Главная страница

история педагогики. Школы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников


Скачать 1.56 Mb.
НазваниеШколы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников
Дата01.06.2021
Размер1.56 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория педагогики.docx
ТипДокументы
#212851
страница1 из 21
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

История педагогики

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/ist_obraz/01.php

https://studfiles.net/preview/6447228/page:2/


  1. Школы Древнего Египта: жреческие, дворцовые, военные и школы писцов-чиновников

  2. Система образования в Древней Индии и Китае, их своеобразие среди стран древневосточной цивилизации

  3. Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих государствах

  4. Система воспитания в Древних Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимназии, эфебия)

  5. Развитие педагогической мысли в Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель

  6. Система образования и формирование личности в Древнем Риме.

  7. Вопросы воспитания в сочинениях древнеримских мыслителей (Цицерон, Квинтилиан)

  8. Система воспитания в Древней Спарте

  9. Характеристика элементов и признаков системы образования в Византийской империи

  10. Влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений в эпоху средневековья.

  11. Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Беруни, Ибн-Сины, Омар Хаяма и др

  12. Монополия церкви на образование в средневековой Европе

  13. Развитие в средневековой Европе мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в XIII-XIV веках нового типа учебных заведений – цеховых и гильдейских школ.

  14. Педагогические идеи в сочинениях М. Монтеня, Э. Роттердамского

  15. Зарождение школ нового типа в Европе. Виттерино да Фельтре – «школа радости» (Италия)

  16. Рыцарская система воспитания как самостоятельная светская система в эпоху средневековья.

  17. Возникновение в Средневековой Европе первых университетов, их независимость от церкви, феодалов, и городской магистрации.

  18. Идеи воспитания в утопических сочинениях Мора, Кампанеллы, Рабле

  19. Коменский Я.А. о необходимости воспитания и образования

  20. Идеи Яна Амоса Коменского, нашедшие воплощение в школьной практике

  21. Педагогические идеи Дж.Локка

  22. Свободное и естественное воспитание Руссо: цели, этапы и содержание

  23. Педагогическая теория, идеи развивающегося элементарного обучения и нравственного воспитания Песталоцци

  24. Концепция, принципы и правила развивающего и воспитывающего обучения Дистерверга. Требования к учителю

  25. Педагогическая концепция Гербарта: сущность образования, руководство детьми, нравственное воспитание

  26. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы: «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.

  27. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси и Русском государстве (до XVII в.)

  28. Братские школы на Украине и Белоруссии

  29. Киевская Академия, ее влияние на распространение просвещения.

  30. Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII в.

  31. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве.

  32. Реформы школы в начале XVIII в. Организация государственной светской школы

  33. Школа математических и навигационных наук. Цифирные и гарнизонные школы в России в XVIII веке

  34. Исторические предпосылки открытия Российской академии наук в 1725г. Характеристика деятельности в XVIII веке

  35. Начальные архиерейские школы и духовные семинарии, иностранные пансионы в России в XVIII веке

  36. Ослабление идейного влияния православной церкви и возрастание западноевропейского влияния на образовательную политику Российского государства в XVIII веке. Педагогические взгляды Посошкова И.Т.

  37. Образовательная деятельность Л.Ф. Магницкого

  38. Профессиональное образование в России в XVIII веке

  39. Роль Татищева в становлении начального профессионального образования.

  40. Характеристика основных этапов развития системы образования в России в XVIII веке

  41. Военное образование в России в XVIII веке: Морская академия (1715г.) Артиллерийский и Инженерный дворянский корпуса

  42. Педагогическая деятельность Бецкого И.И.

  43. Военно- педагогические идеи Суворова А.В.

  44. Военно- педагогические идеи Румянцева П.А

  45. Военно- педагогические идеи Ушакова Ф.Ф.

  46. Военно- педагогические идеи Потемкина Г.А.

  47. Военно- педагогические идеи Кутузова М.И.

  48. Ломоносов М.В. – выдающийся деятель и просветитель

  49. Характеристика деятельности закрытых учебных заведений в России в XIX в.

  50. Развитие научной педагогики в творчестве Ломоносова. Открытие Московского университет

  51. Особенности системы обучения и воспитания детей в Царскосельском лицее

  52. Содержание и структура системы образования в России в первой половине XIXв.

  53. Содержание и структура системы образования в России во второй половине XIXв.

  54. Проблема воспитания человека в творчестве Н.И. Пирогова в.

  55. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского

  56. Характерные особенности педагогики Толстого Л.Н.

  57. Военно- педагогические идеи Драгомирова М.И.

  58. Военно- педагогические идеи Скобелева М.Д.

  59. Военно- педагогические идеи Макарова С.О.

  60. Военно- педагогические идеи Ермолова А.П.

  61. Какими целями и задачами воспитания руководствовались партийно-правительственные органы, создавая в СССР в 20-х гг XX в. новую школу

  62. Сформулируйте общие принципы, определявшие систему м содержание школьного образования в СССР в 20-х гг. XX в.

  63. Каковы особенности развития образования в СССР в 30-90-е гг. XX в.

  64. Опыт Шацкого С.Т. по воспитанию активности и самодеятельности воспитанников

  65. Педагогическая деятельность и педагогическая теория Макаренко

  66. Педагогическая система Сухомлинского В.А.

  67. Возникновение системы воспитания и обучения советских воинов в 1918-1920 годах

  68. Развитие советской военной педагогики в межвоенное время (1921-июнь 1941 годы)

  69. Военная педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

  70. Военно-педагогическая теория и практика в СССР в 1945-1991гг.

  71. Характеристика военно-педагогических идей Барабанщикова А.В

  72. Общая характеристика образования и педагогики за рубежом в современный период

  73. Исторические этапы развития и современное состояние системы образования в США

  74. Исторические этапы развития и современное состояние системы образования в Германии

  75. Исторические этапы развития и современное состояние системы образования в Великобритании

  76. Исторические этапы развития и современное состояние системы образования в Китае

  77. Исторические этапы развития и современное состояние системы образования в Японии

  78. Характеристика современной системы образования в Российской федерации



  1. Школы Древнего Египта: жреческие, дворцовые, военные и школы писцов-чиновников

Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э.

Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия и др.). Древние цивилизации, несмотря на то, что они возникали и существовали изолированно друг от друга, имели много общего в путях экономического и социального развития, в том числе и в сфере воспитания и образования. Возникновение школ стало ответом на определенные экономические, культурные, политические потребности жизни. По мере социального развития эти потребности менялись, а с ними изменялись содержание, методы обучения и воспитания. Главными центрами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство.

Здесь получили развитие три основных типа школы:

жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов. В жреческих школах содержание образования было более широ­ким и многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей в Вавилонском государстве, кроме обычных основ общей грамотно­сти (письмо, счет, чтение), преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование;

дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества;

школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строи­тельстве ирригационных сооружений и в уходе за ними. Обучение в школе писцов было долгим и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Только знатные чиновники и богатые рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах.

Наиболее широким и многопредметным было обучение в жреческих школах, где кроме чтения, письма и счета преподавались право, астрология, медицина, цикл религиозных дисциплин. Обучение было долгим и дорогим, доступным лишь для детей привилегированных общественных слоев. В школах царила жесткая дисциплина, практиковались телесные наказания. На одном из найденных археологами древнеегипетских папирусов запечатлено изречение «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию.

Кроме названных выше школ, дети египетской знати обучались в военных школах, которые готовили начальников войск. Самой привилегированной школой, куда даже дети из богатых и знатных семей могли попасть только по протекции, была школа колесничих. Об элитарном характере всех указанных школ можно судить по следующей записи па папирусе, сделанной одним из придворных: «...по приказу фараона, учредил я школы со всеми их учениками из сыновей людей (т. е. знатных), но не из сыновей бедняков».
2. Система образования в Древней Индии и Китае, их своеобразие среди стран древневосточной цивилизации

Среди стран древневосточной цивилизации своеобразием в развитии системы образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом.
На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая наибольшее влияние оказал Конфуций (551—479 гг. до и. э.). В основе его педагогических идей лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. Это негативно сказалось на развитии науки и культуры, поскольку система образования фактически игнорировала происходивший со времен династии Хань рост таких наук, как математика, астрономия, медицина, гидротехника, прогресс в области строительного дела.
Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тысячи лет). Положительным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности). Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.

Школьное обучение начиналось с 6—7 лет, сыновья знатных родителей получали домашнее воспитание.

Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвя­щалась заучиванию учениками с голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значение иероглифов. На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосло­жения. Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником — они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов. Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии.


  1. Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих государствах

Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств, получивших название полисы. Сложившаяся в них культура оказывала свое влияние на развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Наиболее влиятельными среди городов-полисов были Спарта и Афины. В них сформировались различные воспитательные системы. При этом общим не только для этих государств, но и для других было то, что только привилегированные сословия были приобщены к цивилизации и культуре, остальные этого права были лишены.

Спарта возникла в результате завоевания дорийскими племенами юго- восточной части полуострова Пелопоннес – Лаконии. Завоевателей оказалось значительно меньше побежденных (на 9 тыс. рабовладельцев-победителей приходилось 250 тыс. рабов). В результате в Спарте сложилось суровое военное общественное устройство. Спартанцы постоянно должны были находиться с оружием в руках. Все было подчинено строгой дисциплине, весь уклад жизни определялся обязательными правилами. Государство регулировало все вопросы, в том числе и домашнюю жизнь спартанцев, воспитание юношества. Оно было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства.

Воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Оно предполагало закаливание, приготовление тела и духа для войны. В этих целях дети приучались к перенесению таких трудностей, как холод, голод, жажда, непогода и боль. Одежда маленьких спартанцев была очень легка, ходили они всегда босиком, спали на сене, соломе, тростнике. Пища была скудная и простая. Чтобы приучить детей переносить боль, их подвергали сечению. Развитию ловкости и силы служили физические упражнения, среди них бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, игры в мяч, упражнения с оружием.

Физическое воспитание молодых спартанцев дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особое внимание уделялось воспитанию немногословия, четкости и чистоты речи. (Отсюда понятие «лаконичная речь»). Грамоте и чтению в Спарте учили в самом минимальном объеме.

До 7 лет спартанские дети воспитывались в семье, однако под контролем государства. С 7 и до 30 лет человек постоянно находился в системе государственного воспитания. Детей собирали в особые, одинаковые для всех заведения - агеллы, где они находились до 18 лет. Здесь мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, нередко принимали участие в облавах и расправах над рабами. В последующем не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись сформированные нравственные и мировоззренческие установки. Лишь в 30 лет спартанцы становились полноправными членам общества.

Воспитание девушек в Спарте преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, готовых в случае необходимости взять в руки оружие. Они не утруждали себя домашними делами, это был удел рабынь. Их задачей было воспитание детей, умное управление домом. Женщина как жена и мать пользовалась в Спарте большим авторитетом.

Сложившаяся в Спарте система воспитания давала свои результаты. Она позволяла обеспечить военное превосходство над другими государствами Греции. Однако это узкое по своей направленности воспитание не могло обеспечить превосходства Спарты, ее внутреннего процветания в мирное время.

Афины были другим по своему характеру государством, с иными идеалами жизни и воспитания. Это был очаг многосторонней духовной культуры. В отличие от Спарты, где гражданин принадлежал государству, в Афинах гражданам была предоставлена полная свобода индивидуального развития своих сил и дарований. Здесь родители могли воспитывать своих детей как угодно и как позволяли им средства. Государство требовало только, чтобы родители непременно давали детям образование. Законодательство обязывало каждого афинского гражданина получить музыкальное образование и грамотность, а также знать какое-либо ремесло, имелось в виду земледелие, судостроение, торговля и др., что могло бы дать ему средства к существованию.

Афиняне ценили силу и красоту тела, однако еще больше они ценили силу и красоту души. Именно поэтому воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи. На первом месте стояло воспитание духа, ума человека, его художественного вкуса, нравственных стремлений и чувств.

До 7 лет все свободнорожденные афинские дети воспитывались в семье. После 7 лет девочки по-прежнему оставались в семье, а мальчики начинали под присмотром «педагога» посещать платные школы. Обязанность педагога заключалась в том, чтобы ходить за своим питомцем, играть с ним, внушать ему правила добродетели и приличия, охранять от дурных влияний, провожать в школу, наблюдая за его занятиями и поведением.

Образование молодого афинянина начиналось с посещения школы грамматиста (начального учителя). Здесь он учился читать, писать, считать, рассказывать, декларировать стихи. По окончании грамматического курса или одновременно с ним мальчик проходил еще общий музыкальный курс, посещая школу кифариста (по названию музыкального инструмента – кифары), где учился пению и музыке.

По мере укрепления организма мальчики 12—14 лет, параллельно с занятиями у грамматиста и кифариста или после их окончания, начинали заниматься гимнастикой в палестре — школе состязаний. Здесь они осваивали классическое пятиборье: бег, прыжки, борьбу, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, посредством которого вырабатывалась пластическая красота и изящная стройность тела. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. В палестре известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

После окончании обучения в палестре состоятельные юноши могли продолжить обучение в гимнасии. Их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Здесь они совершенствовались как в умственной, так и физической гимнастике. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи. Таким образом осуществлялось свободное общение взрослых и подростков.

С 18 до 20 лет все юноши поступали в двухгодичные военные государственные организации, где учились военному делу. В 20 лет они становились полноправными гражданами.

В условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, что позволяло удерживать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты — странствующие учителя, среди которых были и писатели, и государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи, а потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои. Нередко возникали интересные и увлекательные диспуты. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования.

Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Женщина была прикована к гинекею (женской половине дома), редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Учение афинянок было весьма ограниченным. Не все из них умели читать и писать, зато старательно овладевали женским рукоделием. Среди нравственных качеств афинянок выделялись честность, кротость, нравственная чистота, бережливость и умелое ведение хозяйства.

Сформировавшаяся афинская система воспитания получила признание, причем не только в греческих полисах, но и в других государствах античного мира
4.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


написать администратору сайта