Главная страница
Навигация по странице:

  • Поволжье

  • Система музыкальных жанров

  • Вопрос 21. Система жанров традиционной песенной культуры Южного Урала

  • Вопрос 22. Методика освоения локальных песенных традиций в фольклорном коллективе

  • (Особенности методики обучения детей народному пению)

  • Общая характеристика детского фольклора.

  • Вопрос 23. Народное декоративно-прикладное творчество: сущность, структура, функции

  • Традиционные виды, материалы русского декоративно-прикладного искусства: художественная керамика.

  • 4. Дать представление о прикладных исследованиях по проблеме художественных промыслов.

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница16 из 22
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22

    Среднерусская традиция.

    Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей, то есть распространена в Московской, Владимирской, Нижегородской и других центральных областях. Ее возникновение приходится на период укрепления Московского государства в ХVI–ХVII вв. Позже к этой песенной традиции стали относить и музыкальный фольклор Ивановской, Ярославской и Тверской областей. Черты и центральной, и южно-русской культуры несет в себе фольклор Калужской, Тульской и Рязанской областей. В среднерусской традиции преобладание жанра лирической песни.

    Лирическая песня центра России несет в себе и особую идейно-художественную нагрузку. На всех, даже на инструментальных произведениях ощущается явное тяготение к лирике. Это сказывается на структуре и эстетических особенностях свадебного обряда: в нем преобладает лирическое настроение. Лирические песни становятся фактически драматургическим ядром свадебного обряда. Еще одним доминирующим жанром свадебного обряда являются величальные песни, хотя они носят очень жизнеутверждающий, бодрый характер и часто сопровождаются плясовыми движениями. В этом проявляется близость с южно-русской традицией. Среди хороводных песен центра России преобладают плавные, неторопливые. Они также очень лиричны. Для среднерусского хоровода очень характерно участие солистов танцоров, подкрепляющих смысл песни плясовыми движениями Их выразительные движения руками в фольклорной традиции называются «рассуждениями». Спокойствие является важной особенностью песенной традиции среднерусского фольклора. Песни более поздних жанров (кадрильные и частушки) также исполняются спокойно, неторопливо, с мягким лирическим настроением. Среднерусская вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные особые черты, к которым относятся артикуляция, близкое к разговорному произнесение слова. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоком регистрах, очень мягко и собранно....

    Сибирь, Урал Поволжье
    Урал и Сибирь осваивали казаки – переселенцы из других регионов России.

    На Урал после казаков приехал Демидов, строил железоделательные заводы. Выкупал крестьян целыми деревнями в Пензенской, Брянской, Смоленской губерниях. Это были приписные при заводах.

    Произошло смешение культур – это территории «вторичной локализации», т.е. коренное население + переселенцы.

    Поволжье: татары, мордва, марийцы + русские

    Урал: татары, башкиры + русские. На Среднем Урале переселенцы в основном с рус.севера, с Вологды, «пермяки», - «окают», «ч» заменяют на «щ».

    Тула, Липецк и др.юго-западные и центр.западные переселенцы «акают». На Южном Урале переселенцы с западных регионов в основном.

    Система музыкальных жанров: сильны казачьи традиции.

    Уральские (яицкие), оренбургские, а также астраханские казаки в целом следуют художественным традициям донского войска.
    Южный Урал относится к Оренбургскому казачьему войску. Много лирики, и женской, и мужской.

    Календарные песни тоже есть.

    Сильна традиция кадрильная (как и в Сибири)
    В музыкальном фольклоре Урала (Пермской, Екатеринбургской, Челябинской областей) соединяются традиции Севера, Поволжья и Сибири. Поскольку освоение уральских земель осуществлялось, главным образом, переселенцами из северных районов (Новгорода, Архангельска, Вологды, Костромы, Вятки) и верхнего Поволжья, мелодические особенности данных регионов были привнесены на уральскую землю. Уральский фольклор также испытал воздействие культуры аборигенных районов, а также переселенцев с юга России, ассимилированных в русской среде. Кроме того, на уральский фольклор оказали влияние песенные традиции народов Поволжья. В результате сформировалась особая народная музыкальная культура Урала. Местная манера исполнения песен проявляется в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Крайне сложной и прихотливой является метроритмика уральских свадебных песен, чередующая двухдольные, трехдольные, пятидольные, семидольные построения.

    В Челяб.обл. у Оренбургского казачества сохранился жанр исторических песен.

    Лирика + фрагменты свадебного обряда.

    В горно-заводской зоне жанр духовных стихов ( вт.ч. 3х и 4х голосных)

    Молодецкие (в т.ч. «разбойничьи» песни), которые пошли от беглых крестьян.

    Тюремные песни, неволничьи. (в т.ч. в Сибири). В Челяб. была пересыльная тюрьма. В Омске, Томске, Тобольске еще больше таких песен. Тюремные песни потом перешли в городские застольные. Тюремная лирика из протяжных перешла в мажорные. «По диким степям Забайкалья»

    Лирика «Уж ты батюшка сизой Урал».

    Плясовые песни не сложные, приближены к кадрилям.

    Муз.инструменты: гармошка, балалайка. У уральских- мандолина. Жалейка редко.
    В Сибирском фольклоре существуют несколько достаточно обособленных и самобытных традиций. Среди них можно выделить фольклор старожилов. Он принадлежит потомкам тех, кто поселился в Сибири в ХVII – начале ХVIII вв. Еще одну группу представляет песенная культура староверов. Среди них выделяется песенная традиция «семейских», проживающих в Забайкалье, и «поляков», осевших на Алтае после указа Екатерины II. Особую культурную традицию представляют обычаи сибирского казачества, отдельную группу представляют песенные традиции поздних переселенцев.


    Традиция старожилов доминирует в местном фольклоре. Все остальные, более поздние традиции фактически сложились под ее влиянием. Эта манера исполнения народной песни встречается на Алтае, в Томской области, на Илиме, Нижней Тунгуске. Основное ее качество – большая собранность, строгость и суровость. Песни старожилов часто звучат в предельно низком, «угрюмом» регистре, для них характерен медленный или достаточно умеренный темп.

    К стилевым признакам сибирского многоголосия можно отнести параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса. Характерна также опора на обиходный звукоряд (звукоряд, лежащий в основе древнерусской церковной монодии, знаменного распева). Песенные строфы, как правило, отделены одна от другой. Внутри песенных строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. Нередко они попадают на середину слова. На свадьбе, обряд которой близок к северному, звучат строгие по характеру, степные песни лирического либо лиро-эпического содержания. Преобладающей является протяжная «проголосная» песня.
    Совсем иной представляется песенная традиция семейских. Они являются потомками старообрядцев Забайкалья. Художественный колорит этих песен очень яркий и броский. Песни семейских имеют бодрый, волевой характер. Стилевая особенность их насыщена по звучанию, фактура многоголосна. В основе многоголосья доминирование двух ведущих певцов – баса и тенора. Остальные участники ансамбля заполняют звуковое пространство между этими крайними голосами. Тесное расположение голосов и их взаимодействие по принципу контрастной полифонии приводит к тому, что в хоровой фактуре по вертикали постоянно возникают терпкие, жесткие созвучия. Поэтому, несмотря на «спокойный» средний регистр, песни звучат весьма напряженно и насыщенно.

    В фольклоре семейских, проживавших в инокультурном окружении оказались законсервированными некоторые средневековые традиции певческого искусства, столь интересные для современных исследователей.

    Очень оригинальна традиция алтайских казаков. Эта традиция очень близка манере вокализации, распространенной у казаков Дона, Урала, Терека. Однако для сибирских казачьих песен свойственны мягкость и лиризм. Алтайские казаки поют в низком грудном регистре, негромко, как бы напевая. Песни так же имеют развитую многоголосную фактуру. У поздних переселенцев Сибири особенности песенной манеры проявляются, прежде всего, в репертуаре. Многие обрядовые песни наследуют традиции исполнения той местности, откуда прибыли переселенцы. Лирический же песенный репертуар близок традициям старожилов. В сибирском репертуаре также преобладают тюремные песни, что связано с особым социально-политическим статусом местного края.


    Вопрос 21. Система жанров традиционной песенной культуры

    Южного Урала

    Аннотация. Песенная культура русского населения Уральского региона. Особенности традиционной песенной культуры Урала. Предпосылки формирования и структура уральской песенной традиции. История собирания и изучения песенного фольклора на Урале. Система песенных жанров русского населения Уральского региона. Приуроченные (обрядовые) и неприуроченные жанры. Современное состояние песенных традиций на Южном Урале.

    Проблемы реконструкции празднично-игровой и обрядовой культуры в современных городских условиях.

    Вопрос 22. Методика освоения локальных песенных традиций в фольклорном коллективе

    Аннотация. Фольклорный ансамбль как особый вид творческого коллектива. Любительские, профессиональные и учебные фольклорные ансамбли. Формы и методы использования экспедиционных материалов в практике фольклорного ансамбля. Различные формы использования фольклорных материалов: обработка, воспроизведение-реконструкция, освоение певческой традиции в аутентичной форме. Принципы освоения народных певческих традиций. Процесс «восприятие-освоение-воссоздание» народной песни. Отражение жанровой специфики народной песни на исполнительском уровне.

    Методика освоения народных певческих традиций в учебных, профессиональных и любительских коллективах. Специфика работы детской фольклорной студии. Основы репетиционной работы. Методы развития голосового аппарата. Взаимосвязь хореографии с инструментальной музыкой и песенными формами. Организационные формы исполнительской деятельности фольклорного ансамбля.
    (Особенности методики обучения детей народному пению)

    Начиная с 90-х годов и по сей день начинается активное формирование и развитие количества фольклорных коллективов. Открываются отделения в училищах и вузах.

    Основная цель – это сохранение, развитие, освоение, пропаганда подлинной народной культуры.

    Материалы Жулановой, Кабанова.

    Это направление вызывает множество вопросов и проблем и для руководителя и для участников.

    Вопросы репертуара (подбор репертуара):

    - экспедиционная деятельность;

    - участие в смотрах художественной самодеятельности, фестивалях (обмен материалом);

    - посещение мастер – классов;

    - организация встреч;

    - покупка музыкальных сборников;

    - интернет;

    - аудио и видео диски.

    Поддержка государства вашего направления:

    Должны быть хорошими менеджерами, организаторами.

    Подготовка высоко квалифицированных кадров.

    Сотрудничество и взаимодействие с различными организациями:

    - дома народного творчества;

    - этнокультурные центры;

    - клубы;

    - кружки;

    - студии;

    - ДК.
    Основные принципы методики обучения детей основам народного пения:

    - последовательность усложнения певческого материала;

    - гибкое применение способов разучивания произведений – сочетание последовательной переработки его фрагментов с пением «за следом» (подпевание за более опытным исполнителем);

    - обучение посредством аудио и видео записей (перенимание элементов традиции детьми друг у друга в игровой и самостоятельной деятельности, специальных заданиях с педагогами, встречах с другими детскими фольклорными коллективами);

    - постоянное включение элементов творчества, варьирование на занятиях с детьми, развитие основных певческих навыков (дыхание, звуковедение, дикция, манера пения и говора – основа методики обучения детей народному пению).

    Составляя репертуар детского фольклорного ансамбля надо использовать песни различных жанров, адаптировать их для исполнения детьми, учитывая их голосовые данные и возможности.Отбор произведений всегда был и остается острой практической проблемой. Выбор репертуара – процесс творческий, требующий знаний законов восприятия и умения моделировать сочетание песен различных жанров. Руководитель также должен знать закономерность муз.-певческого развития школьника и уметь предугадать динамику этого развития. Подбирая муз. материал, надо учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость поющих резко повышается, если разучивание песни слишком сложны, не продумана методика ведения занятия.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ :

    1.Развивать голос следует исходя из примарных тонов, т.е. совершенствовать звучание наиболее естественных звуков, постепенно расширяя диапазон до ч.8. Народные песни благодаря мелодичности и удобству диапазона составляют благоприятную почву для естественного развития детских голосов;

    2. Работать в определенном диапазоне.

    3. Использовать мелодичный материал, особенно на начальных этапах обучения.

    4. Не усложнять мелодический материал,т.е. не увеличивать диапазон, при этом постепенно повышать требования, осознанность.

    5. Добиваться оптимизации тембра.т.е. достижения наилучшего тембра.

    6. Многократно отрабатывать основные качества звучания(близкий посыл звука, звонкость, певучесть звука, компактность звучания и т.д.) совершенствовать их и закреплять в повторении. Работа эта не завершится никогда.

    7. К работе над качеством звука подходить через эмоцию, что особенно важно в работе с детьми. На первых этапах работы, используя не столько методические принципы, сколько формировать звук с помощью эмоционально-художественных представлений.

    8. Постоянно использовать связь речевого стереотипа и певческого.

    9. Поощрять сильные стороны, не слишком акцентируя внимание на недостатках.

    10.Проводить индивидуальную работу(развитие индивидуальных задатков и работа над недостатками).

    Общая характеристика детского фольклора.

    Неполностью изучено.

    1. Взрослый фольклор для детей.

      1. Для самых младших (до 3-4 лет).

        1. Колыбельная. Для сольного исполнения. Довольно древние, имели заговорный характер. Часто имеет персонажей кота и мышь – хтоническое существо.

        2. Пестушки и потешки. Обязательно игровые, сопровождаются движениями.

      2. Возраст с 4–х до 6-ти. Ролевая деятельность.

        1. Прибаутки.

        2. Перевертыши. Жанр открыт Чуковским. Тексты, в которых намеренно перепутаны действия и лица.

        3. Сказки. Кумулятивные, про животных, волшебные, адаптированные для детей. Бытовую сказку не рассказывали никогда!

    2. Собственно детский фольклор. Жанры, возникшие в детском социуме от 7 до 12 лет.

      1. Заклички и приговорки.

      2. Игровой фольклор.

        1. Приглашение.

        2. Жеребьевка (считалочки).

        3. Тексты водящего.

    3. Внеигровой фольклор. Тексты ориентированы на организацию общения и коммуникацию в обществе.

      1. Дразнилки и поддевки.

        1. Связанные с именем.

        2. Связанные с устройством нравственного кодекса группы.

        3. Инициация новичка.

      2. Скороговорки.

      3. Словесная игра.

      4. Детская фольклорная проза.

      5. Школьный фольклор.


    Вопрос 23. Народное декоративно-прикладное творчество: сущность, структура, функции

    Аннотация. Определение понятия «декоративно-прикладное творчество». Функции, структура и типология декоративно-прикладного творчества.

    Ветви декоративно-прикладного творчества: декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство. Направления: традиционное и современное. Специфика социально-эстетического механизма бытования изделий декоративно-прикладного и изобразительного творчества, способа изготовления и оценки. Традиционность произведений декоративно-прикладного творчества. Общенациональные формы декоративно-прикладного творчества.
    Нар ДПТ - это сложное и многогранное явление, включающее в себя различные направления, виды, формы, которых объединяет сочетание практической целесообразности изделий с красотой их внешнего облика, традиции НХИ основаны на идее единства человека и природы. Существует также художественная обработка дерева. Резьба и роспись по дереву.Богородская резьба из мягкого дерева, скульптуры и игрушки,топором, ножом. Образцово-кудринская резьба - плоскорельефная резьба, резаком, орнамент растений. Трехгренновыемчатая резьба с помощью стамесок разного размера, для оформления шкатулок, коробок. Орнамент из кругов составляется из трехгранных выемок на поверхности изделия. Изделия из бересты (цельные сосуды) плетенные. Особенно резьба по бересте использовалась на рус.севере, притуплиным шилом наносится рисунок и роспись по бересте, дереву и керамике. Хохломская роспись возникла в 17 веке., название от села Хохлома Нижегородской области. Декоративная роспись на деревянных изделиях - изображение растений, выполненная красным и черным (реже зеленым), тонами и золотом по золотистому фону. Свободное письмо без предварительного рисунка. Орнамент два вида: травный и под фон. Городецкая роспись - г. Городец. - яркая локаничнаяроспить с изображением жанровых сценок, фигурок, коней, петухов, цветочных узоров. Выполнено свободным мазком с белом и черной графической обводкой, украшало прялки, мебель, ставни, двери.

    Существуют школы народных мастеров:

    1)пермогорская роспись - архангельская обл, - белофонная роспись, основа - растительный элемент

    2)борецкая роспись - север

    3)пучужская роспись

    4)ракульскаяроспить - украшения прялок, птица в квадрате

    5)мезенская роспись

    6)жостовскаяроспить - возникла в начале 19 века (декоративная роспись маслом на метале, подносах с покрытием лака, изображались букеты, фрукты, яркими красками на черном или цветочном фоне)

    В начале формирования стиля жостовсике мастера увлеклись сюжетной тематикой - сюжеты "троек", "чаепитий","гуляний" и других сцен народной жизни, что было приянто простому люду. В дальнейшем основным сюжетом стала цветочная орнаментированная роспить. Располагала к изображению букетов, гирлянд, цветов, своеобразных декоративных натюрмортов.
    Традиционные виды, материалы русского декоративно-прикладного искусства: художественная керамика.

    Керамика славян заметно развивается с V – VII веков. Основное средство декорации предметов – орнамент, преимущественно геометрический, который композиционно часто сведен в круг и неритмичен в отношении элементов орнамента. Именно так выглядят так называемые календарные орнаменты. В орнаменте чаши трехручной из Лепесовки, VI век представлен годовой цикл с акцентами на ритуальной стороне жизни человека в течение года. Орнамент представлен на чаше в двух плоскостях: по внешнему краю отверстия чаши и по внутренней его кайме, которая для нанесения орнамента была расширена и уплощена мастером. Орнамент по внешней части чаши представляет собой ленту зигзага – устойчивого знака воды в славянской культуре. Орнамент внутренней каймы представляет собой также замкнутую ленту, состоящую из 12-ти секций – клейм неповторяющегося рисунка. Двенадцать клейм, составляющие замкнутый круг, представляют собой двенадцать месяцев, образующих годовой цикл. Наиболее важным моментом этого орнамента является фиксация им времени зажжения священного огня как фиксация «узловых точек» года, его основных астрономических дат – зимнего и летнего солнцестояния и весеннего равноденствия. Орнамент есть средство включения человека в закон существования Космоса – в цикличность года, где деятельность человека регламентирована условиями Космоса, так в клейма включена символика деятельности человека – ритуал, земледелие, охота и т.д., соответствующая месяцам. Благодатность жизни человека достижима именно посредством согласованности его существования, его деятельности (как культовой, так и бытовой) с Космическими условиями в их мифологической целостности.

    Керамика Киевской Руси XI – XIII веков достигла своего совершенства: горновой обжиг (обжиг при высоких температурах); широкий спектр видов изделий: миски, блюда, ковши, рукомои, фонари-кувшины, светильники и проч.; обмен формами с византийской стороной: корчага – большая двуручная амфора.

    Орнамент керамических изделий Киевской Руси широко развивается, включает в себя как славянские традиции, так и заимствования. Орнамент изделия предельно подчеркивает его конструкт и функционально важные части: располагается либо на плечах сосуда, либо по самой выпуклой части тулова, охватывая сосуд кругом; выделяет ручки и кромки. Распространены надписи на сосудах, которые выполнены по сырой глине. Технологии орнаментирования керамики весьма разнообразны: широкий линейно-волновой орнамент – создается острием палочки при вращении на кругу; следы гребенки – отпечаток палочки, обмотанной шнурком; штампы: ромб с сетчатым узором, трубчатая кость, зубчатое колесико, кость-«арочка».

    Технологии нанесения эмалей и глазури: распространена полива – слой глазури на поверхности керамики, полученный поливкой глиняного изделия жидкой глазурью с последующим обжигом; цвета глазури и эмалей – белый, желтый, синий, зеленый, коричнево-красный. Наиболее распространена «муравленая» керамика – в глазури зеленого цвета.

    Чаша плоская, найденная на Тамани, XI век. Центральная композиция представляет собой традиционное славянское изображение птиц у Древа Жизни. Плавность линий и скругленность форм являет подчиненность всей композиции форме круга. В оформлении каймы чаши использован орнамент «городки», характерный своей полихромией (используются синий, зеленый, коричневый, желтый цвета).

    В области керамики XVI век характеризуется распространением изделий из белой глины, появлением копченой (мореной) и лощеной керамики, а также техники белого ангоба на красном черепке: ангоб – тонкий слой хорошо проработанной глины, покрывающий более грубый черепок; копчение – технология окончания обжига посредством сильно коптящего пламени, когда элементы железа красной глины приобретают черный цвет, а поры керамики пропитываются копотью; лощение – заглаживание поверхности сосуда перед обжигом костью, камнем, кожей в виде орнамента или сплошь, лощеные места приобретают блеск; чернолощеная керамика – совмещение технологий копчения и лощения в одном изделии; наиболее распространена в XVI – XVII веках.

    Сильный рост ассортимента изделий – обмен формами в растущих контактах с другими странами: кухля – горизонтальный бочонок, стоящий на четырех коротких ножках с горизонтальной ручкой наверху; кухля лощеная, XVII век; кумган («сосуд пустыни») – форма, заимствованная с Ближнего Востока, чайничного типа вытянутых пропорций с симметричным уравновешиванием носика и ручки (кумган из Исторического музея в Москве, XVII век); фляги – форма тулова в виде выпуклого в обеих сторон диска или лежащего на боку цилиндра, стоящая на округлом ребре с помощью четырех конических ножек, имеет небольшую шейку и два ушка для подвешивания. Стенки фляг украшены рельефными композициями, центрированными и вписанными в круг – изготовляются в резных формах. Традиционные сюжеты: птицы у Древа Жизни, многоглавый дракон и т.д. Муравленые фляги: традиционный цвет глазури – зеленый; Муравленые фляги, XVII век.

    4. Дать представление о прикладных исследованиях по проблеме художественных промыслов.

    Сучкова С. Ю. «Развитие потенциала конкуренто – способности товаров народных художественных промыслов» (дис.). В диссертации анализируются возможности повышения на практике способности товаров народных художественных промыслов к конкурентоспособности на рынке.

    Толбузина Т.В. «Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно – прикладного искусства» (дис.). Практическая значимость: разработаны специальные курсы: непрерывное профессиональное образование, правовые аспекты деятельности будущего художника в народно – прикладном искусстве. Полученные результаты могут быть использованы при организации учебно – воспитательного процесса в учреждениях непрерывного профессионального образования, центрах повышения педагогического мастерства в местах возникновения и бытования народных художественных промыслов.

    Давалева Д. А. « Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно – прикладного искусства» (дис.). Практическая значимость: разработана и внедрена в учебный процесс общеобразовательных учреждений. Материалы могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства, а также организации внеурочной деятельности учащихся.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22


    написать администратору сайта