билеты гп. Билеты. Билет 21 104
Скачать 312.99 Kb.
|
Билет 1313. Философия науки логического позитивизма. Логический позитивизм — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. Венский кружок - группа философов и учёных, сформированная профессором Морицом Шликом при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922 или 1924 году. Он имеет своим предшественником Дэвида Юма, который отвергал претензии на знание таких метафизических вопросов, как существование Бога и бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии основываются, не могут быть прослежены к простым чувственным впечатлениям, являющимися их источником. Таким же образом члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны. Можно выделить два исторических корня логического позитивизма. Так в своей программной статье «Поворот в философии» немецко-австрийский философ Мориц Шлик представил генетическую линию развития от Лейбница до Б.Рассела и Г.Фреге. Сама идея «Венского кружка» была инициирована «Principia Mathematica» Рассела и Уайтхеда. Основанием и развитием логики формальных отношений была заложена основа для будущей грандиозной эпистемологической реформы. Став вторым после аристотелевской классической логики силлогизмов инструментом познания, математическая логика послужила материалом строительства здания новой единой науки (своего рода Нового Органона Наук). Успехи, достигнутые в логике, убеждали в силе рациональных процедур мышления, заставляли верить в скорое и неизбежное слияние наук (при доминировании физики, биологии и математики). Отсюда пошло и название — «позитивизм». Задача, поставленная перед «венцами» — разработка системы критериев оценки качества теоретического вывода. Поэтому самое распространенное понимание позитивизма этого времени — это тезис единства метода. Другое родовое понятие позитивизма — это система языка. Шлик считал, что Л. Витгенштейн был «первым, кто приблизился» к идеям позитивной науки в 1922 году в "Логико-философском трактате. Новая методология проводила активный отбор пригодного научного знания и начала с атак на метафизику. „Философия — это не наука“ — утверждал М. Шлик. Требование заменить содержательность как сверхзадачу формальностью стало важным этапом освобождения научного метода от химер и мистификаций обыденного сознания, что напомнило борьбу Бэкона с идолами. В целом 30−40-е годы XX века европейская наука встретила в жарких спорах при общей победе рационализма. Наука, воодушевленная успехами естествознания и объяснявшая этот прорыв совершенством метода, предприняла попытку восстановить единое знание о мире и природе. „Набрав сил, огонь познания охватывает и остальное. Эти моменты свершения и горения — самое существенное. Весь свет познания идет от них. Поисками источника этого света философ на самом деле и занят, когда он ищет последний фундамент познания “. Начальное влияние на развитие раннего логического позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн. Э. Мах оказал очевидное влияние на развитие логического позитивизма, рассуждая о метафизике, единстве науки и интерпретации теоретических терминов в науке. Также Мах выдвинул доктрины редукционному и феноменализма. Л. Витгенштейн ввёл несколько доктрин логического позитивизма в своей работе «Логико-философский трактат». В этом трактате он подчеркнул основные положения логического позитивизма: язык есть граница мышления (то есть они совпадают). есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками. предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения» сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами) Логический позитивизм Р. Карнапа «Истинность философских утверждений невозможно доказать» — Рудольф Карнап - один из наиболее значимых представителей «Венского кружка». Анализ Карнапом философских проблем, включая обсуждение принципа проверки, содержится в его сочинениях, посвященных теории познания и философии науки. Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, могут быть сведены, с помощью особых «предложений сведения» (операциональных определений и постулатов значения), к одному общему базису — понятиям, которые мы употребляем для описания знакомого всем физического мира, нас окружающего (т. н. физикализм). Важным результатом Карнапа в анализе соотношения теории и опыта является строго формализованная количественная теория логической вероятности, то есть степени индуктивного, или вероятностного, подтверждения теории.\ Научные предложения бывают либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы и самодостаточны (пример: тела протяженны). Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путём (пример: на столе лежит книга). Для доказания научности теорий используется верификация. Верификация — процедура проверки истинности знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным называетсяредукцией. Таким образом, вся деятельность учёного сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Основываясь на редукции, «Венский кружок» во главе с Р. Карнапом замахивается на создание единой научной теории — «Фундамент единой науки», то есть протокольные предложения, которые держат науку наверху обобщения. В 40е — 50е годы эта теория будет пересмотрена на основе физики. Теоретический уровень научного познания формируется на основе индуктивных обобщений и гипотетических предположений. Проверка теоретических знаний осуществляется по принципу верификации: следствия, выводимые общих теоретических положений, проверяются экспериментально, и если предсказания истинны, то истинна и теория. Т.е., логический вывод имеет вероятностный характер и требует максимального количества подтверждающих фактов. Принцип верификации требует, чтобы теоретические положения подтверждались фактами. Но факты также имеют разную степень достоверности и не могут быть надежной гарантией истинности знаний. Т.е., принцип верификации не является универсальным. Логический позитивизм, отвергающий метафизику и стремящийся познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два тезиса: решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии; любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке. 50. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Проблема обоснования веры и знания В повседневном словоупотреблении вера означает убежденность в чем-либо. Теоретический анализ вскрывает сложность и многоаспектность понятия веры. В «Современном философском словаре» под редакцией В. Е. Кемерова отмечается три смысла понятия «вера». Во-первых, вера как духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия («истины»), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности. Во-вторых, вера характеризуется как способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; в-третьих, вера предстает как способность оценивать высказывания и иные формы опосредованного знания без достаточных логических и фактических обоснований. Вера является важнейшим компонентом познавательного процесса, социализации, вообще отношения к миру, мировоззрения: вера, отмечает А. Ясперс, «фундамент нашего мышления». Как отмечает известный западный философ М. Бубер (1878-1965), одна форма веры возникает как результат соприкосновения с истиной. Данная форма существования веры особенно распространена в науке. Другая форма веры, по мнению Бубера, основана на акте принятия какого-то содержания за истину. Данная форма веры распространена в религии и обыденном сознании, здесь работает формула «Верую потому, что так принято». Особенности веры обусловлены ее предметом и личностными особенностями ее носителя, т. е. личности, которая верит. В философской и публицистической литературе иррациональная вера обычно ассоциируется с религиозной верой, а рациональная — с обыденным и научным познанием. Иррациональная вера - не обязательно вера религиозная. Иррациональной может быть слепая, не рассуждающая и некритическая вера в устарелые догмы, касающиеся практических знаний, методов работы, устарелых научных концепций. Например, Т. Кун, описывая кризисы и революции в науке, показывает, как значительная часть ученых продолжает работать в рамках изжившей себя парадигмы, несмотря на критическую массу фактов, которые ее фактически опровергли. И, напротив, в эпоху Средневековья теологи искали рациональные подтверждения религиозной веры. Так, Августин утверждал: надо верить, чтобы понимать и понимать, чтобы верить. Рациональная вера — результат опосредованного познания мира. В ней единый мир видится как расчлененный на множество разнообразных объектов, ее опорой является относительно истинное знание, поскольку внутренние связи мироздания не всегда осознаются, а достоверность чувственного познания условна, относительна. Предмет, превращаемый человеком в познаваемый объект, утрачивает множество своих жизненных связей и приобретает в известной мере искусственный характер. Рациональная вера покоится на способности человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым явлениям и на способности оценивать высказывания и иные формы опосредованного знания как истинные без достаточных оснований. Здесь имеются в виду знания, полученные в результате познания и практики предшествующих поколений, доказавшие свою истинность и практическую пользу. Такие знания, принимаемые на веру, выступают в качестве предпосылок дальнейшего развития познания. Рациональная вера предполагает проверку любой информации на соответствие действительности. Такая процедура позволяет удостовериться в том, что получаемая информация правдива и истинна. Достоверность определяется как надежность информации, то, что не вызывает сомнения. Понятие достоверности характеризует не столько качество знания или информации, сколько отношение субъекта к сообщаемой информации. Достоверность понимается как субъективная уверенность, как некая форма (и условие) жизни. Жизнедеятельность в целом, а не только познание и общение невозможны без веры как доверия, принятия чужих и своих собственных представлений о мире как достоверных. Уже в детстве ребенок усваивает мир не в качестве познавательной процедуры, а на основе доверия и действий, основанных на уверенности в том, что говорят взрослые. Достоверность не объясняется, не доказывается, не обосновывается - она принимается как данность, как нечто «само собой разумеющееся». Истина - соответствие знания действительности, что предполагает доверие к знанию. Но можно верить и в заблуждения принимать его за истину и не верить в знание, которое является истинным, т.к. вера и истина - феномены различной природы. Вера в истинность знания не устанавливается простой констатацией факта научного открытия или некоторого сообщения, она основывается на обосновании, а оно, в свою очередь, основывается на вере. Обоснования веры в знания о мире в философии: а) «наивный реализм», т. е. представление что мир таков, каким он является в ощущениях и восприятиях, оно основано на вере; б) социокультурная обусловленность веры, т.е. вера в показания органов чувств формируется и укрепляется в практической деятельности человека. Важнейшая роль у традиций, при передаче знания детям люди передают. Конструктивная роль веры в познании в том, что обучение и воспитание основано на доверии. В личностном знании истина и вера равноценны, я верю тому, что знаю. Но и научное познание покоится на вере в некоторые эмпирические высказывания. Истина должна быть объективной и эмпирически подтверждаемой. Критерий объективности - принятие на веру факта объективного, независимого от человека существования объекта познания. Благодаря критерию объективности можно различать истину и заблуждение. В отличие от истины, вера не требует обоснования, т.к. это субъективная уверенность индивида. Обоснованная вера - знание, теряет свою специфику. Существует особый класс истин, для существования которых необходима вера: убеждения, относящиеся к ценностям человеческого бытия, задачам, значимость которых очень велика (во всеобщее благо), она не нуждается в обосновании она сама по себе аргумент. Понятию достоверности близко понятие «здравого смысла». Здравый смысл представляет собой некоторую совокупность стихийно сложившихся представлений человека об окружающем мире и самом себе. В основании здравого смысла лежит непосредственное практическое отношение человека к миру. Установки здравого смысла формируются под влиянием непосредственного опыта повседневной жизни и деятельности человека и объединяют обыденно-эмпирические знания, наивно-реалистические установки, господствующие в обществе традиционные представления и моральные ценности. Функция здравого смысла в естествознании и социально-гуманитарном познании принципиально различна. Поскольку здравый смысл не поднимается до уровня теоретических обобщений, постольку научные знания могут вступать в противоречие со здравым смыслом, который не способен представить релевантный, опирающийся на опыт чувственных представлений образ теоретических конструктов естествознания. В процессе творческого акта, научного исследования интеллектуальная эмоция «уверенность» тесно взаимодействует с другой интеллектуальной эмоцией «сомнение», осуществляя функцию управления данным процессом и регулируя количество энергии, выделенное организмом на решение той или иной проблемы. Мотив сомнения работает постоянно, осуществляя текущие и стратегические оценки как результатов собственных творческих усилий, так и полученных результатов другими исследователями. Как утверждают психологи творчества, если оценка изучаемого объекта или успешности того или иного подэтапа творческого процесса имеет отрицательный знак, то мотив сомнения усиливается и может заблокировать ход познавательного процесса в данном направлении или вообще весь познавательный процесс. А сам мотив сомнения может стать стандартом сознания и может, в предельных случаях, перерасти в мотив страха. Что касается сомнения в форме критичности по отношению к результатам других исследований, то здоровый критицизм, консерватизм с соблюдением чувства меры играет положительную роль в науке, ставя заслон скороспелым, не проверенным (возможно неверным) выводам и результатам творческих усилий. не всякое знание становится убеждением, а заодно и основой уверенности. Это происходит лишь в том случае, если знания пропускаются через эмоции, т.е. пережиты, а пережиты, они могут быть лишь в том случае, если затрагивают интересы человека, его потребности и установки. Борьба мнений, столкновение различных точек зрений, тенденций заставляют относиться к знаниям эмоционально, а значит переживать их. Если в обыденном сознании обоснованием знания является сама жизнь, то в религии эта процедура имеет несколько разновидностей: в частности обоснование авторитетом, где в качестве авторитета выступает священное писание, слова и дела пророков, апостолов и др. Схема обоснования здесь построена по следующей логической схеме: из двух взаимодействующих субъектов или субъекта и объекта (священное писание) один субъект или объект наделен абсолютным знанием, и это признает другой субъект. В этом случае он безоговорочно верит в эти истины и принимает их. |