Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 306.39 Kb.
|
Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение можно уподобить своеобразной рамке, через которую мы смотрим на мир. Эта рамка определяет поле нашего зрения, а, тем самым, общий характер и направленность нашей деятельности. Мировоззрение – это некий компас, который помогает ориентироваться в окружающей природной и социальной действительности, осознать, осмыслить место и роль человека в мире (зачем я?), регулировать отношения с другими людьми, поведение в обществе. Мировоззрение имеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем. Субъектом (носителем) мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество на определенной ступени развития (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п. Система ответов на эти вопросы формирует как мировоззрение эпохи в целом, так и мировоззрение отдельной личности. В структуре мировоззрения выделяются: 1. Основные уровни (в зависимости от характера формирования и способа функционирования мировоззрения): – духовно-практический: «жизненная философия», уровень «здравого смысла», народной мудрости, навыков, традиций, обычаев, устойчивых предрассудков – все то, что дает полноту и цельность жизнеощущения. Этот уровень фиксирует складывающиеся стихийно, под воздействием повседневного опыта, будничной практики взгляды людей на мир и самих себя. Духовно- практический уровень находит свое обобщенное выражение в мифологии, религии и в искусстве; – рационально-теоретический уровень. Его характерными чертами являются: сознательность, системность, логичность, обоснованность, доказательность, рефлексия (критический анализ); В мировоззрении различима более или менее устойчивая структура. Можно выделить следующие компоненты мировоззрения. 1. Знания – определенные представления о мире, полученные из собственного опыта или через научение. Получаем мы знания в форме рациональных суждений, посредством рассудка. 2. Ценностные установки – отношение к происходящему, к тому, что человек осмысливает. Каждый человек селектирует знания в соответствии с системой жизненных оценок, выражает отношение, оценивает. 3. Система жизненных и социальных идеалов – в них выражена желаемая цель, дистанцируемая в будущем. Ориентирует в познании, деятельность человека. 4. Программа действия (или нормы жизнедеятельности) – важно не только сохранение и усвоение знаний, но у человека вырабатываются парадигмы, определенные стандарты действий. 5. Убеждения – представления, которые служат основанием личного выбора и деятельности, или: смысложизненные установки. Можно выделить три уровня мировоззрения: 1. Мироощущение – несистематизированная картина реальности, где главная роль отводится эмоционально-образному воспроизведению мира. (Например, любовь или ненависть с первого взгляда, формируется на бессознательном уровне). 2. Мировосприятие – формирование определенной системы представлений о мире, в которой реальность предстает как целое. Усматриваются взаимосвязи между процессами. Появляется преимущественно наглядное представление). 3. Миропонимание – раскрытие сути происходящего, осмысление значения процесса. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. Оно м.б. оптимистичн. (пессимист.), теоретич. (образн.), догамтичн. (скепитческ.) и т.п. Но также философск., религиозн., мифологич. м. По опр. В. Дильтея, мировоззрение – стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни. Один и тот же тип М. может быть выражен в различной форме – философск., религионзн., худож. Отличительные чертры философск. М. связаны с тем, что оно опирается на опыт, научное оправдание, стремление к общезначимости, уделяя большое внимание проверке обоснованности своих утверждений. Ф. предст. собой теоретическое отнош-е к миру, поэтому она осуществляет сознат. отбор представлений для построения картины мира на основе логич. и гносеологич. критериев. В этом, в частн., сост. отличие философского. Мировозр. от религиозн., основанного на аксиомах, к-е нужно принять на веру. Философ направлен на постоянный поиск истины. Так, первая критика теорий идей принадлежит самому Платону. Ф. и религию объединяют рассматриваемые ими мировоззренч. вопросы, но философск. подход отличает ориентация на знание, рассуждение, доказательство. Ф. и Р. отличаются иерархией ценностей: в Ф. на 1-м месте стоит свободное познание истины, в Р. выше разума стоит нравственное (в христ. любовь и вера). Главн. функция Религ. - нормативная (задать образцы отнош-я к миру, Богу, человеку), а не познавательная. Взаимоотношением Ф. и науки занимается прежде всего позитивизм. |