Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественная ковка и гнутье металла

  • Лаковая роспись по металлу

  • Деревообрабатывающие промысл

  • Художественный керамический промысел

  • ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________________

  • 24. Народные художественные промыслы Урала.

  • Ювелирное дело и обработка металлов

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница17 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

    Вопрос 24. Народные художественные промыслы Урала

    Аннотация. Понятие художественного промысла. Становление художественных промыслов на Урале.

    Центры чугунного художественного литья: Касли и Куса. Выдающиеся произведения чугунного художественного литья. Златоустовская гравюра на стали: история и особенности изготовления. Бытовая и художественная медь уральских заводов. Нижнетагильский подносный промысел. Сундучный промысел. Камнерезные изделия уральских мастеров. Керамические изделия Урала. Художественная обработка бересты.

    Современное состояние традиционных художественных промыслов на Урале.



    Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России.










    Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.

    Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.

    Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка и гнутье металла, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора.

    Традиционным уральским промыслом является камнерезно-гранильное производство. Выпуск изделий из поделочных и полудрагоценных камней с 1726 года был сосредоточен в г. Екатеринбурге в небольшой мастерской, выросшей впоследствии в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Со второй половины XIX века камнерезные производства размещались во всех крупных заводских поселках.

    В настоящее время на территории Свердловской области работают ООО «Уральский сувенир», ООО «Камни Урала», ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Мурзинка-1».

    Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.

    В настоящее время занимаются ювелирным делом ОАО «Ювелиры Урала», ООО «Екатеринбургская ювелирная фабрика», ИЧП «Витэкс», ООО «Мурзинка-1» ООО «Таюткино зеркальце», ООО «Уральский сувенир».

    Колокололитейное дело на Урале возникло в начале XVIII века в Невьянском заводе, где в 1702 году по распоряжению Н.Д. Антуфьева (Демидова) был отлит первый колокол. В 1790 году в Невьянске был основан колокололитейный завод. Затем колокололитейное дело было налажено на Екатеринбургском металлургическом заводе, Каменск-Уральском, Выйском (близь Тагила), Суксунском (около г. Красноуфимска) заводах. В советское время выпуск колоколов был повсеместно прекращен. Возрождение промысла началось в 1990 году. В настоящее время колокололитейное дело освоил ООО «Пятков и Ко» в городе Каменск-Уральском.

    Художественная ковка и гнутье металла развивалось на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот). В современный период художественной ковкой в Свердловской области занимаются ООО «Кузнецы», ООО «Кузнечная академия», ООО «Кузнечная мануфактура», ООО «Олтос», кузнецы мастерских Художественного фонда (г. Екатеринбург); предприятия ООО «Ковград», ООО «Симфония металла» (г. Первоуральск). Индивидуально работающие мастера и предприятия входят в ассоциацию «Кузнецы Урала» (президент – доцент Уральской архитектурно-художественной академии Н.А. Волков).

    Лаковая роспись по металлу зародилась в Нижнем Тагиле. Недавно этот промысел отметил свое 265-летие. В настоящее время производится выпуск расписных подносов в г. Нижнем Тагиле на предприятиях ООО «Тагильский поднос», участком росписи подносов ООО «РСК», ООО «Лаковая живопись Урала».

    Деревообрабатывающие промыслы в богатом лесами Уральском крае были представлены изготовлением «стильной мебели» богато украшенной резьбой, плетеной мебелью и другими изделиями из лозы и ивы, мелкой декоративной пластикой. В настоящее время различные предметы бытового назначения (корзины, короба, абажуры) выпускает Дистанция лесозащитных насаждений Свердловской железной дороги («Егоршинская лоза»), плетеную мебель из ивы изготавливает ИЧП «Плетеная мебель Тропникова», в мастерских комбината Художественного фонда создан «Центр художественной древесины», специализирующийся на резьбе по дереву, инкрустации; производством разнообразных изделий из бересты занимаются мастера ООО «Артель» в городе Лесном.

    Художественный керамический промысел на Среднем Урале был известен с начала XVIII века выпуском глиняной посуды в Невьянском и Сысертском районах. В настоящее время продолжателем дела «Невьянского завода художественной керамики» в Невьянском районе является предприятие ООО «Таволожская керамика». На выпуске посуды с ручной кистевой росписью специализируется ООО «Фарфор Сысерти». В 2000 году «Фарфор Сысерти» освоил производство фарфорово-фаянсовых иконостасов.

    Перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов в Свердловской области (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 06 марта 2013 года № 262-ПП «Об утверждении Перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области»):

    1. Город Екатеринбург – камнерезное и ювелирное производство, художественное литье и ковка металла, керамическое производство, художественная обработка ткани и лозоплетение.

    2. Город Нижний Тагил – лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство, берестяное дело, художественное литье и ковка металла.

    3. Город Сысерть – производство фарфоровой расписной посуды.

    4. Город Богданович – производство фарфоровой расписной посуды.

    5. Посёлок Нейво-Шайтанский, Алапаевский район – производство ювелирных и камнерезных изделий.

    6. Село Бутка, Талицкий район – художественное ручное ковроткачество и узорное вязание.

    7. Город Туринск – изготовление изделий из дерева с ручной кистевой росписью: детских игрушек, сувениров, кухонных и столовых наборов.

    8. Город Артемовский – лозоплетение.

    9. Невьянский район – производство художественной керамики.

    10. Город Каменск-Уральский – колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла.

    11. Город Лесной – производство изделий из бересты и лозы, керамическое производство, художественное литье и ковка металла.

    ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________________

    В   историческом   развитии   народные   художественные   промыслы   России 
    прошли   несколько   этапов,   каждый   из   которых   обладает   своей   спецификой. 
    Выделяются   следующие   хронологические   периоды   в   традиционном     и 
    современном этапах художественных промыслов и ремёсел;
    1.   На   рубеже   ХVII-ХVIII   веков   в   связи   с   формированием 
    централизованного   русского   государства   и   развитием   рынка   начинают 
    складываться   промыслы   по   производству   продукции   на   продажу,   что 
    способствовало объединению крестьян - ремесленников и выделению районов 
    со   специфическим   развитием   промыслов   и   ремёсел.   Возникла   одна   из 
    первоначальных   форм   организованного   производства,   наиболее 
    распространенная в народных промыслах, - скупничество.


    2.   Первая   половина  XIX  в.   –   художественные   промыслы   и   ремёсла 

    занимают   важное   место   в   сфере   традиционной   культуры.   В   это   период 
    проявляется   синкретизм   кустарной   вещи   –   назначение   и   форма   находятся   в 
    прямой зависимости, границы между ними скрепляет соподчинённый им декор. 
    Все   кустарные   предметы   имеют   утилитарную   функцию,   сохраняя   при   этом 
    традиции   формотворчества,   семиотическую   значимость   и   архаическую 
    семантику орнамента. В этот период между покупателем и мастером создана 
    своеобразная замкнутая цепь среда – мастер – вещь – среда.  


    3.  К   концу   XIX   века   большая   часть   промыслов   приобретает   характер 
    капиталистической мануфактуры. Расцвет прикладного творчества, связанный с 
    формированием   региональных   рынков   сбыта     (ярмарки   и   торжки).   На 
    крестьянское искусство начинает влиять профессиональное искусство города, 
    новые   стили   –   историзм   и   модерн.   В   зависимости   от   социальной 
    принадлежности исполнителя, художественные производства можно разделить 
    на следующие группы: крестьянский кустарный промысел и домашнее ремесло, 
    городской   посадский   промысел   и   мелкотоварное   ремесло,   цеховое 
    производство, монастырское ремесло. 


    4. Следующим этапом развития промыслов стал переход от мануфактуры 
    к   фабрике.   В   результате   капиталистической   конкуренции   подрывается 
    экономическая   основа   традиционных   центров   ремесленного   производства, 
    снижается спрос на ремесленные изделия, что приводит к упадку промыслов.


    5.   1930   –   конец   1950   -   х   гг.   Происходит   реорганизация   кустарной 
    промышленности. Художественные промыслы рассматриваются не только как 
    отрасль   мелкой   промышленности,   но   и   как   самобытное,   коллективно 
    создаваемое   искусство,   один   из   важнейших   источников   и   компонентов 
    общенародной   культуры.   В   ряде   промыслов   в   советские   годы   выявились 
    совершенно   новые   черты   в   особенностях   художественного   стиля,   технике   и 
    манере   исполнения,   не   свойственные   произведениям   прежней   ремесленной 
    школы, что привело к формированию новых граней профессионализма в этом 
    искусстве.


    6. Вторая половина 1960 – х - начало 1970 годов стало временем широкого 

    обращения   общества   к   народному   искусству.   Появилось   внимание   к 
    археологии,   реставрации   памятников   древней   архитектуры.   Интенсивно 
    развивается   выставочная   работа   в   области   декоративно   –   прикладного 
    народного творчества. Проводится большая практическая работа по выявлению 
    и привлечению к работе мастеров – надомников,     восстановлению забытых 
    видов производства. 
    В   искусстве   предметного   мира   этого   периода   просматриваются   два 
    основных   вида   эстетической   деятельности   —   народное   ремесленное 
    художество и промышленное декоративно — прикладное искусство, каждое со 
    своей   социально-культурной   миссией.   Народное   декоративно   –   прикладное 
    искусство выделилось в особую сферу творчества со своей профессиональной 
    спецификой и осознанием не только утилитарного, но и чисто эстетического 
    значения в контексте культуры. 


    7. На сегодняшний день понятие «народные художественные промыслы» 
    стало более широким в силу участия в них разных мастеров и художников – 
    профессионалов. Изменения, происходящие в функциях изделий, механизмах 
    передачи традиции, в мироощущениях и социальных условиях жизни мастеров 
    показывают,   что   современные   народные   промыслы,   хотя   и   примыкают   к 
    традиционной   народной   культуре,   но   уже   являются   новой   областью 
    деятельности, хотя и на основе старых образцов.
    24. Народные художественные промыслы Урала.

    Каслинское литьё – художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры) из чугуна. Каслинский завод архитектурно-художественного литья является одним из старейших заводов России, где сохранены вековые традиции чугунного литья.

    Златоустовская гравюра. История появления – 19 век. Были приглашены мастера немцы, чтобы обучать гравировке русских мастеров. По легенде, среди них был мастер Иванко Крылатко, который учился прилежней других. Традиция немцев гравировать каней на клинках нашла отражение в творчестве уральских мастеров гравюры. В качестве доказательства мастерства им предлагалось выгравировать клинок самостоятельно. Иван Крылатко решил выгравировать не просто коней, а коней с крыльями и сделал это наиболее качественно. В итоге, герб Златоуста – это крылатый конь. Техника Златоустовской гравюры: берётся лист металла, и покрывается кислотостойким лаком. Затем иглой рисуется картина (природа, кони, животные). Потом всё это опускается в кислоту, которая разъедает лек до железа. Лак снимают, а картина остаётся. Картина покрывается позолотой, либо в неё забивают золотую нить. Может покрывается чёрным лаком или достигается синтез за счёт накаливания железа.

    Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам. 

    Керамика и стекло
    Византийская керамика еще мало изучена. Вначале изготовлялась поливная одноцветная посуда, с IX в. она имела формованный рельеф. Наибольший интерес представляют облицовочные плитки, выпуклые и вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Нередко композиция составлялась из многих изразцов. Позднее посуда стала полихромной С IX в. применяется техника сграффито, т.епроцарапыванйе по глазури или удаление широких участков поливы. 
    Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями и вправленного в свинец, котеры» обнаружены в окнах апсиды монастыря Хора (КахриеДжами в Константинополе), созданные не позднее 1120 г. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками. Цвета — синий, зеленый, багряный. 

    Ювелирное дело и обработка металлов
    В ювелирных изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Наибольшей славой византийские ювелиры пользовались благодаря великолепию палитры своих эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Иногда эмали сплошные, но чаще — на золотом фоне: византийцы считали, что этим металлом покрыто небо, и высоко ценили золото. Наиболее интересными являются изделия из лимбургскогореликвария, венгерская корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым. 
    Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии — с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество заказов на храмовые двери из европейских стран, кроме того, изготавливали ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери). 

    Камень
    В области камнерезного искусства византийцы оставили только образцы архитектурного декора, например, капители Святой Софии. Резьба очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом. 

    Ткани
    Подлинность византийского происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такого шелка выполнена далматика — просторная длинная одежда Карла Великого.

    Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.

    Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.

    Для религиозных целей ваяние с самого начала употреблялось умеренно, потому что восточная церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством, и если до IX века круглые фигуры ещё были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены из них. Таким образом, главное поприще деятельности для скульптуры было закрыто, и ей оставалось исполнять только саркофаги, орнаментальные рельефы, небольшие диптихи, даримые императорами сановникам и церковным иерархам, переплёты для книг, сосуды и пр. Материалом для мелких поделок такого рода служила в большинстве случаев слоновая кость, резьба которой достигла в Византии

    Декоративно-прикладное искусство

    Наряду с резным делом процветала обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые произведения умеренного рельефа. Византийские художники дошли, наконец, до того, что стали обходиться вовсе без рельефа, как, например, в бронзовых дверях церквей, производя на медной поверхности лишь слегка углублённый контур и выкладывая его другим металлом, серебром или золотом. К этому разряду работ, называемому agemina, принадлежали замечательные двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время её пожара в 1823 году, и принадлежат двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя. Кроме дверей, таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощейи т. п. Во всех подобных произведениях византийское искусство старалось избегать выпуклости, заменяя рельеф или агеминальной работой, или чернетью, или эмалью, и заботясь пуще всего о роскоши и возможно большем употреблении драгоценных камней.

    Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль (émailchamplevé) и перегородочную эмаль (émailcloisoné). В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся таким образом перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления. Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет знаменитая Palad’oro (золотой алтарь) — род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

    В контексте сказанного особое место занимают уральские художест-
    венные промыслы, описанию истории развития которых посвящен второй
    параграф «Самобытность: уральские художественные промыслы».
    Уральские художественные промыслы (каслинское чугунное художе-
    ственное литье, златоустовская гравюра на стали, нижнетагильская рос-
    пись по металлу, суксунская медь, камнерезное и ювелирное искусство,
    невьянская школа иконописи) были порождены и стали выражением гор-
    ноуральского способа жизни, где крестьянские традиции во многом опре-
    деляли труд рабочих и мастеровых, где творчество кустарей-одиночек
    соседствовало с промышленным производством, где главным материа-
    лом были железо и камень, где связь с духом традиций не отвергала, а,
    напротив, предполагала постоянный широкий поиск, где создавались
    произведения, украшавшие столичные дворцы и крестьянские избы, ку-
    печеские особняки и дома рабочих.
    Можно сказать, что художественные промыслы достаточно долгое
    время были выражением самосознания региональной культуры, являлись
    ее неотъемлемой частью, представляли образ региона в сознании других
    людей. Однако собственно осознание этого феномена пришло несколько
    позже: началом процесса можно назвать выставки «Урал и его богатст-
    ва», организованные на рубеже XIX–XX вв. А. Денисовым-Уральским, и
    появление сборника сказов П. Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939).
    Образы бажовских сказов отражают тот реально существовавший
    пласт сознания уральцев, в котором, наряду с миром видимым, всегда
    существует «тайный» мир, где мастерство и знание ценятся наряду с чис-
    тотой сердца и помыслов, где язык звучит в своей первозданности – и
    остраняет бытие, где сами формы жизни – другие по сравнению с тради-
    ционно русскими (крестьянскими) и одновременно узнаваемые. Не слу-
    чайно исследователи творчества П. Бажова называли его произведения
    камертоном для понимания мира уральского труженика. Образы бажов-
    ских сказов стали символами Уральского края и вошли в сокровищницу
    российской культуры.

    Традиционные уральские промыслы в ХХ в. проходят несколько ста-
    дий развития: сначала они утрачивают свою самобытность, уходят мас-
    тера, производится только то, что тиражируется промышленным спосо-
    бом, затем, на новом этапе, затрачиваются огромные усилия для возрож-
    дения промысла.

    История существования художественных промыслов свидетельствует,
    что именно они были для Урала специфической формой духовно-
    эстетического освоения мира, реализуя тесную связь с повседневной
    жизнью и формами хозяйственно-промышленной деятельности. Это по-
    зволяет говорить об уральских народных художественных промыслах не
    только как о по-настоящему самобытных и оригинальных видах творчест-
    ва, свойственных региональной культуре, но и как о существенном вкладе
    уральских мастеров в сокровищницу русской культуры.


    В третьем параграфе «Профессиональное искусство Урала на ру-
    беже XIX-XX вв.: время больших ожиданий» рассматривается история
    профессионального искусства Урала, существовавшего в регионе мень-
    ший по времени период и в силу этого не успевшего к рубежу XIX–XX вв.
    стать подлинной формой самосознания региона. В развитии профессио-
    нального искусства Урала рубеж XIX – XX вв. был временем скорее ожи-
    даний, нежели свершений. Можно констатировать, что в этот период про-
    исходит подъем и консолидация творческих сил, который, тем не менее,
    нельзя выдавать за расцвет художественной культуры. Художественную
    жизнь края, при всей ее интенсивности, можно охарактеризовать словами
    «провинциальная художественная жизнь». В этот период происходит
    становление профессиональной художественной культуры как формы
    самосознания новой культуры края.

    Выделяются масштабные фигуры (Д.Мамин-Сибиряк, А. Денисов-Уральский, Л. Туржанский), талантом и усилиями которых созидается представление о крае, складывается «образ Урала». Практически каждая крупная культурная акция в этот период становилась частью общего процесса становления регионального самосознания (от активной просветительской деятельности местной интелли-
    генции до побед на международных промышленных выставках, от орга-
    низации Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки до откры-
    тия в столицах выставок «Урал и его богатства»).

    На рубеже XIX–XX вв. в крае мы наблюдаем сосуществование двух
    форм искусства – народного и профессионального. Они не просто сосуществуют, они обогащают друг друга, тесно взаимодействуют. Самобыт-
    ное народное искусство становится той питательной средой, из которой
    вырастает искусство профессиональное. Однако в ситуации происходя-
    щих модернизационных процессов в культуре народное искусство как
    форма регионального самосознания отходит на второй план. На его ме-
    сто в светской культуре модернизированного типа приходит искусство
    профессиональное. Этот процесс на рубеже эпох на Урале находился
    еще в самом начале, происходил скорее ощупью, нежели был осознан,
    проявляя себя в виде разрозненных, робких попыток, давая рождение
    отдельным (так и оставшимся стоять в истории одиноко) творческим лич-
    ностям.


    Можно констатировать, что до революции 1917 г. краем не было дос-
    тигнуто того качественного уровня, который позволил бы процессу само-
    познания стать до конца очевидным, насущным, позволяющим увидеть в
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта