытается избавиться антикумулятивизм. Близко к антикумулятивизму подходит концепция критического рационализма, в которой фальсификация мыслится как основной механизм развития научного познания. 105 Билет 22 109 Билет 23 114 Билет 24 122 Билет 25 126 Билет 26 131 Билет 27 137 Билет 28 141 Билет 29 147 Билет 30 152 Билет 31 158 |