Главная страница

НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


Скачать 1.35 Mb.
Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
Дата01.02.2021
Размер1.35 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
ТипДокументы
#173088
страница18 из 22
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

Вопрос 25. Русский народный традиционный костюм: типологические особенности и региональные различия

Аннотация. Роль народного костюма в жизни человека, его функции (обрядовая, семантическая, эстетическая, сословная, социальная, утилитарная). Отражение в костюме социального и семейного положения, возраста и места проживания владельца, религиозных, эстетических и этических представлений русских крестьян.

Типы народного традиционного костюма по половозрастному принципу (женский, мужской, девичий, детский). Типы русского народного костюма по региональному принципу (южнорусский тип и его варианты, севернорусский тип, народный костюм центральной полосы России, Поволжья, Урала и Сибири).

Основные элементы женского народного костюма: понева, рубаха, сарафан, запон или передник, повойник и другие разновидности женских головных уборов, пояс (кушак, подпоясок) и т. д. Орнаментика народного костюма, способы носить и комплектовать его детали как важнейшие элементы знаковой системы костюма.

Символика цвета в русской культуре. Красный цвет как символ долголетия, силы, плодородия, могущества, власти, цвет огня, крови, солнца. Белый цвет – символ чистоты, милосердия и траура. Черный цвет – символ земли, покоя, постоянства, отрешения и т. п.

Универсальная функция костюма в культуре — приспосабливать, вписывать человека в тот или иной жизненный контекст для обеспечения продуктивной коммуникации, успешной деятельности. Костюм одновременно подстраивается под среду и трансформирует ее в необходимом направлении.

Исторически первая и основополагающая обобщенная функция костюма — инструментально-практическая. Функция защиты тела от различных воздействий окружающей среды. Все факторы, от которых человек вынужден защищаться, можно разделить на три основные группы: природная среда, враги (люди и животные) и опасности, связанные с человеческой деятельностью. Признаком практичности костюма является его комфортность, прочность, удобство эксплуатации, свойства, обеспечивающие максимальную защиту от неблагоприятных для организма условий. Из практической функции непосредственно вырастает функция сокрытия тела. Помимо физической защиты тела человек нуждается также в психологической защите при помощи костюма, во многом это связано с чувством стыда, присущего человеку как социальному существу.

Социальные функции костюма образуют две основные ветви: функции информирования, функции формирования.

Информирование связано с тем, что костюм несет сведения о его носителе как индивиде, и как о представителе определенной социальной группы.

Одной из таких функций является сословная функция. Одежда различных сословий изначально определяется присущим им образом жизни, ее закрепленная форма работает как знак, указывающий на тот или иной слой общества. Часто эта функция переплетается с функцией, указывающей на статус в области человеческих отношений. И в современном мире эта функция костюма существует (например, в деловом костюме — чем тоньше полоска, тем выше статус его владельца). Зачастую разные сословия имеют различные этические, эстетические и т.п. нормы, что тоже отражается в костюме. В классовом обществе просто необходимо иметь внешние различия, устанавливающие характер общения.

Функция отражения национальной принадлежности возникла очень рано. Об этом говорят различия в костюмах первых этносов, живших одновременно в одном регионе. Данная функция ярчайшим образом проявляется в таком явлении как народный, национальный костюм. Он традиционен и практически не подвержен изменениям. Это некий символ нации, который принято демонстрировать иностранцам. Такой костюм говорит нам о жизненной парадигме данной общности людей. Понятие о национальном костюме актуализируется как реакция на космополитичность.

Функция указания на вероисповедание бывает обычно тесно связана с предыдущей функцией, поскольку исторически сложилась и закрепилась связь определенных наций с теми или иными религиями, а также их ветвями и еретическими течениями. Каждая религия устанавливает и обуславливает определенные формы костюма, особенные цвета, аксессуары и детали. В зависимости от степени влияния религии на жизнь общества в тот или иной период, эта функция так или иначе воздействует на все формы и виды костюма.

Функция указания на профессиональную принадлежность развилась при переходе от натурального хозяйства к рыночному укладу, с разделением труда. В каждом деле появились свои профессионалы, и однотипный костюм. Его форма во многом зависела от специфики деятельности и содержала общие для всех элементы, объединяющие людей одной профессии в некую корпорацию, подчеркивала тем самым общность занятий, накладывающую отпечаток на их характер, мировоззрение, отношение к окружающим. Человеческая потребность принадлежать к какой-либо группе в обществе, быть где-то «своим», дающая ему чувство надежности способствует созданию различных униформ. Мы даже характеризуем группы людей, называя элементы их одежды, говорим, например: «люди в белых халатах», «люди в погонах», «белые воротнички» и сразу все понимают, о ком идет речь.

Теперь отметим основные функции информирования о носителе костюма как индивиде.

Функция указания возраста. С давних пор существовали различия между детским и взрослым костюмами. Внутри этих групп имеются градации: маленькие дети, подростки, молодежь, старики. В одежде устанавливаются особые детали для старшего поколения и особые для младшего. Вот некоторые примеры: бантик или слюнявчик всегда для нас являются символами детскости, повязанный на голове женщины платок обычно ассоциируется со старостью, костюм с явными элементами эротизма — с молодостью. Подобные символы прочно закрепляются в культуре.

Функция, указания на половую принадлежность — одна из рано сложившихся. Ее выполняют все элементы костюма: есть мужская и женская одежда, обувь, аксессуары, украшения. Существуют также специальные мужские женские материалы и цвета. Признаки женственности и мужественности, разумеется, менялись у разных народов и в разные эпохи, но присутствовали всегда. Так, в XVII веке мужчины широко использовали шикарные кружева, сейчас же это прерогатива дам, один из символов женственности. Исключением, пожалуй, является конец XX века, с его идеей унисекса. Нередки случаи, когда мы действительно не можем в толпе различить мужчину и женщину. Данная функция служила поводом для многочисленных случаев переодевания мужчин и женщин в несвойственные им одежды, на протяжении всей истории человечества. Иногда это считалось запретным, греховным, иногда забавным.

Функция, выражения бытовых различий в сфере семейных отношений. Например, у славянских народов в национальном костюме всегда существовала масса различий костюма девушки и замужней женщины. Одна коса — была признаком девичества. Эта функция часто бывает тесно переплетена с функцией отражения соответствия требованиям половой морали, которые предъявляет коллектив. В нашем примере соблазненные девушки уже должны иметь некоторые детали из костюма замужней женщины.

Функция указания на вид занятий. Чтобы приспособиться к различным условиям среды люди изобрели соответствующие костюмы. Так появится костюм для занятий спортом, костюм для с/х работ, купальный костюм, костюм для танцев, похода в лес и т. п. Однако сейчас существует сильная тенденция к универсализации костюма, что конечно до известной степени упрощает жизнь. Одним из таких примеров являются джинсы. Многие полагают, что они подходит для всех случаев, но это обедняет выразительные качества костюма и мешает ему выполнять многообразие своих функций.

Вторая мощная ветвь социальных функций — формирование внешнего и внутреннего облика человека.

Функция формирования фигуры направлена на коррекцию внешности, нивелирование или подчеркивание определенных свойств тела в соответствии с общественными и личными идеалами. Наиболее ярким примером здесь, пожалуй, является применение каблука. Появившись в XVII веке, он открывает совершенно новую эру подчеркивания телесной пластики. Каблук имеет огромное значение для выявления определенных черт женского тела. Он меняет пропорции, саму манеру держаться.

Костюм в русле соответствующих обрядов способен создавать определенные настроения, моделировать социальную ситуацию. Эта обрядовая функция очень многолика. Она сделала необходимым появление особого костюма, который несет символическую, а также магическую нагрузку. Один из ярких примеров — свадебный наряд. Подобные костюмы обычно служат для уникальных, единичных ситуаций в жизни человека. По форме они традиционны.

Одной из разновидностей обрядовой функции является праздничная функция костюма. Она направлена на создание соответствующей атмосферы, значимости какого-либо события. Праздничный костюм обладает отчетливо выраженным художественным потенциалом, практические же свойства часто совсем утрачиваются, остаются лишь те, которые связаны непосредственно со спецификой происходящего на празднике. Усиленный вариант — это торжественный костюм.

Издревле известна любовь людей к карнавалам, но если в ситуации всеобщего праздника это лишь игра, отдых, шутка, то в реальной жизни, когда люди одевают не свойственные им костюмы, проблема усложняется. Какие цели преследует человек в этом случае? Хочет ли он скрыть свою сущность, чтобы вписаться в социальный контекст, удачно вступить в процесс общения, или хочет почувствовать себя другим, перенестись в воображаемую ситуацию, или им движет стремление измениться, стать иным? В любом случае с помощью костюма он моделирует желаемый имидж. Глядя на человека, мы можем сказать, что этот — субъект консервативный, этот — легкомысленный, а этот — натура романтическая. Данная функция развивалась с усложнением форм костюма, ибо появлялись новые, более подходящие средства выражения чувств и эмоций, характера, мечтаний и стремлений. Человек сознательно или бессознательно создает свой собственный стиль, который бы адекватно выражал его идеалы. Костюм помогает человеку измениться, почувствовать себя тем или иным. Но идет и обратный процесс, когда костюм влияет на настроение, чувства и даже мысли человека.

Функция формирования художественного образа. Художественным костюмом в полной мере можно назвать коллекции «от кутюр». Художественная коммуникация — это осуществление интеллектуально-эмоциональной творческой связи автора и носителя костюма, передача окружающим художественной информации, содержащей определенное отношение к миру костюма и жизни общества, художественную концепцию, ценностные ориентации.
Крестьянскую одежду классифицируют по следующим признакам:

1)региональный (южно-русский - паневный и северо-русский сарафанный комплексы).

2)этнолокальный (местные разновидности региональных комплексов).

3)половозрастной (детский, молодые, пожилые)

4) по степени зажиточности владельца.

5)сословная принадлежность (к однодворцам, казачеству и др)

6)социально-бытовые функции (рабочие, будничные, праздничные, обрядовые, свадебные, погребальные, пожнивные)

7) практическое назначение (нательное, верхняя одежда).

Женская русская одежда выделяет 2 основных типа:

- Южно-русский паневный комплекс. (богато вышитая рубаха, клетчатая панева, пояс, передник, наплечная одежда типа укороченной рубахи, украшения, головной убор (сорока), обувь. Преобладает принцип симметрии, наличие 2х согласованных центра сосредоточения декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол паневы, рубаха и низ передника). Щедрая южно-русская природа - отсюда и гибкая линия очерчивает овальный силуэт фигуры, горизонтальность расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи, яркие цвета, декоративное богатство, ювелирная тщательность отделки.

- Северно-русский сарафанный комплекс. Рубаха, сарафан, пояс (плетенный, тканый, витой), душегрея, кокошник, украшения, обувь. Центр композиции всех элементов костюма - верхняя часть костюма- головной убор и плечевой пояс. Сарафанный комплекс бытовал также и в центре, в районах поволжья, урала и сибири. В во второй половине 19 В., сарафан стал как модная городская одежда. Кичкообразные сложносоставные головные уборы постепенно упрощались и заменялись платками.Сарафан по крою делится на 4 осн. типа : глухой косоклинный, распашной косоклинный, прямые круглые, сарафаны с лифтом.

КРЕСТЬЯНСКИЙ костюм в центральной России. Был близок к северному, но также и к южному. В связи с передвижением населения с севера на юг и обратно, постепенно стали стирать своеобразие древнего слоя. Ярко это сказалось в области Москвы, где полностью исчезла панева. Уже в 80е годы крестьянки ходили по праздникам в городских платьях, шляпках, с зонтиками и т.д. Небольшая часть крестьянок южных губерний носило костюм, включающий рубаху с однотонной или полосатой юбкой, кокошником, или колпаком (костюм однодворок), а казачки нижнего и среднего Дона с пубельком костюм (платье типа татарского камзола, надеваемое на длинную туникообразную рубаху с широкими рукавами). На рубеже 19 и 20х вв. по России распространена парочка - комплекс из юбки и кофты или цельного платья из ситцевой ткани. Мужской костюм однотипен, рубаха, пояс, порты, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви, лаптей или сапог. Общая основа появилась в крое, силуэте, орнаментике. Детская одежда и по кроям и орнаментам, полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Дети летом ходили в подпоясанных рубахах...Взрослая рубаха - праздничные- из отбеленного тонкого полотна, а будничные - из грубого полотна, туникообразная рубаха, косоворотка, с разрезом на левой стороне груди. Порты, не широкие штаны, а также жилеты. В праздничный костюм входило обычно больше одежды, чем требовала погода. Самой нарядной верхней одеждой русских были шубы и полушубки. У крестьян они были в основном овчинными, изредка на заячьем, собачьем или кошачьем меху.

До реформ Петра 1 шубы носили мехом внутрь. Овчинная шуба - символ семейного благополучия, полушубок - меховой кафтан длинной до колен, пояс тканый, витой, плетенный.

Парни опоясывались по нижней одежде,а мужчины - по верхней. По поверию, пояс увеличивал силу мужчины. Прическа в 18 веке в моде - распущенные волосы чуть выше плеч. На Севере носили длинные волосы, косы. В 15-16 веке подстригались очень коротко, обривание бороды было известно еще от греков и что в московском государстве 16 века, ношение бороды было принято в основном у солидных людей. Головные уборы делались из шерсти и отличались разнообразием формы (папаха, кубанка, военная фуражка).

В 19 веке пришла мода на украшения (часы, цепочки, брелки, трости).

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОСТЮМОВ РУССКИХ КРЕСТЬЯНОК. Большое символическое значение в структуре традиционного костюма имели их прически, головные уборы и грим. Коса - значение для девушки, в ней вплетали тряпочки, а в праздники - шелковую ленту, колокольчики. Заплетали и сложные косы до 12 прядей. Коса играла роль в гаданиях, символизировала девичье "я" и невинность. В северной губернии при нарядном головном уборе распускали волосы, считалось торжественно. Коса стала объектом молодежных весенних обрядов (красота). Замужние заплетали волосы в двойные косы на висках и завязывали их над лбом, образуя рога, либо прятали под головным убором. Головные девичьи уборы не закрывали темени - это жесткий обруч или мягкая повязка скреплялись на затылке лентами, также носили платки сложенные в "уголок" (повязанные под подбородком). На юге - яркость головных уборов, отделочные материалы : бисер, птичьи перья, бахрома. На севере - нарядны особенно уборы невест, жемчуга и разноцветные камни. "Сорока" - умела шить каждая крестьянка. Название объясняется пестротой использованных материалов и название отдельных частей - крылышки, подкрылки, хвост. Служили оберегом от домового "поневный комплекс". Кокошник - изготавливали профессиональные мастерицы. Разные типы: с поперечным гребнем, двурогий кокошник седлообразной формы, однорогие (закругленным, заостренным верхом), бусовые кокошники (в небогатых семьях расшивали бисером или бусами). На севере - кокошники изготавливали из парчи, бархата, шелка, расшивали золотыми нитями, блестками, стекляшками. Повойник - интимный головной убор, повязанный платок, внутри - темный стеганный валик. Платок - распространенный головной убор. Купчихи и богатые крестьянки носили платок поверх кокошника. По всей России были распространены платки с золотой вышивкой. Большим вышитым платком или фатой.

Функции ГОЛОВНОГО УБОРА: Он отражал космологические,эстетические, этнические представления, их национальность, возраст, семейное положение, социальный статус. Выполнял обереговую и продуцирующие функции. Декоративная косметика в сознании крестьянок - умывание, осоциировались с космическими природными стихиями (вода - роса, белила - серебро, месяц; румяна - золото, солнце, огонь).обувь - лапти. валенки носили. Функции традиционного костюма - утилитарная (практическая), социально-культурная, познавательно-эвристическая, эротическая, эстетическая.

Традиционный народный костюм жителя средней полосы России.
Русский мужской костюм был практически одинаков для всех жителей всех регионов. А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани.
Женщина обязана была иметь 20 «срядов» (специальных нарядов) на все случаи жизни - траурные, для грустных случаев, радостные, торжественные... А мужчина - всего три. Конечно, многие костюмы передавались из поколения в поколение, потому что сшить и вышить 20 нарядов - дело непосильное. 
В отделке русской народной одежды преобладал красный цвет. Красный цвет — цвет солнца, огня; считалось, что он отпугивал нечистую силу. Кроме красного, в костюме можно увидеть белый, темно-синий. 
Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.
Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, по большим общинным праздникам.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ:
- Потки (штаны), подпоясанные поясом(опояской, гашником). Штаны всегда заправлялись в обувь.
- Рубаха, сшитая из грубой льняной ткани. Из тонкой ткани рубаху для мужчин шила только невеста к свадьбе. Праздничные рубахи могли быть красного, бордового, синего цветов, богато украшенные вышивкой и аппликацией из гаруса (тонким шнуром из красной шерсти). Повседневные рубахи шили из небеленого льна и украшались обережной вышивкой. Рубаху тоже подпоясывали поясом. 
- Пояс (мог быть кожаным, тканым, плетеным). Пояс оборачивали вокруг талии нечетное количество раз и завязывали спереди узлом, закрывая энергетические точки на теле (пупок и гениталии). Считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак.
- Шапка
- обувь (Сапоги или лапти, которые надевали на онучи).

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Имеет свои особенности в зависимости от региона, социального статуса и уровня достатка в семье, и даже от настроения и социальной ситуации. Была одежда нарядная и «печальная». 
Комплекты женской народной одежды существуют видов: более древний «понёвный», распространенный на юге и в средней полосе России состоящий из рубахи, понёвы и фартука и «сарафанный» из рубахи и сарафана, более поздний комплект, распространенный на севере.

- Рубаха. 
Шилась из льняной ткани, более высокого качества, чем мужская. Рубаха шилась из разных видов ткани, самая тонкая и качественная шла на «видную» часть, то есть незакрытую одеждой, а вот часть закрытая юбкой или сарафаном могла быть из дешевой, грубой ткани.
Цвет рубахи мог быть любым, но чаще всего использовались, красный, бордовый, синий и белый. Иногда зеленый и желтый. 
Рубаха украшалась вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками по краям одежды - ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Вышивка носила обережный характер, узоры несли смысловую нагрузку. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. 
Подол рубахи должен лежать на полу, когда женщина стоит босиком. Считалось, что женщина берёт свою энергию от Земли, это помогает ей укрепиться корнями и получить силу для материнства. Для удобства при ходьбе ее поддергивали поверх пояса, до образования складки-пазухи. 
Понёва. Обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины жительницы средней и южной полосы России. Существовал обряд «впрыгивания в поневу», когда девка считала, что готова выйти замуж. Поневу могла носить просватанная девушка. 
Понева одевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали под гашник — шерстяной шнур, открывая подол рубах, который потом закрывали передником. Поневы были «глухие» - с одним разрезом или распашные с тремя, есть еще понёва из четырех полотен «с прошвой» - куском вшитой посередине ткани другой расцветки, как однотонной, так и узорчатой. Полы поневы могут быть завёрнуты и подоткнуты - сзади, с одного бока, с обоих. Это могло делаться как для удобства, так и специально, чтобы показать красоту узоров на подоле рубахи. Понёву, которая должна была носится завёрнутой, даже украшали специально с изнанки, а не с лицевой стороны.
Подол поневы украшался вышивкой. Сама понева шилась из клетчатой ткани. Чем мельче клетка, тем моложе женщина. Будничные понёвы шились обычно из смесовой ткани (шерсть и лен). Они были также более короткими и, как правило, почти не украшались. Единственным украшением будничной понёвы мог быть цветной шнур или узкая тесемка, которые нашивались по краю подола и краям пол. 
Праздничные понёвы шились из тонкой шерсти. Праздничные понёвы украшались цветным гарусом, полосами узорного тканья, кружевом, розетками из бисера, лентами, тесьмой, шнуром, блестками, и даже бубенцами. Украшения располагались горизонтальными полосами, закрывая иногда почти всю ткань понёвы. Особенное внимание при украшении уделялось месту соединения полотнищ понёвы. Вертикальные швы украшали вышивкой и цветным бисером. Особенно богато украшались понёвы молодых женщин, ожидающих рождение своего первенца. 
Женщина обычно имела в своем распоряжении десять — пятнадцать понёв, которые были предназначены для использования в различных жизненных ситуациях от праздничных гуляний до траурной одежды.
Иногда вместе с поневой женщина надевала «навершник» - широкий жилет без пуговиц.

Фартук. 
Обязательная часть одежды для женщины. Фартуки шили повседневные и нарядные. Фартук выполнял 2 функции: защищал одежды от загрязнений и закрывал неукрашенную часть рубахи. Повседневные фартуки были темного цвета. А нарядные шили из тонкой ткани и богато украшали вышивкой. В некоторых областях России невестка на свадьбе подносила будущей свекрови белый фартук, украшенный кружевами, как символ того, что той больше не придется выполнять по дому тяжелую работу. 
Фартуки были как «поясные» (от талии до пола), так и «занавески», закрывающие все тело. Занавески шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба делали прямоугольной формы вырез для головы. Интенсивность украшения фартука постепенно усиливалась сверху вниз за счет вставок из яркого ситца, полос узорного ткачества и вышивки, лент, кружева, бахромы. Самая широкая узорная полоса - цветная перевить - помещалась не в самом низу, а немного отступая от края.

Головной убор. 
Головной убор замужней женщины состоял из 2 — частей: повойник (полностью закрывал волосы и похож на современную медицинскую шапочку) и платка, который повязывался по — бабьи, т.е. Концы платка перекрещивались под подбородком и завязывались сзади. 
Волосы замужней женщины должны быть полностью убраны, так как считалось, что на один женский волос можно навести порчу не только на женщину, но и на весь ее род. 
Пояс. На Руси никогда не ходили распоясанными, считалось, что пояс оберегает от бед. Поясов надевали несколько. Нижним подвязывали нательную рубаху, он был из простой шерсти. Верхние подпоясывали верхнюю одежду и были тканые, вязаные, плетеные, с пышными махрами на концах, кисточками и помпонами – «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью. - Пояса были с обережным орнаментом и даже «со словесами» (вытканной молитвой или посвящением). Верхние пояса были около трех метров длинной. Иногда к поясу прикреплялись махры, их изготавливали из ткани и лент и украшали вышивкой, блестками, иногда пуговицами. Махры носили у пояса сзади или по бокам, они были своеобразными оберегами, считалось, что в них обязательно запутается взгляд злого человека или завистника. 
Украшения. 
Женщины детородного возраста носили бусы, серьги, браслеты. Задача украшений - отгонять нечистую силу.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


написать администратору сайта