ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ_тихомиров. М. Н. Тихомиров источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в
Скачать 1.52 Mb.
|
М. Н. Тихомиров ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ СССР с древнейших времен до конца XVIII в. ТОМ I РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ § 1. Понятие об историческом источнике Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. — одним словом, все остатки прошлой исторической жизни. Курс источниковедения истории СССР ставит своей задачей обзор и критику источников по истории СССР. Без изучения исторических источников и без критического к ним отношения ни один исследователь не может начать своей работы. Слабое место многих исследований заключается в некритическом, неумелом или пристрастном использовании источников. От критического анализа источников, от уменья их правильно оценить и использовать зависит успех исследования. Только ознакомившись с источниками, выяснив себе их значение, зная их объем и содержание, мы можем составить себе точное представление о том, на основании каких материалов пишется история, в данном случае — история СССР. От исторического источника следует отличать историческое пособие, основанное на том или другом историческом источнике. Так, сказание Авраамия Палицына и другие повести, относящиеся к эпохе крестьянской войны и интервенции начала XVII в., являются историческими источниками; труд же, основанный на изучении этих и других источников (например, «Очерки смуты» Платонова), является не историческим источником, а историческим пособием. Разграничение это, однако, несколько условно. Так, при утере подлинных документов первоначальное историческое пособие может сделаться историческим источником. «История Российская» В. Н. Татищева, например, написана на основе ряда погибших памятников (источников). Она является для нас единственным [7] историческим источником в тех частях, где Татищев сохранил нам записи, сделанные на основании исчезнувших документов. Там же, где Татищев пользуется летописями или актами, которые известны нам в подлинниках, мы обращаемся за непосредственным свидетельством об исторических фактах не к труду Татищева, а к этим документам. Сама же «История» Татищева в целом представляет для нас историографический[1] интерес, давая понятие об исторических воззрениях первой половины XVIII в. Таким образом, один и тот же исторический памятник может являться и пособием и источником. В науке давно уже существует представление о двух типах исторических источников. К первому относятся так называемые исторические остатки, ко второму — историческая традиция. Под историческими остатками понимаются остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты, монеты, архитектурные памятники, предметы быта и т. д.). Под исторической традицией понимается отражение какого - либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков. Она передает историческое событие так, как оно преломилось в сознании людей (авторов летописей или мемуаров, певцов и сказителей былин и т. п.). Иноземные путешественники, например, оставили описание кремлевских зданий XVI в. Но у нас сохранились и самые здания. Описания древнего Кремля являются исторической традицией, а подлинные здания — историческими остатками. Исторические остатки являются более правдивым материалом, чем историческая традиция. Но количество их невелико; кроме того, они охватывают обычно лишь небольшой круг исторических явлений. При всей ценности исторических остатков, без помощи исторической традиции невозможно было бы написать связную историю многих народов. Историк должен пользоваться как историческими остатками, так и исторической традицией. Исторические источники могут быть разделены на пять основных видов: 1) вещественные, 2) этнографические, 3) лингвистические, 4) устные и 5) письменные источники. § 2. Вещественные источники Среди вещественных источников особенное значение имеют памятники археологические, наблюдения над которыми, приведенные в систему, нередко могут привести к очень крупным результатам и дать историкам новый материал. Это относится не только к истории первобытного общества, для которой [8] археологические находки составляют главный и подчас решающий вид источников. Энгельс, например, указывает на большое значение развития городов в средние века. История городов в средневековой Западной Европе достаточно хорошо изучена. Между тем русская историческая наука почти совершенно* не изучила истории древнерусских городов. Конечно, это не случайность: западноевропейская историография пользуется громадным количеством письменных документов, сохранившихся от городских архивов: у нас же если и сохранились остатки городских архивов, то лишь случайно. Отсюда вытекает большое значение, какое приобретают для историка СССР раскопки памятников древней Руси. Исследования над вещественными остатками древних городов могут отчасти возместить отсутствующие показания письменных источников. Большое значение для историка имеет знакомство с вещественными источниками, представляющими предметы быта, а также с нумизматическими материалами. Известно, что арабские монеты, диргемы, встречаются в громадном количестве на советской территории в кладах. Диргемы в русских кладах свидетельствуют о крупной торговле древней Руси с Востоком. В XI в. некоторые скандинавские монеты подражали «Ярославлю серебру» — монетам, выпущенным при Ярославе. Это обстоятельство показывает большие торговые связи Руси со Скандинавией и странами, прилегающими к Балтийскому морю. К вещественным источникам относятся также архитектурные памятники. Изучение их дает историкам возможность судить о крупных культурно - исторических явлениях. Рассказывая о построении великой Лаврской церкви, Печерский Патерик (памятник, восходящий отдельными своими частями к XI в.) говорит, что мастера, построившие эту церковь, происходили из Обез, т. е. Абхазии. Наша литература обычно подчеркивает значение византийских мастеров в строительстве архитектурных памятников Киевской Руси XI—XII вв. Между тем план Печерской церкви и характер ее архитектуры очень близки к грузинским постройкам XI—XII вв. Перед нами один из фактов культурных связей между; древними государствами на территории СССР. § 3. Этнографические источники Источники этнографические имеют большое значение для понимания древнего общественного строя. О некоторых его чертах мы можем иногда судить по сохранившимся в позднейшее время пережиткам. Например, плата за выкуп невесты (калым) существовала когда - то почти у всех народов и у некоторых из них отчасти дожила до XX в. На Руси в X в. существовал сходный обычай, согласно которому жених платил за невесту «вено». При христианстве «вено» исчезло. Еще в XX в. у многих горских народов существовала кровная месть. Она существовала в XI в. и на Руси, как это показывает первая статья [9] Русской Правды: «аже убиет муж мужа, то мстить брату брата» и т. д. Область этнографических источников очень велика. Она требует особого подхода и не всегда доступна для историков без предварительного изучения этнографии. § 4. Лингвистические источники Из источников лингвистических на первом месте стоит географическая номенклатура, сохраняющая воспоминания о прошлом. Названия многих урочищ Московской области не могут быть объяснены из русского и других славянских языков, но вполне объясняются из языка современных мари и мордвы. Название реки «Ветлуга» в переводе с марийского обозначает «река чаек»; название города «Тума», к югу от Владимира, в переводе значит «дуб»; «Кинешма» — «каменное зерно» и т. д. В отличие от более значительных рек с их неславянскими названиями (Икша, Лама, Ока, Яхрома и т. д.) названия мелких рек и озер в той же области имеют славянский характер. Таковы бесчисленные речки Серебрянки, Черные, Березовки и т. д. Лингвистика является наукой с очень точными выводами и требует глубоких знаний. Поэтому следует заранее предостеречь от доморощенной исторической лингвистики. В XVIII в. многие названия пытались объяснить по чисто анекдотическому способу. Например, наименование реки Яхромы, на которой расположен Дмитров, объясняли таким образом: великая княгиня, приезжавшая на место города Дмитрова с князем Всеволодом, будто бы оступилась, вылезая из повозки, и закричала: «Я хрома». Большое значение имеет изучение разговорного и книжного языка. Всякий язык содержит много заимствований, как древних, так и новых. Эти заимствования из других языков далеко не случайны. Слова русского церковного обихода — в основном греческого происхождения: епископ, игумен, евангелие и т. д. Наоборот, многие названия одежды и предметов домашнего обихода взяты с востока: деньга, алтын, башмак, зипун, атлас. Корни этих слов можно найти в персидском и татарском языках. Эти заимствования с востока указывают на торговые связи Руси с восточными странами. В XVIII в. в русском языке появляются различного рода заимствования из голландского и немецкого. Такие слова, как квартирмейстер, рапорт, появляются в нашем языке со времен Петра I. В XVIII и XIX вв. в русский язык делаются большие заимствования из французского языка. § 5. Устные источники Устная словесность (устный рассказ, былины, песни, пословицы и т. д.), существующая у всех народов, является древнейшей формой передачи исторических сведений. При устной [10] передаче отдельные подробности погибают или искажаются, так как лишь сравнительно небольшие памятники могут быть запоминаемы наизусть. Однако у людей неграмотных или малограмотных память лучше, чем у людей, читающих книги. Привычка к записи уменьшает способность к механическому запоминанию. На севере Руси неграмотные певцы былин, по свидетельству Рыбникова и Гильфердинга, сохраняли в своей памяти не сотни, а тысячи стихов. То же самое известно о народных певцах Казахстана, Закавказья (например, об ашугах Азербайджана) и др. Песни нередко дополняются самими певцами и, таким образом, возникают новые варианты. Записанная устная передача сохраняет черты времени ее записи. Таковы, например, былины Кирши Данилова, записанные в XVIII в.: по ним можно судить, как в XVIII в. пелись былины, но нельзя представить себе первоначальный их вид. Былины, записанные в XVII в., по своему характеру и песенному складу сильно отличаются от былин, записанных в XIX в. Записи устной словесности обычно сохраняют особенности устного народного творчества, отличаясь употреблением различного рода народных слов, особым песенным складом и легендарностью содержания. В рукописях XVII в. помещена повесть о начале Москвы. В ней обнаруживаются песенные черты, встречаются такие народные выражения, как «ночь темная, ночь осенняя», «пошел он по чистому полю» и т. д. Очевидно, перед нами песня, записанная позже каким - либо книжником. Характер народного эпоса и его значение для историка можно проследить на примере русских былин. Былины сохранили нам множество воспоминаний о древних временах, в том числе имена ряда половецких и золотоордынских ханов (Сартака, Батыя, Таврула, Узбека и т. д.). Былины говорят о каликах - перехожих, о шляпах Сорочинской (т. е. Сарацинской) земли. Былина о Василии Буслаеве сохранила рассказ о новгородском боярине и ушкуйниках и т. д. Еще ближе к нашему времени исторические песни. Таковы песни об Иване Грозном и взятии Казани, о Гришке Отрепьеве, Степане Разине, Петре I и т. д. Песни нередко были настоящими памфлетами. В царской России некоторые народные песни подвергались преследованиям (так, например, при Петре I была запрещена песня о насильственном пострижении его первой жены Евдокии Лопухиной). Устная словесность проделала очень длинную эволюцию, сохраняя свои основные мотивы. Первоначально она была достоянием всех общественных групп. Позже у аристократии развилась своя литература, а устная словесность сделалась народным достоянием. Благодаря ей народ сохранял лучшие свои воспоминания. К устной словесности относятся также различного рода пословицы и поговорки. Многие из них сохранили древние черты. В сборнике П. Снегирева «Русские народные пословицы и прит - [11] чи» (М. 1848) читаем такие пословицы о царе и царской службе: «царевы слуги не жалеют ноги», «жалует царь, да не милует псарь», «царю служить, о домах не тужить» и т. д. Эти пословицы рисуют нам невысокое мнение о царской службе в народе. § 6. Письменные источники Письменные источники, рукописные и печатные, являются фундаментом исторических исследований. Там, где они отсутствуют, историк бродит в потемках, и на страницах исторических изданий появляются пробелы, трудно восполняемые изучением всех других видов исторических источников. Среди рукописных памятников различают подлинники и копии. Количество подлинников для древнейших времен очень невелико. Так, из древнейших русских актов XII в. только один дошел до нас в подлиннике — грамота великого князя Мстислава и его сына Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.). Большинство древнейших письменных источников сохранилось в позднейших копиях. Древнейший список Начальной летописи относится только к XIV в., тогда как ее текст был составлен не позднее XII в. Наиболее близки к подлинникам древние копии, но и позднейшая копия в иных случаях может лучше сохранить древний текст. Содержание того или иного памятника (его редакция) не всегда зависит от древности списка, в котором этот текст дошел. Некоторые: списки Русской Правды XVI в. сохранили лучший текст, чем списки XV в. Многие памятники X—XII вв. дошли до нас в очень поздних копиях или списках. «Слово о полку Игореве» стало известно в списке XV—XVI вв., хотя сам текст «Слова» написан в XII в. Наоборот, некоторые позднейшие памятники XIII в. дошли до нас в очень древних списках (например, послание митрополита Кирилла конца XIII в.). К письменным памятникам относятся также многочисленные печатные издания. Официальной датой выхода первой русской печатной книги является 1 марта 1564 г., когда вышла первая книга Московской типографии, имеющая выходной лист с указанием года напечатания; известны и более ранние московские издания, не имеющие, однако, выходных листов. Виды письменных источников могут быть разделены на две большие группы: памятники литературного и памятники актового характера. К первой группе относятся летописи, хроники, хронографы, жития, мемуары, памфлеты и т. д. Ко второй группе принадлежат все грамоты или акты в широком смысле этого слова, законодательные памятники, письма, юридические документы и т. д. К письменным источникам относятся также надписи на предметах или памятники эпиграфического характера. При изучении исторических явлений необходимо пользоваться всеми видами исторических источников. Примерами такого все - [12] стороннего изучения источников являются знаменитые работы А. А. Шахматова. Покойный русский ученый достиг больших результатов только благодаря тому, что он, кроме письменных источников, глубоко изучил показания устной словесности, лингвистические и даже археологические памятники. Каждый из перечисленных видов исторических источников требует к себе особого подхода. Но для историка особую важность имеют источники письменные. Поэтому весь дальнейший курс будет рассматривать в основном источники письменного характера, имея в виду, что источники вещественные, этнографические и лингвистические, как и устная словесность, должны быть освещены в особых сочинениях, написанных специалистами указанных дисциплин. Изложение расположено в хронологической последовательности, так как «решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий...» (Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г.). глава II ДРЕВНЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ § 1. Халдские клинописные надписи Наиболее древним культурным государством на территории СССР было Урарту. К его истории восходят и наши древнейшие письменные известия. Сведения об Урарту, или Ванском царстве, помещенные в хрониках ассирийских царей, относятся уже к XIV в. до н. э. Сохранилось и найдено свыше 200 клинописных записей, составленных в пределах самого Ванского царства. Свыше одной пятой этого количества записей найдено в пределах СССР, в Закавказье, а остальные — в Турции и Иране. Язык надписей — ассирийский, но позже клинопись была приспособлена и к туземному халдскому языку. Наиболее ранние из клинописных записей Ванского царства относятся к IX в. до н. э. Из них мы узнаем, что царь Испуина молился в святилище халдов и устроил пантеон халдских богов. Ряд клинописных ванских надписей найден в районе современного Еревана. Надпись царя Аргишти (VIII в. до н. э.), высеченная на скале Хорхор, содержит более 400 строк; она говорит о походах ванских царей против Ассирии. Сохранилось описание военной добычи, взятой ассирийским царем Саргоном в Ванском царстве в 714 г. до н. э. В храме бога Халда было взято 6 золотых и 12 серебряных круглых щитов, 33 серебряные колесницы, 394 серебряных сосуда, 25 тыс. бронзовых щитов и 1500 таких же копий, 300 тыс. бронзовых мечей. Урартийские надписи говорят о победоносных походах и обращении в рабство громадного количества пленных, а также о крупных сооружениях. Остатки канала для снабжения столицы питьевой водой, сохранившиеся до нашего времени, связаны с именем царя Менуа. Влияние ванской культуры распространялось далеко на север, и ряд бронзовых и золотых вещей, найденных в Причерноморских: степях, как установлено, был сюда занесен из Урарту. [14] Ванское царство исчезает примерно с VI в. до н. э. Последняя халдская надпись относится приблизительно к 575 г. до н. э. В дальнейшем на месте древнего Ванского царства мы находим Армению и — севернее — Грузию. Есть предположение, что наименование «Халд» вошло в состав национального имени Грузии «Картвел». В разыскании и расшифровке халдских надписей крупнейшие заслуги имеют советские ученые (акад. Марр, акад. Мещанинов и др.). § 2. Греко - римские источники С VII—V вв. до н. э. значительная часть народов, живших на юге современной территории СССР, вступает в соприкосновение с греческим культурным миром. С этого времени появляется возможность более полно говорить о южных частях СССР, главным образом, о Причерноморье, Кавказе, а также о Средней Азии, где, почти одновременно с Урарту в Закавказье, возникают древнейшие государственные образования. Одним из древнейших письменных источников по истории СССР является «История» Геродота, в которой мы впервые находим ряд важнейших сведений о нашей стране в более или менее систематическом изложении. Время рождения Геродота точно не известно; условно указывают обычно на 490—480 гг. до н. э. Родиной историка был город Галикарнасс в Малой Азии. Большую часть своей жизни Геродот провел в Афинах, которые являлись главным центром как политической, экономической, так и культурной жизни Греции. Точный год смерти Геродота неизвестен. Во всяком случае он умер не позднее 425 г. до н. э. В юности Геродот путешествовал по Греции, позже был в Египте и в странах Передней Азии, входивших в состав Персидского государства. Кроме того, он совершил путешествие по берегам Понта (Черного моря). Поэтому о многом он мог писать как очевидец. Геродот написал «Историю греко - персидских войн», разделенную позже учеными - комментаторами на девять книг. Он не только рассказал о войнах между греками и персами, но дал и описание стран, входивших в Персидское государство. В первых четырех книгах «Истории» дается исторический и географический обзор этих стран. Говоря о походе царя Дария против Скифии в конце VI в. до н. э., Геродот приводит подробные сведения о скифах и о народах, живших по соседству с ними. Повествованию о Скифии посвящена значительная часть IV книги «Истории». Геродот посетил Ольвию и некоторые другие греческие колонии. Он тщательно собирал сведения о Скифии и о путях, шедших от Черного моря на север. По истории Скифии и греческих колоний на Черном море сочинение Геродота до настоящего времени остается основным источником. Геродот подробно описывает все пространство от Истра (Дуная) до Танаиса (Дона) и [15] называет, реки, которые протекают по этой стране: Тирас (Днестр), Гипанис (Южный Буг), Борисфен (Днепр). Он говорит, что Скифия производит чечевицу, лук, чеснок, лен и коноплю, что в ней водятся лошади, быки, кабаны, олени, зайцы, козы и пчелы. По словам Геродота, скифы пришли с востока и согнали с места киммериян, прежде живших на северном берегу Черного моря. Скифы подразделяются на 3 главных племени: земледельческих, кочевых и царских. Говоря о соседних со скифами племенах (меланхленах и др.), Геродот начинает свое описание от Ольвии: «От торгового города борисфенитов, составляющего наиболее срединный пункт во всей приморской Скифии, первыми живут Каллипиды, представляющие собою эллино - скифов, выше их живет другой народ, именуемый Алазонами. Как эти последние, так и Каллипиды во всем ведут такой же образ жизни, как и Скифы, но хлеб они сеют и употребляют в пищу, равно как лук, чеснок, чечевицу и просо. Над Алазонами обитают Скифы — пахари, сеющие хлеб не для собственного употребления в пищу, но для продажи. Выше их живут Невры. К северу от Невров, насколько мы знаем, лежит пустыня. Народы эти живут вдоль реки Гипаниса к западу от Борисфена». Замечательны сведения Геродота об обычаях скифов и других народов к северу от Черного моря. Рассказы Геродота как бы оживают в многочисленных археологических находках, сделанных на юге СССР. Более кратки, но тем не менее очень важны и те сведения, которые находим у Геродота о Кавказе и берегах Черного моря. Геродот уже знал о том, что Каспийское море является громадным озером, тогда как позднейшие писатели нередко говорили о соединении его с Северным океаном. Армения, по Геродоту, составляла в Персидском государстве XIII сатрапию. В книге I «Истории» Геродот рассказывает о походе Кира в Среднюю Азию против массагетов (в VI в. до н. э.). Он пишет: «По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие: знают оба способа войны; сражаются луками и копьями; вооружены обыкновенно и секирами... Железа и серебра они вовсе не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии». Всякий раз, когда пытаются восстановить историческую карту Скифии, пользуются Геродотом. Геродот использовал рассказы о Скифии и более древних греческих авторов, писавших до него. В одних случаях он им доверял, в других — подвергал критике. Многое записано Геродотом на основании устных рассказов и поэтических произведений. Так, он ссылается на поэму Аристея из Проконнеса, повествующую о северных народах. В тех случаях, когда Геродот был очевидцем, он дает точные сведения. Наиболее полно описано у него прибрежье Черного моря. Говоря о более северных странах, он впадает в [16] ошибки. Он ничего не в состоянии сказать о начале Днепра, истоки которого представляются ему отдаленными и вытекающими из пустыни. Кроме Геродота, ряд сведений о древнейшем прошлом нашей страны находим у других греческих писателей, прежде всего у Гиппократа, знаменитого греческого врача, жившего в V в. до н. э. (460—377). В своем сочинении о климате, воде и почве Гиппократ дает сведения о Скифии и рассказывает о ее обитателях. Рассказ Гиппократа, несмотря на несколько легендарный его характер, имеет важное значение, не оставляя никакого сомнения в кочевом быте некоторых скифских племен. Как и другие греческие писатели, Гиппократ был знаком только с южными областями Скифии. Народы, жившие на ее севере и на северо-востоке, были ему мало известны. Важным источником по истории Причерноморья являются памятники ораторского искусства, процветавшего в Греции в V—IV вв. до н. э. В речах знаменитых ораторов IV в. до н. э. (Демосфена, Эсхина) встречаем ценные сведения о политическом и экономическом состоянии греческих колоний в Причерноморье, а также прилегающей к ним Скифии. Для истории Закавказья крупное значение имеет «Анабазис» Ксенофонта (430—355), греческого полководца и писателя. В «Анабазисе» рассказывается об отступлении 10 тыс. греков из центра Персидского царства к берегам Черного моря по территории Армении. Походы Александра Македонского, в результате которых в IV в. до н. э. создалось громадное, хотя и непрочное, государство, также нашли отражение у греческих писателей. Первоисточником, говорящим о походах Александра, является труд его полководца Птолемея, использованный историками I—II вв. н. э. Аррианом и Курцием. У этих историков мы находим важные и ценные сведения о народах Кавказа и Средней Азии, с которыми Александр Македонский вел ожесточенные войны. В Согдиане восстание против завоевателей - греков продолжалось в течение трех лет и было ими зверски подавлено. Со II в. до н. э. значительные территории на Кавказе и в Причерноморье попадают в зависимость от Римской империи. В связи с этим ряд римских писателей дает интересный мате риал по истории этих частей СССР. Диодор Сицилийский в I в. до н. э. написал на греческом языке большое сочинение под названием «Историческая библиотека». В первых 17 книгах (из 40) Диодор излагает всеобщую историю до смерти Александра Македонского; в остальных — далее, до по ходов Цезаря в Галлии (I в. до н. э.). Из сочинения Диодора полностью сохранилось только несколько книг, остальные дошли извлечениях или фрагментах. Диодор сообщает важные сведения по истории Боспорского царства. Особенно ценный материал дают историко-географические труды римского писателя I в. до н. э. Страбона, грека по [17] происхождению, родившегося в Малой Азии. Страбон совершил ряд больших путешествий в Малой Азии, Египте, Греции, Сирии, Италии. По его словам, он посетил земли на протяжении от Армении до Сардинии и от Черного моря до Эфиопии. Страбон оставил после себя написанный на греческом языке замечательный труд под названием «География», состоящий из 17 книг. В первых двух книгах Страбон говорит о значении географии и ошибках своих предшественников, затем переходит к описанию известного тогда культурного мира, последовательно описывая страну за страной: Иберию (Испания), Галлию, Британию, Италию. В VII книге описываются придунайские земли, а в IV ее главе — Причерноморье (главным образом Херсонес и Боспорское царство). Далее идет описание Греции и островов греческого архипелага. В XI книге говорится о странах Кавказа и Средней Азии, а также о прикаспийских областях. Последние книги «Географии» посвящены Передней Азии, Аравии и Северной Африке. Страбон пытается установить границу между Азией и Европой, которые, по его мнению, разделяются рекой Танаисом (Доном), и говорит о народах, населявших берега Азовского и Черного морей, Иберию (Грузию), Албанию (Азербайджан) и Армению. Вот как описывается у Страбона Иберия: «Большая часть Иберии хорошо застроена городами и поселениями, так что там есть черепичные крыши, дома, построенные по требованию архитектуры, рынки и другие общественные здания. Одна часть страны кругом обнимается Кавказскими горами... Очень плодоносные отроги гор тянутся на юг, обнимая всю Иберию и присоединяя ее к Армении и Колхиде, а посередине Иберия представляет равнину, орошенную реками...» и т. д. Страбон дает также интересные сведения и об Албании. Армению он описывает как богатую и хорошо населенную страну. Страбон рассказывает об усилении Армении при царе Тигране и борьбе последнего с Римом. Весьма ценны сообщения Страбона о древней культуре закавказских народов. В той же XI книге говорится о странах, прилегающих к Каспийскому морю. Особенно важны сведения Страбона о Средней Азии (Бактрии и Согдиане), сопровождаемые многочисленными ссылками на различные исторические события. Из всех сочинений греческих и римских авторов труд Страбона дает наиболее полные сведения о Средней Азии. Показания Страбона отличаются большой точностью и подробностью. Известия его основаны на более ранних источниках, в частности на сочинениях Артемидора, который дал подробные сведения о черноморских колониях и Скифии. Дополнением к Страбону служат труды географов римской эпохи – Птолемея и Плиния (в I—II вв. н. э.). В них приводятся краткие данные о странах и народах Кавказа. [18] Постоянные войны, какие Римская империя вела на востоке, главным образом, с Боспорским царством, Арменией и Парфией, нашли отражение в больших исторических трудах римских писателей. Так, интересные сведения о событиях на востоке находим у Корнелия Тацита (55—120), писавшего на латинском языке. В «Летописях», или «Анналах», Тацита, заключающих в себе римскую историю от смерти Августа до смерти Нерона, находим рассказ о войнах на востоке в 63— 66 гг. с парфянским царем Вологезом из-за Армении. Тацит и Плиний Старший уже в I в. упоминают о славянах (под именем венедов), живущих к востоку от Вислы и к северу от Дуная. Еще больше сведений по истории Боспорского царства и Кавказа заключено в большой «Римской истории» Кассия Диона, писавшего на греческом языке в III в. н. э. Ряд отрывочных исторических сведений по истории СССР встречаем у римских компиляторов III—IV вв. н. э. Компилятор III в. Юлий Солин, основывавшийся, главным образом, на известиях Плиния, дает легендарный рассказ о племенах, населявших Скифию. Известия о войнах римских императоров на востоке читаем в «Истории Августов» (Цезарей), т. е. в сборнике жизнеописаний римских императоров 117—284 гг. н. э. Здесь сообщается о восстании сарматов и рокеаланов при Адриане, о войнах III в. н. э. против народов, вторгшихся в Малую Азию, а также о борьбе готов с Римом. Обозрение исторических трудов греко - римской эпохи, относящихся к истории СССР, можно закончить сочинением писателя IV в., грека Аммиана Марцеллина (330—390). От большого исторического труда Аммиана, написанного на латинском языке, сохранились только незначительные фрагменты, описывающие события 353—373 гг. Для IV в. «История» Аммиана Марцеллина является важнейшим источником, так как автор в большинстве случаев рассказывает о том, чему сам был очевидцем. В XVI книге своей «Истории» Аммиан говорит о странах, прилегающих к Черному морю. В другой книге Аммиан Марцеллин рассказывает о событиях в Армении и борьбе Восточной Римской империи с персидским царем Сапором. Особенно любопытны у Аммиана те страницы его труда, где говорится о гуннах. В эту эпоху Восточная Римская империя отбивалась от наступавших с севера и востока народов. Сокрушительные орды гуннов были для нее самой страшной угрозой. Марцеллин лично сталкивался с гуннами и описал подробно как их самих, так и способы, какими они вели войну. Труды греко - римских историков и географов большей частью дают лишь относительно небольшой и отрывочный материал по истории СССР, так как Причерноморье, Кавказ и Средняя Азия для античного мира были отдаленными областями. Историк СССР вынужден подчас собирать мелкие сведения, разбросанные в сочинениях греко - римских авторов. Тем не менее эти све - [19] дения дают основной материал для характеристики экономических и социальных отношений в древнейших государствах на территории СССР. Дополнительный материал дают надписи на разных языках, относящиеся к древнему времени. Например, в надписи персидского царя Дария I Гистаспа, высеченной на трех языках на Бехистунской скале (в Иране) сообщается о странах и народах, покоренных персидским царем, в том числе о народах и странах Средней Азии (Согдиана и др.). Для истории Скифии и греческих колоний интересны греческие надписи, открытые как на территории Боспорского царства, так и в самой Греции. В них говорится о сношениях Греции и Малой Азии с городами Скифии, о военных походах в Скифию и Боспорское царство; есть надписи и частного характера. Особенно любопытны надписи о продаже и отпуске на волю рабов. Одна из найденных надписей говорит о восстании рабов в Боспорском царстве. ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ II Б. А. Тураев, История древнего Востока, т. II, Огиз, 1935. Глава «Ванское царство», стр. 33—39. — М. В. Никольский, Клинообразные надписи ванских царей, открытые в пределах России («Древности восточные», т. I, вып. 3, М. 1893). — И. И. Мещанинов, Восточное Закавказье времен халдских завоеваний («Вестник древней истории», 1937, № 1). — Геродот, История в девяти книгах; пер. Ф. Г. Мищенко, М. 1888, т. I, кн. IV, стр. 303— 394.—«Вестник древней истории», вып. 3, М. 1939 (Материалы по истории Скифии в греческих надписях). — В. В. Латышев, Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. I, вып. 1—3 (греческие писатели). — География Страбона; пер. Ф. Г. Мищенко, М. 1879. — В. В. Латышев, Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. II (латинские писатели). Спб. 1893—1906.—Аммиан Марцеллин; пер. Ю. Кулаковского и А. Сонни, т. I—III, Киев 1906.—«Яз истории Боспора», Огиз, 1934. — Я. Я. Марр и И. А. Орбели, Археологическая экспедиция 1916 г. в Ван, П. 1922. — К. Гаи, Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе; собрал и перевел с подлинников К. Ган, Тифлис 1884. |