Главная страница

Документ по Дизайну ! — копия. Оглавление диссертации доктор искусствоведения Бытачевская, Тамара Никифоровна


Скачать 232.92 Kb.
НазваниеОглавление диссертации доктор искусствоведения Бытачевская, Тамара Никифоровна
Дата23.03.2018
Размер232.92 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаДокумент по Дизайну ! — копия.rtf
ТипРеферат
#39278
страница1 из 4
  1   2   3   4

Оглавление диссертации

доктор искусствоведения Бытачевская, Тамара Никифоровна

Введение

Глава 1. Анализ художественного мышления и "культурной памяти" изобразительного искусства конца XIX - XX века

1.1. Сущность и философия эволюционной культуры.

Социокультурная динамика и искусство историзма

1.2. Искусство как форма мышления, предмет эстетической ценности и его формообразующая сущность

1.3. Природа художественных стилей их вариация и эволюция

1.4. Эстетическая конструкция, форма и художественный образа. Категории красоты, прекрасного в философии, в искусстве, дизайне

1.5. Развитие нового мышления XX века. Искусство авангарда -источник формы 69 Выводы

Глава 2. .Анализ сущности и эволюции дизайн-деятельносгн

2.1. Сущность и отличительные особенности дизайна как рода деятельности

2.2. Дизайн-деятельность по созданию новых предметов и форм организации предметной среды. Функционализм и проблемы гармонизации формы

2.3. Влияние художников авангардистов на формообразование в дизайне

2.4. Эволюция стилистических особенностей процесса дизайнерского формообразования

2.5. Теоретические модели процесса формообразования в дизайне 139 Выводы

Глава 3. Психология зрительного восприятия и пространство формообразующих процессов в дизайн-творчестве

3.1. Психофизиология восприятия, мышления и понимания среды обитания и деятельности человека. Когнитивные модели

3.2. Особенности исследований психофизиологии восприятия предметов дизайна

3.3. Специфика дизайнерской деятельности и содержание творческого процесса

3.4. Виртуальная реальность и психология дизайн творчества 187 Выводы

Глава 4. Технология формообразования в дизайне

4.1. Пространство творчества формообразования и структура креативного процесса дизайна

4.2. Образование форм в пространстве творчества

4.3. Гармония форм и цвета в композиции предметов дизайна

4.4. Комбинаторика композиции в формообразовании

4.5. Научные основы гармонии формообразования в дизайне 234 Выводы

Глава 5. Моделирование форм среды обитания и деятельности человека в начале XXI века

5.1. Проблемы формообразующих факторов "информационного" стиля дизайна начала XXI века

5.2. Актуальные тенденции развития стилей и формообразования в дизайне современного интерьера

5.3. Эволюция функционального образа вещи

5.4. Коммуникативная культура. Дизайн среды деятельности среды Интернет

5.5. Дизайн формирования знаний на информационных носителях

5.6. Средства массовой коммуникации - проблемы методов и средств формирования структуры формата

Выводы

Введение диссертации (часть автореферата)

На тему "Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне :Теоретические концепции и проблемы интерпретации"

Формообразование в человеческой жизни вообще, в обществе, в науках, в различных видах деятельности является универсальной и сквозной темой для культуры прошлого и настоящего времени. Оно является центральной проблемой и для современного этапа развития дизайна, средств визуальной коммуникации, т. к. форма - внешнее выражение внутренней организации функций и связи, т. е. структуры содержания.

Культура - это форма духовного наследия человечества и, одновременно, продукт его развития, это система ценностных установок и, одновременно, совокупность художественных, исторических памятников и материальных предметов. В культуре есть нормативность и проектность одновременно. Формой становления, существования и развития культуры является самоорганизация человека, продуктов его деятельности, а также информации как её содержания и энергии. В культуре в целом, а также искусстве, как в любой семиотической системе, всё формальное становится содержательным.1

Искусство, адекватно отражая существующий мир, содействует переустройству мира, фиксирует и сохраняет его состояние. Формальные методы и приемы искусства могут обогащать и содействовать тем или иным способам освоения и создания среды обитания и деятельности человека. Искусство - интегрирующая часть культуры, социума, оно действует посредством формы и содержания, скрепляя, цементируя различные области деятельности и давая ту самую "картину мира", которая необходима для целостности восприятия среды обитания, деятельности и совершенствования человека. Человек - творец искусства и одновременно его продукт. Батраков С.П. Реальность ирреального. Что есть реальность? Что есть смысл? - В кн.: Западное искусство XX века: образы времени и язык искусства. - М.: УРСС, 2003.

Актуальность темы. Проблемы формообразования всегда были в числе лидирующих художественных и проектных проблем в дизайне. Особенно они стали актуальны в конце XX века, в связи с появлением новых форм организации жизни общества, становлением новых идеалов общественного и художественного сознания. Это вызвало необходимость в разработке нового понимания, новых подходов к процессу формообразования в дизайне, отражающего целостное представление современного уровня развития визуальной культуры, особенностей образной интеграции научно-технических и социокультурных факторов. В связи с этим потребовалось проведение междисциплинарных исследований, предназначенных решить ряд теоретических и постановочных задач в формообразовании среды обитания и деятельности человека.

Формообразующие импульсы в дизайн приходят из нескольких сфер:

- из социально-функциональной сферы (тип общества, потребительские группы, назначение вещи, вопросы престижности или, наоборот, демократичности: форма вещи определяется уровнем развития социума, его вкусами, привычками и т.д.);

- из художественной культуры и искусства (искусство снабжает дизайн формально-композиционными системами, представляет дизайну технологии моделирования, средства и приемы образной художественной выразительности.);

- из научно-технической сферы (технология, материалы, концепции естествознания и техники, которые иногда становятся темой экспериментальных художественных работ).

Говоря об искусстве как факторе формообразования, Н.В. Воронов, Е.В.°Жердев, А.Н. Лаврентьев, Н.С. Степанян, В.Ф. Колейчук, В.Т. Шимко, С.О. Хан-Магомедов традиционно писали о композиции, средствах и приемах выразительности, творческих экспериментах. Авангард рассматривался как лаборатория дизайна. Вместе с тем, взаимосвязи в культуре и технике оказались намного сложнее, потому что составляющих формообразования значительно больше. В настоящее время - время «мультимедийное™» -большую роль играет информация, творчество и восприятие как целостный акт. Тем самым, для исследования проблемы оказалось необходимым расширить поле исследования, привлечь более общие и фундаментальные концептуальные подходы, такие как: психология зрительного восприятия, си-нергетический подход, эволюционная эпистемология, понимание холизма как целостности теории процесса формообразования.

Исследование проблем формообразования в дизайне позволяет соединить, объединить анализ опыта предметно-художественного творчества, начиная с конца XIX века и кончая дизайнерскими работами последних лет. Оно дает возможность выявить универсальность закономерностей формообразования XX века в проектно-художественном, визуальном и технологическом аспектах.

За последние годы были разработаны оригинальные концепции философского и теоретического обоснования общих вопросов проектной культуры в работах О.И. Генисаретского, М.С. Кагана, K.M. Кантора, H.H. Кирсановой, М.К.°Коськова, И.П. Лукшина, В.И. Тасалова.

Методологические, культурологические, художественные проблемы дизайна отражают исследования В.Р. Аронова, Н.П. Бесчастнова, Н.В. Воронова, О.И. Генисаретского, М.Э. Гизе, B.JI. Глазычева, К.А. Кондратьевой, А.Н. Лаврентьева, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Сидориной, Н.К. Соловьева, М.В."Федорова, С.О. Хан-Магомедова.

Значительное число работ посвящено истории становления и эволюции стилей дизайна, разработке теоретических и практических вопросов стиля, особенностям формообразования в пластических искусствах и перспектив их совершенствования. Это труды В.Г. Власова, Н.В. Воронова, A.A. Грашина, А.Е.°Ефимова, В.Ф. Колейчука, М.А. Коника, А.Н. Лаврентьева, С.И. Серова, А. Соколова, Н.К. Соловьева, B.C. Турчина, E.H. Устюговой.

Во всех существующих концепциях в той или иной форме присутствует фактор формообразования, источник стилевых, художественных и композиционных идей. Фактор универсальный для многих областей деятельности, в том числе и дизайна.

В настоящее время, достаточно развиты общесистемный, кибернетический подходы, основанные на структурном, информационном описании процессов в живой и неживой природе, акцентирующие внимание на количественных и качественных характеристиках. Однако центральная часть, «некое причинное ядро», объясняющее динамику и ход развития формообразования, затрагивается в этих работах косвенно, не учитывая достижений современной науки.

Вместе с тем, современные научные достижения оперируют рядом новых направлений, теорий и методов анализа, позволяющих по-новому интерпретировать формообразующие процессы в искусстве и дизайне.

Наиболее продуктивным представляется рассмотрение проблем проектной культуры и формообразования с позиции нового философского направления - эволюционной эпистемологии и науки синергетики. Подобного исследования не проводилось.

Эволюционная эпистемология, в основе которой лежит тезис о взаимосвязи когнитивной, культурной, социальной и биологической эволюции, позволяет рассматривать эволюцию формообразующих факторов в дизайне с позиции эволюции искусства, нелинейности развития «мира природы» и «мира культуры».

В центре внимания новой научной парадигмы - синергетики (научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах) - представление о формообразовании даётся как о процессе самоорганизации. В этой связи синергетическое видение динамики эволюции искусства, в том числе и эволюции формообразующих факторов в дизайне, акцентирует внимание на трех идеях: принципиальной открытости искусства как системы, нелинейности и самоорганизации. Синергетика с современных научных позиций дает объяснения, каким образом и где создаются условия для возникновения ранее неизвестных качественно новых организаций и эффектов.

Это метод позволяет модернизировать современное понимание возникновения новых форм, посредством взаимодействия их составляющих, посредством перехода от информационного беспорядка к информационному порядку. Синергетика вводит в научный оборот свой собственный язык и новые понятия, такие как аттракторы (аттракция - притяжение, близко к понятию цель, как направленность поиска конечной структуры, формы), бифуркации (точка ветвления путей развития поиска формы, структуры системы), фракталы (геометрические структуры, обладающее свойством самоподобия, инвариантностью, т.е. малый фрагмент формы подобен более крупному или форме в целом), хаос (состояние системы, характеризующееся отсутствием упорядоченности, равновесности, движения ее элементов), нелинейность (возможность неожиданных изменений направления образования форм) и т.д.

Сегодняшняя реальность уже создала множество нестандартных мор-фологий с помощью «холистической разработки», т.е. целостного подхода к изменению стилистики предметной среды. Однако, современные исследователи, искусствоведы, ведущие специалисты и многочисленные выставки дизайна, отмечают весьма активное и противоречивое его развитие, проявляющееся в том, что дизайн - это необходимость и реальность, это искусство компромисса, и в то же время - «фантасмагория»: калейдоскоп художественных возможностей и проектных подходов, амбиции проектантов и законы рынка, пересечение, нередко и слияние всех существующих на сегодня областей и жанров дизайна - от промышленного до моды, одежды и средств коммуникации.

Из вышеизложенного следует, что исследование искусства как формообразующего фактора в дизайне в настоящее время весьма актуально, в связи с чем основной проблемой является разработка научных основ для создания базы теории формообразования в дизайне. Эта теория должна включать в себя систему идей, опирающуюся на современное научное знание, дающее целостное представление о закономерностях изменения форм, существенных связях стилей в искусстве, этапов развития дизайна, подтвержденных законами природы и проектной практикой как критериями истинности. Она дает представление о путях развития форм среды обитания, деятельности и совершенствования человека.

Целью диссертации является: создание научной базы для построения теории формообразования предметов среды обитания и деятельности человека, определяющей их развитие в XX веке на основе междисциплинарного подхода.

Основными задачами исследования, обеспечившими достижение поставленной цели, являются:

- анализ смежных с теорией дизайна научных дисциплин и концепций эволюции научно-технической и художественной культуры;

- исследование и разработка теоретических и практических вопросов, касающихся особенностей пластических искусств в качестве формообразующего фактора в дизайне;

- рассмотрение специфики художественного мышления и «культурной памяти» пластических искусств конца XIX и всего XX века, сущности и философии эволюционной культуры, включая социокультурную динамику и искусство историзма;

- осмысление истории искусства как формы художественного мышления, предметов эстетической ценности, природы художественных стилей их эволюции, а также категории красоты, прекрасного в философии, в искусстве, в дизайне;

- исследование развития нового мышления XX века, искусства авангарда как источника формы;

- изучение сущности и особенностей дизайн-деятельности в России по созданию новых предметов и форм организации предметной среды;

- рассмотрение возникновения технологий формообразования в пространстве творческого процесса дизайна;

- анализ методов формообразования изделий, путём приведения к гармонии функции, конструкции и формы предмета дизайна;

- выявление тенденций формообразующих факторов дизайна, предметов среды обитания и деятельности человека в XXI века;

- постановка новой точки зрения на современный дизайн.

Задачи исследования определили логику и структуру диссертационной работы.

Объект исследования - влияние авангардного искусства XX века и концепций художественного творчества на процессы формообразования в дизайне, концептуальные подходы и возможности интерпретации этих проблем, в контексте художественного исследования.

Предмет исследования - результаты творческой практики художников и дизайнеров в истории искусства и предметно-художественной культуры, процессы формо- и стилеобразовапия.

Границы исследования обусловлены проблематикой работы, в которой анализируется опыт отечественного и зарубежного художественного и проектного творчества XX века, концепциями формообразования, связанными с художественным авангардом, особенностями восприятия и трактовки этого опыта.

Информационная база исследования. Рассмотрение данных вопросов базировалось на анализе объектов дизайна различного назначения, различных школ и стилей, существующих литературных источников, посвященных анализу проблем развития дизайна в России и за рубежом, а также материалах отечественных и зарубежных выставок, периодической печати и специализированных журналов, посвященных отдельным вопросам формообразования в дизайне, данных средств массовой информации, научной и специальной отечественной и зарубежной литературе по вопросам научных исследований со смежной проблематикой.

Методологической основой исследования является методология междисциплинарного исследования, включающая теорию познания, методологический плюрализм, позволяющий сочетать все классические методы искусствоведения: системный анализ философских и общетеоретических научных категорий, основные категории искусства и культуры, в особенности «формообразование», «красота», «форма», формальный и логический анализ, историко-культурный анализ и отражение его в дизайне, герменевтический анализ определений, теорию дизайна, современные концепции дизайна.

Методологическую основу исследования составляют современные достижения культурологии, эпистемологии, синергетики, когнитивистики. Последняя трактует когнитивную модель как метафору, основанную на наблюдениях и выводах, сделанных из этих наблюдений, и описывающих процессы и принципы поиска, хранения и использования информации искусства как формообразующего фактора в дизайне.

Признавая в изучении дизайна важное значение психологии в процессе творчества и восприятия формы, особенно при определении соотношения формы, цвета, мы обращаемся помимо эстетических, к источникам психолого-социальной направленности. Поэтому были использованы труды 3. Фрейда, К. Юнга, JI. Хьелл, Д. Зиглера и представителей современной виртуали-стики, таких, как О.И. Генисаретского, H.A. Носова и других.

Научная новизна работы состоит в том, что она является одной из первых попыток научного осмысления междисциплинарной разработки подходов для создания базы теории современного формообразования в дизайне как системы идей и художественно-образных моделей, как формы научного знания и целостного подхода к изучению особенностей пластических искусств в формообразовании, как визуального отражения функциональной части разносторонних проблем дизайна. Использование проблемно-ориентированного подхода к анализу и формированию эффективных средств формообразования позволяет комплексно использовать разнотипные научные методы и модели для представления и решения проблем дизайна среды обитания и деятельности человека.

Данная работа представляет собой опыт общетеоретического комплексного анализа дизайна как вида проектно-художественной деятельности и искусства с точки зрения проблем формообразования в связи с общими концепциями дизайна и авангардного искусства XX века. В работе не только систематизируются научные представления о дизайне, но прослеживается эволюция методических подходов. Анализируется природа художественных стилей, категории красоты в дизайне (в контексте функции и пользы), влияние художников авангарда на формообразование предметов среды обитания и деятельности человека.
  1   2   3   4


написать администратору сайта