Главная страница
Навигация по странице:

  • Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

  • рабочая программа изо. _ РП ИЗО. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство


    Скачать 180.14 Kb.
    НазваниеПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство
    Анкоррабочая программа изо
    Дата14.06.2022
    Размер180.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла_ РП ИЗО.docx
    ТипПояснительная записка
    #591459
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

    Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства.

    Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей.

    Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.

    Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи.

    Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта.

    Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты.
    Графический дизайн

    Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.

    Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.

    Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.

    Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.

    Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции.

    Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.

    Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

    Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

    Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.

    Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.

    Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.

    Выполнение аналитических и практических работ по теме

    «Буква — изобразительный элемент композиции».

    Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.

    Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.

    Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.

    Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

    Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ.
    Макетирование объёмно-пространственных композиций

    Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.

    Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.

    Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

    Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

    Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.

    Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры).

    Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.

    Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение фор- мы предмета.

    Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.

    Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления

    Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

    Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.
    Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

    Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

    Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов.

    Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.

    Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.

    Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.

    Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

    Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.

    Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.

    Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.

    Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.

    Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.

    Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

    Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.

    Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.

    Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев.

    Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.

    Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).

    Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.

    Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.

    Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.

    Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.

    Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
    Образ человека и индивидуальное проектирование

    Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.

    Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

    Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием.

    Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.

    Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».

    Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.

    Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью.

    Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.
    Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

    Синтетические — пространственно-временные виды искусства. Роль изображения в синтетических искусствах в соединении со словом, музыкой, движением.

    Значение развития технологий в становлении новых видов искусства.

    Мультимедиа и объединение множества воспринимаемых человеком информационных средств на экране цифрового искусства.
    Художник и искусство театра

    Рождение театра в древнейших обрядах. История развития искусства театра.

    Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их визуальный облик.

    Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в современном театре.

    Сценография и создание сценического образа. Сотворчество художника-постановщика с драматургом, режиссёром и актёрами.

    Роль освещения в визуальном облике театрального действия. Бутафорские, пошивочные, декорационные и иные цеха в театре.

    Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в решении образа спектакля. Выражение в костюме характера персонажа.

    Творчество художников-постановщиков в истории отечественного искусства (К. Коровин, И. Билибин, А. Головин и др.). Школьный спектакль и работа художника по его подготовке.

    Художник в театре кукол и его ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.

    Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская интерпретация реальности.
    Художественная фотография

    Рождение фотографии как технологическая революция запечатления реальности. Искусство и технология. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий.

    Современные возможности художественной обработки цифровой фотографии.

    Картина мира и «Родиноведение» в фотографиях С. М. Прокудина-Горского. Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной культуре.

    Фотография — искусство светописи. Роль света в выявлении формы и фактуры предмета. Примеры художественной фото- графии в творчестве профессиональных мастеров.

    Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм.

    Умения наблюдать и выявлять выразительность и красоту окружающей жизни с помощью фотографии.

    Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов. Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии.

    Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии пейзажа.

    Роль освещения в портретном образе. Фотография постановочная и документальная.

    Фотопортрет в истории профессиональной фотографии и его связь с направлениями в изобразительном искусстве.

    Портрет в фотографии, его общее и особенное по сравнению с живописным и графическим портретом. Опыт выполнения портретных фотографий.

    Фоторепортаж. Образ события в кадре. Репортажный снимок — свидетельство истории и его значение в сохранении памяти о событии.

    Фоторепортаж — дневник истории. Значение работы военных фотографов. Спортивные фотографии. Образ современности в репортажных фотографиях.

    «Работать для жизни…» — фотографии Александра Родченко, их значение и влияние на стиль эпохи.

    Возможности компьютерной обработки фотографий, задачи преобразования фотографий и границы достоверности.

    Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных компьютерных программ.

    Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и влияние фотообраза на жизнь людей.

    Изображение и искусство кино

    Ожившее изображение. История кино и его эволюция как искусства.

    Синтетическая природа пространственно-временного искусства кино и состав творческого коллектива. Сценарист — режиссёр — художник — оператор в работе над фильмом. Сложносоставной язык кино.

    Монтаж композиционно построенных кадров — основа языка киноискусства.

    Художник-постановщик и его команда художников в работе по созданию фильма. Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи и воплощение в материале. Пространство и предметы, историческая конкретность и художественный образ — видеоряд художественного игрового фильма.

    Создание видеоролика — от замысла до съёмки. Разные жанры — разные задачи в работе над видеороликом. Этапы создания видеоролика.

    Искусство анимации и художник-мультипликатор. Рисованные, кукольные мультфильмы и цифровая анимация. Уолт Дисней и его студия. Особое лицо отечественной мультипликации, её знаменитые создатели.

    Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе.

    Компьютерная анимация на занятиях в школе. Техническое оборудование и его возможности для создания анимации. Коллективный характер деятельности по созданию анимационного фильма. Выбор технологии: пластилиновые мультфильмы, бумажная перекладка, сыпучая анимация.

    Этапы создания анимационного фильма. Требования и критерии художественности.
    Изобразительное искусство на телевидении

    Телевидение — экранное искусство: средство массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга.

    Искусство и технология. Создатель телевидения — русский инженер Владимир Козьмич Зворыкин.

    Роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство. Картина мира, создаваемая телевидением. Прямой эфир и его значение.

    Деятельность художника на телевидении: художники по свету, костюму, гриму; сценографический дизайн и компьютерная графика.

    Школьное телевидение и студия мультимедиа. Построение видеоряда и художественного оформления.

    Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни.

    Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

    В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.

    Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно- нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.

    1. Патриотическое воспитание

    Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художествен- но-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

    2. Гражданское воспитание

    Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

    3. Духовно-нравственное воспитание

    В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

    4. Эстетическое воспитание

    Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

    5. Ценности познавательной деятельности

    В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

    6. Экологическое воспитание

    Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

    7. Трудовое воспитание

    Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.

    8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда

    В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно- пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Изобразительное искусство»:

    1.Овладение универсальными познавательными действиями

    Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:

    • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;

    • характеризовать форму предмета, конструкции;

    • выявлять положение предметной формы в пространстве;

    • обобщать форму составной конструкции;

    • анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;

    • структурировать предметно-пространственные явления;

    • сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;

    • абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.


    Базовые логические и исследовательские действия:

    • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;

    • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;

    • классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

    • ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

    • вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;

    • самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.


    Работа с информацией:

    • использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;

    • использовать электронные образовательные ресурсы;

    • уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;

    • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;

    • самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.



    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта