Религиоведение, лекции ИЭУП. Лекция 1 Введение
Скачать 473.5 Kb.
|
Лекция 1 Введение. Происхождение религии. Вера в духовной жизни человечества
Вопрос о том, как и когда, возникла религия – сложный дискуссионный вопрос. Существуют два подхода к рассмотрению этого вопроса и два взаимоисключающих ответа.
Археологи, антропологи, биологи, филологи, историки, психологи, социологи, правоведы, философы и другие ученые с разных точек зрения занимаются вопросами происхождения человека и развития религии. Это и:
Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно Библии она должна быть религией единого Бога. Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии Бог покарал человечество за попытку построить Вавилонскую башню «до неба». Он разделил людей на языки (т.е. отдельные народы, которые стали верить в многочисленных богов). Так вместе с языками появились и различные языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появлением иудаизма, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения разделяют не только богословы, но и серьезные ученые, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и филологии. Другие археологи и историки утверждают, что первоначально человек обожествлял силы природы, предметы, животных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Они рисуют другую схему религиозного пути человека: от примитивных верований к языческому многобожию (политеизму), а затем к единобожию (монотеизму). В истории есть большой раздел – первобытнообщинный строй. На всем его протяжении шел процесс становления человека и человеческого общества (антропосоциогенез). Причины появления религии: в результате слабости первобытного человека перед дикими, необъяснимыми силами природы. Тяжелые условия жизни человека порождали нервно-эмоциональное напряжение, травмировали разумную умственную деятельность. Неудовлетворенность жизнью породила стремление к самоутешению, потребность в религиозной обнадеживающей фантастике. Условия появления религиозных верований: религиозные верования появились только тогда, когда сознание достигло более высокого уровня развития и человек начал мыслить отвлеченными понятиями, начал фантазировать. Религия возникла в период зрелости первобытнообщинного строя. Ранние формы религиозных представлений. - тотемизм - анимизм - фетишизм - магия тотемизм - это вера в существование тесной связи с тотемом, родоначальником данного рода. Обычно тотемами были животные. Родовые группы, племена верили, что находятся в родстве с каким-нибудь животным (медведь, волк, змея, тюлень и др.). Тотем не убивали на охоте и не употребляли в пищу. Животные эти почитались и являлись предметами культового поклонения, им посвящались праздники, пляски с подражанием. анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи). Природа одушевлялась. Духи были добрые и злые. фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например: пещер, камней, деревьев, орудий труда. магия – колдовство, чародейство. Цель магии была в облегчении реальной жизни человека. Существуют два вида магии: белая (охранительная) и черная (вредоносная). Магия наделяет волшебными действиями разные предметы: талисманы и амулеты, с которыми первобытный человек никогда не расставался. Магия бывает: военная, лечебная, промысловая, любовная, метеорологическая и др. У первобытных людей отсутствовала цель «спасения души». В последующее время, в религиях, эта цель занимает ведущее место. Религия – это реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать. Так что же такое религия? Религия – это латинский глагол – буквально означает связывание, запрягание, повторное обращение к чему-либо. Религия – очень сложное и многоплановое явление.
По исследованиям социологов сегодня в России религиозность молодежи приближается к религиозности стариков.
Религия выполняет по отношению к обществу определенные функции:
Религия консервативна более чем любой другой общественный институт. В большинстве случаев она стремится к сохранению устоев, стабильности и покою. Классификация религий. Простая классификация религий сводится к делению их на 3 группы:
Все религии также можно разделить на две большие группы:
Также выделяют большую группу древних религий, основой которых является мифология. Мифы есть практически у всех народов мира. В мифологии как в ядре заложены и наука, и искусство, и философия, и религия. Период мифологии – это период детства человечества. В середине I-го тыс. до н.э. в сознании человечества произошла революция. Составление мифов практически прекратилось. В это время появилось сразу несколько религий: зороастризм, буддизм, даосизм, конфуцианство. Период мифологических религий закончился. Необходимо отметить, что религии неодинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих кодексах морали и правилах поведения. Религии могут объединять людей, либо разъединять; вдохновлять на созидательный труд, на подвиги; призывать к бездействию, покою и созерцанию и т.д. Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. Лекция 2 Буддизм - первая мировая религия.
Для религиозной жизни Индии характерна преемственность. Предшественником буддизма в Индии являются ведическая религия и брахманизм. Во II-м тысячелетии до н. э. в Индии появилась ведическая религия. Ее принесли с собой индо-европейские племена – арии. Священное писание этой религии называлось – «Веды». Считается, что Веды – это человеческое знание, возникшее путем божественного откровения. Веды не имеют единого плана, композиции. Это сборники гимнов, напевов, жертвенных формул, заклинаний и т.п. В ведических сборниках есть молитвы о долгой жизни, обретении детей, власти и богатства, сказки, басни и др. Ведическая литература обширна (тысячи отдельных произведений), складывалась на протяжении столетий, передавалась из поколения в поколение в устной форме. Веды были записаны довольно поздно. Составлены они на санскрите - древнеиндийском языке. Этот язык ученым-востоковедам известен, а потому ведическая литература подробно изучается. Имеются 4 основные Веды: 1) Риг-Веда – книга гимнов 2) Сама-Веда – сборник ритуалов и песнопений 3) Яджур-Веда – молитвенные формулы для совершения жертвоприношения 4) Атарва-Веда – более поздний сборник песнопений и заклинаний. Песнопения и молитвы богам называются мантры. Знание и изучение Вед в древней Индии было важнейшей обязанностью. Для обозначения бога в санскрите использовалось слово «дэва» (светить, сиять). Дэвы олицетворяли добро и свет. Другая группа божеств – асуры – олицетворяли низкое и грешное начало и противостояли дэвам. Среди ведических божеств нет устойчивой иерархии (соподчинения). Традиционно считается, что в ведической мифологии 33 высших бога. Они делятся на земных, атмосферных (между небом и землей) и небесных. В древних книгах иногда упоминается другое количество богов – 333 и даже 3339. Самый популярный бог в Ведах – Индра – бог бури, дождя. Ему посвящено примерно 250 гимнов. Бог огня – Агни, бог ветра – Ваю, бог солнца – Сурия и т.п. В Ведах упоминается и бог Вишну, который в более поздний период стал одним из самых могущественных богов в другой религии - индуизме. Представления о создании мира (космогония) и его устройство (космология), а также о потустороннем мире и загробной жизни в Ведах очень туманны и мало разработаны. Мир был создан то ли из некоей неразличимой пустоты путем сгущения, то ли из тел 1000-глазого, 1000-ногого, 1000-голового первочеловека Пуруши, тело которого расчленили боги. Считалось, что царство смерти находится под землей, а человек переправляется туда после своей кончины через широкую реку на корове. Там умерший человек встречается с тенями предков. Там много коров, молока, масла и меда для собственного услаждения. Но в то же время смерть воспринималась в древней Индии как вред, как беда, и в молитвах старались отвести смерть от своего дома. Древние арии (индо-европейские племена, пришедшие в Индию, и принесшие с собой ведическую религию) не строили храмов; сооружали специальные алтари, приносили жертвы богам (некое подобие блинов, лепешек, клецек из пшеничной или рисовой муки; напиток из воды, молока, ячменя и сока растения Сомы). Рядом с вождями индоариев находились их жрецы. Свои тайны жрецы передавали из поколения в поколение. К началу I-го тыс. до н.э. культ ведической религии усложнился и значительно вырос авторитет жрецов-брахманов. В начале I-го тыс. до н. э. в религиозной жизни Индии произошли большие изменения. Появляется новая религия – брахманизм. Однако считать брахманизм совершенно новой религией было бы неверно, так как установки ведической религии, ее боги и традиции сохранялись. От ведической религии в брахманизме остались вера в священный авторитет Вед, ритуал жертвоприношений. Состав богов изменился. От ведической религии сохранились имена лишь немногих богов. Среди богов самым заметным становится Брахма – бог, творец Вселенной. Таким образом, в брахманизме уже есть четкое представление «откуда появился мир». В брахманизме появляется стройная космогоническая теория. Брахма рождается из золотого яйца, плававшего в огромном первобытном океане. Силой своей мысли он разделяет яйцо на две половины, создав небо и землю. Далее, создаются пять стихий (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, жертвоприношение, звезды, время, горы, равнины и т.д. Создаются люди с их чувствами, противоположности (свет- тень, жар-холод и т.д.), появляются мужское и женское начала, растения, животные, птицы. Каждый день Брахмы длится 4 320 000 лет. Ровно столько же длится и ночь. Когда наступает ночь - все исчезает, а днем появляется вновь. Важнейший элемент системы брахманизма – теория перерождений, или сансара (круговорот). По учению о сансаре все существующее в мире связано цепью бесконечных перерождений. Душа человека не умирает со смертью тела, а переселяется в новое существо (материальное тело) – в животное, человека. Дальнейшая цепь перерождений человека зависит от его судьбы – кармы. Карма определена заранее, она как бы дана свыше, но человек может влиять на свою карму, «утяжеляя» или «облегчая» ее. Все зависит от морального поведения человека. По брахманизму убийца после смерти превратиться в хищное животное, похититель зерна – в крысу, вор мяса – в ястреба, убивший брахмана – в собаку или осла, пьянствующий брахман – в моль или ужа. Главное в брахманизме - это отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов. Тогда в следующей жизни человек окажется на более высокой социальной ступеньке в обществе. В I-м тыс. до н.э. на территории полуострова Индостан было много государств, но практически во всех из них религией был брахманизм. В это же время во всех государствах Индостана сложилась и кастовая (варновая) религиозно-общественная система. Население Индии к середине I тыс. до н. э. делилось на 4 варны, то есть сословия. 1 варна – брахманы (жрецы) вышли из уст Брахмы 2 варна – кшатрии (военная знать, цари) из плеч Брахмы 3 варна – вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) – из бедер Брахмы 4 варна - шудры (покоренные чужеземцы) – из ступней ног Брахмы. Рабы не входили ни в одну варну. Ни в одну варну не допускались также могильщики, мусорщики, дворники, палачи. Принадлежность к варне была наследственной. Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в своде «законов Ману». Браки между разными варнами запрещались. Брахманы (жрецы) четко следили за соблюдением норм в обществе, за существованием варнового (кастового) строя. Все знания брахманы передавали по наследству. Заметим, что варновый строй закрывал способным людям путь к знаниям и государственной деятельности.
Буддизм – это самая древняя мировая религия. Возник он в YI в. до н. э. на территории Индостана и, относительно быстро, распространился в Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, в Центральной Азии. Сегодня буддизм исповедуют жители Шри Ланки, Непала, Бирмы, Лаоса, Вьетнама, Тайланда, Камбоджи, Китая, Монголии, Японии, Малайзии, Сингапура, Кореи и частично других стран указанного региона. На территории бывшего СССР последователи буддизма проживают в Бурятии, Калмыкии и Туве. По последним данным в мире 800 млн. буддистов. Против варновой системы в древнеиндийском обществе возникло движение протеста. Оно нашло выражение в новой религии – буддизме. Возникновение буддизма связано с жизнью и проповеднической деятельностью реального исторического лица – царевича Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Буддой. История его жизни обильно украшена легендами и мифами. Так, в буддийской литературе рассказывается, что Будда избрал для своего появления место – Индию (у подножия Гималаев на границе современных Индии и Непала). Будда избрал себе для появления на свет: - варну кшатриев (сын царя); - мать - добродетельную Майю – царицу правителя рода шакьев, - образ царевича Сиддхартхи. По легенде накануне рождения сына царице Майе приснился вещий сон, будто в ее правый бок вошел белый слон. Когда родился мальчик, его назвали Сиддхартха. Полное имя будущего Будды – Сиддхартха, Гаутама Шакьямуни. Сиддхартха (означает «выполнивший свое назначение»), Гаутама – это фамилия, Шакьямуни - происходит из рода Шакьев, Будда – мудрец, просвещенный, просветленный (им царевич стал в 36 лет). Годы жизни Будды 560 г. - 480 г. до н. э. Будда явился на землю для того, чтобы выполнить спасительную миссию – указать живым существам путь избавления от страданий. Мать его после родов умирает. Воспитывал царевича отец-махараджа, который не желал сыну религиозной карьеры, окружил его роскошью, дал ему блестящее светское образование, женил его. Царевич Сиддхартха Гаутама никогда не видел ничего плохого. У него родился сын. Жизнь сулила ему одни лишь радости. Переворот в сознании Гаутамы наступил, когда ему исполнилось 29 лет. Однажды, в возрасте 29-ти лет, Сиддхартха прогуливался по городу и увидел то, что от него скрывали во дворце. Он увидел страдания: встретил больного, покрытого язвами старика; увидел погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета (монаха-отшельника). Гаутама глубоко задумался о причинах зла и страдания. В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В течение семи лет он вел жизнь бродячего аскета, предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг брахманизма, но облегчения душе не наступало. И вот однажды, когда Сиддхартха сидел под деревом, на него снизошло озарение: причины зла и страданий, наконец, обнаружились. Состояние, в которое впал Гаутама, было названо нирваной (букв. свобода от желаний или угасание). С этого момента он стал Буддой. Семь недель провел Будда под деревом. Именно ему – мудрецу из рода шакьев удалось достигнуть и убедительно выразить ожидание общества: жизнь есть страдания и от страдания можно спастись. Люди всех варн оказались равны, в возможности воспринять учение Будды, и избрать путь к спасению. Сам Будда 45 лет ходил по городам и деревням и проповедовал свое учение. У него появились ученики, которые одевались в желтые или оранжевые одежды, были бритоголовыми, скитались с чашкой для подаяния. Никакой труд, кроме духовных упражнений монахам не разрешался. |