Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурология

  • Место культурологии в системе гуманитарных знаний.

  • Социология

  • Эволюционистское направл-е культурологии (Э. Тайлор, Л. Морган, Дж.Фрезер)

  • Диффузионистское направление развития культурологии (Л. Фробениус и др.)

  • Концепция циклического развития культуры и цивилизации (М.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин).

  • культурология ответы на вопр к экзамену. Предмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология


    Скачать 499.5 Kb.
    НазваниеПредмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология
    Анкоркультурология ответы на вопр к экзамену.doc
    Дата24.02.2018
    Размер499.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакультурология ответы на вопр к экзамену.doc
    ТипДокументы
    #15886
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6



    Предмет культурологии и ее роль в совр. обществе.

    Культурология – одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч. дисциплину на рубеже 19-20в.. Термин «культурология» впервые появ. в работах америк. ученого Лесли Олвина Уайта.

    Культурология - это наука о наиб.общих законах развития и функционирования культуры.

    Предметом культурологии явл-ся изучение содержания, структуры, динамики, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм человеческой практики.

    Осн. категорией культурологии является понятие «культура». Насчитывается более 500 определений понятия «культура». Такое кол-во формулировок этого понятия свидетельствует о полифункциональности, объемности и разнообразии понятия «культура». Одни считают, что сущ-ет религиозная и светская культуры, другие - женские (дальневосточные) и мужские (мусульманская, европейская и др.), третьи - первобытные, древние и совр. «теоретические» культуры.

    Слово «культура» происх. от лат. culture-культивирование почвы, ее возделывание. Это означает изменение человеком в рез-те своей деят-ти объекта природы. Т.о., можно воспринимать понятие «культура» как «сотворенное».

    Наряду с этим, культуру можно определить как исторически и социально обусловленное, отраженное в продуктах человеческой деят-ти, отношение человека к обществу, природе, к себе. Исходя из этого каждый национ-й или исторический тип культуры - это оригинал-й мир, построенный восприятием человека окр. мира.

    Смысловой мир культуры сохраняется и передается потомкам как значимые принципы мировоззрения и способы бытия людей, т.е. культура выступает в роли механизма выработки, закрепления и передачи ценностей. Сущность культуры реализуется как на уровне элитарном, так и на уровне бытовом.

    В совр. мире понятие «культура» чаще всего ассоциируется с определенным уровнем развития общества и человека как индивида, его внутреннего потенциала.

    Культура - совок-ть биологически наследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления, устойчивые связи между людьми и способы их регулирования.



    Место культурологии в системе гуманитарных знаний.

    Культурология есть наука о культуре как сложном и целостном социальном феномене. Однако культуру изучают несколько наук. Чем же от них отличается культурология?

    Психология культуры изучает культуру сквозь призму поведенческого подхода, с одной стороны, как поведенческие акты человека, включенного в создание ценностей культуры – способность к созданию символов, воображение, интуиция и т.д., а с другой, - как регулирующую роль норм и ценностей культуры в повседневном поведении индивидов.

    В отличие от этого, искусствоведение исследует особ-ти и тенденции развития худож. культуры в контексте общеисторич. процесса, отдельные виды искусства, их взаимосвязи с различными компонентами культуры, политики, экономики, социальной сферы общества, всю совокупность содержания, форм, стилей худож. произведений.

    Этнология - на изучении культуры как одного из важнейших определителей своеобразия этносов и наций, на выявлении и интерпретации нац-х особенностей различных культур – "французская", "немецкая", "белорусская" культура и т.п.

    Социология - социальную обусловленность культурной деят-ти и ее роль в развитии чел. и общества, социальную сущность культуры, ее структуру и функции.

    Философия изучает культуру с позиций выяснения ее значения в определении смысла человеч. жизни, вычленении ее характеристик – духовность, гуманистичность, просвещенность, цивилизованность, высоконравственность.

    Культурология впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и др. гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук, есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой деят-ти, как системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение личности, социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.



    Эволюционистское направл-е культурологии (Э. Тайлор, Л. Морган, Дж.Фрезер)

    Этнологические исслед-я культуры получили распространение в кон. 19 - нач. 20 вв. Они представлены тремя осн. направлениями: эволюционизм, диффузионизм и структурный функционализм.

    Эволюционизм- направление в культуре, дающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, применение которой позволяет оценить культуру или культурную черту в соот-вии с принятыми критериями. В рамках этой теории принята концепция эволюции как особого типа послед-ти необратимых изменений культурных феноменов. Центр-я категория теории - «адаптация». Культурное развитие - совок-ть процессов адаптации людей, организованных в обществе, к их природному окружению.

    Основатели направл. - Спенсер, Тайлор, Морган, обоснов. принципы изучения общества и культуры:

    1) объяснили возмож-ть социальной науки (культура - объект объяснения в терминах науч. оснований, она порождена естеств. причинами, и ее динамика закономерна);

    2) определили источники данных, на кот. базируется изучение эволюции (археологич-е, письменные историч-е источники, наблюд-я «примитивных» обществ);

    3) утвердили сравнительный метод.

    Эвол-зм как концепция основывался на нескольких положениях. Человечество - единый вид. Природа человека везде одинакова. Эволюция общества и культуры повсюду подчиняется одним и тем же законам. Эволюция идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Хар-р культуры соот-ет стадии эволюции, на кот. наход-ся общество. Сходства и различия между культурами - степень их развитости.

    Эвол-зм как теория был в чем-то сходен с просветительским рационализмом, но в ряде пунктов отличался. Этнографы-эволюционисты говорили о об эволюции культур осторожно, учитывая вероятностный хар-р факторов эволюции - случайных изменений отбора, борьбы за существование. Счит., что культура движима не столько разумом, сколько силой привычек, инстинктов, ассоциаций.

    Наиб. авторитетным счит-ся Э.Тайлор. В 1865г. издал свой первый труд "Исслед-я в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до соврем. цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. Свою эволюционистскую концепцию развития культур наиб. полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он развивал идею прогрессивного развития культур. Все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Особо подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному. В процессе изучения культур Э.Тайлор применял "метод пережитков". Напр., пожелание здоровья при чихании - остаток веры в то, что через отверстие в голове могут выйти духи. В основе религиозных обрядов и верований дикарей, по его мнению, лежит "вера в духовные существа", обозначенная им термином "анимизм". Он представляет собой, согласно Т., основу, первоисточник архаических и совр. религий.

    Джеймс Фрезер - сотрудник и ученик Тэйлора, автор "Золотой ветви" - работы о первобытных религиях, полагал, что еще до появления анимистических верований существовало представл-е о колдовской силе в природе, могущей концентрироваться в отдельном человеке. Не думая еще о богах и духах, человек мог верить в свою способность вызывать дождь, приманивать зверя. Это была, по Ф., самая ранняя - магическая стадия. На 2-й религиозной стадии чел. стал приписывать сверхъестеств. силу духам и богам, к кот. обращался с молитвой. И на последней, научной стадии человек пришел к выводу, что не боги, а законы природы управляют ходом вещей.

    Льюис Морган, этнограф, кот. посвятил 40 лет исследованию ирокезов и др. индейских племен Америки. Изучая быт и старинные обычаи ирокезов, М. издал труд "Древнее общество", посвящ. вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. М. сделал попытку периодизации древней истории культуры по признаку "изобретений и открытий". Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, обработка железа были в его схеме вехами, обозначавшими переход от одного типа культуры к другому. От эвол-зма он отступал в сторону "диффузионизма" - признания роли миграции, переноса культурных изобретений из одного общества в другое. М. сочетал идею естественной эволюции с идеей прогресса разума. Он был убежден, что цель прогресса - общее благо человечества - будет достигнута в рез-те установления господства разума, гармонии личных и общественных интересов.



    Диффузионистское направление развития культурологии (Л. Фробениус и др.)

    Диффузионизм как способ изучения культур появ. в конце 19 в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "растекание", "проникновение". В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание.

    Диффузионизм был распространен в Скандинавских странах, Германии, США. Основателем диф-зма был нем. исслед-ль Ф.Ратцель (1844-1904). Свою концепцию культуры он изложил в трудах "Антропогеография" и "Народоведение". Глав. предмет изучения - географич. распространение предметов материальной культуры (этнографич-х предметов) и соотв-но распространение народов - носителей этих предметов. Народы, по мнению Р., изменяются, гибнут, а "предмет остается тем, чем он был". Он отмечал, что одни предметы (напр. украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, другие (упряжь, изделия из металла) - с трудом.

    Обобщающим понятием распространения культуры, была "культурная зона", или "культурный круг". Распространение культурных элементов (за пределы "культурной зоны") - вместе с народом, хотя были возможны и исключения. Основной объект исслед-я - этнографич. предметы, образующие целостность в пространстве и времени (культурный круг). Р. отводил человеку второстепенную роль (носитель этнографич. предметов) и предполагал независимость культуры от него.

    Л.Фробениус –спец-т по африканским культурам. Совершил 12 экспедиций по исследованию материальной культуры народов Африки. Итог - его работа "Происхождение африканских культур" (1898). Ф. рассматривал 2 формы передвижения культуры: перенос культуры без движения народа и перемещение культуры с народами. Осн. понятие его концепции "культурная провинция" (культурный круг) - некая совок-ть предметов материальной культуры, с определенными признаками. Выделял "западноафриканский культурный круг" - бассейн р.Конго, побережье Верхн. и Нижн. Гвинеи. Признаки этого культурного круга: прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой и др.

    Обнаружил сходство черт "западноафрик. культурного круга" с культурой Новой Гвинеи и др. частей Меланезии. Этот тип африканской культуры происходит из Юго-Восточной Азии, и назвал ее "малайско-нигритской". Кроме этого типа он обнаружил 2 культуры "азиатского" происхождения - раннюю "индийскую" и позднюю "семитскую", затронувшую (через арабов) Северную Африку.

    Ф. утверждает, что культуры рождаются, живут и умирают, как и др. живые существа. Человек же, продукт культуры, чем ее творец. У культуры есть душа (пайдеум). Впоследствии, расширяя свою концепцию двух типов культуры, он назвал "Восток" и "Запад". "Востоку" присуще "пещерное" чувство, неподвижность, идея фатальной судьбы, а "Западу" - "чувство далекого", динамичность, идея личности и свободы.

    Ф.Гребнер также разрабатывал теорию культурных кругов, основная идея которой - стремление свести все многообразие человеческой культуры к единичным, однократным явлениям. Осн. объект исследований - культуры Австралии и Океании. Важнейшие работы - "Меланизийская культура лука и ее родственники" (1909), "Метод этнологии" (1911). Г. отстаивал идею практической неизменности форм предметов и их географич. распространения. Культуры, или культурные круги, он часто выделял произвольно. В Австралии и Океании Гребнер выделил 8 культурных кругов, или культур: тасманийскую (ранненигритская), культуру бумеранга (новонигритская, древнеавстралийская), тотемическую (западно-папуасская), двухклассовую (восточнопапуасская), меланизийскую культуру лука, протополинезийскую, новополинезийскую, индонезийскую. Каждая культура состояла из 19-20 элементов. Пример "составной части" двухклассовой (восточнопапуасской) культуры: земледелие с возделыванием клубневых растений, рыболовство при помощи ставных Таким образом, Гребнер представлял культуру как соединение предметов материальной культуры и обрядов, верований. сетей.



    Концепция циклического развития культуры и цивилизации (М.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин).

    Книга Данил. «Россия и Европа» оказ. влияние на нем. философа Шпенглера, осн. труд кот. «Закат Европы». Вслед за Данил. Ш. утверждает, что никакой общей истории не сущ-ет, история многозначна. Под кул-рой Ш. понимает единство экономической, политической, религиозной и худож. жизни народов, т.е. сложный организм. В основе каждой кул-ры лежит общественный идеал кот. понятен лишь человеку данной культуры. Ш. выделяет 8 кул-р (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, майя). Вслед за Данил. Ш. считает, что развитие кул-ры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой кул-ры укладывается в один и тот же интервал – тысячелетие. Фазу упадка кул-ры Ш. называет цивилизацией. Он выступает против европоцентризма, счит., что античный мир и зап. европа не занимают привилегированное положение по сравн. с вост. кул-рой; эти миры равноценны. Ш. - противник социализма, социального, выдвигает традиции дворянства и духовенства.
    Л. Тойнби, англ. философ истории. Единицей истории у Т. явл-ся не нац-е гос-во, не человечество в целом. Высказал мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Вначале выделил 21 цивилизацию, а в заверш. исслед. - 37, большинство из них забыто и сохранилось 5 цив-ций: 1. западно-христианская; 2. православно-христианская; 3. исламская; 4. индусская; 5. дальневосточная. Т. разработал теорию «вызова ответа». Согласно ее возникновение и развитие цив-ции определяется способностью людей дать правильный ответ на вызов исторической ситуации. И развитие цив-ции – это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы м.быть природные и соц-ные. Выработка ответа на вызов среды – это функция творч. меньшинства, кот. выдвигает новые идеи. Общество сост. из 2 частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Механизм взаимодействия между ними - мимезис. В период возникновения и расцвета цив-ции власть сосредоточена в руках людей обладающих дарованиями. Глав. причина гибели цив-ции в том, что силы творч. меньшинства иссякают, оно не способно справиться с новыми проблемами, не может давать правильные ответы на вызовы среды и допускают роковые ошибки. В период надлома элита опирается уже не на дарования и авторитет, а на инструменты власти (силу оружия). Это приводит к тому, что значит. часть населения превращ-ся в пролетариат, глав. признак кот. не бедность и низшее происхождение, а чувства неудовлетворенности. Эта часть общества становится силой, способств. разрушению цив-ции. Упадок цив-ции включ. фазы: 1. надлом; 2. разложение; 3. гибель. Между 1 и 3 могут проходить столетия.
    По мнению Сорокина цивилизация – это не культурная, а социальная общность; культура - ядро цивилизации. Фундамент культуры - ценности. Цивилизации м. быть разных типов. Одни предст. собой языковые или этнич. группы (греческая, арабская); др. - гос. образования (иранская, русская, римская); 3-и – религиозн. общности (исламская, православ.); 4-е - многофакторные образования (дальневосточная, месопотамская). Отриц-но отн-ся к идее одновариантного цикла цивилизаций (рождение, созревание, гибель). С. не согласен с тезисом Данил. и Ш. о замкнутости цивилизаций. Он полагал, что продукты цивилизаций переходят в более поздние культурные системы. Тем не менее, за многообразием культурных систем он пытался найти единые суперсистемы, кот., правда, явл-ся не реальными, а идеальными, т.е. не сущ-ют в чистом виде. Таких типов три:

    Умозрительный. Его характ-ки: истинная реальность имеет духовный хар-р, вечна и неизменна (Бог, нирвана, Дао, Брахма); преоблад. духов. целей (спасение души, служение Богу); усилия личности направлены на освобождение от соблазнов и забот; истина вечна и постигается через внутр. опыт (откровение, медитация, божественное вдохновение); идея добра коренится в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

    Чувственный. Его характ-ки: чувственная материальная, изменяющаяся реальность. Потребности плотские, чувственные. Для их удовлетв. использ. внешние источники. Истина - в чувственном опыте. Добро коренится в чувственных, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье) и потому моральные принципы зависят от обстоятельств. Идеалистический. Промежуточный культурный тип, основанный на принципе единства сверхчувственной и чувственной реальности.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта