Главная страница

Воспитание культурно-патриотических ценностей в сценарно-режиссёрской технологии V Межрегионального фестиваля казачьей культур. Воспитание культурнопатриотических ценностей в сценарнорежиссёрской технологии


Скачать 5 Mb.
НазваниеВоспитание культурнопатриотических ценностей в сценарнорежиссёрской технологии
АнкорВоспитание культурно-патриотических ценностей в сценарно-режиссёрской технологии V Межрегионального фестиваля казачьей культур
Дата16.11.2022
Размер5 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBorzykhAN_510305_2022_docx.docx
ТипДокументы
#791908
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный институт культуры»

Факультет современного искусства и художественных коммуникаций

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

Воспитание культурно-патриотических ценностей

в сценарно-режиссёрской технологии

V Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Сурская застава»

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа


Самара, 2022

Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный институт культуры»

Факультет современного искусства и художественных коммуникаций

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

УДК 394.481+351.855.2+659.137.21

ББК 85.7+77.02+ 74.200.50
Воспитание культурно-патриотических ценностей

в сценарно-режиссёрской технологии

V Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Сурская застава»

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа


Выполнила:

Борзых Александра Николаевна студентка группы ФС-55

заочной формы обучения


Научный руководитель:

Паршин Юрий Михайлович

зав. кафедрой РТПП , к.п.н., профессор


К защите «допущена»

зав. кафедрой РТПП , к.п.н., профессор

Паршин Юрий Михайлович




Самара, 2022
Дата допуска к защите: ___________________

Защищена с оценкой: ___________________

Председатель комиссии: ___________________

(подпись)

Члены комиссии: __________________

(подпись)

__________________

(подпись)

__________________

(подпись)

__________________

(подпись)

__________________

(подпись)

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……….4

Глава 1. Теоретико-методологические основы воспитания культурно-патриотических ценностей.

1.1. Понятие культурно-патриотических ценностей и пути их воспитания в современной праздничной культуре……………………………………………12

1.2. Фестиваль казачьей культуры как современная постановочная форма……………………………………………………………………………..16

1.3. Сценарно-режиссерская технология как способ воспитания культурно-патриотических ценностей……………………………………………………...24

Глава 2. Сценарная технология.

2.1. Социально-культурный заказ на разработку сценарно-постановочного проекта…………………………………………………………………………....31

2.2. Сценарное предложение…………………………………………………….33

2.3. Работа со сценарным материалом………………………………………….36

2.4. Формирование сценарного замысла………………………………………..40

2.5. Разработка сценарного плана……………………………………………….43

2.6. Написание сценарного текста……………………………………………....47

2.7. Оформление сценария………………………………………………………49

Глава 3. Режиссерская технология.

3.1. Режиссерский анализ сценария…………………………………………….57

3.2. Формирование режиссерского замысла…………………………………....59

3.3. Разработка постановочного плана………………………………………….62

3.4. Организационно-менеджерское обеспечение……………………………..87

3.5. Реализация сценарно-постановочного проекта……………………………91

3.6. Анализ реализации сценарно-постановочного проекта……………..……92

3.7. Сценарно-режиссерские рекомендации по итогам реализации проекта……………………………………………………………………………94

Заключение……………………………………………………………..……….96

Список использованной литературы………………………………………..99

Приложение……………………………………………………………………102

Введение

Актуальность. В современной системе социального взаимодействия праздничная культура является одной из главных форм трансляции и воспитания культурно-патриотических ценностей. Сверхзадачей мероприятий различного уровня определяется просвещение зрительской аудитории, передача нравственного опыта поколений, достижение нового уровня культуры межличностных и межнациональных отношений. Особое внимание уделяется передаче исторической правды и уроков прошлого в назидание настоящим поколениям.

Данная тенденция в праздничной культуре возникла как вынужденная реакция на негативные процессы, происходящие в социально-экономической, политической и духовной сферах нашего общества. Сейчас значительная часть населения воспринимает эгоизм, потребительское отношение и стремление к наживе основными качествами успешного человека. Этот образ всецело пропагандирует популярная культура, а такие традиционно-нравственные ценности как самоотверженность, чувство долга, единства поколений, общей истории и генетической памяти отходят на второй план.

В данной ситуации праздничная культура, как ресурс воздействия на сознание людей, способна выстраивать, развивать в нужном направлении моральные ценности и нравственные идеалы человека. Праздничное действо имеет возможность стать общественно-значимой, культурно-просветительской акцией, которая не только отразит остросоциальные темы, но и аккумулируя человеческие эмоции, раскроет истинные, идеальные устремления современного общества.

Воспитание культурно-патриотических ценностей является ключевым фактором в формировании благополучия страны. Темпы и характер развития общества в целом напрямую зависят от гражданской позиции каждого индивида, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм. Формирование самосознания человека, свойств духовно-развитой личности, интереса к историческому наследию, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Проблематика. В последнее время стремительно возрастает интерес к традиционной культуре. Тема является злободневной, как в условиях изменения российского общества, так и в современных процессах глобализации, препятствующих получению целостного представления об историческом наследии нашей страны. Популяризация традиционной культуры позволит оказать качественное воздействие на развитие личности через ощущение связи со своим народом и судьбами людей. Искажение исторических фактов или умалчивание их приводит к стагнации этого процесса. Из чего следует проблема передачи подлинной исторической информации.

Историю развития нашей страны невозможно представить без участия в ней казачества. На протяжении веков оно надежно и всерьёз укреплялось на новых местах и защищало передовые рубежи государства. Масштаб распространения казачества можно проследить, перечислив земли, на которых обосновался этот вольнолюбивый народ: Сибирь, Дальний Восток, Забайкалье, Средняя Азия, Кавказ, Камчатка и Чукотка, берега Тихого океана, Черного и Каспийского морей. Сегодня, в эпоху больших изменений в социально-политической жизни страны требуется переосмысление положения различных национальностей, социальных слоев населения России, более глубокое изучение их прошлого, настоящего и поисков путей в будущее. И в этом отношении особое место занимает проблема определения роли казачества в истории России.

Проведение фестивалей традиционной культуры в последние десять лет прочно вошло в повседневный обиход современной художественной жизни нашей страны, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, использование уникальных режиссёрских приемов, способов организации концертных и интерактивных площадок, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. До 2020 года фестивальное движение наращивало темпы своего развития, получая все большую популярность у профессиональных и любительских коллективов, а также зрительской аудитории. Нестабильная эпидемиологическая обстановка наложила свой отпечаток на возможность традиционного проведения фестивалей. Сейчас режиссеры вынуждены искать новые формы и способы организации данных мероприятий, при этом важно оставить художественную ценность и доступность участия в них на должном уровне. Из этого следует проблема организации фестивальной формы в условиях пандемии.

Цель. Исследовать способы воспитания культурно-патриотических ценностей в сценарно-режиссерской технологии V Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Сурская застава».

Задачи.

- Изучить понятие культурно-патриотических ценностей в контексте современной праздничной культуры;

- Рассмотреть фестиваль как современную постановочную форму;

- Раскрыть сценарно-режиссерскую технологию как способ создания культурно-патриотических ценностей;

- Обосновать социально-культурный заказ на разработку сценарно-постановочного проекта;

- Разработать сценарное предложение;

- Организовать работу со сценарным материалом;

- Сформировать сценарный замысел;

- Разработать сценарный план;

- Написать и оформить сценарный текст;

- Оформить сценарий;

- Осуществить режиссерский анализ сценария;

- Сформировать режиссерский замысел;

- Разработать постановочный план;

- Осуществить анализ организационно-менеджерского обеспечение;

- Рассмотреть реализацию постановочного проекта;

- Осуществить реализацию сценарно-постановочного проекта;

- Разработать сценарно-режиссерские рекомендации по итогам реализации; проекта.

Обоснование социокультурного заказа.

Сохранение и популяризация традиционной культуры российского казачества, в том числе пензенского, приобретает все большую потребность в современном обществе. Казаки являются основателями множества городов нашей страны: Белгород, Воронеж, Тамбов, Саранск, Пенза, Сызрань и др. Поселения начинали свой исторический отсчет с постройки засечных черт и крепостей. Казаки исконно являлись первопроходцами и первопоселенцами в освоении русских земель. Сейчас города, основанные казаками, являются крупными областными центрами, проведение праздников и фестивалей казачьей культуры позволяет их жителям прикоснуться к истории и культуре своих предков. А это, в свою очередь, способствует формированию общей народной памяти и выработке собственных ценностных установок у представителей современного общества.

Опыт сценарно-постановочного воплощения темы.

В ходе изучения опыта постановочных решений данного праздничного события было выяснено, что Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Сурская застава» существует в Пензенской области с 2013 года. Первый масштабный культурно-просветительский проект с этим названием проводился в год 350-летия основания города Пензы, он смог собрать представителей казачьих общин, землячеств и творческих казачьих коллективов. Также в концертной программе принимали участие приезжие исполнители из городов Выборг и Ярославль.

В 2015 году география Фестиваля достигла больших размеров, в концертную программу вошли фольклорные ансамбли, народные хоры, хореографические коллективы из городов Тамбов, Шацк, Урюпинск. Хедлайнером выступил Ансамбль песни и пляски «Казачий круг» из Ростова-на-Дону. Именно в этот год основным местом проведения Межрегионального фестиваля «Сурская застава» стала Юбилейная площадь, расположенная между зданиями Филармонии и киноконцертного зала «Пенза» ГАУК ПО «Пензаконцерт», здесь были организованы: открытая концертная эстрада, ярмарка декоративно-прикладного искусства «Казачий курень», выставки и интерактивные площадки военно-исторических и конных клубов.

В 2017 году новшеством Фестиваля стало проведение показательного выступление по джигитовке и открытого чемпионата Поволжского региона по рубке шашкой «Казарла». Фестивальный день завершился гала-концертом, в котором приняли участие местные коллективы и гости из Волгограда, Саратова и Самары.

В 2019 году Фестиваль стартовал марафоном казачьей культуры «Пензенский разгуляй», на Юбилейной площади была организованна масштабная выставка, посвященная истории и культуре пензенских казаков «Зачиналась Пенза славная». Участниками гала-концерта Фестиваля стали коллективы из Москвы.

Из года в год Фестиваль расширял свои границы, отражал в себе различные грани богатой культуры казачества, собирал рекордное количество казачьих коллективов со всей страны, в следствии этого был отмечен на федеральном уровне.

В ходе разработки постановочного проекта в 2021 году был проведен анализ опыта режиссеров различных лет, собраны консультации и рекомендации представителей Пензенского казачества, для постановки театрализованного концерта «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» проведена исследовательская работа под руководством представителей Пензенского областного краеведческого музея.

Постановочная база.

Организатором Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» выступает Государственное автономное учреждение культуры Пензенской области «Пензаконцерт» (г. Пенза, ул. Суворова, д. 215) – многофункциональный комплекс, объединяющий органный и большой залы в здании филармонии, киноконцертный зал «Пенза», а также открытое пространство для проведения общеобластных мероприятий на Юбилейной площади.

В 2021 году основной площадкой Фестиваля стал Большой зал филармонии, который является главной в городе профессиональной сценой, рассчитанной на проведения концертов живой музыки самых разных жанров. Зал обладает естественной акустикой, хорошим обзором и актуальными техническими средствами.

Режиссёрским постановкам доступны разнообразные цветосветовые решения, над сценой расположены около 500 меняющих цвет статических и динамических прожекторов. Система звукоусиления выполнена совместно с фирмой «Imlight» и соответствует последним европейским стандартам. Она построена на акустической системе фирмы «KS Audio», суммарной мощностью 24 кВт, оснащена радиосистемами и микрофонами фирмы «Sennheiser». Работа звукорежиссёра осуществляется с основного и дополнительного пультов «DiGiCo SD8».

Высокотехнологичная сцена, глубиной 15 м и шириной авансцены 28,8 м, с поворотным механизмом, люком, оркестровой ямой, REAR-проекцией и лифтом с выходом на сцену позволяет исполнять творческие номера, требующие одновременного участия оркестра, хоровой и хореографической группы. Это и стало определяющим фактором при выборе площадки для постановочной работы, так как основным коллективом-участником Фестиваля в этом году являлся Ансамбль песни и танца «Казачья застава».

Целевая аудитория.

Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Сурская застава» рассчитан на творческие коллективы, популяризирующие культуру казачества, представителей казачьих общин и землячеств, жителей и гостей города Пензы. Также особое внимание в 2021 году уделялось просвещению молодого поколения, была организована работа по привлечению юных зрителей – учащихся школ и учреждений среднего профессионального образования.

Структура работы.

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении описывается актуальность темы исследования, выявляются проблемные ситуации, определяются цели и задачи, раскрывается обоснование социокультурного заказа, фиксируется опыт сценарно-постановочного воплощения темы, указывается постановочная база, выстраивается структура выпускной квалификационной работы, определяется практическая значимость.

Первая глава рассматривает теоретико-методологические основы воспитания культурно-патриотических ценностей: определяется понятие культурно-патриотических ценностей и пути их воспитания в современной праздничной культуре; фестиваль казачьей культуры рассматривается как современная постановочная форма; сценарно-режиссерская технология раскрывается как способ воспитания культурно-патриотических ценностей.

Вторая глава включает в себя описание сценарной технологии: работу со сценарным материалом, формирование идейно-тематического замысла и создание литературного текста сценария.

Третья глава исследует режиссерскую технологию постановки: режиссерский замысел, реализацию мероприятия, а также анализ и сценарно-режиссерские рекомендации по созданию подобного проекта.

В заключении сформулированы основные выводы выпускной квалификационной работы, подведены итоги исследования.

Практическая значимость.

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволит совершенствовать деятельность по подготовке и проведению Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Сурская застава», также данная работа может быть использована, как свод методических рекомендаций при подготовке и подведении фестивалей казачьей культуры.

Глава 1. Теоретико-методологические основы воспитания культурно-патриотических ценностей

    1. Понятие культурно-патриотических ценностей и пути их воспитания в современной праздничной культуре

Формирование чувства патриотизма, повышение уровня культуры общества, передача системы ценностей и духовных ориентиров – есть важнейшая задача праздничной культуры. Исследователи подтверждают, что немаловажную роль в формировании личности играет вовлечение в праздничное действие, участие индивида в мероприятиях различного масштаба. Основатель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской Д.М. Генкин справедливо замечает: «Любое торжество, имеющее общественное звучание, сплачивает людей и утверждает высокие патриотические чувства» [1, с 76]. Зрелище несет в себе определенные социокультурные коды, содержащие культурно-патриотические ценности, на сохранение которых ориентирован тот или иной праздник. Эти ценности выступают стержнями, вокруг которых происходит духовное развитие общества.

Понятие «культурно-патриотические ценности» достаточно обширно и многомерно, рассматривать его стоит как совокупность двух аспектов: культурные ценности и патриотические ценности.

По определению Федерального закона от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»: «Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [2, с. 98].

Важность роли ценностей в культуре не вызывает сомнений, более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации.

Культурные ценности обладают общественно-полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым могут задаваться общепризнанные нормы, образцы и стандарты поведения и отношения к тем или иным вопросам. Являясь фундаментом культуры, ценности глубоко укоренены в ней и выполняют роль важнейшего регулятора. Как отмечал культуролог П.А. Сорокин: «Общество с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесет любое бедствие» [3, с. 17].

Таким образом, система ценностей, развиваемая в рамках культуры, оказывает серьезное влияние на ход общественной жизни и состояние общности, а также, демонстрируя образцы высокого искусства, способствует формированию коллективного чувства прекрасного.

Обратимся к понятию «патриотизм» и «патриотические ценности».

Патриотизм (греч. - patria родина, отечество) – преданность и любовь к своему Отечеству [21]. В онлайн-версия Толкового словаря Д.Н. Ушакова объясняет данный термин так: патриотизм – любовь, привязанность к Отечеству, своему народу [22]. Более новый источник – Педагогический энциклопедический словарь, под редакцией доктора педагогических наук Б.М. Бим-Бада, даёт следующее определение патриотизма: «Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству» [4, с. 255].

Вице-президент Российского психологического общества А.Г. Смолов считает, что «патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа» [5, с. 371]. Также Александр Григорьевич указывает, что «исторический источник патриотическихценностей – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям» [5, с. 374].

Исходя из вышесказанного следует определять патриотические ценности, как выработанные общественным сознанием положительно значимые представления о Родине. Это эмоциональное отношение к своей стране, включающее: интерес к общественным и национальным идеалам; положительное отношение к согражданам; достойное выполнение общественного, государственного и воинского долга; уважение к нормам коллективной жизни; потребность в деятельности на благо общества.

Воспитание культурно-патриотических ценностей, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность социальных институтов и учреждений культуры по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства единства, интереса к общему историческому прошлому и активной гражданской позиции. Силами праздничной культуры эти цели достигаются за счет включения индивидуумов в культурную жизнь общества, привлечения в творческие коллективы и клубы по интересам, вовлечения в интегративные формы мероприятий и социально-важные акации, создания возможности выражения своей индивидуальности и открытого высказывания точек зрения.

Развитие личности происходит с приобретением знаний, поэтому важнейшей составляющей воспитания культурно-патриотических ценностей в современной праздничной культуре является информативная и просветительская деятельность, трансляция и демонстрация патриотических поводов и культурных идеалов. Через призму праздников возможна передача и переосмысление общественно-исторического опыта, который, накапливаясь веками, нашел свое отражение в фольклоре, музыке, литературе, обычаях, обрядах, традициях. Зрелища были всегда, меняясь по форме и содержанию, развиваясь вместе с духовным и эстетическим сознанием общества, они по сей день продолжают нести глобальную функцию – воспитание новых поколений.

В подтверждение этому следует привести слова российского этнографа Д.К. Зеленина: «В истории праздника форма меняется, а функция при этом остается, хотя иногда и перетолковывается на новый лад» [6, с. 34].

Являясь одним из составляющих элементов воспитания культурно-патриотических ценностей, праздничная культура предлагает многообразие путей реализации данного процесса. Ситуация праздника создает возможность передачи знаний о принципах и нормах, возбуждения нравственных чувств и потребностей, формирования идеалов и ценностных убеждений.
При этом источником трансляции данной информации, её идеологическим центром, могут стать различные области и сферы исторического, художественного и общечеловеческого знания.

Воспитание патриотических ценностей возможно через опыт традиционной культуры, более близкое и углубленное знакомство с ней. Программы культурно-массовых мероприятий, включающие использование народного фольклора, народной поэзии, сказок, многообразных видов декоративно-прикладного искусства, народных обрядов и традиций, демонстрируют и укореняют духовные ценности в сознании общества. Планомерное обращение к смыслам традиционной культуры своего народа, признание культуры других народов и постижение общих корней, в перспективе формируют этническое самосознание и постепенно образуют стержень национального характера.

Особую роль в передаче культурно-патриотических ценностей играет календарь государственных праздников. Являясь частью общей культуры социума, государственные праздники содержат в себе высокий воспитательный потенциал, имеют большое значение для гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития. Историческая основа многих праздников данного календаря служит примером и стимулом для единения народа. Привлечение различных слоев общества в организацию и проведение государственных праздников, их участие в качестве зрителей, способствует формированию у людей активной социальной позиции.

Еще одним действенным методом трансляции ценностных ориентаций является исторический материал, путь воспитания через знаковые события и судьбы выдающихся личностей на примерах героической борьбы, подвигов и талантов соотечественников. В этом случае праздничные мероприятия используют приемы познания историко-культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирования гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также акцентируют историческую ответственность за происходящее в обществе.

    1. Фестиваль казачьей культуры как современная постановочная форма

Фестиваль (фр. festival – «праздничный») – массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства, а также спортивных достижений [23]. Являясь одной из наиболее крупных форм творческой деятельности, фестиваль способен вовлечь в процесс общения большое количество участников и зрителей, утвердить в современном обществе многообразия культур, общечеловеческих ценностей, идеалов красоты, жанров творчества, вопросов, требующих активного гражданского участия. Фестиваль создает возможность живой коммуникации в ситуации праздника, условия для обмена жизненным и профессиональным опытом. Основная задача фестиваля – дань новый импульс развитию культурной жизни страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как специалистов определенных сфер, так и для рядовых зрителей.

Пространство фестиваля требует своеобразной сценографии и мизансценирования, т.к. площадки его проведения могут быть совершенно разными и нестандартными. Для каждого конкретного проекта разрабатывается индивидуальный план зонирования. Отвечая административным требованиям, он в первую очередь должен действовать на зрителя, логически проводить его по пространству, акцентировать ключевые моменты праздничного действия, активизировать к участию в них, а также давать возможность свободного перемещения.

Зачастую пространствами для проведения фестивалей становятся площадки, не предназначенные для организации художественной постановки. По задумке режиссера местом будущего фестиваля могут стать: парковая зона, городская набережная, участок ландшафта, цех завода, спортивная площадка, парк, пляж и т.д. Условиями, которые невозможно игнорировать, являются рельеф и архитектурные особенности пространства. Они требуют определенное конструктивное решение, учитывающее размещение средств технического обеспечения проекта, различных площадок, масс зрителей, исполнителей, а также возможности их выхода и ухода, переодевания и т. п.

Таким образом, перед постановщиками стоит задача превратить неорганизованное, функциональное пространство в художественное. Необходимо сформулировать его концепцию, решить вопросы драматургического действия, средств выразительности и монтажной композиции окружения, которые, в совокупности, логически проведут зрителей от завязки зрелища к его кульминации и финалу.

Временные рамки фестиваля варьируются от нескольких часов до недель и зависят от художественной задумки, концепции, организационных требований и культурных смыслов, которые несет в себе конкретный постановочный проект.

Фестиваль может функционировать и как единовременная, и как систематически повторяемая культурная акция. В большинстве случаев сроки его проведения ограничены четкими временными рамками. Более того, если организаторы фестиваля планируют его существование и развитие в долгосрочной перспективе, период проведения сохраняется неизменным на протяжении многих лет. Этот фактор является методом привлечения участников и зрителей, которые заблаговременно знают, что в назначенный срок их ожидает яркое фестивальное зрелище.

Временные рамки фестиваля также связаны с его композиционным построением. Эпизоды по задумке режиссера могут требовать естественного освещения или его отсутствия. Ключевые моменты программы могут быть исторически или художественно обусловлены часами рассвета или заката. Также следует учесть, что определенные периоды в сутках накладывают отпечаток на эмоциональное состояние участников, их готовность к действию или потребность к восприятию.

Художественно-выразительные средства фестиваля требуют не меньшей проработки нежели в другой постановочной форме. Здесь также в полной мере используется мизансценирование, музыкальное, шумовое, световое оформление, выдерживается темпо-ритм и атмосфера праздника. Особую роль в разработке визуального проекта фестиваля играют декорации и реквизит. Среди них могут быть, как и специально созданные художниками арт-объекты, так обычные бытовые вещи, исполняющие художественные функции. В зависимости от режиссерского подхода, декорации и реквизит воспринимаются как игровая локация и вещь, либо возрастают до символа.

Эмоциональный посыл фестиваля выражается в действии. Его носителями являются инструментальные и вокальные композиции, постановочно зафиксированные и импровизационные хореографические картины, визуальные символы, элементы антуража, художественные тексты, образы участников и зрителей. Все должно отвечать единой идее создания уникального «мира», в котором происходит фестиваль.

С точки зрения режиссуры праздника открытие фестиваля является его экспозицией и завязкой. В которых заложена задача создания условий для взаимодействия и стимула к началу непосредственной коммуникации людей. Открытие, с точки зрения психологии, это ситуация комфорта, в которой участники должны ощутить единение и причастность к событию, заинтересоваться, почувствовать желание действовать. Режиссура, в дополнение к этому, требует зачина фестивальной истории, рождения смыслов и идеи, яркого их воплощения. Здесь перед всеми вовлеченными в творческую коммуникацию сторонами раскрывается суть и содержание всего фестиваля.

Весомая часть композиционного построения фестиваля – демонстрация достижений в какой-либо сфере: музыка, хореография, театр, балет, цирк, кино, народное творчество, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фестиваль оказывает стимулирующее воздействие на популяризацию художественного творчества и общественно полезной деятельности, способствует организации условий обмена опытом, обучения и создания коммуникативных связей. Фестиваль – это оживление и активизация общественной жизни.

Подстановочные формы, в которых фиксируется общение аудитории и фестиваля разнообразны, среди них: концерт, выставка, конкурс, ярмарка, шествие, карнавал, мастер-класс и т.п. Интерактивности взаимодействия способствуют моменты театрализации, импровизации, вовлечения в общее дело, создания художественных образов и сцен, требующих непосредственного участия зрительских масс.

Закрытие фестиваля – это ключевой момент, итог, финал праздника, его главное событие. В нем отражается вся жизнь фестивального времени, яркие моменты, выводы и позитивные изменения. В постановке закрытия режиссер дает свой художественно-образный ответ произошедшему.

Современный мир диктует условия изменения привычных форм культурно-массовых мероприятий, в настоящее время существует практика проведения фестивалей в режиме онлайн. Взаимодействие в интернет-пространстве уже прочно вошло в жизнь большого количества людей, а стремительное развитие технологий привело к значительным изменениям в образе мышления, способах общения и получения знаний. Данные условия дают возможность переосмысления фестивального формата и применения новых способов коммуникации с аудиторией.

Фестиваль в режиме онлайн сохраняет привычные ему инструменты организации людей, их объединения вокруг общей идеи, возможности самовыражения, демонстрации творческих, трудовых и общественных достижений. Однако основное действие осуществляется с использованием гаджетов: подача заявки на участие, трансляция прямого эфира церемонии открытия, просмотр видеороликов творческих выступлений, презентации проектов, голосование за первенство участников, интерактивные акции, флешмобы, объявление результатов, написание отзывов о фестивале на личных страницах в социальных сетях. Формат онлайн-фестиваля позволяет сохранить и провести событие вне зависимости от внешних факторов. Достоинством такой формы организации мероприятия является неограниченная аудитория, если не участником, то зрителем онлайн-фестиваля может стать каждый кто имеет доступ в Интернет.

Фестивали в своей тематической направленности совершенно разнообразны. В этом виде организации культурно-досуговой деятельности публике представляются выступления по направлениям искусств и трудовые достижения, аккумулируются творческие силы людей, поднимаются общественные вопросы и национальные идеи. Одним из возможных тематических фестивалей, объединяющим определенное сословие и раскрывающим его самобытность, является фестиваль казачьей культуры.

Россию невозможно представить без казачества. На протяжении веков оно надежно и всерьёз укреплялось на новых местах и защищало передовые рубежи страны. Сегодня, в эпоху больших изменений в социальной, политической и культурной жизни общества требуется переосмысление положения этой исторической общности, более глубокое изучение её прошлого, настоящего и поисков путей в будущее. В этом отношении особое место занимают вопросы трансляции подлинной казачьей культуры, передачи нравственных ценностей казачества и формирования интереса у современного общества к этой теме. Способы решения этих вопросов в социальной сфере многообразны, однако, рассматривая их с точки зрения режиссуры праздников лучшей постановочной формой для популяризации данной традиционной культуры является фестиваль. Подтверждением этому служит высказывание кандидата педагогических наук В.Н. Вершинина: «Для современной России острейшим становится вопрос формирования иерархии ценностей, в основу которой должны быть положены ценности традиционной культуры. Немалую роль здесь могут сыграть формы массовых мероприятий, в первую очередь фестивали, которые сегодня становятся важнейшей частью социально – культурной деятельности» [7, c. 117].

Потенциал фестиваля казачьей культуры наряду с другими форматами зрелищ, заключается в комплексном действии входящих в него элементов. Фестиваль дает возможность презентовать идеи и ценности, показать ретроспективу развития исторической общности, передать атмосферу различных эпох, рассказать аудитории о жизни казаков прошлого и познакомить зрителей с представителями современного казачества.

Определение понятия «фестиваль» в Словаре русского языка С.И. Ожегова сформулировано так: «Широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [8, с. 197]. Относительно фестивалей казачьей культуры следует отметить, что в основе концепции каждого из них заложена идея повествования о героической истории казачества, его воинской доблести, патриотизме. Здесь не делается акцент на демонстрацию результатов, фестивали казачьей культуры в большинстве своем не носят конкурсный характер, приоритетом является обмен и передача историко-этнических ценностей, а также сохранение традиций казачества.

Подобные фестивали дают возможность услышать фольклорно-этнографические коллективы и исполнителей со всей страны, познакомиться с людьми, посвятившими себя изучению аутентичного пения, народной традиции. Основные темы, которые находят свое отражение в казачьих фестивалях различного уровня – это казачье музыкально-хореографическое творчество, традиционные костюмы, ремесла, декоративно-прикладное искусство, военное дело, традиции народных гуляний, праздничные обрядовые действия, историческое значение казачества.

Одним из компонентов фестиваля может стать выставка продажа изделий народных умельцев и атрибутов русского казачества, а также реализация продовольственных товаров, сельхозпродуктов фермеров казачьих станиц и регионов России.

Пересечение с классическим пониманием фестивальной формы заключается в атмосфере праздника, ориентации на показ достижений художественных коллективов, создании максимально широкого поля притяжения зрителей.

Участниками фестивалей казачьей культуры чаще всего становятся казачьи общества, фольклорные ансамбли, изучающие и пропагандирующие традиционную казачью культуру, военно-исторические клубы, секции русского рукопашного боя и верховой езды, воспитанники отрядов патриотического воспитания, мастера русских боевых искусств, мастера народных художественных промыслов и ремесел. Для участников, фестиваль является шансом завить о себе, о своей деятельности и творчестве, получить зрительский отклик и профессиональную оценку коллег по сцене. В данных условиях главный акцент следует делать на исторической достоверности и художественной значимости всего наполнения фестиваля.

Культура казачества имеет глубочайшие корни, в силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, на протяжении веков она впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Являясь частью общерусского культурного наследия, казачьи песни, танцы и обряды имеют в своей основе мировоззрение, которое в корне отлично от понимания жизни другими этно-социальными общностями. Кандидат исторических наук В.Г. Визер пишет: «В песнях казаков, более чем в чьих-либо песнях, отражается не реальный мир, а мир идеальный «казачий», «правильный», «справедливый» [9, с. 34]. Сверхважная задача работы с подобным постановочным материалом – сохранить самобытность казачьего фольклора, как особенно важной формы отражения менталитета, ценностных установок, жизненного опыта и народной памяти исторических событий.

Вместе с этим, не стоит забывать и о все возрастном педагогическом потенциале культуры казачества, который заключается приоритете нравственных и моральных установок, патриотизме и гражданственности, ориентации на семейные ценности. Фестивальная форма должна быть рассчитана не только на исполнителей, необходимо завладеть вниманием и включить в праздничное действие различные социальные группы. Это условие позволит качественно увеличить положительный эффект от проведения фестивальной формы, так как в самом явлении казачьей культуры заложены гуманистические, нравственно-эстетические смыслы большого масштаба, им под силу решение принципиальных вопросов современности – от формирования национальной ментальности до инициирования социальных проектов.

Фестиваль, как системная форма изложения элементов традиционной культуры, оптимален для восприятия обществом, имеет потенциал и инструментарий для организации передачи культурных и патриотических ценностей. Вместе с этим, рассматривая особенности проведения фестиваля казачьей культуры, необходимо отметить, что в условиях господства современного информационного пространства, массовым мероприятиям подобной направленности, необходима поддержка, как со стороны средств массовой информации, так и со стороны властей всех уровней. Праздничная традиция, реализуемая в форме городских и областных мероприятий, как в областных центрах, так и в регионах, может послужить развитию системы казачьих фестивалей, форумов и смотров-конкурсов по всей России, а это в свою очередь способствует глобальной популяризации казачьей культуры и ценностей.

    1. Сценарно-режиссерская технология как способ воспитания культурно-патриотических ценностей

Чтобы раскрыть сценарно-режиссерскую технологию как способ воспитания культурно-патриотических ценностей, для начала стоит сформулировать определение данного термина.

Понятие «технология» впервые было введено в культурно-досуговую сферу доктором педагогических наук, заведующим кафедрой культурно-досуговой деятельности МГУКИ А. Д. Жарковым в 1990 году. В книге «Теория и технология культурно-досуговой деятельности» Анатолий Дмитриевич пишет: «Под технологией понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной цели. Применение тех или иных технологий культурно-досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников» [10, с. 159]. Специальность режиссера театрализованных представлений и праздников в этом отношении невероятно сложна, она требует постоянного создания новых сценических реальностей, объедения в работе над ними экспертов различных сфер и всех участников будущего действа. Режиссер на основе собственного замысла, истолковывает драматургический или исторический материал исходя из собственного профессионального опыта, выявляет идейное содержание постановки, жанр и внешнюю форму, ритм и мизансцены, организует и согласует между собой все компоненты зрелища: исполнителей, костюмы, декорации, музыку, свет и создает гармонически-целостное, обладающее художественным единством зрелище.

Крупнейший постановщик А. Д. Силин приходит к выводу, что в сценарно-режиссерской технологии массовых театрализованных представлений и праздников требуется совершенно особый режиссер – «режиссер синтетического массового представления», который способен быть «сценаристом и организатором собственного представления, уметь ставить громадные массовые сцены и вовлекать в действие тысячи людей» [11, с. 148].

При этом сценарно-режиссерская технология с каждым новым проектом будет претерпевать изменения, отталкиваясь от конкретной постановочной цели, сверхзадачи и опыта самого режиссера. С этой гипотезой соглашается и доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства МГУКИ и театрального института им. Щукина М. В. Майборода, в своей статье «Специфика сценарно-режиссерской драматургии массового праздника и ее понятийный аппарат» она дает следующее определение сценарно-режиссерской технологии: «Совокупность методико-организационных установок и мер, определяющих процесс подготовки сценария праздника и воплощение в нем целей, принципов, содержания и форм, методов и приемов, выразительных средств, формируемая с максимальным учетом возможностей и ограничений, а также гарантий получения эффективного результата» [24].

Из этого следует вывод: в своей основе сценарно-режиссерская технология опирается на законы драматургии и композиционного построения сценического действия, однако, как инструментарий подвергается постоянному изменению и перестройке под определенные задачи.

Такой задачей является и воспитание культурно-патриотических ценностей. Довольно часто в литературе, посвященной досуговой деятельности, праздник рассматривают как программу художественно-педагогического воздействия, тем самым подчеркивая его социально-педагогическую направленность. Доцент Алтайского института культуры Н. М. Андрейчук пишет: «Сценарий праздника и театрализованного представления - подробная программа художественно-педагогического воздействия, построенная с помощью специфической обработки документальной и художественной информации с целью реализации праздничных потребностей людей и их психоэмоционального и действенного единения в гражданских и мировоззренческих позициях» [12, с. 10].

Сценарно-режиссерская технология, как искусство создания целостной формы культурно-досуговых мероприятий, может создавать в них ситуации воспитания при помощи совокупности различных методов. К ним относятся:

методы формирования сознания зрителей – рассказ о событиях и личностях, объяснение общечеловеческих и патриотических принципов, лекции и беседы, темы которых отражают отношение к ценностям и идеалам, доклады и речи, которые произносят лидеры мнений, специалисты или участники событий;

методы организации деятельности – привлечение к получению нового опыта, создание возможности высказывать свою точку зрения, организация конструктивного диалога между носителями знания и зрителями, проведение общественный акций, требующих личного участия индивидуумов, спланированная импровизационная деятельность в празднике, демонстрация общественного мнения;

методы стимулирования деятельности – соревновательные проекты, создание условий для самоутверждения и возможности принятия решений, поощрение и нравственное одобрение действий личности, привлечение общественного внимания к положительным примерам поведения и самоорганизации конкретных людей, публичное признание.

Более сложным механизмом являетсяорганизация процесса познания и переживания, в ходе которого у зрителя формируются нравственные идеалы и ценностные установки, а также появляется осознание непосредственной причастности к событию. Здесь недостаточно воздействия средств художественной выразительности, важным аспектом являются смыслы, аргументы, ценностные убеждения, которые транслируются в праздничной ситуации. Содержание не должно уступать внешнему убранству, динамике и эстетике действия.

Сценарно-режиссёрская технология способна давать направленность материалу, это определяется темой, идеей и сверхзадачей. Вектор движения мысли сценического повествования в каждом случае будет особенный, так как интерпретировать художественную и документальную информацию, облачать её в сценические образы, привлекать к участию реальных личностей и коллективы, вплетать в канву произведения символы и факты возможно во множестве вариантов. В конечном итоге сценарно-режиссёрская разработка способна сделать фрагментарный материал целостным, способным художественно воздействовать, вести за собой, возбуждать умы благодаря композиционному построению, сюжетной организации и образному ряду.

Направленность на культурно-патриотический материал открывает огромную палитру смыслов, передавать и преподносить которые необходимо четко понимая какой общественный отклик они вызовут. Действенность этого импульса может гарантировать точная формулировка темы, идеи и сверхзадачи, подчинение ей элементов праздника, понимание этой основы специалистами и исполнителями, причастными к организации события.

Работа с таким материалом предполагает активный путь примера через героя. В случае задачи воспитания через режиссуру, это один из самых эффективных сценических приемов. Через образ положительного героя популяризируются поучительные, достойные образы поведения. Героем становится человек, отличившийся какими-либо высокими, положительными результатами, достойными поступками. Героический образ – это художественное обобщение человеческих свойств, особенностей, черт характера в индивидуальном облике героя.

Сценарно-режиссёрская технология прокладывает путь к культурно-патриотическим ценностям через условия переживания этих ценностей. Когда зритель находится в ситуации праздника, происходящее должно заряжать его, вовлекать в процесс, способствовать повелению новых мыслей. Пережитый опыт осваивается на чувственном и интеллектуальном уровне, что позволяет гарантировать действенность качественных преобразований сознания.

Подобную позицию занимал А. Д. Жарков подчеркивая, что «с точки зрения предметной деятельности под культурно-досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект культурно-досуговой деятельности с целью формирования общественно значимых качеств личности» [10, с. 127].

Отсюда следует современное понимание сценарно-режиссёрской технологии как комплексного, гибкого культурно-педагогического инструмента воздействия на человека, с учетом его психологии, возраста и социальных ролей.

В современных условиях обстановка в обществе довольно противоречива. Направления развития праздничной культуры в первую очередь опираются на политические рекомендации и не всегда адекватно отражают запросы реальных групп населения. Сейчас возникла ситуация, при которой прямая пропаганда патриотизма воспринимается с негативной точки зрения. Люди насытились агитационным стилем демонстрации этой темы, они лишены возможности проявлять инициативу и влиять на выбор содержания и форм мероприятий культурно-патриотической направленности.

В довесок к этому практика свидетельствует о том, что в силу отсутствия необходимого опыта, некоторой ограниченности общей культуры и узости духовных интересов, определенные слои населения избирают далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в неформальных объединениях проявляются эгоизм, элементы национализма, деструктивные формы поведения.

В этих условиях сценарно-режиссерская технология должна избирать нетривиальные пути воспитания культурно-патриотических ценностей. Следует поднимать неизученные аспекты темы патриотизма, демонстрировать обществу реальных героев в реальных ситуациях, снижать градус пафоса изложения, искать уместные и действенные подходы создания культурной коммуникации для каждой отдельно взятой социальной группы, а также способствовать рефлексии социума в целом. Воздействуя на ценностные ориентации людей, праздничная культура способна актуализировать их ощущение себя относительно места и времени, в котором они находится, проводить мысленные параллели современной социума с обществами, расположенными в других временных и пространственных точках, формировать представление о своей истории и своем будущем.

В подтверждение этому кандидат педагогических наук, режиссер-постановщик, преподаватель режиссуры театрализованных представлений и праздников МГУКИ Г. В. Новиков пишет: «Являясь частью исторического наследия и повторяясь регулярно из года в год, праздники все время напоминают о корнях, без осознания которых невозможно самосознание нации. Обращение к прошлому, его переосмысление, взгляд на исторические события с позиции современности, заставляет общество переосмысливать свой исторический опыт, цели, направленность своего развития» [25].

  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта