Главная страница
Навигация по странице:

  • Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина ФИЛОСОФИЯ Часть 1. История философии

  • Философия

  • Неизбежность философии.

  • Предмет метафизики.

  • 3.Специфика метафизических проблем.

  • Происхождение философии.

  • фо. Учебное пособие Философия Ч1. Учебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора А. С. Борщова Саратов 2013


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора А. С. Борщова Саратов 2013
    Дата06.12.2021
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебное пособие Философия Ч1.doc
    ТипУчебное пособие
    #293514
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Саратовский государственный технический университет

    имени Ю.А. Гагарина

    ФИЛОСОФИЯ
    Часть 1. История философии
    Учебное пособие
    Под редакцией доктора философских наук, профессора А.С. Борщова

    Саратов 2013

    Авторы:

    Борщов Александр Сергеевич (введение, гл. 1), Заров Дмитрий Иванович (введение, гл.1), Довгаленко Наталья Владимировна (гл. 2, 9), Вишневский Валерий Георгиевич (гл. 3), Ромащенко Мария Александровна (гл. 4), Дуплинская Юлия Михайловна (гл. 5, 11), Стеклова Ирина Владимировна (гл. 6), Кравцова Виктория Юрьевна (гл. 7), Михель Ирина Владимировна (гл. 8), Ковшова Ирина Владимировна (гл.8), Филимонова Ольга Федоровна (гл. 10)

    Рецензенты:

    Кафедра религиоведения и философской антропологии

    Саратовского государственного университета

    им. Н.Г. Чернышевского;

    Доктор философских наук, доцент В.М. Дармограй

    Одобрено

    Редакционно-издетельским советом

    Саратовского государственного технического университета
    Философия: учебное пособие / А.С. Борщов, Д.И. Заров, Н.В. Довгаленко и др.; под ред. А.С. Борщова. Саратов: Изд-во Сарат. госуд. Тех ун-та, 2010. Ч.1. История философии 160 с.

    Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части пособия раскрывается предмет курса, специфика научного знания, методология научного исследования, исторический аспект развития науки. Особое внимание вызывает осмысление единства научного знания, что необходимо для формирования картины мира студентов. В пособии представлены физическая картина мира, ее структура, различные уровни организации материи – микромир, макромир, мегамир.

    Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, всех, изучающих курс концепции современного естествознания,

    © Саратовский государственный

    технический университет

    © Коллектив авторов

    ЛЕКЦИЯ 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ


    Неизбежность философии. Предмет метафизики. Специфика метафизических проблем. Происхождение философии.


    1. Неизбежность философии.

    Изучающие философию часто задаются вопросом: зачем нужна философия? Что она изучает, в чем предмет философии? Можно ли обойтись без философии? И вообще, что означает слово «философия» Слово «философия состоит из двух корней: «филео» и «софия», имеющих древнегреческое происхождение и означающих «любовь» и «мудрость». Иначе говоря, философия – это любовь к мудрости. Этим она отличается от мудрости как таковой., цель которой – научить человека поступать таким образом, чтобы он смог выживать в различных сложных условиях. Философия использует мудрость с целью поиска истины. Поиск истины бывает сопряжен с гибелью отдельных людей, но она необходима для того, чтобы человек не просто выживал, а развивался, существовал в качестве человека, совершающего выбор между различными возможностями.

    Зачем нужна философия? Для ответа на вопрос в качестве примера рассмотрим ситуации:

    1. «Отдельный объект» (яблоко, дом, книга). Не существует позиции, с которой мы воспринимаем объект в целом, но наше сознание дополняет отдельные ощущения, восстанавливает невидимые, недостающие части объекта и создает целостный образ, т.е. удваивает, умножает действительность, обеспечивая тем самым наше существование в мире. Частные науки, наоборот, разрушают целостный образ, упрощают познание, стремясь оставить лишь чувственно воспринимаемые, реальные стороны объектов. Необходима форма познания, которая коррелировала бы с этой особенностью сознания - философия, которая также умножает, удваивает действительность, создавая при этом целостные образы. Отличие философских образов в том, что они являются свехчувственными, метаэмпирическими, сущностными и носят наиболее общий, инвариантный характер.

    2. “Мир как целое”. Пусть с помощью частных способов познания мы изучили все отдельные объекты мира. Получили ли мы полное знание о мире? Разделяя и анализируя, мы разрушаем целостный мир. Нужна философия, которая познает мир как целое, во взаимосвязи всех объектов.

    3. “Философия и человек”. Философствование - естественное свойство человека. Каждый ребенок философ, так как воспринимает мир как целое. Предназначение человека - мыслить, философия, в отличие от частных наук, по мнению Хайдеггера, также “мыслит” - “инакомыслит”. Каждый человек - философ, потому что он в определенные моменты задумывается над фундаментальными проблемами бытия: "Откуда мы? Кто мы? Куда идем?". Эти вопросы интересуют каждого человека и философию. Философия смотрит на мир всегда через призму человека, поскольку человек занимает особое место в мире. Философия исходит из гармоничного единства субъективного и объективного в отличие от науки и искусства, которые стремятся элиминировать субъективное или объективное.

    4. “Экстремальные ситуации”. Нужда в философии обостряется в экстремальных ситуациях. В них проявляется сущность человека. Философские методы успешно работают, когда не действуют другие формы освоения мира. Гегель говорил, что сова Минервы (богини мудрости) вылетает в сумерки. Для разрешения пограничных проблем, неразрешимых в рамках конкретных научных систем, необходимо выйти в более широкую систему - философию.

    5. “Процессуальность мира”. Процессуальность - сущностная, тотальная сторона действительности. Неживая и живая природа находятся в непрерывном развитии. Человек также постоянно создается и зановорождается. Поэтому познание – процесс, следующий за развитием мира. М.Фуко подчеркивал, чтоосновной вопрос философии - как должен трансформироваться субъект, чтобы открыть себе путь к истине. Частные формы прерывают движение в процессе познания, огрубляя тем самым действительность. Необходима форма познания, способная выявлять характеристики действительности не останавливая процесс. Поэтому М.Мамардашвиливысказывался, что философия есть запись движения в сознании.

    В целом философия есть способ освоения сущностных, предельных сторон изменяющейся действительности как целого через призму человека.

    В настоящее время существует большое многообразие философских дисциплин: гносеология, онтология, этика, эстетика, история философии, философия истории и др. Их объединяет общий критерий философичности – наличие метафизики в текстах исследований. Метафизика ( по Аристотелю) - наука о наиболее общих сущностных, фундаментальных сторонах бытия. Метафизика выступает и как метафилософия - “философия философии” - теория философского знания. Различия метафизики и метафилософии нося дискуссионный характер. В нашем курсе метафилософия, метафизика, философия выступают как синонимы.

    1. Предмет метафизики.

    Предметом метафизики является универсум, все имеющееся в мире как целое. Метафизика исследует следующие формы бытия:

    1. Метафизические основания универсума.

    2. Каждый отдельный объект с точки зрения остальных.

    3. Все объекты с точки зрения конкретного объекта.

    Чтобы объекты были предметом исследования философии, необходимо, вычленять выявленные ранее аспекты действительности:

    1. Удвоение действительности.

    2. Представление мира как целого.

    3. Взгляд на мир через призму человека.

    4. Вскрытие экстремальных ситуаций.

    5. Отражение процессуальности бытия.

    Такой подход является достаточно широким. В его рамках, например, предметом философии является и изучение законов природы и проблемы познания и анализ языка и д.р.

    Философия – это знание всеобщего. Однако можно сказать, что мы ничего не знаем об универсуме. Философия беспредпосылочна и не случайно Аристотель подчеркивал, что философия - наука, которая себя ищет. Можно сказать, что мы не знаем:

    1. Что такое универсум (в отличие от частных наук, которые знают о предмете своего исследования).

    2. Существует ли универсум (в отличие от частных наук, в философии есть целые течения, которые отрицают возможность существования универсума или его частей).

    3. Познаваем ли универсум. Если не познаваем, возможны варианты: а) не познаваем, поскольку он иррегулярен, незакономерен; б) закономерности есть, но философ не в состоянии их познать.

    Если существует мир как целое, следовательно, мир во взаимосвязи элементов, значит, существуют наиболее общие свойства, признаки, присущие всем объектам, следовательно, метафизика (философия) может изучать наиболее общие свойства объектов. Проблема в том, что наиболее общие признаки, свойства, не существуют в физическом (чувственно воспринимаемом, эмпирическом) мире.

    Философия непосредственно не исследует чувственно воспринимаемые объекты, обладающие вещественными и энергетическими характеристиками. Она их предварительно трансформирует в сверхчувственные, целостные образы. Поэтому, предмет философии - универсум, все имеющееся как целое со стороны его метаэмпиричности, сверхчувственности. Для исследования мира используются категории - наиболее общие, фундаментальные понятия, отражающие метаэмпирические стороны реальности.

    Переход от эмпирического к метаэмпирическому, от существующего, данного в опыте объекта к его сущности в результате удвоения действительности происходит посредством трансцендирования с использованием категорий. В этой связи надо различать понятия трансцендентного и трансцендентального.

    Трансцендентный (лат. переступать) - выходящий за пределы человеческого сознания, границы возможного опыта.

    Трансцендентальный - то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание.

    Категории оказываются промодулированными в каждом конкретном случае эмпирическими характеристиками исследуемых объектов, связанными с трансцендентными и трансцендентальными началами, и в этом смысле представляют собой единство чувственного и сверхчувственного, что только и делает возможным философское познание любой сферы Универсума.

    Что составляет содержание Универсума? Это – предметы, отношения и состояния.

    1. Предметы.

    По Аристотелю:

    а) Предмет - то, что существует отдельно и самостоятельно (в пространстве и времени).

    б). Предмет - то, что существует или может существовать отдельно и самостоятельно. То - есть, предметами являются части, элементы вещей.

    в). Предмет - то, что не является признаком, но содержит признаки (свойства).

    Таким образом, предмет - то, что существует или может существовать в пространстве и времени отдельно и самостоятельно, не является признаком, но содержит их (свойства).

    Выдающийся логик С.Милль полагал, что предмет - это все то, что обладает признаками. Значит, предметами могут быть свойства, признаки, поскольку признаки обладают признаками, то есть Милль расширил трактовку предмета до признания в качестве предметов признаков. Отмеченные выше обозначения предмета являются онтологическими, т.е. они даются вне отношения к человеку и познавательной деятельности.

    Существуют также гносеологические определения. Данные определения включают в явной или неявной формах упоминания о познавательных процедурах.

    В качестве предмета выступает любой объект мысли - все, что может быть помыслимо. Например, русалка, вечный двигатель, круглый квадрат и др. Разновидностью гносеологических определений являются определения семантические. Черч отмечает, что предмет - все то, что может быть названо.

    Существуют различные виды предметов: физические, материальные предметы; идеальные предметы, которые подразделяются на понятия (логическая сфера мышления) и чувства, эмоции (эмоциональная сфера).

    2. Отношения. Согласно Аристотелю, отношения - то общее, что присуще ряду объектов.

    Под отношением может пониматься любая соотнесенность объектов. Существуют отношения двух типов: обособленности и связи. Кроме этого, можно выделить многообразные виды отношений, которые будут рассмотрены ниже.

    3). Состояния.

    Состояние - соотнесенность объекта с самим собой. Предметы, отношения, состояния не существуют сами по себе, а образуют неразрывное единство, континуум. Существуют состояния изменения и покоя.

    В общем случае, бессмысленно ставить вопрос о первичности и вторичности предметов, отношений, состояний. Любой предмет представляет собой систему отношений составных элементов и сам связан многообразными отношениями с элементами более широкой системы. Кроме того, в каждый момент времени он представляет собой некоторое единство устойчивости и изменчивости вне которых он не существует. То же самое относится к отношениям, не существующим вне предметов и состояний, и к состояниям, обусловленным предметами и отношениями.

    3.Специфика метафизических проблем.

    Как уже было сказано, метафизика - наука о сущностных первоосновах бытия. В этом отношении интересно мнение Аристотеля, что философия есть наука первых причин и начал, а также Платона, который определяет, что философия познает сущее, вечное, неприходящее. Известно, что Платон определял удивление началом философии. Именно благодаря удивлению люди и теперь философствуют и начали философствовать впервые.

    Философия начинается с вопроса. В философии существует примат (приоритет) вопроса (проблемы) над ответом (решением). Не случайно Ф.Достоевский утверждал: человек есть тайна, которую надо разгадать.

    Многие мыслители пытались решить проблему основного вопроса философии. Ф.Энгельс писал, что основной вопрос философии - вопрос о соотношении материи и сознания. Хайдеггер определял как основной вопрос философии - почему есть нечто, а не ничто?

    Философские проблемы носят вечный характер. Можно сказать, что основного вопроса философии вообще не существует. На каждом этапе своего развития общество по разному отвечает на одни и те же фундаментальные вопросы: “Откуда мы?”, “Кто мы?”, “Куда идем?”. Философия развивается, но нельзя сказать, что она прогрессирует. Прогресс вообще не является сущностной характеристикой всех сфер Универсума. Проблематично также использование данной категории не только в философии, но и, например, в искусстве.

    Философия (метафизика) обладает рядом функций: мировоззренческой, методологической, гносеологической (познавательной), аксиологической (оценочной) и др. Она не обладает идеологической функцией. Метафизика не может отражать интересы различных социальных групп, классов. В случае невыполнения этого условия она превращается в частную философствующую дисциплину.

    Философия не имеет непосредственной связи с практикой. Она не обязана давать практические рекомендации, не должна распространяться на частные вопросы ("на злобу дня"). Любая филосфская система есть единство всеобщего и индивидуального. Она нацелена на изучение общего, но в то же время несет печать личности, создавшей ее.

    Философия парадоксальна. Она подвергает сомнению очевидное, исследует целостные метаэмпирические образы на основе чувственно-воспринимаемых, превращенных, перевернутых, деформированных форм; аберраций, которые нас окружают.

    Философствование есть инакомыслие. Частные науки вычисляют, философия - мыслит (творит, продуцирует новое, подвергает сомнению существующее. В философии ярко выражена критическая функция. Она исследует сущностные характеристики действительности и осуществляет сущностную критическую рефлексию.

    Частные науки, в отличии от философии исследуют не истинные сущности, а их внешние проявления. Философия может учитывать данные частных наук, но не обязана опираться на них. Философское знание рождается не только на базе конкретного, частнонаучного знания, но и вопреки ему. Она отражает сверхчувственное и описывает наиболее общие, чувственно не воспринимаемые (метаэмпирические) характеристики действительности.

    Философия удваивает, умножает действительность отражая целостные образы. Частные формы знания отражают лишь отдельные фрагменты объектов. Умножение действительности не затрудняет, а облегчает ее познание и освоение; делает единственно возможным познание истины.

    Философия дает неопределенное, неточное знание. Это знание является, однако, наиболее глубоким и верным, так как сама действительность неточная и неопределенная. Философия не стремится к объективности (в отличие от частных наук). Философское знание есть гармоничное единство объективного и субъективного как и сам Универсум.

    Философия - беспредпосылочная форма освоения мира. В отличие от частных форм познания, ей не на что опереться, ибо она первична. Она выступает как форма освоения предельных сторон бытия, пограничных состояний. В этих состояниях наиболее ярко проявляется сущность вещей, кроме того, здесь не “работают” частные формы познания.

    Философские проблемы - абсолютные проблемы. Философию интересует вопрос о конечном, последнем смысле. Философское познание - познание, доведенное до максимума, познание абсолютного и абсолютное познание.

    Философские выводы просты и очевидны как сами основы бытия. Ясность - вежливость философа. Не случайно Ортега-и-Гассет подчеркивал, что философствование - стремление к простоте и ясности. Философское знание динамично и о динамичном. Философия рассматривает универсум как процесс, а истину как процессуальную.

    Философия рассматривает мир как целое. Предмет изучения философии не просто мир в целом (все имеющееся предметы), а объекты в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В центре философии - человек. Философия смотрит на мир через призму человека и полагает его важнейшим элементом действительности.

    Происхождение философии.

    Существуют различные представления о возникновении науки. Философия возникла как особая форма мышления и познания мира. Предпосылки ее лежат в особенностях универсальной культуры. До возникновения философии человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности. Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени. Однако ненаучное познание - это своего рода поиск вслепую, без целенаправленной установки на истину, а часто и без результатов.

    Донаучное знание существовало в первобытных синкретических и традиционалистских цивилизациях. Ростовский философ М.К. Петров выделяет присущие этим культурам способы социального кодирования: лично-именной и профессионально-именной. По закономерностям лично-именного способа социального кодирования человек приобщается к социальной действительности через вечное имя - носитель определенной социальной функции. Знания накапливаются, хранятся и передаются вместе с именем. Получающий имя отождествляет себя с предшествующими носителями этого имени, целиком растворяется в их правах и обязанностях. Вместимость социальной памяти ограничивается возможностями интеллекта одного человека, который передает вместе с именем свое знание и свой опыт. Знание не подвергается сомнению, поскольку обладает свойством всеобщности, общезначимости, оно не оценивается с позиции истинности.

    По закономерностям профессионально-именного способа социального кодирования личность включается в общественную жизнедеятельность по профессиональной составляющей, которую она осваивает в институте семьи. Традиционалистское общество - целостность профессионально-кастового типа. Знания накапливаются, хранятся и передаются в рамках одной касты. Собственником знания является бог - покровитель данной профессии. Знания не предназначены для представителей другой касты. Каждая каста обладает отдельным, узким профессиональным знанием, служащим в практической жизни и помогающим выжить. Это знание дается богом, и поскольку бог не может иметь ошибочное знание, оно не подвергается сомнению, а значит и не ставится проблема истинности знания. Использование знания сопровождается определенными ритуалами поклонения богу - собственнику данного знания. Такие ритуалы, традиции до сих пор сохранились в некоторых видах деятельности, например, в сельском хозяйстве. Все знания имели сугубо прикладной характер, например, астрология существовала не из чисто теоретического интереса к строению мира и небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек для сельскохозяйственных работ, составлять гороскопы.

    В качестве общего инструмента, систематизирующего знания по мере возможности, выступает мифология. Мифология в синкретической и традиционалистской культуре выступает в роли всеобщей формы отражения реальности, формирующего мировоззрение человека, его общие представления о роли и месте человека в системе мироздания, его возможностях, его взаимоотношениях с богами и природой. Мифология - это недифференцированное синкретическое знание, не делящее мир на части; в мифе все возможно, - любые превращения и любые высказывания о мире безотносительно к истине, потому что основное содержание знания передается не понятиями, а символами и образами. Высшим уровнем мифологического сознания является мудрость. Мудрость - мифологическая рефлексия культуры, констатирующая расстановку предельных противоречивых оснований жизни человека в синкретическом единстве с миром. Мудрость не анализирует и не исключает противоречия, она их только обозначает как данность. Задача мудрых высказываний - не выяснение истинности, а фиксация того, что есть, как бывает в жизни, обучение человека умению выбора поступков, необходимых для индивидуального выживания. Выявление же истины необходимо для решения более перспективных задач, ставящихся уже в рефлексии понятийного масштаба, а именно: оно может быть сопряжено с гибелью отдельного человека, но выживанием всего общества.

    Возникновение философии и науки в целом связано с разрушением каст и кастового знания. Согласно гипотезе М.К. Петрова в античной Греции во "времена Одиссея" начинается закономерное разрушение общественных каст, возникает универсальный человек и единое знание. Объединение кастовых знаний позволило заметить противоречия между ними, - для обработки знаний стала использоваться логика, а для накопления, хранения и передачи универсального знания стали использоваться новые формы мышления - универсальные понятия. Таким образом возникает универсально-понятийный способ социального кодирования, универсальная культура. Философия, а затем и наука возникают как формы выражения универсально-понятийного способа социального кодирования, хранения и передачи знания, включающего его анализ и логическую обработку. Такой процесс начала науки обычно называется переходом от мифа к логосу. В античности появляется рациональность как мышление понятиями, оперирование идеальными объектами, - как новый метод познания реальности.

    Обнаружение противоречий знания позволило дать место сомнению в них. Впервые отчетливо, осознанно стаивтся вопрос об истинности знания и реальность делится на две части: мир по мнению и мир по истине. Место мудрости начинает занимать философия - форма сознания, использующая мудрость с целью поиска истины и рассматривающая наиболее общие фундаментальные основы, законы и принципы бытия. Существующие в рамках философии натурфилософские составляющие, знания, содержание, анализ частных и конкретно-эмпирических структур и фрагментов реальности постепенно становятся относительно автономными направлениями исследования мира, - таким образом, от философии начинают отделяться, "отпочковываться" более частные науки. К настоящему времени развитие теоретического знания привело к дифференциации самой философии с выделением логики, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, этики, эстетики. Однако с дифференциацией философии не исчезла целостность философского знания. В оценке «философичности» разнообразных философских текстов по-прежнему сохранился единый критерий – наличие метафизики, анализа оснований и предпосылок бытия, поиска причин и скрытых, эмпирически не наблюдаемых факторов движения событий.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта