билеты гп. Билеты. Билет 21 104
Скачать 312.99 Kb.
|
Билет 1616. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса Имре Лакатос - концепция исследовательских программ, «усовершенствованный фальсификационизм». - основная проблема – рост научного знания. Развитие науки - соперничество исследовательских программ, которые включают в себя комплексы взаимодействующих и развивающихся теорий, организованных вокруг некоторых фундаментальных проблем, идей, понятий и представлений (ядро). - для сохранения основной теории от разрушения выдвигаются промежуточные теории, опровергающие ядро. Вспомогательные гипотезы - «защитный пояс» ядра, функция которого обеспечить «позитивную эвристику» - рост знаний, превращения контрпримеров в подтверждающие, расширение эмпирического базиса программы. - развитие науки - конкуренция исследовательских программ, где побеждает та, которая обеспечивает «прогрессивный сдвиг проблем», т. е. увеличивает способность предсказывать новые неизвестные факты и объяснять все факты, которые объясняла ее соперница. Другая программа вырождается. Но преемственность. Утонченный фальсификационизм формулирует определенные правила принятия теории и правила фальсификации (элиминации) теории. Для него теория приемлема, если она: а) ведет к открытию новых фактов и б) если некоторые из предсказанных фактов будут подтверждены (верифицированы). Существуют рациональные и нерациональные способы подтверждения либо фальсификации знания, рациональные и нерациональные способы удержания теории (конвеционалистские уловки, приемы аdhос). Называет ошибкой применение определения «научный» к отдельной теории: только последовательность теорий можно называть научной или ненаучной Необходимо рассматривать теорию в ряде последовательно связанных между собой теорий. Применяется объективный критерий прогресса: каждая новая теория имеет добавочное эмпирическое содержание, т.е. предсказывает новые, неожиданные факты; часть этого добавочного эмпирического содержания верифицирована. Теория фальсифицированна, если она замещается теорией с более высоко подкрепляемым содержанием. 47. Философия повседневности об «устроении общества» (Э. Гидденс). В работе «Устроение общества: очерк теории структуризации» говорит об устройстве повседневной жизни и значимости практического сознания. Субъекты деятельности (акторы) способны понимать, что они делают, в то время как они это делают, и это неотъемлемая характеристикой их деятельности. Но значительная часть того, что субъекты знают о своей деятельности и ее причинах поддерживается на уровне представлений о том, как следует «вести себя» в различных условиях, которые не поддаются прямому логическому рассмотрению. Признает важность бессознательных аспектов познания и мотивации и связывает их с однообразием, рутиной или монотонностью. Общепринятая практика или рутина (все, что делается по привычке) является основным элементом повседневной социальной деятельности. Термин «повседневный» или «обыденный» точно отражает рутинный характер. Повторяемость действий, воспроизводимых в одинаковой манере день за днем, составляет материальную основу рекурсивного (возвратного) характера социальной жизни, т.е. структуральные свойства социальной деятельности постоянно восстанавливаются из тех же источников, которые породили их. Однообразие жизненно важно для функционирования психологических механизмов, посредством которых удовлетворяется потребность в надежности или онтологической безопасности. Рутина вклинивается между взрывоопасным содержимым бессознательного и рефлексивным контролем деятельности. С виду второстепенные и несущественные правила поведения, условности и традиции повседневной социальной жизни оказываются фундаментальным каркасом социальной жизни, играют первостепенную роль в деле «укрощения» или обуздания источников подсознательной напряженности, которые в противном случае полностью поработили бы нас. Ситуативный характер деятельности, разворачивающейся во времени и пространстве, однообразие действий и монотонность повседневной жизни — явления, связывающие исследования в области бессознательного и анализ феномена «соприсутствия» (повседневного взаимодействия «лицом к лицу», обыденного взаимодействия между людьми, находящимися в непосредственном физическом присутствии друг друга). Позиционирование или расстановка индивидов в пространстве социальных взаимодействий - это фундамент социальной жизни. В данном контексте термин «позиционирование» многозначный. Человек позиционируется относительно других в условиях непосредственного «соприсутствия». Позиционирование можно рассматривать и в контексте пространственно-временной сериальности взаимодействий. Любой индивид позиционируется одновременно относительно потока повседневности; течения собственной жизни (продолжительности собственного существования), а также относительно протяженности «институционального времени». Также каждый человек различно позиционируется в рамках социальных взаимоотношений - здесь речь о понятии социальной роли. Время, или формирование опыта в пространстве — времени, является банальной и очевидной особенностью повседневной жизни людей. Сущность сбивающего с толку характера времени объясняется отчасти отсутствием «соответствия» между нашим беспроблемным овладением непрерывным потоком поведения в пространстве и времени и трудностью его восприятия с философских позиций. Проблема того, как ограничения индивидуального «присутствия» преодлеваются посредством «растягивания» социальных отношений в пространстве и времени. Можно сказать, что протяженность повседневной жизни является «обратимым временем», т.к. у повседневной жизни повторяющийся характер. Отрезок жизни индивида - «необратимое время». Повседневная жизнь обладает продолжительностью, течением, однако никуда не ведет; само прилагательное «повседневный» и его синонимы указывают на то, что время конституируется многократной повторяемостью. Жизнь индивида, напротив, не только конечна, но и необратима, т.е. в данном случае время - продолжительность существования тела, границу присутствия. Наши жизни «прекращаются» в необратимом времени, уходят со смертью организма. Тот факт, что мы говорим о «жизненном цикле», подразумевает наличие повторяющихся элементов и здесь. Однако в действительности жизненный цикл представляет собой понятие, относящееся к преемственности поколений. Это надиндивидуальная протяженность долговременного существования институтов. Обратимое время институтов - одновременно условие и следствие практик, организованных в непрерывной последовательности повседневной жизни. Но некорректно утверждать, что рутинные практики обыденной жизни представляют собой «фундамент», на котором во времени и пространстве возводится здание институциональных форм организации. Скорее, каждая из них участвует в создании другой, а все вместе они формируют действующую личность. Все социальные системы одновременно выражают и отображаются в рутине повседневной социальной жизни. В связке объект — мир и социальная деятельность чувство доверия зависит от определенных связей между индивидуальным субъектом деятельности, и социальными условиями, в которых этот субъект осуществляет свою повседневную деятельность. Рутина обеспечивает целостность личности социального деятеля в процессе повседневной деятельности, а также является важной составляющей институтов общества, которые являются таковыми лишь при условии своего непрерывного воспроизводства. Исследование рутинизации дает главный ключ к объяснению типовых форм взаимоотношений. Взаимодействия представляют собой упорядоченные явления придающие форму сериальности повседневной жизни. Систематические свойства взаимодействий могут быть сведены к двум базисным характеристикам: открытость — закрытость и очередность. Протяженность повседневной жизни, проживаемая каждым индивидуально, есть непрерывный поток деятельности, нарушаемый исключительно (но регулярно) относительным бездействием во время сна. Протяженность деятельности может «заключаться в скобки». Социальные субъекты-индивиды всегда до некоторой степени осознают то, что они делают. Общественный порядок, следовательно, является результатом некоторых запланированных социальных действий, а не результат механической эволюции. Социологи, в отличие от ученых в естественных науках, должны интерпретировать социальный мир, который уже интерпретирован акторами, населяющими его. Гидденс вводит понятие "дуальности структуры", которая означает, что социальные практики имеют и структурный, и поведенческий компоненты. Именно социальные практики и являются основным объектом изучения социологии. Структурная среда сдерживает поведение индивида, но одновременно делает его возможным. Он также отметил существование специфической формы социального цикла: социологические понятия формируются, затем внедряются в повседневную жизнь и изменят образ мыслей людей. Поскольку социальные акторы способны к рефлексии и склонны следить за текущими событиями и структурные условиями, они адаптируют свое поведение в соответствии с меняющимися представлениями социальной жизни. В результате знания социальной науки об обществе оказывают влияние на деятельность человека. Гидденс называет эту двухуровневую интерпретативую и диалектическую взаимосвязь между социальным научным знанием и человеческой деятельностью "двойной герменевтикой". Важность власти, которая является средством достижения цели и поэтому прямо фигурирует в действиях любого человека. Власть как способность людей изменять социальный и материальный мир, тесно связана со знаниями и пространством-временем У общества есть потребность в «онтологической безопасности» или «уверенность в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть», что, может быть, связано с естественной заботой о физическом сохранении тела. Согласно Гидденсу, существование общего знания и потребность в онтологической безопасности способствуют воспроизводству предписанных образцов в социальной жизни. Образцы поведения повторяются, благодаря чему воспроизводятся структуры общества, социальная система и институты. Однако в этом процессе всегда заключена возможность изменения общества |