Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Главные этапы восстановления казахской государственности, образование Казахской Автономной Советской Социалис­тической Республики и Казах­ской АССР.

  • аграрно-индустриальную

  • марте 1937 г.

  • декабре 1937 г. проходили выборы в Верховный Совет СССР. От республики в Верховный Совет СССР были избраны 44 депутата. Среди них были шахтер

  • Билет №2 1. Период мезолита.

  • Мезолит длился между 12 -5 тыс. лет до н.э.

  • надо было научиться охотиться по одному на осторожных и ловких, в основном одиночных животных.

  • шлифовани е, пиление, сверление. Главной особенностью мезолита являлось изобретение микролитов

  • составных

  • Все члены рода были равноправны. Общество делилось по возрастному признаку на три группы: стариков, взрослых, детей.

  • 2. Основные этапы этногенеза казахского народа.

  • 3. Рассмотрите репродукцию и ответьте на вопросы

  • Билет №3 1. «Неолитическая революция».

  • 2. Политическая и социальная структура Казахского государства. Казахская государственность в XV - XVIII вв

  • Билет №4 1. Энеолит. Археологические памятники эпохи камня в Казахстане.

  • 2. Государство кочевых узбеков (ханство Абулхаира ).

  • 3. Шахтерские выступления 1989 года и в о лнения в городе Жанаозен.

  • Билет №5 1. Андроновская культура (общая характеристика и ее этапы).

  • 2. Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане (сплошной и силовой характер мероприятий).

  • 3. Закончить опорную схему .

  • история казахстана. ответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1. Билет1 Исторические периоды древнего Казахстана


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеБилет1 Исторические периоды древнего Казахстана
    Анкористория казахстана
    Дата02.06.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1.doc
    ТипЗакон
    #563971
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Билет№1


    1. Исторические периоды древнего Казахстана.

    Хронология каменного века. История казахской земли, древних людей, живших на земле Казахстана, тесно связана с историей развития человечества. Существуют общие закономерности происхождения человека и формирования общества. Поэтому, для того чтобы иметь полное представление о древней истории какой-либо страны или народа, нужно сделать обзор истории развития человечества в древности.

    Периодизация истории тесно связана с уровнем развития общественного производства и производственных отношений. Существуют несколько методов периодизации древнейшей и древней истории. Из них чаще всего применяются методы археологической и геологической периодизации. История развития первобытного общества делится на несколько периодов. Первый вариант периодизации древней исторической эпохи был предложен известным американским историком и этнологом Льюисом Генри Морганом. Он считал, что в истории человечества существовали три ступени общественного развития: дикость, варварство и цивилизация. По мнению Моргана, в каждом из названных периодов человечество развивалось, достигало определенного уровня. Например, в период первого этапа человеческой истории – дикости – произошло формирование человека как разумного существа, появилась разговорная речь – средство общения, человек научился использовать огонь. Лук и стрелы. В период, названный варварством. Человек научился возделывать землю. Появились гончарное производство, домашние животные. Эпоха цивилизации в истории начинается с возникновения письменности. Морган рассматривает историю с позиции эволюционного развития, и исторические периоды связывает с определенными достижениями человека, в материальном производстве. Подход Моргана к определению периодов указал правильное направление в разделении на этапы последующей истории. Для того чтобы изучить историю каменного века, исследователи опираются на геологическую и археологическую периодизацию этой эпохи.

    По геологической периодизации истории Земли и человечества, в эпоху кайнозоя , около 67 млн. лет назад. На планете появились разные виды млекопитающих, птиц и растений. Кайнозойская эра делится на два больших периода: третичный и четвертичный. Возникновение человечества связано с четвертичным периодом, который иногда называют антропогеном, т. Е. периодом возникновения человечества. Четвертичный, или антропогенный, период делится на две эпохи. Первая – это эпоха до оледенения и эпоха оледенения, и называется она плейстоценом. Вторая – эпоха постепенного таяния ледников, которую называют голоценом. По археологической периодизации, древнейшая история человечества делится на палеолит, мезолит. Неолит и охватывает примерно более 2 млн. лет.

    Палеолит начинается с олдувайской эпохи, которая продолжалась приблизительно от 3 млн. до 800 тыс. лет до н. э. последующая эпоха палеолита – ашель – охватывает период 800 тыс. до 120 тыс. лет до н. э.. средний палеолит (поздний ашель и мустье) относится к 120-40 тыс. лет до н. э. Поздний палеолит 9 иногда относят и мустье) соответствует времени от 40 тыс. лет до 12 тыс. лет до н. э.

    Некоторые ученые предлагают деление древнекаменного века на два периода: ранний (нижний) и поздний (верхний) палеолит. При делении палеолита на три периода к раннему (нижнему) палеолиту относят время от олдувая до ашеля, к среднему палеолиту – мустье. Отдельно выделяют поздний палеолит.

    Таким образом, споры археологов двух групп в этом вопросе связаны с мустьерским периодом: одни связывают его со средним, а другие относят к позднему палеолиту. В трудах, посвященных изучению каменного века. Ученые используют геологическую или археологическую периодизацию. Поэтому нужно уметь сопоставлять эти периоды. Например, плейстоцен (геологическая периодизация) полностью соответствует палеолиту и наполовину мезолиту. А голоцен – времени неолита. В периодизации истории развития человечества использует археологические источники. В разные эпохи были различными и материалы, из которых изготавливали орудия труда. Эпоху, когда орудия труда делали из камня. Мы называем каменным веком. Затем человек наряду с камнем стал использовать медь. Этот переходный период называют энеолитом - меднокаменным веком. В последующий период орудия труда стали использовать из бронзы. В VIII-VII вв. до н. э. человек научился обрабатывать железо, делать из него орудия труда, оружие. С этого времени истории начинается ранний железный век.

    2. Главные этапы восстановления казахской государственности, образование Казахской Автономной Советской Социалис­тической Республики и Казах­ской АССР.

    Царское правительство уже давно захватило казахские земли и более двух столетий вело беспощадную борьбу, пытаясь привести к покорности воинственный народ, населяющий евразийские степи. Гражданская война показала большевикам, что необхо­димо считаться с идеей национальной государственности народов окраин. Советское правительство начало подго­товительную работу по образованию Казахской авто­номной республики.10 июля 1919 г. В.И. Ленин подписал «Декрет о революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем». В нем говорилось, что Казревком учреждается как высшее военно-гражданское управление краем. Декрет определял его цели и задачи: борьба против контрреволюции и интервенции, создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае, подготовка учредительного съезда Советов в Казахстане. В ведении ревкома находились казахские территории Астраханской губернии и области: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская. Во главе Казревкома был поставлен первый советский комиссар С.Пестковский, поляк по национальности. В составе ревкома были В.Лукашев, А.Джангильдин, А.Байтурсынов, М.Тунг1нчин, С.Мендешев, Б.Каралдин, Б.Каратаев.

    Казревком и его органы на местах проводили работу по объединению казахских земель, организации Советов и Казахской степи, привлечению лояльно настроенных представителей национальной интеллигенции к советскому строительству. Начала издаваться газета «Ушкын» («Искра») — орган Казревкома. 9 марта 1920 г. было принято решение о ликвидации Алаш-Орды, именовавшейся «правительством Киргизии». 26 августа 1920 г. Советское правительство издало декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалис­тической Республики» в составе РСФСР.

    4 октября 1920 г. в Оренбурге состоялся Учреди­тельный съезд Советов Казахской АССР. На съезде была провозглашена Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (КазАССР) в составе РСФСР. Была восстановлена казахская национальная государственность. Это событие стало одним из самых значительных в истории казахского народа.

    Съезд избрал верховные органы власти — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) республики. Председателем ЦИК КазАССР был избран С.М. Меидешев, а председателем СНК КазАССР — В.А.Радус- Зенькович. Съезд также принял Декларацию прав трудящихся КазАССР, которая провозгласила конституционное образование КазАССР, определила органы государственной власти и государственного управления, земельную политику, основные права и обязанности граждан, избирательную систему и ее принципы, систему организации и деятельности суда. Провозглашение Казахской советской национальной государственности имело большое историческое значение. Казахский народ воспринял этот акт как результат многовековой борьбы с колониализмом, первый шаг на пути национального возрождения.

    В целях объединения исконно казахских земель в одну республику при Кирревкоме была образована специальная комиссия, которая занималась определением границ будущей республики. Территориальный вопрос вызвал горячие споры. Те, что не расстались со старыми убеждениями, противились присоединению к Казахстану Акмолинской, Семипалатинской, Уральской областей. Другие же требовали включения в состав республики не только казахских земель, но и Омской области, большей части Средней Азии, Барнаульского уезда, Алтайского края и т.д. Требовалось взвешенное и обду­манное решение вопроса. Необхо­димо было учесть этнические, экономические, исторические и другие особенности разных на­циональностей, их перспективу, принять во внимание мнение местных органов. Важным вопросом было включение Оренбурга в состав Казахстана. Оренбург, первая столица КазАССР (1920— 1924 гг.), сыграл важную роль в ее становлении и развитии. Необходимость включения Кустанайского региона в состав Казахстана была всесторонне доказана в записке на имя Советского правительства А.Байтурсыновым и М.Сералиным. Непросто шло включение в состав Казахстана Акмолинской и Семипалатинской областей, которые, будучи исконно казахскими землями, относились к Западной Сибири. В.И.Ленин, стремясь вызвать доверие разных народов и удержать их на стороне Советов, учитывая националь­ные особенности республик и областей, доказывал необходимость решения спорных территориальных вопросов и установления границ в пользу создаваемой Казахской республики. В ходе дискуссии знатоки истории своего народа А.Бокейханов, А.Байтурсынов, А.Ермеков, М.Сералин и другие на богатой документальной основе, представленной официальными источниками, доказывали принадлежность этих земель казахскому народу.

    В состав КазАССР вошли области: Семипалатинская (Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский, Зайсанский и Каркаралинский уезды), Акмолинская (Атбасарский, Акмолинский, Кокчетавский, Петропавловский и часть Омского уезда), Тургайская (Кустанайский, Актюбинский, Иргизский и Тургайский уезды), Уральская (Уральский, Лбищенский, Темирский и Гурьевский уезды), а также Мангышлакский уезд, 4-я и 5-я Адаевские волости Красноводского уезда Закаспийской области, часть Астраханской губернии (северо-восточное побережье Каспийского моря), Букеевская Орда и волости, прилегавшие к приморским округам.

    Советское правительство, учитывая возможность взрыва национально-освободительного движения, не давая никаких поводов к территориальным спорам и разногла­сиям, преодолевая шовинистические и националистические тенденции некоторых местных работников, старалось разрешать вопросы воссоединения казахского народа. В 1921 г. Акмолинская и Семипалатинская области из подчинения Сибревкома были переданы КазАССР. В том же году декретом КазЦИК Казахстану были возвращены земли 10-верстной полосы по Уралу и Иртышу, принадлежавшие ранее казачеству.

    Территория республики увеличилась на одну треть, составив 2,7 млн. кв. км, а население — на 1 млн. 468 тыс. и составило 5 млн. 230 тыс. человек. По данным переписи 1926 г., казахи составили 61,3% всего населения Казахстана. В 1924 г. столица Казахстана была переведена в Кзыл-Орду, но в 1929 г. по распоряжению руководства страны она переехала в Алма-Ату Пятый Всеказахстанский съезд Советов в апреле 1925 г. поста­новил: для восстановления исторически верного названия киргизского народа «впредь именовать казахами». В составе РСФСР Казахская АССР превратилась в развитую аграрно-индустриальную республику. Из 3,3 млн. трудоспособного населения республики накануне войны около миллиона составляли рабочие и служащие городов и рабочих поселков. Центральной фигурой на селе стал механизатор. Сформировалась народная интеллигенция. Историческим завоеванием стала эмансипация женщин Востока. Казахстан за 15 лет прошел путь от автономии до союзной республики в составе СССР.5 декабря 1936 г.была принята новая Конституция СССР.  В СССР входили 11 союзных республик. Казахстан, входивший в состав РСФСР в качестве автономии, был преобразован в союзную республику и стал называться Казахской Советской Социалистической Республикой (Казахская ССР). Вмарте 1937 г. была принята Конституция Казахской ССР, в ней было сказано, что политическую основу Казахской ССР составляют Советы депутатов трудящихся. В декабре 1937 г. проходили выборы вВерховный Совет СССР. От республики в Верховный Совет СССР были избраны 44 депутата. Среди них были шахтер Т.Кузембаев, нефтяник С.Зурбаев, комбайнер И.Логвиненко, доярка С.Онгарбаева и др.
    3. Работа с картой:



    1. Определите, какие регионы Казахстана входили в 3 жуза.



    1. Кратко расскажите историю образование казахских жузов.


    Билет №2

    1. Период мезолита.

    Казахстан в эпоху мезолита. Хронологические границы эпохи мезолита в Казахстане – около 12-15 тыс. лет до н. э. Первая стоянка, эпохи мезолита, на территории Казахстана, была открыта в 1948 г. археологом А. А. Формозовым. Позже в 1970-1980 г.г. также проводились археологические исследования учеными В. Ф. Зайбертом, В.Н Логвиновым, А.Ю. Гиндиным. В конце XX столетия были открыты несколько стоянок эпохи мезолита в южном и западном Казахстане. Таким образом, сегодня известно около 20 памятников эпохи мезолита. Малое количество стоянок эпохи мезолита может привести к мысли, что это является результатом уменьшения численности древних людей на земле Казахстана в ту пору. В действительности, численность людей в эпоху мезолита не уменьшилась, а увеличилась. В связи с этим некоторые племена занимавшиеся охотой, начали осваивать северные регионы: берега рек Иртыша , Волги, Тобола, Урала. Возникает вопрос: «если число людей увеличилось, то почему уменьшилось число стоянок ?». эта ситуация связана с изменениями жизни и быта людей эпохи мезолита . если в раннем. В среднем и даже позднем палеолите люди долгое время жижи на одном месте, то в период мезолита они долго не задерживались на одном месте, так как перебирались в новые поселения. Следую за животными, которые часто меняли свою территорию обитания. Обычно на одной стоянке задерживались один или два сезона. К тому же в период мезолита началось резкое потепление климата, следовательно, не было необходимости строить теплые дома, предназначенные для длительного проживания. Охотники эпохи мезолита жили в четырёхугольных домах площадью 40-60 м2, стены строили из легкой жерди, фундамент был глубоко врыт в землю. Крышу покрывали шкурами животных. Известные стоянки эпохи мезолита были обнаружены вблизи г. Петропавловска, сел Мичурина, Боголюбово, Явленка и названы в честь этих мест. Стоянки около Атбасара – Тельман, караганды- Акимбек, Кустаная-Дачная, Евгеньевка, Кокчетава- вдоль р. Шагалалы, Дузбая- в низменности Тургая, в окрестностях Мангыстау- Кызылсу, Айдабол и Дете- Чаганак. В эпху мезолита изменились природно-климатические условия, флора и фауна, вымерли мамонты. Главной особенностью эпохи мезолита является появление микролитов. Люди стали изготавливать лук и стрелы, лодка, силки. Еще одной особенностью эпохи я человек начинает одомашнивать животных и окультуривать растения. Мезолит считается мостом между древнекаменным и новокаменным веком. Мезолит длился между 12 -5 тыс. лет до н.э.В 8 тыс. до н.э., примерно 13 тысяч лет назад началось глобальное потепление климата, вымерли мамонты, шерстистые носороги - крупные стадные животные на которых устраивалась загонная охота. Теперь надо было научиться охотиться по одному на осторожных и ловких, в основном одиночных животных.Это привело к изобретению лука и стрел. Изменилась техника изготовления орудий труда: шлифование,пиление, сверление. Главной особенностью мезолита являлось изобретение микролитов- мелкие каменные орудия, длиной 1-2 см. Они были частью составныхорудий труда как наконечники стрел, вкладные лезвия в костяных, деревянных орудиях. Были изобретены – бумеранг, ловушка и силки, лодка. Охота была основнымзанятием в мезолите. На территории Казахстана стоянок времен мезолита мало. Археологическими исследованиями обнаружено всего около 20 стоянок этой эпохи, что объясняется мягким и теплым климатом, так как люди занимались охотой, поэтому у них не было постоянных жилищ. Они кочевали за стадами. Охотники в основном жили у рек Есиль, Тобол, Жайык, Иртыш, Сырдарьи. Из-за потепления климата строить теплые дома не было необходимости. Формировались растения и животные современного типа. В период мезолита люди начали приучать животных и научились выращивать овощи. Они обрабатывали земля палкой-копалкой, мотыгой, зернотеркой, серпами, ступкой. Возникло земледелие и скотоводство. Были приучены дикие собаки, овцы, козы, коровы, свиньи и лошади. В эпоху мезолита родовая община окрепла. Роды стали постепенно объединятся в племена. Охота, рыбная ловля и другая хозяйственная деятельность требовала совместных усилий. Началось разделение труда между женщинами и мужчинами. Мужчины охотились, а женщины занимались собирательством и хозяйством.Все члены рода были равноправны. Общество делилось по возрастному признаку на три группы: стариков, взрослых, детей.Старики были хранителями традиции, обычаев и имудрыми наставниками. Переход детей в сообществе взрослых осуществлялся при помощи специальных обрядов инициации. Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выживать. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травами, полученных травм во время охоты вывихов, нарывов, укусов змей и т. д.

    2. Основные этапы этногенеза казахского народа.

    Этнический процесс казахов начал формироваться в эпоху бронзы. Еще большее развитие он получил в железном веке, когда появились племенные союзы саков, кан-гюев, усуней. Этот процесс продолжили передвижения гуннов в западном направлении. Именно сообщества этих племен сформировали форму и облик предков казахского народа в этническом и антропологическом отношениях. Они общались между собой на тюрко-язычной основе. В период раннего средневековья появились тюргеши, карлуки, дулаты, нушеби, шигила, жагма, болаты и др. Они значительно увеличили этнический состав будущего казахского народа. Прибывшие племена в силу близости традиций, уклада жизни, верования, быстро смешивались с местным этносом.

    Происхождение термина «казах». 

    Исследователи высказывают различные версии происхождения этого этнонима. Можно перечислить некоторые гипотезы, которые заслуживают общественного внимания.

    1. В древних языках алтайских и сибирских народностей встречается слово «казах». Оно означает - «прочный», «крепкий», «великан».

    2. Термин «казах» вначале имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным ремеслом.

    3. Слову «казах» придавалось значение «свободный», «вольный», «скиталец». Так называли людей, отделившихся от своего племени, рода.

    4. Слово имело значение этнонима и конкретно определяло состав группы племен во главе с Жанибеком и Кереем.

    Следует отличать историю и время образования казахской народности от появления в источниках этнонима. В XIV-ХV вв. одновременно с наименованием «казах» в отношении населения территории Казахстана в источниках употреблялись и другие понятия: «узбек», «узбек-казах», «могул». Уже после распада Могулистана и Ногайской Орды этноним «казах» закрепился как наименование народности, понятие «Казахстан» - как название территории ее обитания.

    В Х-ХШ вв. в восточной части современного Казах стана обитали племена найманов, кереев, меркитов, жалаиров, которые также быстро включились в состав формирующейся казахской народности. В ХШ-ХIV вв. на территории Казахстана появились многочисленные этнические группы, составляющие армию Чингисхана. Процесс становления казахского народа усложнился вследствие того, что часть этносов была разгромлена, другая ушла на запад, третьи объединились между собой. Но, процес сближения и объединения местных тюркоязычных этносов, в единый народ продолжался. Завоевание монголами территории Казахстана этот процесс не только приостановило, но и отбросило его на 150-200 лет назад. Монгольское нашествие оказало влияние на становление этноса, вызвало изменения их антропологических форм, усилив монголизацию. Решающую роль в сложении казахской этнической общности сыграло Казахское ханство, образовавшееся в середине XV века. К концу XV в. процесс консолидации этнической общности казахов в народность завершился, поскольку появилась общность территории, культуры, понятный всему этносу однородный язык. Не позднее XV в. окончательно сформировался свойственный современным казахам физический облик на основе двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. В силу сохраняющейся обособленности племенных союзов, вызванных кочевым и полукочевым образом жизни, географической отдаленностью друг от друга, произошло образование трех казахских жузов - Старшего, Среднего и Младшего.
    3. Рассмотрите репродукцию и ответьте на вопросы:




    1. О каком событии идет речь в картине?




    1. Дайте краткую характеристику данному событию.



    Билет №3
    1. «Неолитическая революция».

    Неолитическая революция – переход от собирательства к земледелию, от присваивающей экономики к производящей. Факторы, обусловившие переход к производящей экономике, - глобальное потепление и демографический рост населения. Человеку пришлось культивировать злаки (просо, чечевицу, пшеницу, ячмень) и приучать животных (коров, быков, овец, коз). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Люди каменного века были неразрывно связаны с природой и зависимы от неё, поскольку потребляли только естественные продукты. Достижения в хозяйственной жизни – получение излишков продовольствия благодаря земледелию и скотоводству, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений – делали человека относительно независимым от окружающей среды. Одним из достижений последнего периода каменного века – неолита – были зачатки ткачества. До этого люди делали одежду из шкур животных.

    О зарождении ткачества в период неолита свидетельствуют найденные во время раскопок головки веретена, сделанные из камня, обожженной глины, остатки примитивных ткацких устройств. Люди вначале использовали для ткачества крапив, коноплю, лен, затем хлопок, а позднее стали применять шерсть животных. В Казахстане еще не найдены тканые изделия эпохи неолита. Когда говорим о зарождении ткачества, мы имеем в виду общечеловеческое, евразийское пространство. Еще одним из величайших достижений периода неолита было производство керамической посуды. По данным ученых, начало производства керамики тесно связано с ткачеством. Люди вначале из прутьев делали плетеную посуду. Позднее, для переноса жидких веществ, плетеную посуду обмазывали глиной. Существует гипотеза, согласно которой древние люди уронили эту посуду в огонь. Она сильно обгорела, затвердела и таким образом появилась керамическая посуда. Для изготовления гончарной посуды в тесто из желтой глины добавляли немного мелкого песка. Это тесто раскалывали в жгуты, которые вращали, придавливали к кругу и создавали форму посуды. Затем обжигали на огне. В древних посудах иногда встречались начерченные или выдавленные геометрические узоры. Если первая керамическая посуда обжигалась на открытом огне, то уже в конце эпохи неолита для обжига глиняной посуды стали применяться примитивные печи.
    2. Политическая и социальная структура Казахского государства.

    Казахская государственность в XV-XVIII вв.

    Казахская государственность начала формироваться во второй половине XVв., а к периоду правления хана Тауке это уже было одно из сильнейших центроазиатских государств. В структуре Казахского ханства наличествовали все признаки государственности: земельно-территориальная общность, собственный, общий для всего населения, язык, система общеэтнических традиций и обычаев, характерный хозяйственно-бытовой уклад жизни, самобытный национальный характер, а также название государства, определяющее этническую принадлежность его населения. Консолидация казахских родов и племен, имевших общую экономическую и социально-политическую систему, определение этнической территории и общенациональных интересов, стремление к сохранению целостности территории, защита государственных границ и организация обороны укрепили позиции государства на международной арене и способствовали его развитию.

    История казахского народа в XV-XVII вв. Развивалась в борьбе интересов определнных родов и племен с общегосударственными устромлениями и целями. Это приводило к дроблению общества , разрозненности действий отдельных правителей и государственных структур ,нарушало целостность не только государственной (подвластной ханам) , но и этнической (родовой,племенной) территории. Все это мешало созданию условий для упрочения государственности и защиты исконных земель казахского народа.

    Сложным было и внешнеполитическое положение государства, становление которого протекало на фоне постоянных войн с соседними странами. Межгосударственные отношения в этот период характеризовались ярко выраженной захватнической направленностью. Преодолеть эти кризисные явления можно было только с помощью сильных личностей, руководителей, лидеров, способных сплотить народ для решения общенациональных задач, защиты государственного суверенитета и этнических интересов. Такие личности появились благодаря росту национального самосознания и патриотизму.

    В XVII в . происходит качественный скачок в духовно-интеллектуальном развитии казахского этноса, о чем свидетельствует появление целой плеяды выдающихся государственных деятелей из среды аристократов. Первыми героями казахского народа стали его правители-потомки Урус хана: Жаныбек и Керей, Бурундук, Касым, Хакк-Назар, Тауекель, Есим, Жангир, Тауке и др. Интересы вверенного им государства и судьбу его народа они ставили выше собственных целей и защищали их порой ценой своей жизни. Великие султаны и ханы, стоявшие у истоков формирования казахского государства, стали первыми героями своего народа. Их славные дела продолжили Кабанбай, Богенбай, Тайлак, Саурук и другие батыры.

    Огромные пространства Евразии в XVII века занимала территория Казахского ханства. На востоке оно простиралось до Алтайских гор, на западе - до р. Урал, на севере-до Уральских гор и до западных отрогов Алатау – на юге. Наличие в экономике казахского общества двух хозяйственно-производственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия – сказывалось на общественных отношениях. У казахов было родовое общество, в основе которого лежали патриархально-феодальные отношения. При этом в южных земледельческих районах преобладали феодальные отношения, а у степных кочевых и полукочевых скотоводов сохранялись патриархально-общинные элементы. Таким образом, казахская государственность базировалась на двух социально-экономических укладах, что придавало ей большую устойчивость и стабильность. Эволюция производственных отношений, развитие производительных сил, появление имущественного, а следом и социального неравенства способствовали переходу родового общества к племенным союзам, а затем к структуре жузовой иерархии.

    В средневековом традиционном тюркском обществе ханская власть была избирательной, что сохранилось и в казахском государстве. Хана избирали только из представителей правящего рода чингизидов – потомков Чингисхана. Право избирать хана имели аристократы – султаны, бии, служители религии, удельные правители родов и племен. Для этого созывался - Курылтай. Ханская власть передавалась по наследству - от отца к сыну. Хан должен был поддерживать свой авторитет, доказывая справедливость своего избрания.

    По традициям степной государственности в системе властной иерархии после хана стояли султаны – удельные правители улусов, в которые входило определенное число родов и племен. Каждый улусный султан мог претендовать на ханский титул. Хан признавал за султанами право на неограниченную власть в их владения. Но общегосударственное управление оставалось в руках хана, который имел право распоряжения и ограничения территории улуса, вплоть до его отчуждения и передачи другому султану.

    В правящей верхушке общества особыми правами обладали также бии (аксакалы), предводители родов и племен. Они имели большой авторитет, так как выдвигались на руководящие позиции не избранием и не путем наследования власти, а благодаря личным качествам, мудрости, опыту и справедливости. Недаром в народе говорили: «У справедливого бия - нет родствеников». Деятельностью верховного суда руководил хан. Споры между родами и племенами рассматривались на курылтаях. В пределах рода и племени судебные дела велись биями. Сфера влияния биев ограничивалась улусами, но наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

    Бии, являясь важным звеном в системе управления ханством, составляли основу аристократии, элиту казахского общества.

    В период правления хана Тауке происходит усиление политической власти хана. При Тауке хане выдвинулись три выдающихся казахским бия : в Старшем жузе - Толе, в Среднем – Казыбек ,в Младшем-Айтеке . Хан Тауке был последним казахским правителем чья власть территориально распространялась на все три жуза . После его смерти в каждом из них появились свои ханы , а сами жузы превратились в самостоятельные ханства.
    3. Борьба передовой части казахской интеллигенции против «Малого Октября» Ф.И.Голощекина, Л.Мирзоян и его деятельность в Казахстане.

    1. Из 6,2 млн. жителей республики в 1931–1933 гг. погибло от голода около 2,1 млн. человек; 

    2. Потери не коренного населения составляют 0,4 млн. человек; 

    3. Прежняя численность казахов была восстановлена спустя почти 40 лет, в 1969 г.; 

    4. На 1 января 1933 г. республика насчитывала всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации.

    Представители казахской интеллигенции били по этому поводу тревогу. Например, известны письма Т. Рыскулова И. Стaлину от 29 сентября 1932 г. и 9 марта 1933 г., где он подробно описывал сложившуюся ситуацию. В письме от 9 марта 1933 г. Т. Рыскулов писал: «Прошу Вас ознакомиться с настоящей запиской и вмешаться в это дело. И тем самым - спасти жизни многих людей, обреченных на голодную смерть», далее приводились данные о численности казахов за пределами республики: на Средней Волге — 40 тыс. человек; в Киргизии — 100 тыс. человек; в Западной Сибири — 50 тыс. человек; в Каракалпакии — 20 тыс. человек; в Средней Азии — 30 тыс. человек. Кочевники попали даже в такие отдаленные места, как Калмыкия, Таджикистан, Северный край и др. Часть населения откочевала в Западный Китай. В письме приводятся данные о масштабах трагедии. В 1930 г. в Актюбинской области проживало 1012500 человек, в 1932 осталось 725800 человек (или 71 %). В Кзыл-Ординском районе по большинству аулсоветов осталось 15–20% населения. В Балхашском районе (по данным местного ОПТУ) насчитывалось 60 тыс. человек, откочевало 12 тыс. человек, умерло 36 тыс. человек, осталось всего 12 тыс. человек. Масштабы трагедии были настолько велики, что голод 1930–1932 гг. вошел в историю как годы «великого джута», величайшей трагедии казахского народа.

    Письма Сталину и в правительственные органы писали не только отдельные должностные лица, но и представители казахской интеллектуальной элиты, национальные лидеры. Т. Рыскулов, С. Садвакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев, составляли оппозицию руководителю Казкрайкома Ф. Голощекину, проповедовавшему идею «Малого Октября» в Казахстане, и подвергались гонениям.

    Особое место в истории Казахстана занимает так называемое «письмо пятерых» видных казахстанских деятелей культуры. В июле 1932 года Г. Мусрепов, М. Гатаулин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев написали письмо Сталину о бедственном положении в казахской степи, обвиняли Голощекина в искривлениях генеральной линии партии по проведению коллективизации (о нарушении ленинского принципа добровольности), уничтожении стимулов населения по развитию животноводства, что порождало отвращение к занятию скотоводством, неучете особенностей аула, ликвидации вместе с баями середняков.

    Но большинство явных сторонников этого взгляда стали жертвами преследований. Власть Голощекина усиливалась, в своих выступлениях и докладах он всячески «разоблачал» тех, кто имел иную точку зрения на проводимые в республике политические и экономические мероприятия. Против виднейших казахских литераторов, публицистов и просветителей А. Байтурсынова, А. Бокейхана, М. Жумабаева, М. Дулатова, Ж. Аймаутова и других началась травля в газетах, они же стали первыми жертвами беззакония и произвола.

    Билет №4
    1. Энеолит. Археологические памятники эпохи камня в Казахстане.

    С использованием в производстве медных орудий труда начинается эпоха энеолита (энео - «медь», литос - «камень», т.е. медно - каменный век). Первым металлом, который люди научились применять, была медь. Памятников эпохи энеолита в Казахстане найдено не очень много. В основном они расположены на территории Кустанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской областей, в бассейнах рек Тургай, Тобол и др. Среди них выделяется поселение Ботай, хорошо изученное и давшее ценный исторический материал, поэтому культура энеолита этого региона Казахстана называется ботайской. В 80-х годах ХХ в. ученым В.Ф.Зайбертом, на основе материалов каменного века Северного Казахстана, была введена новая археологическая культура – ботайская. Результатом данных иследований стал труд «Энеолит Урало-Иртышского междуречья» (Петропавлоск , 1993) В 1990-1995 гг., исследования поселения Ботай продолжились, в них также стали принимать участие известные зарубежные ученые. В 1998 г. Данный историко-культурный памятник был взят под охрану ЮНЕСКО. Было высказано мнение отечественных и зарубежных специалистов. Ботай-это один из главных центров раннего коневодства. В настоящее время интерес к памятнику эпохи энеолита не утих, на поселения постоянно ведутся раскопки.

    Это поселение расположено около населенного пункта Ботай, на правом берегу р. Иман-Бурук в Северо-Казахстанской области, и просуществовало около 200 лет, приблизительно с ХХIV по ХХII в до н.э. Здесь найдено около 160 остатков отдельных жилищ. Дома расположены по обеим сторонам улиц. Большинство жилищ – полуземлянки, часть стен находится под землей. Фундамент дома был высотой до одного метра, строительным материалом для стен служила глина, которая обшивалась бревнами с сужающимися концами. Куполообразные крыши домов закрывали ветками деревьев, а сверху клали дерн. В центре купола дома оставалось отверстие для дымохода. Очаг располагался в центре жилища. В поселении найдено много предметов из камня, кости, глины: каменные ножи, кинжалы, наконечники стрел и пик. Обнаружено множество каменных мотыг, топоров, рубил, скребков, костяных шил и иголок. Умерших хоронили на старых стоянках, близ поселений. Вокруг могил клали множество черепов лошадей. Вообще ботайцы по количеству лошадей были самыми богатыми в Евразийской степи. В Ботайском поселении были найдены останки свыше 70 тыс. лошадей. Это дает основание для утверждения, что ботайцы были одними из первых пастушеских племен, занимавшихся разведением лошадей. Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали повседневную жизнь ботайцев. Кроме того, использовалась мумификация.

    Вторым регионом на территории Казахстана, где найдены памятники эпохи энеолита, является район Мангыстау. Существует мнение, что на культуру энеолита этого региона оказали влияние племена хвалынской культуры, жившие в бассейнах рек Волги и Урала, и племена кельтеминарской культуры, часть которых в III-II тысячелетиях до н.э. Наиболее известными стоянками эпохи энеолита в Мангыстау являются Шебер, Жынгыльды, Кошкар-ата и др. На этих стоянках были найдены каменные орудия, в том числе: наконечники стрел и копий, топоры, ножи, скребки для обработки кожи, долота, ножевидные пластины, керамика. Дно у большинства изделий было конусообразным, форма посуды - яйцевидной. Края посуды обрамлены широкой полоской, украшены гребенчатым орнаментом. В мастерской было найдено металлическое шило. Некоторые из этих предметов обнаружены и в могильниках, относящихся к хвалынской культуре.

    Таким образом, племена эпохи энеолита, населявшие территорию Казахстана и располагавшиеся между Иртышом и Волгой, в основном занимались скотоводством. В III тысячелетии до н.э. жителями Евразийской степи были одомашнены дикие лошади.

    Ботайская культура эпохи энеолита и другие памятники, безусловно, являются нашей национальной гордостью.
    2. Государство кочевых узбеков (ханство Абулхаира).

    В 20-х годах XV в. начался распад Ак Орды, в результате чего на степных пространствах Казахстана образовалось ханство Абулхаира. Междоусобицы между потомками хана Джучи привели к избранию на ханство шейбанида Абулхаир хана — потомка хана Шейбани. В конце XIV — первой половине XV в. его государство имело и другие названия: Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство. Чтобы расширить территорию своего ханства, Абулха­ир участвует в завоевательных войнах, захватывая новые земли, стремясь подчинить себе разбросанные улусы Дешт - и-Кыпчака. В 1446 г. он практически победил потомков Тогулук-Тимура, отобрав у них города Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узкент, Аркук. Столицей ханства Абулхаира стал Сыгнак. Большинство исследователей склоняются к мысли, что общественное устройство государства хана Абулхаира не было централизованным. Ханство подразделялось на не­сколько владений (улусов) во главе с чингизидами разных генеалогических линий и верхушкой кочевых племен. Поэтому период правления Абулхаира был заполнен меж­доусобицами, внутренними и внешними войнами. В 1427 г., чтобы восстановить прежную мощь Ак Орды, Барак хан начал войну с тимуридами, в результате которой победил их. Но в связи со смертью самого Барака победа не была закреплена до конца. После смерти Барак хана встал закономерный вопрос: кому по праву принадлежат земли Ак Орды? По законам наследования власти, потомки Орда Ежена и Тогулук-Тимура, одного из сыновей Джучи, имели равные права на эту территорию и могли совместно владеть ею на равных. Поэтому они фактически не подчинялись власти Абулхаира — потомка хана Шейбани. Захват Абулхаиром берегов Сыр - Дарьи, где кочевали наследники Барак хана Жаныбек и Керей, окончательно испортил их взаимоотношения и положил начало распрям между ними. В 1457 г. под Сыгнаком Абулхаир потерпел жестокое поражение от ойратов под руководством тайши Уз-Тимура, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казах­стана. В конце 50-х—начале 60-х годов в западную часть Могулистана от Абулхаира откочевала часть племен во главе с султанами Жаныбеком и Кереем. Во время похода в 1468 г. в Могулистан хан Абулхаир умер.
    3. Шахтерские выступления 1989 года и волнения в городе Жанаозен.

    Последнее проявление советского деспотизма имело место в 1989 г. во время событий в г. Жаноозен. Казахская молодежь города и близлежащих казахских аулов, обманутая перестройкой и так называемой демократизацией, выступили против узурпаторства советского правительства. Основная причина выступлений – нежелание правительства учитывать интересы коренного населения. Несмотря на увеличении добычи нефти и газа в республике местная молодежь остовалась без работы. А рабочие и специалисты других соседних стран устраивались на вновь открытых месторождениях нефти и газа, получая высокие зарплаты. Также в городе процветала спекуляция, взяточничество и обман покупателей, были зафиксированы факты хищения и растраты строительных материалов , царил обман покупателей. МВД на жалобы местного населения и вопиющие нарушения не реагировало. Все это привело к восстанию молодежи. Но причина восстания лежит глубже: это игнорирование КПСС и советским правительством интересов местного населения, искажения в национальной политике. Сохранились документы, свидетельствующие об обращении министра МВД Каз СССР

    Г.И. Князева, находившегося в то время в г. Жанаозене к руководству МВД СССР за разрешением на применение оружия против демонстрантов. При разгоне демонстрации все таки была применена сила, в результате погибло 3 казаха, 2 лезгина, получили ранения 40 чел. Имена погибших Нурбергена Тлеубергенова, Тулена Жанаева, Ондасына Отаргалиева навечно останутся в памяти народа, всей казахской молодежи.
    Билет №5
    1. Андроновская культура (общая характеристика и ее этапы).

    В природе бронза в чистом виде не встречается. Ее получают из сплава меди и олово. На территории Восточного и Центрального Казахстана много рудников, в которых добывали медь, олово, золото в бронзовом и железном веках. В Восточном Казахстане - это Риддер, Буктырма, Казаншункыр и др. В Центральном Казахстане рудники находятся в окрестностях Жезказгана, Кызылеспе, Каркаралы и в горах Акшатау. Это доказывает, что еще во времена Бронзы на территории нашего государства уже существовало развитое металлургическое производство. В Казахстане бронзовый век охватывает период с XVIII до VIII в. до н. э.: ранний бронзовый век- XVIII-XVI вв. до н. э., средний бронзовый век -XV-XII вв. до н. э., поздний бронзовый век-XII-VIII вв. до н. э. Жившие на территории в эпоху бронзы племена оставили археологические памятники, которые относятся к андроновской культурно-исторической общностью. Название возникло по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, недалеко от г. Ачинска (Южная Сибирь). Позже аналогичные погребения обнаружены в Западном Казахстане, на юге Казахстана ,в Семиречье и Средней Азии. В эпоху бронзы на территории Казахстана существовали две культуры, которые являлись продолжением друг друга. Самая ранняя из них -андроновская культурно-историческая общность-была распространена на всей территории Казахстана. В Центральном Казахстане в XVIII-XII вв. до н. э. получила распространение культура андроновских племен, а в XII-VIII вв. до н. э.,- бегазы-дандыбаевская кудьтура. Андроновская культурно-историческая общность - археологическая культура бронзового века (середина II-начало тысячелетия до н. э) в Западной Сибири, Южном Приуралье и Казахстане.

    Культурные традиции племен. При обследовании памятников эпохи бронзы были найдены многочисленные украшения, сделанные из бронзы: кольца, браслеты, подвески, серьги, бусы. Браслеты и кольца иногда делали из золота. Часто встречались серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом. Образцом ювелирного искусства служили золотые височные подвески. Андроновцы носили на шее амулеты из зубов и клыков диких животных. Предметы быта они изготавливали с помощью отбойников и молотков из камня, делали головки для веретена, ручные мельницы и формы для отлива оружия.

    В бронзовом веке было освоено производство изделий из металлов. Доказательством формирования навыков обработки металлов служили бронзовые ножи, наконечники стрел и копий, бронзовые топоры, кинжалы. В эпоху бронзы сосуды отличались совершенством форм, они тонки и изящны. Орнамент, нарисованный или прочерченный, либо нанесенный штампом (треугольники, заполненный штрихами), был расположен тремя полосами. Сосуды украшались лепными валиками, шишечками, «жемчужинами». Если сравнить геометрический орнамент на изделиях керамики бронзового века с орнаментом на кошме, коврах и других изделиях современного прикладного искусства казахского народа, то можно заметить удивительное сходство. Это является доказательством того, что культурные традиции племен, населявших территорию Казахстана в бронзовом веке, нашли свое продолжение в последующих исторических периодах.
    2. Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане (сплошной и силовой характер мероприятий).

    Коллективизация крестьян проводилась в основном в 1929- 1933 гг. По кооперативному плану В.И. Ленина коллективизация должна была проводиться постепенно, в течение ряда лет, с учетом экономических и национальных различий и особенностей регионов СССР. Крестьяне должны были идти в колхозы добровольно, на опыте убеждаясь в преимуществах коллективного труда. Руководителей Коммунистических партий и советского государства, особенно И.В. Сталина, этот план не устраивал. Он считал, что чем скорее частные крестьянские хозяйства объединятся в колхозы, тем скорее поднимется сельское хозяйство. Вся страна была разделена на несколько регионов, для каждого были указаны сроки начала и завершения коллективизации.

    По плану коллективизации в Казахстане должна была завершиться в течение двух- трех лет. Осенью 1931г. В 78 и 122 районов республики объединение крестьян в колхозы завершилось. Однако положение крестьян после объединения в колхозы резко ухудшилось, государству нужно было много хлеба, мяса и других сельхозпродуктов. И они брали это с членов колхозов. Они облагались чрезмерными налогами. Также было насильственное принуждение к переходу на оседлость. В ходе коллективизации народу Казахстана пришлось столкнуться с перегибами и произволом. Казахстанцы несли невосполнимые потери. В одном из районов активисты, с целью оседлости, выгоняли жителей из домов. В голой степи они поставили юрточный городок. Массовая, насильственная коллективизация привела к массовой гибели скота, произволу в сторону казахов, гибели людей на сорокоградусных морозах, увеличение налогов на хлеб, мясо и другую сельскохозяйственную продукцию.
    3. Закончить опорную схему.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта