Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Народная хореографическая культура как феномен НХК.

  • 10. Народная хореографическая культура как феномен народной художественной культуры.

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница20 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

    Вопрос 27. Роль и место народной хореографии в традиционной

    русской культуре

    Аннотация. Танец как неотъемлемая часть народной культуры во мно­жест­ве и богатстве связей с обрядом, игрой, песней, инстру­мен­тальной музыкой. Функциональное содержание хореографических форм в традиционных обрядах календарного и семейного циклов (зимние, весенне-летние календарные и общинные праздники, осенние молодежные «вечерки», «беседы», свадьбы и т. д.), их воспроизведение в соотношении с обстоятельствами места и времени. Влияние половозрастных обстоятельств.

    Семантическая и образная интерпретация пространственных форм, движений хороводов и плясок.

    Плясовые формы и их смысловые грани. Пляски ряженых (в святочных, масленичных, свадебных обрядах и т.п.) как особая форма народной хореографии.

    Поздние формы танца (многофигурные пляски, кадрили, лансье, городские парные танцы) как примеры восприимчивости и культуротворческого отношения русской традиции к другой (в частности европейской) культуре.
    24. Народная хореографическая культура как феномен НХК.

    Народный танец на многих этапах истории человечества начиная с древних времён был основой хореографической культуры общества.

    Современная научная литература отражает разногласия по поводу понятия «хореографическая культура». В качестве синонимов понятия употребляют такие словосочетания, как «национальное хореог-е искусство», «танцевальная культура», «танцевальное искусство», «национальная хореография» и др. Под «хореографической культурой» многими авторами подразумевается именно профессиональное балетное искусство, но никак не традиционный национальный танец.

    Вместе с тем ХК современного общества включает фольклорный (традиционный) танец, народную хореографию; народно-сценический (обработанный для сцены) танец; эстрадный танец; балетное искусство. Невозможно вычислить и обозначить как главенствующий, определяющий ни один из составляющих элементов этого сплава.

    У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны прежде всего с его этническим характером, системой духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов. Народные танцы, их художественно-образное содержание и лексика отражают не только национальные образы мира, но также трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его проживания.

    В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представителям того или иного этноса. В ней содержится многообразная информация о его антропологических особенностях, преобладающих видах трудовой деятельности (земледельчество, скотоводство и т.д.), нормах поведения и взаимодействия между различными половозрастными и социальными группами..

    На первобытно-общинной стадии развития, человек мог выжить только активно приспосабливаясь к окружающей среде, надёжную среду выживания он мог создать себе только в коллективе людей. Общение между людьми могло происходить с помощью жестов, послуживших основой для появления плясок. Возникновение совместной трудовой деятельности, выполняемой в определённом ритме повлекло за собой появление первобытных плясок. Танец, вбирая в себя всё многообразие трудовых приёмов, правил, способствовал закреплению вложенной в него информации и ее передаче от одного поколения другому.

    В танце тренировалось тело, закалялся боевой дух, через танец люди познавали историю своего народа. Посредством танца, люди предавали свои ощущения, мысли, чувства. Из этого следует, что основными функциями танца были первоначально активно-приспособительная, коммуникативная и познавательная. Танец передавал участнику основные нормы поведения, ценностные установки, регулировал отношения между членами коллектива. Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующих поколений. В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и др. формами народной жизни. Со временем народные танцы утратили своё магическое значение и превратились в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечения. Их начали исполнять и профессиональные коллективы на сцене.

    Классификация русского народного танца:

    Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, за основу берётся не исполнение танцев по определённым праздникам или временам года, а их хореографическая структура и их устойчивые хореографические признаки: форма и стиль исполнения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопровождение, определённая композиция, количество участников и т.д.

    Русский нар. Танец делится на два основных жанра: хоровод и пляска, которые состоят их различных видов:

    - Хоровод: орнаментальный, игровой

    - Пляска: традиционные (одиночная пляска, парная пляска, массовый пляс, групповая пляска; поздние (кадриль, полька).

    Метрическая основа и художественная сущность танца – музыка. Танец должен быть органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Любому виду танца присущи свои музыкальные интонации, музыкальный стиль, характерные для той или иной местности. Одним из главных компонентов танца является костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.

    Хоровод – самый древний вид русского народного танца, представляющий собой массовое народное действо, неразрывно связанное с песней. В языческие времена, хороводы имели культово-обрядовое значение, но постепенно утратив его, они стали отображать социальную, бытовую и т.п. стороны жизни. В хороводе всегда проявляются чувства единения, дружбы, товарищества. В разных областях России хоровод называли: карагод, курагод, каравод, танок, круги и др. Мастеров ведения хороводов называли; заводила, хороводник. Темами хороводных песен были: труд, воспевание природы, любовь парня к девушке, высмеивание попа или пападьи, семейные.

    Орнаментальные хороводы - хоровод, в основе которого лежат фигуры-орнаменты: круг, ряд, змейка. Содержание песен этих хороводов связано с образами природы, поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа.

    Игровые хороводы – хороводы, имеющие игровой сюжет, конкретное действие, которые обыгрываются в песне действующими лицами.

    Основные рисунки хороводов: Танцевальный рисунок – последовательное чередование различных положений танцующих, траектория их перемещений. Рисунок является выразительным средством народного танца и подчинён его идее и образу. Наиболее древним считается круговой рисунок и его разновидности: круг, два круга рядом, круг в круге, корзиночка, восьмёрка, улитка. Также существуют такие фигуры как: колонна, улица, воротца, гребень.

    Пляска. Носила обрядовый характер, но со временем утратила его и приобрела характер бытовой. Пляской можно выражать различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и т.д. Характерная особенность – импровизация, которая увеличивает запас движений и окрашивает каждое из них индивидуальностью исполнения.

    Одиночная пляска – пляска, основанная на импровизации исполнителя, что делает её очень индивидуальной, разнообразной, неповторимой по своим движениям, манере исполнения.

    Перепляс – соревнование в пляске двух парней или девушек (соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений.

    Массовый пляс – пляска, в которой нет ограничений по возрасту и количеству участников, пляшут по оному, трое или четверо, но свои эмоции адресуют кому-либо из пляшущих рядом. Каждый исполнитель или пара может свободно войти или выйти из пляса.

    Групповая пляска – п-ка, где количество танцующих ограничивается небольшой группой. В группах сохраняется элемент импровизации и возможность показать себя, однако в меньшей степени, чем в переплясе или индивидуальной пляске.

    Кадриль – наиболее молодой вид русского танца. По композиционному строю можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили. Квадратная кадриль (или угловая) – исполняется по углам 4-мя парами. Линейная кадриль (двухрядная) предполагает движение равного количества участников стенка на стенку, линейно, навстречу друг другу. В круговой кадрили может принимать участие любое количество пар, как чётное, так и нечётное, но не меньше 4-х. Все перемещения происходят по кругу.
    10. Народная хореографическая культура как феномен народной художественной культуры.

    Хореографическая культура – это часть художественной культуры (музыкально-театральной), обособленная системой создания и трансляции художественных ценностей и представляющая специфику формирования и функционирования субъектно-содержательных компонентов танцевального искусства. Хореографическая культура современного общества включает фольклорный (традиционный) танец, народную хореографию; народно-сценический (обработанный для сцены) танец; эстрадный танец; балетное искусство. (определение Н.А.Терентьевой интернет источник

    Огромное влияние на формирование народной танцевальной (хореографической) культуры изначально оказывали мифологические представления об устройстве мира, олицетворение природных стихий, поклонение силам природы. В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и другими формами народной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя, удачной охоты и т.д. Например, у народов Севера до сих пор сохранились танцы медведя, оленя, моржа, имевшие ритуальный смысл и, по древним поверьям, способствовавшие успешной охоте и рыбной ловле. Со временем народные танцы утрачивали свои магические, обрядово-ритуальные функции и стали превращались в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечений. Их начали исполнять и профессиональные коллективы, выступающие на сцене.

    История возникновения танца на Руси неразрывно связана с музыкальным и песенным творчеством. Не случайно песни на Руси «играют», «водят», «ходят». Русский народный танец богат многообразием специфических рисунков: корзиночки, воротца, книжечки, шторки, змейки, ручейки, гребенки, капустки, стенки, столбы и др. Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному. На Севере — величаво, степенно, горделиво. В Центральной части - то лирично, задушевно, то весело и игриво. На Юге манера исполнения танца задорная, озорная, удалая. Однако, несмотря на различия в характере исполнения танцев в той или иной местности, существуют общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа: поэтичность, лиризм, сила, широта, ловкость, удаль, виртуозность движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.

    А.А.Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды. Этот подход представляется наиболее целесообразным. Таким образом, основными видами русских народных танцев являются:

    • хороводы (в том числе орнаментальные, игровые);

    • пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс)

    • переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой).

    • кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев — ланце и польку);

    Наиболее популярным жанром русского народного танца является хоровод. Хороводы, изображающие орнамент, узоры, фигуры, кружева называются орнаментальными хороводами Особенностью орнаментальных хороводов является: строгое соблюдение формы. Хороводы, выражающие драматическое действие, называются игровыми. Отличительные особенности игрового хоровода: - в игровом хороводе используется ограниченное количество рисунков танца, перестроения гораздо проще и легче для запоминания; основными фигурами являются круги или линии (в центре круга разыгрывается действие, в линейном построении две противоположные линии ведут диалог); изменяется роль заводилы хоровода, от которого требуется не умение изобретать фигуры, а актерское мастерство и хорошие вокальные данные. В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно выражать различные состояния человека.

    Особое место принадлежит игровым танцам о явлениях природы («метелица», «пурга») или каких-либо животных и птицах. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.

    Пляска - вид русского народного танца. К русским пляскам относятся импровизированные танцы (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно свое название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски могут быть одиночные, парные, массовые; медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

    Перепляс. Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количество «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения). Перепляс очень разнообразен и носит характер соревнования. Традиционный перепляс состоит из проходки (отражающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполнителя, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя.

    Кадриль – наиболее молодой вид русского танца. Ведет свое происхождение от французской кадрили и английского контрданса. Существует ряд отличительных черт русской кадрили: рисунок русской кадрили более богатый («корзиночка», «воротца», «звездочка», «гребенка», «круг»); в русской кадрили от 3 до 14 фигур (тогда как во французской кадрили 5-6 фигур); в русской кадрили названия фигур четко соответствуют содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи»); русская кадриль впитала в себя элементы пляски и перепляса, в ней появились фигуры «перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом», каждая фигура отделяется от последующей (паузой, объявлением названия следующей фигуры, притопом, хлоп¬ком или поклоном всех исполнителей); в русской кадрили появились новые фигуры: «вальс», «полька», большинство фигур заканчивается кружением в парах, названия фигур происходят от названия места быто¬вания кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская»). По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили.

    Народно-сценический танец возник как симбиоз культуры исполнения классического, народно-характерного танца и самобытных фольклорных источников. Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Это в определенной мере переосмысление элементов народной хореографии, отвечающих одному из трех подходов к фольклору: 1) обработка народной пляски с полным изложением этнографического варианта, 2) фантазия на тему этнографического образца с частичным его изложением, 3) сочинение хореографии без видимого обращения к фольклорному первоисточнику. Первый подход представлен в таких, например, композициях, как «Девятка» П. Вирского, «Тимоня» Т. Устиновой. Второй подход особенно полно и талантливо наблюдается в творчестве И. Моисеева. Третий выявляется в постановках Н. Надеждиной (возможны и другие примеры). Однако существует и четвертый подход, стоящий несколько отдельно от первых трех. Его смысл заключается в переосмыслении не фольклорного первоисточника, а предшествующего результата сценической интерпретации образца народного творчества, причем, в многократном переосмыслении. Первооткрыватели ансамблевого движения создали первые сценические танцы на основе фольклорного материала. Первое поколение продолжателей жанра переосмыслило уже не фольклор, а сценические танцы. Второе поколение переосмыслило соответственно результат своих предшественников и т. д. В результате произошло большое удаление современных народно-сценических танцев от первоисточника — народного творчества.
    Понятие народная хореография тождественно равно народному танцу.

    Танец ‒ это совокупность взаимосвязанных и мотивированных простран­ственных и временных качеств движения; из этой совокупности и развивается форма танца.(Кукин,Лапин)

    Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям). (Климов)

    Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного  творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа.

    Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер стиль, определив особенности русской манеры исполнения наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

    В традиционной русской культуре народная хореография занимает не последнюю роль. Народную художественную культуру представляют в виде структуры, в которую в настоящее время относят: фольклор, бытовой любительское творчество, фольклоризм, художественная самодеятельность.

    Ученые пытались представить структуру художественной самодеятельности с точки зрения видовой классификации (театральной, музыкальной, хоровой, хореографической) и жанров, ее составляющих.

    В народной художественной культуре народная хореография по праву занимает одно из центральных мест. Особое значение этот вид искусства приобретает в сочетании с песней. Её связь с музыкальным фольклором наложило отпечаток на характер и стиль исполнения.

    Так как танец имеет прямую связь не только с песенным творчеством, но и с костюмом, климатическими и географическими условиями, историей заселения, традициями региона, жизненным укладом можно утверждать, что у каждой танцевальной традиции есть региональные особенности.

    Территория нашей страны разделена на регионы и в соответствии с этим делением определены региональные особенности русской народной танцевальной традиции.

    Север России. Архангельская, Вологодская, часть Костромской, Ленинградская обл

    к особенностям относятся: стройность, благородство движений, характерные особенности орнамента. Характерными являлись линейными построение.

    Хороводы на севере России в отделе в основном шалями на руках или плечах. игровые хороводы севера исполнялись с юношами. шали в ней не присутствовали,но были палатки делали различные фигуры застенок, столбы, Круг. орнаментальные хороводы- парад невест. игровые хороводы их по-другому называли «петровщина», так как был праздник Петров день. но на севере бытует и быстрые хороводы: задорные корзиночка, змейка, капустка, во лузях, но строгость и грациозность в этих хороводах сохранялось. на севере хороводы гуляли играли, водили ходили. не только на улице (длинные тяжелые сарафаны, высокие головной убор, шали, душегреи, способствовали плавность и величавость и движения хоровода строгое воспитание в семью выработала у девушек характерные степенность и достоинства. в городах севера полностью отсутствуют поцелуи - заменяются подарком.

    В северном регионе танцевали не только хороводы( преимущественно линейные) ,а так же танцевали ланьсье( ланцет), Кадриль Архангельская область с.Дорогорское Ленинградская «оятская», Волховская групповая пляска «пляска с рогульками» (село хотеново), восьмерка, девятка, массовый пляс общий плясовая рассыпная в 12 колен.

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта