Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.3.3 Морфо-функциональный основы восстановления и сохранения симметрии тела с использованием корректора “Спираль”

  • Верхний перекрестый синдром

  • Основы реабилитации двигательных нарушений. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина


    Скачать 7.68 Mb.
    Название Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина
    АнкорОсновы реабилитации двигательных нарушений.pdf
    Дата04.10.2017
    Размер7.68 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОсновы реабилитации двигательных нарушений.pdf
    ТипКнига
    #9180
    страница21 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    174
    спиралью окружает голень и на ее задней поверхности спускается до лате- ральной лодыжки, где крепится к полусапожкам.
    При необходимости добавочной коррекции нарушений в отдельных суставах накладываются добавочные тяги. Их направление напоминает векторы мышц, действие которых надо усилить.
    3.3.3 Морфо-функциональный основы восстановления и
    сохранения симметрии тела с использованием корректора
    “Спираль”
    Использование биокорректора “Спираль” позволяет восстановить симмет- рию тела и сохранить положительные достижения системы реабилитации.
    Биокорректор “Спираль” успешно используется нами для коррекции ряда па- тологических установок тела, включая перекрестные и лестничные синдромы.
    При коррекции перекрестных синдромов учитываются их клинические прояв- ления.
    Верхний перекрестый синдром проявляется сутуловатой осанкой с увели- чением шейного лордоза и грудного кифоза, расхождением лопаток, высоким стоянием плеч и, нередко, асимметрией тела. Синдром формируется в резуль- тате дисбаланса мышц вентральной и дорсальной поверхностей тела верхних этажей туловища; он выявляет рассогласованность между ослабленными сги- бателями и гиперактивными разгибателями шейного отдела позвоночника, а также между ослабленными межлопаточными и гиперактивными грудными мышцами. Синдрому сопутствует также дисбаланс тяг верхних и нижних пор- ций трапециевидных мышц, с преобладанием активности их верхних порций
    (см. рис. 3.2.10).
    Целью применения корректора в данном случае является создание дополни- тельных тяг, способных восстановить физиологическое положение туловища.
    Это достигается увеличением усилий, направленных на опущение и сведение лопаток, релаксацию гиперактивных грудных мышц и тренировку ослабленных мышц.
    Такие задачи могут быть решены с использованием основной аксиальной спирали корректора. Наложение эластических лент создает дополнительные тяги, усиливающие действие нижних порций трапециевидных мышц и мышц межлопаточной группы. Это позволяет устранить высокое стояние лопатки и ключицы, восстановить симметрию туловища относительно вертикальной оси тела. Усиление тяги межлопаточных мышц способствует релаксации грудных мышц. Основная аксиальная спираль обеспечивает постепенную редресса- цию соединительнотканных структур и снижение тонуса гиперактивых мышц груди. В результате происходит коррекция положения туловища, пояса верх- ней конечности и таза относительно фронтальной и сагиттальной плоскостей.
    Уменьшение глубины грудного кифоза и шейного лордоза способствует восста-
    Программа биодинамической коррекции движений

    175
    новлению мелодии позвоночника и осанки. Эти достижения закрепляются в процессе последующих занятий лечебной гимнастикой.
    Нижний перекрестный синдром клинически проявляется лордотической осанкой со значительным углублением поясничного лордоза, антифлексией таза и перегрузкой передних отделов стоп. Синдром характеризуется слабо- стью большой ягодичной мышцы в сочетании с укорочением сгибателей бедра
    – с одной стороны, и слабостью мышц живота в сочетании с гиперактивнос- тью разгибателей туловища на задней поверхности тела – с другой стороны
    (рис.3.2.11).
    Синдрому нередко сопутствует дисбаланс между квадратной мышцей по- ясницы (укорочение) и средней ягодичной мышцей (вялость), что затрудняет удержание бедра в неопорные фазе ходьбы и создает условия для перегрузки аддукторов бедра и оформлению «утиной» походки. В этом случае должны со- здаваться тяги, усиливающие действие ягодичных мышц, вялых мышц живота и мышц, отводящих бедро.
    Такая коррекция достигается за счет использования комбинированной ак- сиальной спирали костюма. При этом особое значение имеют тяги от подмы- шечной ямки до переднее-верхней подвздошной ости; это усиливает мышцы живота и уменьшает поясничный лордоз. Для отведения и супинации бедра создаются дополнительные тяги от внутренней поверхности бедра до пере- днее-верхней подвздошной ости.
    Так как перекрестные синдромы при ДЦП встречаются не изолированно, а в сочетании с другими нарушениями положений и движений тела, то программа биодинамической коррекции строится в соответствии с конкретно создающи- мися ситуациями. Именно четкая индивидуализация техники наложения кор- ректора с точным расчетом необходимых усилий и направлений тяг спиралей костюма является условием его успешного использования.
    Таким образом, использование биодинамического корректора расширя- ет возможности реабилитации больных детским церебральным параличом.
    Корректор позволяет потенцировать лечебный эффект метода Козявкина и добиваться положительных результатов уже в течение двухнедельного курса реабилитации, а также сохранить положительный результат, достигнутый ис- пользованием системы реабилитации в целом.
    Костюм коррекции движений «Спираль»

    176
    3.4. Коррекция движений конечностей с помощью игровых компьютерных устройств
    Формирования функционально адекватных движений конечностей являет- ся одной из важных задач реабилитации детей с церебральными параличами.
    Для увеличения объема движений, повышения силы, скорости и координации движений традиционно, кроме занятий лечебной физкультурой, применяют- ся механические тренирующие устройства. Наибольшего распространения в большинстве лечебных учреждений приобрели специализированные трена- жеры, на которых пациент, преодолевая сопротивление, выполняет нужное движение. Слабой стороной таких устройств, особенно при работе с детьми, является монотонность тренировки и недостаточная мотивация ребенка к про- ведению продолжительных и регулярных занятий.
    Сотрудники Международной клиники восстановительного лечения предло- жили соединить полезный, но довольно скучный процесс тренировки с инте- ресными и захватывающими компьютерными играми. Ведь кто из детей не лю- бит компьютерные игры?
    С этой целью были разработанные специализированные тренирующие уст- ройства, оборудованные датчиками, регистрирующими определенное движе- ние пациента – сгибание и повороты кисти, наклоны туловища, сгибание сто- пы и прочие. Информация от датчиков передается компьютеру и используется для управления компьютерной игрой. При этом движения руки, туловища или стопы пациента отвечают перемещению персонажа компьютерной игры. Для дозирования нагрузки пациента во время игры устройства оборудованы регу- лятором сопротивления движению [Козявкин В.І., 2002]
    48
    Для работы с тренирующими устройствами разработаны специализиро- ванные компьютерные игры. Общий алгоритм игры построен таким образом, чтобы постоянно побуждать пациента к увеличению объема движений, повы- шению скорости и точности движения. В процессе игры задачи постепенно ус- ложняются и требуют каждый раз более совершенных движений. Интересный игровой сюжет стимулирует пациента к правильному выполнению упражнений, к увеличению скорости и амплитуды движений, к развитию скорости реакции и координации движений.
    Одновременно программное обеспечение выполняет диагностические функ- ции. Во время игры измеряется и выводится на монитор ряд важных показате- лей включая объем и скорость движений, результативность игры. Эти данные сохраняются и в дальнейшем используются для анализа достижений пациента
    [Козявкин В.І., 2005]
    49
    Программа биодинамической коррекции движений

    177
    Для усиления эмоционального влияния на пациента применяется техника виртуальной реальности. При этом изображение выводится на очки виртуаль- ной реальности, а звук − на стереонаушники.
    В настоящее время в Международной клинике восстановительного лечения разработан ряд устройств для игровой тренировки движений: кистевой мани- пулятор, тренажерное кресло и универсальное игровое устройство. Все эти устройства могут быть подключены к домашнему компьютеру и не требуют для освоения специальных знаний компьютерной техники.
    Занятия с игровыми устройствами являются частью программы биодина- мической коррекции движений − важной составляющей метода Козявкина
    [Kozijavkin V., 2004]
    50
    3.4.1 Кистевой манипулятор
    Первым из устройств этой серии является кистевий манипулятор, который предназначен для совер- шенствования движений кисти. В зависимости от положения ручки устройства можно тренировать движения в лучезапястном сус- таве; сгибание-разгибание, отве- дение-приведение кисти. Во вре- мя занятий предплечье пациента фиксируется на подлокотнике, который можно устанавливать на требуемую высоту. Регулятором сопротивления устанавливается необходимая нагрузка, причем на первых тренировках движения осуществляются с небольшим со- противлением, которое затем пос- тепенно повышается (рис.3.4.1).
    Для кистевого манипулятора разработано две специализирован- ные игры: «Пчелка» и «Казаки»
    Игра «Пчелка» предназначена для тренировки поворотов пред- плечья и кисти. Игра основана на сюжете о приключениях пчелки, которая на зеленой полянке соби- рает мед с цветков. Движениями своей кисти ребенок управляет
    Коррекция движений конечностей с помощью игровых компьютерных устройств
    Рис. 3.4.1. Кистевой манипулятор
    Рис. 3.4.2. Один из экранов игры «Пчелка» для тренировки поворотов кисти влево- вправо

    178
    перемещением пчелки по игровому полю. Когда пчелка притронется к цветку, в ее ведерко добавляется капелька меда. Набрав полный кувшин, пчелка пе- реходит на следующий игровой уровень. На разных игровых уровнях пчелка должна уклоняться от мухоморов, избегать шмеля, убегать от капель дождя
    (рис.3.4.2).
    Для тренировки сгибания-разгибания в суставах кисти разработана игра «Ка- заки». Чтобы управлять своим кораблем, обходить скалистые острова и рас- правляться с вражеским флотом игрок должен многократно сгибать и разги- бать кисть. На следующем игровом уровне, игрок как всадник скачет по полю и побеждает своих противников (рис. 3.4.3).
    Программа биодинамической коррекции движений
    Рис. 3.4.3. Один из экранов игры «Казаки» для тренировки сгибательно- разгибательных движений кисти
    Так как каждый ребенок имеет свои двигательные возможности и ограни- чения, то перед первой тренировкой необходимо настроить параметры игры, указав диапазон возможных движений пациента. В дальнейшем информация о начальных параметрах игры вместе с данными о результативности каждой игровой сессии сохраняется в базе данных и может быть использована для анализа результативности тренировок.
    С целью оценки эффективности применения компьютерных игровых уст- ройств в международной клинике восстановительного лечения на группе из 30 детей со спастической гемиплегией были проведены предварительные пилот- исследования. Результаты исследования показали, что применение кистевого манипулятора в комплексе физической реабилитации пациентов способствуют увеличению объема активных движений в суставах кисти, силы мышц и хвата- тельной функции кисти [Kozijavkin V., 2004]
    50

    179
    3.4.2 Тренажерное кресло
    Для развития координации движений туловища и улучше- ния постурального контроля создано тренажерное кресло.
    Оно имеет систему датчиков, которые определяют положе- ние и движение туловища в трех плоскостях: сгибание- разгибание, боковые накло- ны, повороты вправо - влево.
    Информация о движениях ту- ловища передается в компью- тер и используется для управ- ления компьютерной игрой.
    Для работы в тренажерном кресле создана игра с трех- мерной графикой «Пчелка в парке».
    Во время тренировки спинка тренажерного кресла фиксирует- ся к спине пациента. Ребенок, на- клоняясь вперед, назад, в сторо- ну, вращая туловищем, управляет объектом в трехмерном виртуаль- ном игровом мире.
    Странствуя по парку и выполняя игровые задачи, игрок должен соревноваться с другими персо- нажами - пауком, шмелем, гусе- ницей. Перескакивая через кусты и преодолевая препятствия, тре- буется найти как можно больше цветков, избежав столкновения с неприятелями.
    Применение тренажерного кресла дает возможность эффективно совершен- ствовать волевой контроль движений туловища, развивать координацию дви- жений и тренировать силу мышц для последующих занятий лечебной физкуль- турой.
    Коррекция движений конечностей с помощью игровых компьютерных устройств
    Рис. 3.4.4. Тренажерное кресло помогает в игровой форме тренировать движения туловища
    Рис. 3.4.5. Один из экранов игры, предназначенной для тренировки движений туловища

    0
    3.4.3 Универсальное игровое устройство
    Новой нашей разработкой является универсальное игровое устройство, ко- торое может применяться для тренировки движений в разных суставах. Оно представляет собой простое при- способление, которое прикреп- ляется к конечности выше и ниже сустава и передает в компьютер информацию о движениях. Уст- ройство может применяться для тренировки движений в голено- стопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставах. В ходе лечебной физкультуры для повы- шения лечебного эффекта можно использовать два устройства и уп- равлять движениями обеих конеч- ностей.
    Для работы с универсальным игровым устройством разработа- на игра о приключениях стрекозы, которая путешествует по тропическому острову. Ориентируясь по указателям, она должна находить правильную дорогую, избегая столкновенья с соперника- ми. Найдя кокосовый орех, стрекоза должна быстро повторяющимися движе- ниями своих конечностей разбить орех, чтобы получить приз.
    Особенностью является то, что игра объединяет в себе тре- нировку двух типов движений
    - плавных скоординированных движений, необходимых для правильного передвижения по игровому полю и быстрых дви- жений с максимальной ампли- тудой и частотой, необходимых для достижения цели.
    Использование компьютер- ных игровых устройств явля- ется важной составляющей программы биодинамической коррекции движений. Соеди- нив занятия лечебной физкуль-
    Программа биодинамической коррекции движений
    Рис. 3.4.6. Универсальное игровое устройство может применяться для тренировки движений в суставах
    Рис. 3.4.7. Один из экранов игры «Стрекоза на острове»

    
    турой с компьютерными играми, сочетая различные двигательные воздействия и повышая мотивацию к занятиям удается добиться высоких устойчивых ре- зультатов.
    3.4.4 Тренажер “Паук”
    Одним из важных компонентов программы биодинамической коррекции дви- жений являются занятия в тренажере “Паук”. Тренажер представляет собой большую металлическую клетку размером 2х2х2 м, внутри которой находит- ся пациент. Эластичные тяги одним концом крепятся к несущим конструкциям клетки, другим концом, с помощью опорных манжет, к телу пациента. К телу пациента тяги крепятся с помощью различных опорных элементов: манжет раз- ного размера.
    Регулирование длины тяг и свободный выбор места их крепления дает воз- можность индивидуально подбирать направление и величину прилагаемой силы. Это позволяет существенно расширить возможности лечебной физкуль- туры. Так, обеспечив необходимую нагрузку или разгрузку определенных час- тей тела в тренажере, можно проводить упражнения, направленные на разви- тие равновесия и контроля за положением тела, увеличение объема активных и пассивных движений и освоение необходимых двигательных навыков.
    Рис. 3.4.8. Занятия в тренажере “Паук”
    Коррекция движений конечностей с помощью игровых компьютерных устройств
    С помощью системы блоков, которые крепятся к клетке, и дополнительных тяг можно избирательно тренировать группы ослабленных мышц, повышая уровень их функционирования. Применение антигравитационных воздействий, вплоть до полного подвешивания, помогает развить двигательные возможнос-

    
    ти пациента. Безопасность и результативность тренировки привлекает к учас- тию в реабилитационном процессе даже наиболее пассивных пациентов.
    Занятия в тренажере “Паук” особенно эффективны для пациентов с цереб- ральными параличами, нервно-мышечными заболеваниями, последствиями инсультов и черепно - мозговых травм. Противопоказанием к занятиям в тре- нажере являются выраженные психические нарушения, затрудняющие контакт с пациентом, а также часто повторяющиеся эпилептические приступы.
    3.5 Мотивация в реабилитации при ДЦП
    Особую роль в реабилитации больных с органическими поражениями мозга, играют психологические воздействия и социальные факторы. Среди них важ- нейшим и наиболее сложно формирующимся в ходе лечения является фактор мотивации [O’Gorman G, 1975]
    51
    Наблюдения показали, что уже в первые дни восстановительного лечения по
    Методу Козявкина пациенты становятся активнее, более охотно включаются в процесс реабилитации, начинают проявлять интерес к окружающему. Форми- рующийся феномен “пробуждения” положительно влияет на конечный резуль- тат реабилитации. Оптимальных результатов удается достигнуть при сочетании феномена “пробуждения” с комплексом психологических и социальных воз- действий, укрепляющих заинтересованность пациента в лечении, повышаю- щих мотивацию к выздоровлению.
    Общепринятого определения термина ”мотивация” применительно к реаби- литации в настоящее время не существует. Впервые слово “мотивация” ис- пользовал А.Шопенгауер в статье “Четыре принципа достаточной причины”
    [Schopenhauer A., 1813]
    52
    . Затем этот термин вошел в психологическую практику для объяснения причин поведения человека и животных. При этом мотивация, как психическое явление трактуется либо как совокупность факторов, которые направляют и определяют поведение, либо как совокупность мотивов, либо как побуждение, которое вызывает активность организма и определяет ее на- правленность [Ильин Е.П., 2000]
    53
    Понятие “мотивация” в медицинской реабилитологии тректуется двояко
    [Maclean, N., 2000]
    54
    . Одни исследователи расценивают мотивацию как внутрен- нее свойство личности и не учитывают социальные влияния. Другие подчерки- вают важность именно социальных факторов, которые и определяют степень вовлечения пациента в реабилитационную программу. Истина, надо полагать, лежит посередине.
    Многолетний опыт Международной клиники восстановительного лечения позволил разработать комплексную программу повышения мотивации паци- ента к выздоровлению с использованием и социальных, и индивидуальных
    Программа биодинамической коррекции движений

    
    факторов. Программа предусматривает: 1) создание благоприятной реабили- тационной атмосферы; 2) согласование системы ценностей пациента и врача;
    3) формирование новых социальных контактов; 4) осознание и использование пациентом новых моторных способностей, приобретенных в процессе лечения
    [Гордієвич С.М., 2003]
    55
    Первый фактор нашей программы − благоприятная реабилитационная атмос- фера лечебного учреждения, которая является важной предпосылкой положи- тельного влияния на пациента, повышающей мотивацию к выздоровлению. В основе - психологическая атмосфера, которую формирует вся реабилитацион- ная команда. Во всех контактах между пациентом и реабилитологами должны преобладать положительное, подбадривающее отношение и взаимное дове- рие. Необходимо предоставлять пациентам широкие полномочия и активно привлекать их к реабилитационному процессу.
    Важной составляющей реабилитационной атмосферы является также благо- приятное физическое окружение. Использование экологически чистых матери- алов в интерьерах, специально подобранного музыкального фона и других фак- торов оказывают положительное психологическое воздействие на пациента.
    С учетом этого, внутреннее оформление нашей клиники спланировано в сти- ле неосецессии, для которого характерна экспрессивность архитектурной ком- позиции, освобожденной от старых традиций и догм.
    Мотивация в реабилитации при ДЦП
    Рис. 3.5.2. Оформление интерьера клиники символизирует весеннее пробуждение природы

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта