Главная страница
Навигация по странице:

  • Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»

  • Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»

  • рабочая программа изо. _ РП ИЗО. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство


    Скачать 180.14 Kb.
    НазваниеПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство
    Анкоррабочая программа изо
    Дата14.06.2022
    Размер180.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла_ РП ИЗО.docx
    ТипПояснительная записка
    #591459
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    (для 5–7 классов образовательных организаций)

    СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка

    Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

    Цель изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

    Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

    Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

    Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»

    Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»

    Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

    Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

    Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования

    Личностные результаты

    Метапредметные результаты

    Предметные результаты :

    Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»

    Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»

    Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

    Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

    Тематическое планирование

    Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»

    Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»

    Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

    Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

    Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

    Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

    Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

    Рабочая программа ориентирована на психолого- возрастные особенности развития детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

    Для оценки качества образования по предмету «Изобразительное искусство» кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.

    В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.

    Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.

    Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).

    Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.

    ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

    Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами.

    Задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:

    • освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;

    • формирование у обучающихся представлений об отечествен- ной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;

    • формирование у обучающихся навыков эстетического виде- ния и преобразования мира;

    • приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);

    • формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

    • овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

    • развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

    • воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

    • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

    МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.

    Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования в объёме 105 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю в качестве инвариантных. Четвёртый модуль предлагается в качестве вариативного (для соответствующих вариантов учебного плана).

    Каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы. Однако при определённых педагогических условиях и установках порядок изучения модулей может быть изменён, а также возможно некоторое перераспределение учебного времени между модулями (при сохранении общего количества учебных часов).

    Предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность.

    Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

    Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»
    Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве.

    Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.

    Древние корни народного искусства.

    Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.

    Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.

    Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада.

    Образно-символический язык народного прикладного искусства.

    Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.

    Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.
    Убранство русской избы.

    Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её постройке и украшении.

    Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

    Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома.

    Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.

    Декоративные элементы жилой среды.

    Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа.

    Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
    Народный праздничный костюм

    Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского.

    Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты.

    Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны.

    Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах стран.

    Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.

    Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.

    Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников.
    Народные художественные промыслы

    Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона.

    Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России.

    Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.).

    Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны.

    Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.

    Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы.

    Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи.

    Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии.

    Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения.

    Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом.

    Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра — роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.

    Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов.

    Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций.

    Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России.
    Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

    Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.

    Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей.

    Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох.

    Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в культуре разных эпох.

    Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

    Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

    Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак.

    Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений.

    Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы.
    Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
    Общие сведения о видах искусства

    Пространственные и временные виды искусства.

    Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей.

    Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.
    Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

    Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства.

    Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника.

    Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.

    Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.

    Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.

    Линейные графические рисунки и наброски. Тон и тональные отношения: тёмное — светлое.

    Ритм и ритмическая организация плоскости листа.

    Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.

    Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живопис.

    Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды рельефа.
    Жанры изобразительного искусства

    Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства.

    Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
    Натюрморт

    Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.

    Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости.

    Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений.

    Изображение окружности в перспективе.

    Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.

    Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.

    Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.

    Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.

    Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света».

    Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.

    Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических техник. Печатная графика.

    Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.
    Портрет

    Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.

    Великие портретисты в европейском искусстве.

    Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи.

    Парадный и камерный портрет в живописи.

    Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.— отечественном и европейском.

    Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.

    Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.

    Роль освещения головы при создании портретного образ.

    Свет и тень в изображении головы человека.

    Портрет в скульптуре.

    Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете.

    Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.

    Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев.

    Опыт работы над созданием живописного портрета.
    Пейзаж

    Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения.

    Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.

    Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа.

    Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.

    Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы.

    Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.

    Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.

    Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.

    Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.

    Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.

    Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города.

    Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.

    Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения.
    Бытовой жанр в изобразительном искусстве

    Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

    Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении.

    Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
    Исторический жанр в изобразительном искусстве.

    Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

    Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.

    Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры.

    Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.

    Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного пери- ода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.

    Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету.
    Библейские темы в изобразительном искусстве

    Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре.

    Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.

    Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др. Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе — его религиозный и символический смысл.

    Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.

    Работа над эскизом сюжетной композиции.

    Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта