Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

  • Ключевые понятия темы

  • Вопросы для самоконтроля

  • ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

  • Становление и развитие политической мысли в Казахстане

  • Уч пособие политология 2019. Уч.пособие по Политологии 2019г.. Это невозможно в принципе и, тем более, в рамках небольшого пособия


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеЭто невозможно в принципе и, тем более, в рамках небольшого пособия
    АнкорУч пособие политология 2019
    Дата25.02.2022
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУч.пособие по Политологии 2019г..pdf
    ТипДокументы
    #373167
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1

    2

    3
    ВВЕДЕНИЕ
    Современное общество представляет собой сложную организацию, в истории которой практически нет сфер, свободных от политики. Точно так же сегодня нет и человека, который мог бы сказать, что он находится вне воздействия политики. И даже тот, кто считает себя аполитичным, не может не принимать во внимание решения и действия политических властей. Поэтому, как никогда актуальным становится афоризм: «Если современный человек не занимается политикой, то политика все равно занимается им», а приобретение знаний о политике превращается для человека, желающего понять свое место и роль в обществе, в потребность и необходимость.
    Курс политологии, являющийся составной частью модуля социально-политических знаний для организаций высшего и послевузовского образования, имеет своей целью дать необходимые любому образованному человеку представления о природе политики, ее основных категориях, законах и закономерностях, нормах политического поведения, политических реальностях и ценностях. Эти знания должны способствовать формированию политической культуры, воспитанию политически грамотных людей, способных рационально и критически оценивать политические феномены, делать осознанный политический выбор, быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социально- политической ситуации, оперативно адаптироваться к ней, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы.
    Авторы данного учебного пособия не ставили своей целью «объять необъятное», т. е. осветить все вопросы и проблемы политической науки.
    Это невозможно в принципе и, тем более, в рамках небольшого пособия.
    Свою цель они видели в том, чтобы дать представление об этапах развития политической мысли и о господствующих на каждом этапе политических концепциях, о власти как политическом феномене, об основных политических институтах и механизме их функционирования, о политической культуре и условиях политической деятельности в демократических государствах, об основных направлениях политической модернизации современных обществ и особенностях мировой политики и международных отношений в условиях глобализации.
    Значительное место в учебном пособии уделено анализу политической системы Республики Казахстан, в частности таким вопросам, как трансформация политической системы от тоталитаризма к демократии, механизм функционирования государственной власти, партии и общественные организации в политической системе РК, особенности формирования политической культуры и проблемы политической модернизации Казахстана.

    4
    ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ
    ДИСЦИПЛИНА
    Возникновение ранних представлений о политике, ее роли в жизни общества относятся к глубокой древности. Существует мнение, что основы политологии заложил древнегреческий мыслитель Аристотель, которого иногда называют отцом науки о политике. Значительный вклад в развитие представлений о политике внесли Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ш.
    Монтескье. Однако было бы неправомерно связывать возникновение политической науки с каким-нибудь конкретным именем, тем более, что до определенного времени представления о политике формировались в рамках философии.
    Как самостоятельная наука политология начинает оформляться во второй половине
    XIX

    начале
    ХХ века.
    Особенно широкое распространение политология получила в странах Западной Европы и в
    США, где в конце XIX века открылись первые кафедры политических наук. В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился.
    Дальнейшему развитию политических исследований способствовало создание в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки (МАПН), которая функционирует и в наши дни.
    В 1955 году была организована советская ассоциация политической науки, вошедшая в МАПН. Однако вплоть до середины 80-х годов ХХ века политология в СССР не имела статуса науки. Изучение истории политических учений, проблем государства и власти осуществлялось учеными-правоведами в рамках государства и права
    Отношение к политологии в СССР в целом и в Казахстане в частности стало меняться лишь в период перестройки и демократизации общества, когда политическая наука постепенно стала занимать подобающее ей место в системе обществознания и оказывать все более заметное влияние на реальные политические процессы.
    В научной литературе существуют разнообразные точки зрения на вопрос о содержании и структуре политологии. Так, некоторые исследователи рассматривают политологию как одну из наук о политике наряду с политической социологией, политической философией и т.д. другим подходом является отождествление политологии и политической социологии как наиболее общих наук о политике. И, наконец, третья точка зрения на этот вопрос сводится к рассмотрению политологии как общей, интеграционной науки о политике во всех ее проявлениях, включающей политическую социологию, философию и другие политические дисциплины. В соответствии с этой точкой зрения в структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

    5
    - история политической мысли. Она изучает этапы эволюции представле- ний о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в разные исторические эпохи;
    - политическая философия (философия политики), часть фундаментальной политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений. Она осуществляет формирование понятийного (категориального) аппарата политической нау- ки;
    - политическая социология – отрасль политического знания, рассматривающая конкретные политические явления и процессы сквозь призму деятельности больших социальных групп людей и изучающая эту деятельность на основе сбора, обобщения и анализа эмпирических данных.
    Она используется для прогнозирования и принятия политических решений и служит рациональной базой реальной политики;
    - политическая психология, исследующая вопросы, связанные с механизмом формирования политического поведения. Психологические понятия используются в исследованиях электорального поведения, политической социализации, политического лидерства, общественного мнения, политических установок, а также политического конфликта и сотрудничества;
    - политическая география, изучающая взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, физико- климатическими и другими природными факторами.
    Также тесно связана с политологией и политическая этика – наука, которая изучает влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику.
    Специфика любой науки проявляется через определение ее объекта и предмета. Объектом политологии выступает политическая жизнь общества во всей своей целостности и во всем многообразии своих проявлений.
    Предметом политологии является исследование объективных закономерностей развития политической жизни, сущности политики как целостного общественного явления. Предмет политологии связан с выявлением на макро - и микроуровне политики необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений, определением тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, выработкой объективных критериев социального измерения политики.
    Как наука политология использует практически любые методы, применяемые социальными науками: общелогические (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, мыслительный эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному), правовые (методы правового формализма), методы эмпирического анализа (получение первичной информации об изучаемом

    6 объекте).
    Однако есть методы, применение которых в совокупности превращает политологию в самостоятельную науку. Это такие общие методы исследования политического объекта, как исторический, системный, сравнительный
    (компаративный), институциональный, социологический, бихевиористский и др. Так, например, исторический метод позволяет исследовать политические явления и процессы в их временном развитии от прошлого к настоящему. На основе системного метода политика изучается как целостная система, представляющая собой особый саморегулирующийся механизм, а институциональный метод сводится к исследованию институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность. Восходящий к трудам М. Вебера и получивший свое развитие в американской политической науке бихевиористский метод, изучает политику через исследование и выявление закономерностей формирования многообразных форм политического поведения индивидов как представителей социальных групп.
    Необходимый материал для исследования политического поведения дает и социологический метод, основой которого является использование всего комплекса методов прикладного социологического исследования, в том числе анкетирования, интервьюирования, эксперимента и т.д.
    Особое место среди методов, применяемых политологией, занимает сравнительный (компаративный) метод. Его использование направлено на сравнение однотипных политических явлений, что позволяет выявить общие закономерности и тенденции развития политической жизни, сопоставить различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой.
    Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости «изобретать велосипед» в государственном строительстве.
    При исследовании политических процессов и явлений политология опирается на те или иные парадигмы (от греческого – пример, образец, модель). Это понятие было введено американским историком Т.Куном, который под парадигмой понимал «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения». То есть парадигма, это теория (концепция), принятая за образец при проведении научного исследования в конкретный временной период.
    Если рассматривать это понятие применительно к политологии, то можно выделить ряд парадигм, ставших образцом (моделью) для исследования политической сферы в тот или иной исторический период.
    Исторически первой является теологическая парадигма,

    7 доминирующая в стремлении осмысления политики вплоть до позднего средневековья. Она основывалась на представлении о божественном происхождении общественных отношений, государства и власти.
    В
    XV-XVI веков теологическая парадигма вытесняется антропологической, которая рассматривает обусловленность политики природой человека как родового существа, изначально обладающего свободой, неотъемлемыми естественными правами, приоритетными по отношению к принципам государственного устройства.
    В XVII-XVIII веках формируется натуралистическая парадигма, в соответствии с которой политика объясняется такими факторами, как географическая среда, климат, расовые, биологические и психологические особенности людей. В рамках этой парадигмы сформировались геополитика, объясняющая формы государственного устройства, его возможности преимущественно географической средой (Ж.Боден, Ш.
    Монтескье), а также биополитика (Ч. Мерриам, Г. Лассуэл), акцентирующая внимание на объяснении политического поведения людей их биологическими характеристиками (пол, возраст, темперамент, генетические особенности). Одним из направлений натуралистической парадигмы стала психологизаторская концепция (Г. Тард, Г. Лебон, Л.
    Гумплович, Б.Рассел), рассматривающая политические явления как результат психологических качеств индивидов и групп.
    В XIX веке начинает оформляться еще одна парадигма – социальная.
    Согласно ей политика определяется комплексом социальных факторов, в том числе экономических, правовых и социокультурных. Так, например, с точки зрения культурологического (нормативно-ценностного) подхода, основой исследования политики должны стать политические ценности и идеалы, а с точки зрения социально-экономического подхода, основа которого была заложена К. Марксом, понять и объяснить природу политики можно только через экономику и соответствующие ей отношения собственности.
    Современная политология в зависимости от целей и направлений исследования для объяснения политики и политических процессов может опираться на любую из перечисленных выше парадигм.
    Политология выполняет в жизни общества различные функции: гносеологическую
    (познавательную), предполагающую адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей, объяснение и прогнозирование политических явлений, построение политических теорий разных уровней обобщения; аксиологическую (оценочную), предполагающую анализ и оценку политического строя, идеологии, деятельности институтов власти, поведения участников политического процесса и событий; функцию политической социализации, т.е. формирования гражданственности, демократической политической культуры; функцию рационализации

    8 политической жизни, т.е. теоретического обоснования политического строительства, политических реформ, модернизаций, а также функцию мотивационно-регулятивную или воспитательную, предполагающую оказание непосредственного влияния на политическое поведение граждан.
    В научной литературе можно встретить подход, согласно которому к числу важнейших функций политологии относятся такие функции, как теоретическая, т.е. разработка концепций, объясняющих характер политического развития общества на отдельных его этапах; методологическая, дающая исследователям эффективные способы познания политической реальности; практическая, отражающая прикладной характер политологии, ее возможности дать ответы на реальные вопросы политической жизни и, наконец, функция прогностическая, предлагающая определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества, моделирование политических процессов.
    Какие бы системы классификации функций политологии в литературе ни применялись, очевидно, что данная наука играет исключительно важную роль как в теоретическом осмыслении общества, так и в обеспечении его практического функционирования.
    Н
    аиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений.
    Как отмечал Эрих Фромм, развитие современного общества будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
    Поэтому сегодня от специалиста любого профиля требуются не только глубокие профессиональные знания и навыки, но и высокий культурный уровень, умение жить и сосуществовать в обществе, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Решение этой задачи обеспечивается оптимальным соотношением профессиональной и гуманитарной подготовки специалистов.
    В ряду гуманитарных дисциплин, изучаемых будущими инженерами, особая роль принадлежит политологии, которая не только дает общие представления о политике, политических институтах, политических отношениях и процессах, но и помогает человеку осознать свою роль в обществе, свои возможности для участия в политической жизни государства. То есть политические знания делают человека сознательным активным участником политического действия. Политические знания являются необходимым условием эффективной политической социализации, формирования гражданственности и государственной идентичности. Роль этих знаний повышается и в связи с тем, что инженер
    – это не просто специалист, это руководитель, который общаясь с подчиненными, должен уметь аргументированно объяснить те или иные политические события, показать опасность радикалистских и

    9 популистских лозунгов, убедить их в необходимости достижения своих целей в политической сфере законными способами.
    Ключевые понятия темы: предмет политологии, объект
    политологии,
    парадигма,
    методы
    политологии:
    исторический,
    сравнительный (компаративный), системный, институциональный,
    психологический, бихевиористский, социологический.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Когда политология оформляется как самостоятельная наука?
    2. Как можно определить предмет и объект политологии?
    3. Какое место занимает политология в системе гуманитарных наук?
    4. Какова структура политологии?
    5. Каковы основные парадигмы политологии?
    6. Каковы основные методы политологии?
    7. Каковы основные функции политологии?
    ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
    ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
    Как и каждая наука, политология имеет свою историю. История политической науки – это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. Появление систематизированных и концептуально оформленных политических идей было объективно обусловлено социальными потребностями общества. Постепенно оформляющиеся как политические учения, они становились специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности.
    Анализ политических учений может даваться в историческом
    (временном), пространственном
    (географическом) и портретном
    (портретно-индивидуализирующем) измерениях, а также с точки зрения концепции, доминирующей на определенном историческом этапе.
    Используя указанные критерии, следует отметить, что исторически предшествовала всем другим направлениям политической мысли религиозная традиция (парадигма). Это связано с тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания.
    Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. Поскольку в общественном сознании того времени доминировала мифология, постольку и первые политические представления древности носили религиозно-мифологический характер.
    Это выражалось, прежде всего, в идее божественного происхождения власти и общественного порядка на Земле.

    10
    Будучи порождением божественного начала, земные порядки, тем не менее, различаются между собой в разных странах. В Древнем Китае, например, единственным звеном, связывающим земные отношения с
    Богом, является фигура императора, в руках которого сконцентрирована вся власть и который является не только сыном неба, но и отцом своего народа.
    В Древнем Египте боги, являясь источником власти правителя, наряду с ним продолжают оставаться ее вершителями на Земле. В целом система власти в Египте напоминали пирамиду, вершину которой составляли боги и их избранник фараон, а основание – народ. Между ними располагались жрецы и знать. Положение в обществе определялось кастовой принадлежностью человека. Аналогичным образом строилась система власти в Древней Индии. Согласно древнеиндийскому религиозному тексту «Ригведа», мировой порядок основывается на идее господства божественного закона и сословно-кастового строя.
    Поскольку земной порядок, исходя из религиозно-мифологических представлений, составляет часть мирового, космического порядка, постольку соблюдение его является священным. Любые нарушения этого порядка рассматриваются как вызов богам. Отсюда весьма детальная регламентация человеческого поведения, наличие различного рода запретов и наказаний, а само искусство правления людьми рассматривается как искусство наказания.
    В трудах китайского мыслителя Конфуция (552-479гг. до н.э.) была оформлена патерналистская модель государства. Ее основой является идея о том, что государство выросло из родоплеменной организации. Поэтому идеальное государство должно строиться по принципу большой семьи, в которой правитель исполняет роль отца, а подданные – его детей. При этом, как и в семье, правитель (отец) заботится о своих подданных, а подданные (дети) почитают и любят его. Целью такого государства должны быть процветание и благосостояние народа. Достижение порядка и социальной гармонии в обществе, по мнению Конфуция, возможно только при поддержании определенной социально-политической иерархии.
    В ней каждый человек занимает позицию, позволяющую ему приносить наибольшую пользу государству. Подобная модель, основанная на высоком уровне нравственности, полагал Конфуций, обеспечит процветание государства без опоры на страх, насилие и строгие законы.
    Новая страница в истории политической мысли открывается в античности, когда при сохранении религиозно-мифологического налета в объяснении общественных отношений доминирующим становится философское мировоззрение, носители которого пытались осмыслить, что такое политика, когда и почему возникло государство, почему существуют разные формы государства и какое государство может считаться идеальным. Такой подход был характерен, прежде всего, для

    11 древнегреческих политических мыслителей, среди которых заметное место занимает Платон (427-347 гг. до н.э.). Главным в творчестве Платона является его учение о двух мирах: мире идей и мире явлений. Мир идей – это истинное бытие, мир явлений – это искаженная копия мира идей.
    Поэтому задача государства и политики заключается в том, чтобы привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства.
    Идеальной моделью такого государства должна стать аристократия, которая обеспечивает приход к руководству лучших и благородных представителей. Главным злом, разрушающим идеальное государство, по мнению Платона, является частная собственность. Поэтому в идеальном государстве должны быть общими не только любые материальные средства, но женщины и дети.
    Основой идеального государства, по Платону, является разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии сословий полиса: философов-правителей, воинов-охранителей, ремесленников и земледельцев-производителей. Такое сословное деление вытекает из неравенства людей от рождения. Однако, несмотря на то, что люди рождаются неравными, их долг как членов государства жить в согласии и мире.
    С именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) связано появление самого термина «политика». Именно так называется его трактат, в котором он дает определение политики как искусству и умению государственного управления, а также рассматривает вопросы возникновения государства, эволюции его форм и принципов идеального государства.
    Согласно Аристотелю, государство – естественное образование.
    Человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству»: развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него к государству (городу-полису).
    Главная цель государства – достижение блага всех граждан, а принципом политического властвования является добродетель. Формы государства, по
    Аристотелю, определяются, с одной стороны, тем, сколько людей стоит у власти (один, немногие, все), а с другой – тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага).
    Исхода из этих оснований, Аристотель подразделяет формы государства на правильные (монархию, аристократию, политию), при которых правители преследуют общую пользу, и неправильные (тирания, олигархия, демократия), где в основе лежат только собственные интересы правителей.
    В «Политике» Аристотель наилучшей из правильных форм называет политию, хотя монархия представляется ему «первоначальной и самой божественной». Что касается демократии, то Аристотель вслед за
    Платоном, для которого демократия равнозначна лишь охлократии (власть толпы, черни), относится к демократии критически. Он полагает, что как власть масс она может привести к тирании большинства либо к власти

    12 единоличного тирана.
    В политических учениях и Платона, и Аристотеля можно проследить истоки тоталитарных тенденций: в них человек рассматривается как часть государства, а его личные интересы подчинены общественному благу.
    Примером раннего формирования юридической традиции может служить политическая и правовая мысль Древнего Рима, которая связана, прежде всего, с именем Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Особый интерес представляют его идеи о формах государства, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве как вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Впоследствии эти идеи использовались для обоснования концепции правового государства. Цицерон на протяжении всей своей жизни вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
    С падением в 476 г. Римской империи начинается эпоха
    Средневековья, характеризующаяся утверждением теологической традиции в истории политической мысли. Наиболее ярко она представлена учениями Августина (Блаженного Августина) (353-430 гг.) и Фомы
    Аквинского (1224-1274 гг.), которых считают основными создателями христианской политической теории эпохи Средневековья. В своих теориях и Аврелий Августин, и Фома Аквинский обосновывают божественный характер государственной власти и верховенство церкви над светской властью. Так, по мнению Августина Блаженного, государство создано
    Богом как наказание людей за первородный грех, восходящий к грехопадению Адама. Поэтому целью государства как царства зла и греха является помощь людям в выживании в этом греховном мире. При этом сама церковь заявляла о себе как о земной части Божьего града.
    Однако идея божественного происхождения государства не исключала значения в ней человеческого начала. Особенно заметно это в трудах Фомы Аквинского, который исходил из того, что существуют три элемента власти: принцип, способ и осуществление. И если первый исходит от Бога, то второй и третий элементы производны от человеческого права и исходят от народа. Поэтому, несмотря на то, что власть по существу всегда остается божественной и выступление против нее - грех, Аквинский все же допускал, что в случае тирании правомерно даже тираноубийство.
    Ярким представителем средневековых мыслителей мусульманского мира является Абу Наср Аль-Фараби (870-950 гг.). Будучи последователем
    Платона и Аристотеля, он полагал, что цель человеческой деятельности – счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-
    Фараби придерживался организматического взгляда на общество, в соответствии с которым общество (государство) – тот же человеческий организм. Он утверждал, что «добродетельный город (государство)

    13 подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной».
    Одним из первых философов средневековья Аль-Фараби определяет предмет и задачи политической науки, которую он относит к числу наук об общественной жизни. В задачу политической науки, его по мысли, входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения счастья, предпосылкой которого является умелое управление государством и нравственный облик правителя. В своем сочинении
    «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» Аль-Фараби называет те качества, которыми должен обладать правитель такого города.
    Это – здоровье и сила, умение понимать людей, проницательность, любовь к справедливости и ненависть к тирании, решительность, храбрость и великодушие. Правитель должен уважать законы и действовать согласно им.
    Кроме учения восточного перипатетизма, в мусульманском мире того времени получило распространение учение мусульманских юристов
    (факихов) и теологов ислама (улемов). Представителем классической теории государства в исламской политической мысли является аль-Газали
    (1058-1111 гг.), обосновывавший это идею укрепления единого исламского государства путем политической централизации на основе союза власти и религии. Для преодоления противоречий между религиозной властью и светской во главе с султаном нужно, с точки зрения аль-Газали, во-первых, рассматривать политику как необходимое составляющее религии и морали; во-вторых, рассматривать религию как основу социальной жизни человека, а власть как страж этой жизни, который обеспечивает ее защиту и незыблемость; в-третьих, аль-Газали считал необходимым союз религиозной и светской власти, полагая, что султан может обеспечить существование единого исламского государства.
    Будучи противником восточного аристотелизма, аль-Газали видел главную цель государства в защите ислама и исламского образа жизни.
    Выдающимся ученым арабского Востока был Ибн-Халдун (1332-
    1406 гг.), с чьим именем связана разработка классификации форм правления и определения «естественных законов» становления, развития и падения государств. Любое государство, по Ибн-Халдуну, имеет временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений, в течение которого оно проходит пять этапов развития, а именно: 1) возникновение новой власти и свержение прежней; 2) сосредоточение власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивающих захват власти; 3) расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне; 4) подавление оппозиции и применение открытых форм насилия для поддержания власти; 5) упадок и гибель государства. Из форм правления

    14
    Ибн-Халдун выделял три: «естественную» монархию, «политическую» монархию и халифат. Для первой характерен деспотизм и корыстные личные побуждения правителя, для второй – правление, основанное на рациональных, «разумных» критериях, свободных от религиозных ценностей. Халифат же характеризуется тем, что правитель опирается в своей деятельности на всеобщее убеждение в справедливости мусульманского права: защищая веру, он одновременно руководит земными делами.
    С окончанием средневекового периода религиозная, теологическая концепция перестает быть господствующей, однако она не утратила своего значения и в последующие эпохи.
    Свое дальнейшее развитие политическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения. Систему взглядов на государство, общество и человека этого периода можно назвать гуманистической концепцией. Ее отправной точкой стал индивид, который рассматривался как источник власти. Это открытие Возрождения: человек, а не Бог – центр Вселенной – выразил итальянский мыслитель Никколо
    Макиавелли (1469-1527 гг.). В своих трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» он обосновал ряд идей, которые можно оценить как новый взгляд на политику, получивший название
    «макиавеллизм». Это новое видение политики сводится к следующему: 1) политика – это результат деятельности людей, а не результат божественной воли; 2) политика есть борьба за власть; 3) в борьбе за власть и ее удержание все средства хороши, тем самым, отделил политику и право от морали.
    «Макиавеллизмом» принято называть политику, основанную на культе грубой силы, пренебрегающую нормами морали. Однако важно заметить, что
    Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие как самоцель. Для него утверждение «цель оправдывает средства» не носит абсолютный характер, так как при оценке средств политики необходимо исходить из тех целей, на осуществление которых эти средства направлены. Н. Макиавелли считал, что целью государства является его процветание и могущество. И достижение ее даже безнравственными средствами оправданно.
    Характеризуя формы государства, Н.Макиавелли, как и Аристотель, классифицировал их по целям и числу правителей, выделив в качестве правильных государств монархию, аристократию и демократию. При этом в качестве идеальной формы государства он полагал умеренную республику, в которой будут сочетаться элементы монархической, аристократической и демократической власти.
    Понятие суверенитета впервые сформулировал и обосновал еще один представитель политической мысли эпохи Возрождения Ж. Боден
    (1530-1596 гг): «Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть

    15 государства». По его убеждению, суверенитет является существенным признаком государства и означает верховность власти суверена, которая может быть ограничена только естественными или божественными законами. В силу того, что государственная власть суверенна, никто не может выступать против государства. Ж.Боден формулирует пять признаков суверенитета: 1) издание законов, распространяемых на всех подданных и на все учреждения; 2) назначение чиновников; 3) ведение вопросами войны и мира; 4) осуществление высшей судебной власти; 5) помилование. В качестве суверена может выступать монарх, аристократия либо весь народ. Однако наиболее эффективной формой государства является абсолютная монархия, где лучше всего обеспечивается реальная суверенность, неделимость и единство власти.
    В период Ренессанса возникают и другие политические теории, которые получили название социальной утопии и выражали интересы неимущих слоев населения. Термин «утопия» происходит от названия книги «Утопия» Томаса Мора (1478-1535 гг.) – английского гуманиста, государственного деятеля, писателя. Создавая модель идеального государства, утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла, позже Фурье, Сен-Симон,
    Оуэн) отталкиваются от идеи утверждения общественной собственности и критики частной собственности как причины социального зла. Государство должно быть народным и выполнять функции распределения общественного достояния. В конечном итоге утопии рисуют картину жестко регламентированного общества тоталитарного толка, с детальной регулировкой всех аспектов жизни людей.
    В преддверии и в условиях буржуазных революций начинается новая эпоха в развитии политической мысли – эпоха Просвещения. Ее главными характеристиками являются отказ от божественного объяснения государственной власти и утверждение рационалистического мировоззрения на политику. В этот период разрабатываются концепции нового общества, свободного от абсолютизма и узурпации власти.
    Голландский юрист Г. Гроций (1583-1645 гг.) не только развил теорию государственного суверенитета, но и впервые сформулировал концепцию естественного права, в соответствие с которой право основано на природе человека и не зависит от установленного (позитивного) права.
    Если установленное право основывается на воле людей (на законах), то источником естественного права является природа человека, его стремление к разумному общению. При этом приоритетом обладает естественное право.
    Дальнейшее развитие гражданской традиции в осмыслении политики связано с именем английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679 гг.).
    Он полагал, что монархия – лучшая форма власти, но отрицал ее божественное происхождение. Государственная власть, по мнению Т.
    Гоббса, суверенна, едина и неограниченна. Он утверждал, что источник

    16 государства и королевской власти – общественный договор, который люди, живущие в догосударственном обществе конфликтов и «войны всех против всех», заключают с властью в обмен на закон.
    Родоначальником либерализма принято называть еще одного выдающегося мыслителя – Джона Локка (1632-1704 гг.). Он впервые четко разделил такие понятия, как «личность», «общество» и «государство», поставив личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами. Такими правами он считал права «на жизнь, свободу и собственность». Одним из первых Д. Локк выдвинул идею разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и союзную
    (федеративную). Разделяемые компетенциями, эти власти не равны.
    Высшей является та власть, которая принимает законы.
    Значительный вклад в создание концепции гражданского общества был сделан французским просветителем Шарлем Монтескье (1689-1755 гг.). Он обратил внимание на фактор воздействия географической среды: климата, почвы, рельефа местности, величины территории и т. д. на характер государства. Теория разделения властей – второе достижение
    Монтескье. Политической властью, отмечал Монтескье, всегда злоупотребляют. Чтобы гарантировать безопасность граждан от беззакония, власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. В отличие от Д. Локка, гарантия от злоупотребления возникает лишь тогда, когда отдельные власти взаимно сдерживают друг друга.
    Впервые политическая система с использованием принципа разделения властей была создана в период становления государственности
    Соединенных Штатов Америки. Наиболее выдающимся теоретиком республиканизма в Америке был Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он рассматривал народ как единственный источник власти и выборы как характерную черту республиканского правления. Мэдисон творчески подошел к теории разделения властей Монтескье и дополнил ее идеей их равновесия. Мэдисон изобрел такую систему «сдержек» и «противовесов», при которой каждая из властей является относительно равной. Этот механизм действует в политической системе США и поныне.
    Теория общественного договора получает свое дальнейшее развитие в трудах французского просветителя Жан Жака Руссо (I7I2-I778 гг.).
    Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы
    «найти такую форму ассоциации (государства), которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и, благодаря которой, каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Руссо является сторонником социального равенства и прямой демократии.

    17
    Представители немецкой классической философии И. Кант (1724-
    1884 гг) и Г. Гегель (1770-1831 гг.) внесли значительный вклад в развитие теории гражданского общества. В то время как И. Кант, формулируя принципы гражданского общества, основной акцент делает на равенство и самостоятельность человека как гражданина, на обеспеченность гражданских свобод, Г. Гегель обосновывает разделение государства и гражданского общества. По его мнению, государство – это сфера выражения общей воли граждан, а гражданское общество – сфера реализации частных интересов.
    В XIX веке на смену гражданской концепции политики приходит социологическая концепция, согласно которой отправной точкой, источником власти рассматривается уже не индивид, а группа: нация, класс, человечество. Индивиды же рассматриваются как продукты своей группы. Свое развитие политико-социологическая традиция получила в трудах идеологов рабочего класса – К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
    Под воздействием учения Г. Гегеля и Л. Фейербаха К. Маркс создает теорию материалистического толка, одним из главных выводов которой становится идея о том, что любая сторона жизни, в том числе и политика, определяется материальными факторами (т.е. экономикой). Смена способов производства происходит революционным путем. В ходе революции происходит замена одного господствующего класса другим на основе изменения системы производственных отношений.
    Несомненный интерес представляет социологическая теория
    Людвига Гумпловича (1838-1909 гг.), профессора государственного права в Австрии. В качестве основного социологического закона Гумплович объявлял «стремление каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути». По его мнению, не божественное провидение, не общественный договор, не идея свободы создает государство, а столкновение различных групп и племен, а также насилие и борьба между ними.
    История политической мысли XX столетия представлена широким спектром разнообразных теорий и концепций. Отметим основные направления эволюции современной политической науки.
    Существенный вклад в развитие политической мысли был сделан
    Максом Вебером (1864-1920 г г.), немецким политическим экономистом и теоретиком-социологом. Он широко известен в развитых странах, прежде всего, как автор теории государственной бюрократии. Обращаясь к государственной бюрократии, Вебер подходил к ее анализу с точки зрения функциональной. По его мнению, бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм – «концентрированное выражение рациональности». Бюрократическая система государственной организации, отмечал М. Вебер, по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в

    18 современном обществе. В то же время М. Вебер обратил внимание на усиливающуюся бюрократизацию общественной жизни в правовых государствах XX века, что, по его мнению, могло привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Парадокс демократии, по мнению М. Вебера, состоит в том, что результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования. Чтобы избежать тирании бюрократов, М. Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии, согласно которой харизматический лидер, избранный плебисцитарным путем (прямое голосование всего народа), должен дополнить недостаточную легитимирующую силу парламентской демократии.
    В 1908 г. американским политологом А. Бентли была опубликована книга «Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений», в которой он обосновывает мысль о том, что задачей политической науки является изучение поведения заинтересованных групп в политическом процессе. В соответствии с теорией А. Бентли, деятельность людей всегда предопределена их интересами и направлена на обеспечение этих интересов. Эта деятельность осуществляется посредством групп, в которые люди объединены на основе общности интересов. В результате, по мнению А. Бентли, деятельность заинтересованных групп в их отношениях друг с другом и в их воздействии на государственное управление есть динамический процесс, в ходе которого осуществляется давление олицетворяемых данными группами интересов на власть с целью заставить ее подчиниться воле и влиянию группы. При этом наиболее сильная группа или совокупность групп являются доминирующей силой, подчиняющей себе слабые группы, а государственная власть принимает на себя функцию адаптации и урегулирования конфликтов групп и групповых интересов и достижения определенного уровня равновесия между соперничающими группами.
    Таким образом, государственное управление есть процесс взаимодействия
    «групп, давящих друг на друга, формирующих друг друга и выделяющих новые группы и групповые представления для посредничества в обеспечении общественного согласия».
    Кроме того, следует отметить труды американского политолога Р.
    Даля, одного из основоположников теории плюралистической демократии.
    В своей работе «Полиархия. Участие и оппозиция» он выделяет черты идеального демократического режима. Это почти всеобщее избирательное право; право голоса, равное праву занять официальную должность; справедливые выборы; защита свободного выражения мнений, включая критику правительства, общества, господствующей идеологии; существование альтернативных средств массовой информации; свобода

    19 создавать независимые организации, включая оппозиционные партии; относительно высокая ответственность правительства перед избирателями.
    Приближенные к данной модели реальные политические режимы Р. Даль называет полиархиями (множественность, рассредоточенность власти). По
    Р.Далю, полиархия - это политический режим, важнейшими чертами которого являются высокий уровень политического участия граждан и развитое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за поддержку избирателей на выборах. В полиархии правление меньшинства дозволено контролируется большинством, т.е. существуют гарантии, защищающие граждан от безответственности и произвола элит.
    К середине XX века происходит активное расширение сфер политологических исследований и осуществляется поворот к проблемам либерализации политической жизни, укрепления демократии, совершенствования социальной политики государства. Например, «новая теория демократии» Й. Шумпетера, который рассматривал политический процесс как рыночный: избиратели - спрос, политики - предложение.
    Чтобы добиться поддержки избирателей, политики должны быть, по крайней мере, отзывчивы на их требования. Демократия же такой порядок, при котором индивиды получают право делать политику через конкурентную борьбу за голоса электората.
    Вторая половина XX столетия характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки, направленных на обоснование адекватных современному этапу западного общества теоретических моделей и концепций власти. Этот этап представлен концепциями ярких представителей западной политологической мысли, одним из которых является Г. Лассуэлл – американский психолог и политолог, разрабатывавший проблематику власти, властных отношений и личности в политике. Он внес большой вклад в развитие бихевиорализма как метода политической науки. В центре интересов Г. Лассуэлла были проблемы политического поведения, пропаганды и выработки политических курсов, роль массовых коммуникаций в воспроизводстве символики политической власти, значение элит в обществе. Он установил, что политические мотивы во многом рождаются в сети межличностных связей, которые традиционно считались сугубо частными, неполитическими, а также то, что отношение индивида к политике обусловлено преимущественно психологическими механизмами его личности, и значит, для обеспечения политической стабильности весьма важно сохранение психологического равновесия индивида. Ученый предложил довольно точный психологический портрет сторонника демократии, среди качеств которого выделяются открытость личности, критичность мышления, способность ориентироваться на несколько ценностей сразу, доверять окружающим.

    20
    Г. Лассуэлл дал одно из первых научных определений пропаганды:
    «В широком смысле это есть технология оказания влияния на действия человека путем манипулирования представлениями и образами, выраженными в устной, письменной, изобразительной или музыкальной форме». Ученый выделял следующие функции пропаганды в военных условиях, которые, впрочем, пригодны и для «мирной» политики:
    «Мобилизация ненависти к противнику, сохранение дружбы союзников, сохранение дружбы и обеспечение сотрудничества нейтральных сил, деморализация противника».
    Становление и развитие политической мысли в Казахстане
    Зарождение политической мысли на территории Казахстана восходит к временам седой древности. История ее развития в полной мере еще не изучена, но некоторые политические идеи мыслителей, общественных деятелей прошлого дошли до наших дней. Так, в работе
    Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) «Кутадгу Билиг»
    («Благодатное знание»), который жил в XI в., большое место отводится способам и методам управления государством, нормам и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми.
    Баласагуни высказал идею многоступенчатой системы подчинения, где власть принадлежит хану, задача и цель которого состоит в подчинении бедняков середнякам, последних - богатым. По его мнению, главное внимание хана должно быть направлено на управление и руководство разными категориями людей, учитывая их социальное и имущественное положение, а также интересы и потребности. Хан также должен создавать условия для упрочения законности и бдительности, от которых зависит процветание государства.
    Другим философом периода расцвета Караханидского каганата является Махмут Кашгари (XI в.), который в своем труде «Дивану лугат аттатюрк» (Словарь тюркских наречий), дает не только описание языка, обычаев тюркских народов, но и рисует картину истории и политической жизни тюрков. Большое внимание он придает роли нравственного начала, таких его черт, как патриотизм, преданность родине, храбрость, которые должны способствовать укреплению государственности.
    В ХII в. в своем дастане «Акикат сыйы» (Подарок истины) Ахмет
    Иугинаки также уделяет большое внимание роли нравственного начала в построении взаимоотношений между людьми и государствами, считая, что адаб (совершенный человек) является основой создания современного государства.
    В более позднее время в ХVI в. в своих трудах Мухаммед Дости и
    Ибн Рузбихани дают картину политической жизни территории Казахстана
    XIV-XVI в.в., описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной

    21 государственности и строго ее охраняли.
    Дальнейшее развитие политической мысли в Казахстане тесно связано с историей страны, деятельностью крупных представителей
    Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан,
    Есим-хан, Тауке-хан, который был одним из первых законодателей, реформаторов традиционного казахского общества. Его свод законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества.
    Одним из ярких представителей казахского просвещения является
    Абай Кунанбаев (1845-1905 гг.) – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы.
    Оценить его социокультурные взгляды, богатство политической мысли можно, познакомившись с его идеями, высказанными в главном философско-этическом труде «Слова назидания». Абай считает, что необходимо культивировать основные нравственные ценности – знание и веру, учась у других народов, перенимая у них все самое полезное. Для этого нужна сильная власть, которая будет ликвидировать разобщенность, содействовать пробуждению национального самосознания, устанавливать порядок в степи. Однако Абай предостерегает и от увлечения насильственными методами осуществления власти, от ее антигуманных действий. Препятствием для установления сильной власти в степи, по мысли Абая, были, во-первых, потеря суверенитета, зависимость от центральной российской власти, а во-вторых, разрушение устоев самобытной государственности, разрыв с традиционными правовыми нормами, ликвидация управленческих и властных структур прошлого.
    Поэтому он подчеркивает ценность степных кодексов, созданных ханами
    Есимом, Касымом и Тауке. Абай полагает, что в степи должен быть сохранен суд биев, но нужно осовременить сам процесс судопроизводства, создать институт защитников и посредников, обеспечить биям возможность независимого суда, избирая или назначая их пожизненно из наиболее авторитетных и честных людей.
    Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начался в 1917 г. Происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, М. Дулатова и др. отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. Представители левых (Т. Рыскулов,
    А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердив- шегося в стране советского режима.
    Следующая страница истории открывается в начале 90-х годов XX в., когда народ Казахстана взял в свои руки историческую судьбу Родины

    22 и, провозгласив суверенитет государства, выдвинул идеи демократизации общества, возрождения национальной культуры и приоритета прав личности как высшие политические ценности. В новых условиях, свободных от идеологических наслоений, возникают широкие возможности для изучения политико-правовой мысли прошлого и создания собственных политических доктрин настоящего и будущего.
    Ключевые
    понятия
    темы:
    религиозно-мифологическое
    мировоззрение, философское мировоззрение, теологическое мировоззрение,
    гуманизм, просвещение, разделение властей, естественное право,
    суверенитет,
    либерализм,
    марксизм,
    теория
    насилия,
    теория
    заинтересованных групп, теория плюралистической демократии, «новая
    теория демократии», бихевиоризм.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Каковы общие черты политических воззрений Древнего Мира?
    2. Какое государство, по мнению Платона, является идеальным и
    почему?
    3. Какое государство, по мнению Аристотеля, является идеальным и
    почему?
    4. Чем характеризуется политическая мысль Древнего Рима?
    5. Какого взгляда на общество придерживался Аль-Фараби?
    6. Каковы главные характеристики политической мысль европейского
    средневековья?
    7. Почему эпоха Возрождения применительно к политической мысли
    называется эпоха гуманизма?
    8. Каковы основные политические взгляды Никколо Макиавелли?
    9. Кто разработал концепции суверенитета, разделения властей,
    естественного права?
    10. Какова роль государства в теориях утопического социализма?
    11. Чем характеризуются взгляды на государство Абая Кунанбаева?
    12. Кто из представителей казахской либеральной интеллигенции начала
    ХХ века выступал за создание казахской автономии?
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта